- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа элективного курса для начальной школы
Программа элективного курса для начальной школы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шульц Т.В. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
9
Много ль известно вам мест, где случается чудо
Мест, где творится история наша с тобой?
Здесь родились и рождаются лучшие люди,
И называется это Югорской Землей.
Программа элективного курса
"Странички истории земли Югорской"
Автор: Шульц Татьяна Викторовна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории МОБУ «Пойковская СОШ №2».
-
Предисловие.
-
Пояснительная записка.
-
Цели и задачи курса.
-
Основные задачи.
-
Знания и умения.
-
Формы и методы.
-
Формы домашних заданий.
-
Содержание курса.
-
Учебно-тематический план.
-
Формы контроля и уровня достижений.
-
Система оценивания.
-
Предлагаемые формы творческих работ учащихся.
-
Литература.
-
Методические рекомендации к проведению уроков.
Предисловие
Настоящий курс представляет собой систематический сборник разработанных занятий по краеведению. Отбор материала проведен с учетом возрастных особенностей младших школьников. Методическая разработка может быть рекомендована учителям начальных классов общеобразовательных школ в подготовке классных часов, бесед, экскурсий по родному поселку, либо в качестве факультатива или краеведческого кружка; для педагогов дополнительного образования, а также воспитателей дошкольных учреждений, поскольку имеет комплексное развивающее значение и создает здоровую основу для уважения к истории малой, а через нее большой Родины, следовательно, закладывает нравственный фундамент целостной личности, готовой конструктивно работать для приумножения славы и богатства своего края, своей страны.
Пояснительная записка.
История родного края - основа нашего культурно-исторического богатства. Из ее бесчисленных животворных
родников образуется полноводный и величественный поток отечественной истории. Знания прошлого своего
края обогащает человека духовно. Опыт работы в школе показывает, что учащиеся очень мало знают о своей малой родине. Они не знают ее географию, историческое прошлое, а ведь у многих ребят родители прожили на Югорской земле не один десяток лет, и эта земля стала родиной для наших детей. Поэтому я предлагаю очень простую, но очень нужную программу "Странички истории земли Югорской" в рамках регионального компонента по краеведенью в начальной школе.
Значение курса связано, прежде всего, с усвоением детьми необходимых практических навыков и умений, с обогащением их исторической памяти, словаря и общего кругозора. А уникальная история Югорской земли вызывает потребность в собственном образно-художественном воплощении мыслей и чувств: в рисунках, фотографиях, поделках, стихотворениях, тематических сочинениях. Проверка усвоенных детьми знаний происходит главным образом в ходе совместных практических действий и обсуждений, в живом, спонтанном процессе "рождение истины", т.е. групповая выработка выводов.
Актуальность данного курса обуславливается тем, что именно начальная школа является важнейшим периодом для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своей малой Родины. Получая знания о прошлом, настоящем своего края, о его культуре, социальной жизни, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «История ХМАО с древности до наших времен», «География Ханты- Мансийского автономного округа» и др.
Объем курса " Странички истории земли Югорской" рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся начальных классов.
Цель курса:
Формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе. Способствовать формированию чувства гражданской позиции, через изучение региональной и локальной истории. Формировать чувство гражданской ответственности перед прошлым, настоящим и будущем родного края.
Развивать познавательный интерес к истории своего края.
Основные задачи:
1. Обучающие:
Дать знания о истории возникновения Древней Югры, о ее современной столице- Ханты- Мансийске, населении и культуре коренных жителей в настоящее время, познакомить с понятиями «Округ», «Район», «Населенный пункт», «Символы: флаг, герб, гимн».Дать полное представление о Нефтеюганском районе, его населенных пунктах, о своей малой родине п.г.т Пойковском.
2. Развивающие:
Развитие основ исследовательской деятельности в рамках данного курса через вовлечение учащихся в поисковую работу;
Развитие познавательного интереса к знаниям о родном крае;
Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных форм проведения занятий.
3. Воспитательные:
Способствовать формированию толерантности (через изучение истории своего края научиться понимать и уважать историю и традиции других народов).
В результате творческой деятельности учащиеся должны
знать:
-
Историю Древней Югры;
-
Представителей растительного и животного мира;
-
Подземные богатства Югры:н ефть, газ, каменный уголь и т.д
-
Представителей коренного населения, их образ жизни и культуру;
-
Столицу Югры -Ханты-Мансийск, ее символы (фла,г. герб, гимн);
-
Основные населенные пункты Нефтеюганского района,его символы (флаг, герб, гимн) ;
-
Этапы развития нашего поселка Пойковский, его основные достопримечательности;
-
Основные профессии округа;
-
Творчество местных поэтов и композиторов;
-
Биографию знаменитых людей Поселка;
-
Спортивные направления родного поселка;
-
Религиозную жизнь поселка. Свято- Троицкий храм и мечеть Рахимулла.
уметь:
-
Рассказывать историю Древней Югры;
-
Называть наиболее ярких представителей животного и растительного мира Югры;
-
Называть основные полезные ископаемые;
-
Располагать события в хронологической последовательности;
-
Называть представителей коренного населения их традиционные занятия и предметы быта;
-
Называть символы Ханты- Мансийска, его основные достопримечательности;
-
Различать основные населенные пункты Нефтеюганского района;
-
Рассказывать историю развития своего поселка, называть его главные достопримечательности;
-
Называть основные профессии нашего округа;
-
Рассказывать о замечательных людях родного поселка: поэтах, участниках ВОВ и чеченской войны;
-
Рассказывать о развитии православия и ислама;
-
Называть самых ярких спортсменов родного поселка.
Требования к общеучебным умениям:
-
находить источники информации;
-
отбирать наиболее значимый материал;
-
перерабатывать полученную информацию;
-
располагать события в хронологической последовательности;
-
формулировать вопросы и проблемы и искать пути их решения;
-
делать выводы на основе полученной информации, выражая при этом свое отношение к анализируемым событиям;
-
грамотно оформлять результаты работ;
-
презентовать полученные результаты и опыт.
Формы и методы работы:
-
работа с архивным материалом,
-
с источниками массовой информации,
-
с толковым словарем;
-
изучение литературы, связанной с историей своего родного края;
-
беседа со старожилами поселка;
-
фотосъемки, видеосъемки.
Формы домашних заданий:
-
нарисовать рисунок по теме;
-
написать сочинение по плану;
-
составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.;
-
подобрать статьи и иллюстративный материал из газет и
журналов по теме;
-
написать стихотворение;
-
создать слайд. презентацию.
Содержание курса:
-
Изучение истории образования Югры (2 часа).
-
Природа земли Югорской (3 часа).
-
Подземные богатства Югры. Нефть, газ, каменный уголь и т.д. (2 часа)
-
Коренное население: образ жизни и культура (3 часа).
-
Ознакомление с особенностями развития Ханты- Мансийского автономного округа сегодня (1 час).
-
Ознакомление с основными достопримечательностями города Ханты- Мансийска (2 часа).
-
Нефтеюганский район- часть Югры (3 часа).
-
Пойковский- моя малая родина (2часа).
-
Духовная жизнь Пойковчан (1 час).
-
Спортивная жизнь поселка. Шахматы(2 часа).
-
Экскурсии по достопримечательностям поселка. Посещение музея, детской библиотеки, Югра- парка, шахматной школы (4 часа).
-
Основные профессии нашего округа (2 час).
-
«Поэзии волшебная строка». Пойковский в стихах и песнях. Местные поэты (2 часа).
-
Богатство наше- наши люди. Знакомство с ветеранами ВОВ и героями чеченской войны. Аллея славы. (2 часа).
-
Урок-«Проба пера» (2 часа).Творческая мастерская.
-
Подведение уроков курса (1 час). Тесты, кроссворды, творческие работы учащихся.
Учебно-тематический план:
№
Кол-во
часов.
Тема занятия.
Цели занятия.
Формы проведения занятий
Виды контроля.
1-2
2
Путешествие в Древнюю Югру.
Рассказать историю образования Югры, о ее прошлом.
Лекция с элементами беседы.
Тестовый контроль.
3-5
3
Природа земли Югорской.
Познакомить с представителями животного и растительного мира.
Лекция с элементами беседы.
Тестовый контроль, кроссворд, рисунок.
6-7
2
Подземные богатства Югры. Нефть, газ, каменный уголь.
Познакомить с полезными ископаемыми Югры: Нефть, газ, каменный уголь.
Лекция с элементами беседы.
Защита рефератов.
8-10
3
Коренное население: образ жизни и культура.
Познакомить с представителями коренного населения их образом жизни и культурой.
Лекция с элементами беседы.
Защита рефератов.
11
1
Ханты- Мансийский автономный округ сегодня.
Дать представление о Ханты-Мансийском автономном округе.
Лекция с элементами беседы.
Защита рефератов.
12-13
2
Центр округа- Ханты- Мансийск..
Познакомить с центром округа- Ханты-Мансийском, его историей, символикой и достопримечательностями.
Заочная экскурсия.
Защита рекламного буклета.
14-16
3
Нефтеюганский район- часть Югры.
Познакомить с основными населенными пунктами Нефтеюганского района.
Работа с документами в группах.
Защита презентаций.
17-18
2
Пойковский- моя малая родина.
Познакомить с основными этапами развития нашего поселка, с его достопримечательностями сегодня..
Урок- путешествие.
Фотовыставка.
19
1
Духовная жизнь Пойковчан.
Познакомить с основными религиями в поселке.
Лекция с элементами беседы
Защита рефератов.
20-21
2
Спортивная жизнь поселка. Шахматы.
Познакомить с основными спортивными направлениями в поселке.
Лекция с элементами беседы
Интервью у известных спортсменов посёлка.
22-25
4
Экскурсии по достопримечательностям поселка.
Познакомить с достопримечательностями поселка. Посещение музея, центральной библиотеки, Югра-парка, шахматной школы.
Уроки-экскурсии.
Путеводитель по Пойковскому.
26-27
2
Профессии наших родителей.
Обобщить знания об основных профессиях округа.
Защита рефератов.
28-29
2
«Поэзии волшебная строка».
Познакомить с творчеством местных поэтов и композиторов.
Урок-конкурс чтецов.
Подбор стихов о поселке.
30-31
2
Богатство наше- наши люди. Аллея славы.
Познакомить с «Аллеей славы», биографией лучших людей поселка.
Урок- экскурсия.
Интервью у известных людей посёлка. Фотовыставка «Знаменитые люди поселка».
32-33
2
Урок-«Проба пера».
Формировать творческие способности через написание собственных сочинений о родном поселке.
Творческая мастерская.
Сочинение стихотворений о родном поселке. Написание сочинений.
34
1
Итоговое занятие.
Подведение итогов.
Викторина.
Тестовый контроль
Формы контроля и уровня достижений:
Целью коммуникативно-ориентированного контроля является установление соответствия между реальным уровнем сформированности компетенций у учеников и требованиями программы.
В качестве объектов контроля и оценивания выступают:
-
образовательная компетентность (способы приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных);
-
информационная компетентность (владение навыками интерпретации, систематизации, критического оценивания и анализа полученной информации с позиции решаемой им задачи, использования полученной информации при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурирования имеющейся информации, представления ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации);
Текущий контроль предполагается проводить в виде тестов, творческих работ (письменных, сценических постановках, слайдовых презентаций и т. д.). Оценка выставляется по пятибалльной системе. Широко используется товарищеская и самооценка.
Система оценивания:
Высказывание в форме рассказа (защита рефератов и сообщений).
Оценка «5» - высказывание связное и логически последовательное. Диапазон лексических единиц
достаточно широк. Нет ошибок, нарушающих коммуникацию. Речь ученика
эмоционально окрашена, выражено собственное мнение.
Оценка «4»- высказывание связное и логически последовательное, но есть отдельные ошибки,
нарушающие коммуникацию. Имеется попытка выразить собственное мнение.
Оценка «3»- объем высказывания ниже нормы. Присутствуют лексические ошибки. Нарушена
последовательность высказывания. Поставленная речевая задача решена только в
основном.
Оценка «2»- Ученик не справился или частично справился с поставленной речевой задачей.
Допустил большое количество лексических ошибок. Высказывание было
небольшим по объему.
Тестирование
Оценка «5» - 100 - 85 % выполненного верно задания.
Оценка «4» - 70 - 84 %
Оценка «3» - 69 - 50 %
Оценка «2» - менее 50%
Предлагаемые формы творческих работ учащихся.
-
Проект «Биография моего предка».
-
Проект «Выставка семейных реликвий».
-
Проект «Моё генеалогическое древо».
-
Фотовыставка «Пойковский - моя малая родина».
-
Фотовыставка «Знаменитые пойковчане».
-
Фотовыставка «Моя семья».
-
Интервью у известных людей посёлка Пойковский.
-
Стенгазета «Моя малая родина».
-
Рукописный журнал «Моя родина».
-
Путеводитель по посёлку Пойковский.
-
Групповой проект «Исследуем школу».
-
Проект экскурсии «По городам округа».
-
Рекламный буклет «Нефтеюганский район».
-
Рекламный буклет «п.Пойковский».
-
Путеводитель по Нефтеюганскому району.
Литература:
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка.: М "Русский язык" 1986.
-
Калинушкин В.А. "Закружите меня ночи белые": Тобольск- Екатеринбург 1995.
-
Калинушкин В.А. "Заветная гавань". Екатеринбург 2001.
-
Радченко А.Р. "Жива любовь, жива". Нефтеюганск 2000.
-
«Сердце Югры» Нефтеюганский район. Екатеринбург 2005.
-
Материалы статей газеты «Югорское обозрение».
В работе использованы материалы, предоставленные Пойковской центральной библиотекой.
НР МОБУ «СОШ№2» гп Пойковский
Шульц Татьяна Викторовна