Программа элективного курса для начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Программа элективного курса для начальной школы.

Программа элективного курса для начальной школы.

Программа элективного курса для начальной школы.



Программа элективного курса для начальной школы.

Программа элективного курса для начальной школы.

Программа элективного курса для начальной школы.


Много ль известно вам мест, где случается чудо
Мест, где творится история наша с тобой?
Здесь родились и рождаются лучшие люди,
И называется это Югорской Землей.


Программа элективного курса

"Странички истории земли Югорской"

Автор: Шульц Татьяна Викторовна, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории МОБУ «Пойковская СОШ №2».



  1. Предисловие.

  2. Пояснительная записка.

  3. Цели и задачи курса.

  4. Основные задачи.

  5. Знания и умения.

  6. Формы и методы.

  7. Формы домашних заданий.

  8. Содержание курса.

  9. Учебно-тематический план.

  10. Формы контроля и уровня достижений.

  11. Система оценивания.

  12. Предлагаемые формы творческих работ учащихся.

  13. Литература.

  14. Методические рекомендации к проведению уроков.

Предисловие

Настоящий курс представляет собой систематический сборник разработанных занятий по краеведению. Отбор материала проведен с учетом возрастных особенностей младших школьников. Методическая разработка может быть рекомендована учителям начальных классов общеобразовательных школ в подготовке классных часов, бесед, экскурсий по родному поселку, либо в качестве факультатива или краеведческого кружка; для педагогов дополнительного образования, а также воспитателей дошкольных учреждений, поскольку имеет комплексное развивающее значение и создает здоровую основу для уважения к истории малой, а через нее большой Родины, следовательно, закладывает нравственный фундамент целостной личности, готовой конструктивно работать для приумножения славы и богатства своего края, своей страны.



Пояснительная записка.


История родного края - основа нашего культурно-исторического богатства. Из ее бесчисленных животворных

родников образуется полноводный и величественный поток отечественной истории. Знания прошлого своего

края обогащает человека духовно. Опыт работы в школе показывает, что учащиеся очень мало знают о своей малой родине. Они не знают ее географию, историческое прошлое, а ведь у многих ребят родители прожили на Югорской земле не один десяток лет, и эта земля стала родиной для наших детей. Поэтому я предлагаю очень простую, но очень нужную программу "Странички истории земли Югорской" в рамках регионального компонента по краеведенью в начальной школе.

Значение курса связано, прежде всего, с усвоением детьми необходимых практических навыков и умений, с обогащением их исторической памяти, словаря и общего кругозора. А уникальная история Югорской земли вызывает потребность в собственном образно-художественном воплощении мыслей и чувств: в рисунках, фотографиях, поделках, стихотворениях, тематических сочинениях. Проверка усвоенных детьми знаний происходит главным образом в ходе совместных практических действий и обсуждений, в живом, спонтанном процессе "рождение истины", т.е. групповая выработка выводов.

Актуальность данного курса обуславливается тем, что именно начальная школа является важнейшим периодом для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своей малой Родины. Получая знания о прошлом, настоящем своего края, о его культуре, социальной жизни, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «История ХМАО с древности до наших времен», «География Ханты- Мансийского автономного округа» и др.

Объем курса " Странички истории земли Югорской" рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся начальных классов.

Цель курса:

Формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе. Способствовать формированию чувства гражданской позиции, через изучение региональной и локальной истории. Формировать чувство гражданской ответственности перед прошлым, настоящим и будущем родного края.

Развивать познавательный интерес к истории своего края.

Основные задачи:

1. Обучающие:

Дать знания о истории возникновения Древней Югры, о ее современной столице- Ханты- Мансийске, населении и культуре коренных жителей в настоящее время, познакомить с понятиями «Округ», «Район», «Населенный пункт», «Символы: флаг, герб, гимн».Дать полное представление о Нефтеюганском районе, его населенных пунктах, о своей малой родине п.г.т Пойковском.

2. Развивающие:

Развитие основ исследовательской деятельности в рамках данного курса через вовлечение учащихся в поисковую работу;

Развитие познавательного интереса к знаниям о родном крае;

Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных форм проведения занятий.

3. Воспитательные:

Способствовать формированию толерантности (через изучение истории своего края научиться понимать и уважать историю и традиции других народов).

В результате творческой деятельности учащиеся должны

знать:


  1. Историю Древней Югры;

  2. Представителей растительного и животного мира;

  3. Подземные богатства Югры:н ефть, газ, каменный уголь и т.д

  4. Представителей коренного населения, их образ жизни и культуру;

  5. Столицу Югры -Ханты-Мансийск, ее символы (фла,г. герб, гимн);

  6. Основные населенные пункты Нефтеюганского района,его символы (флаг, герб, гимн) ;

  7. Этапы развития нашего поселка Пойковский, его основные достопримечательности;

  8. Основные профессии округа;

  9. Творчество местных поэтов и композиторов;

  10. Биографию знаменитых людей Поселка;

  11. Спортивные направления родного поселка;

  12. Религиозную жизнь поселка. Свято- Троицкий храм и мечеть Рахимулла.

уметь:


  1. Рассказывать историю Древней Югры;

  2. Называть наиболее ярких представителей животного и растительного мира Югры;

  3. Называть основные полезные ископаемые;

  4. Располагать события в хронологической последовательности;

  5. Называть представителей коренного населения их традиционные занятия и предметы быта;

  6. Называть символы Ханты- Мансийска, его основные достопримечательности;

  7. Различать основные населенные пункты Нефтеюганского района;

  8. Рассказывать историю развития своего поселка, называть его главные достопримечательности;

  9. Называть основные профессии нашего округа;

  10. Рассказывать о замечательных людях родного поселка: поэтах, участниках ВОВ и чеченской войны;

  11. Рассказывать о развитии православия и ислама;

  12. Называть самых ярких спортсменов родного поселка.

Требования к общеучебным умениям:


  1. находить источники информации;

  2. отбирать наиболее значимый материал;

  3. перерабатывать полученную информацию;

  4. располагать события в хронологической последовательности;

  5. формулировать вопросы и проблемы и искать пути их решения;

  6. делать выводы на основе полученной информации, выражая при этом свое отношение к анализируемым событиям;

  7. грамотно оформлять результаты работ;

  8. презентовать полученные результаты и опыт.

Формы и методы работы:


  • работа с архивным материалом,

  • с источниками массовой информации,

  • с толковым словарем;

  • изучение литературы, связанной с историей своего родного края;

  • беседа со старожилами поселка;

  • фотосъемки, видеосъемки.

Формы домашних заданий:


  • нарисовать рисунок по теме;

  • написать сочинение по плану;

  • составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.;

  • подобрать статьи и иллюстративный материал из газет и

журналов по теме;

  • написать стихотворение;

  • создать слайд. презентацию.

Содержание курса:


  1. Изучение истории образования Югры (2 часа).

  2. Природа земли Югорской (3 часа).

  3. Подземные богатства Югры. Нефть, газ, каменный уголь и т.д. (2 часа)

  4. Коренное население: образ жизни и культура (3 часа).

  5. Ознакомление с особенностями развития Ханты- Мансийского автономного округа сегодня (1 час).

  6. Ознакомление с основными достопримечательностями города Ханты- Мансийска (2 часа).

  7. Нефтеюганский район- часть Югры (3 часа).

  8. Пойковский- моя малая родина (2часа).

  9. Духовная жизнь Пойковчан (1 час).

  10. Спортивная жизнь поселка. Шахматы(2 часа).

  11. Экскурсии по достопримечательностям поселка. Посещение музея, детской библиотеки, Югра- парка, шахматной школы (4 часа).

  12. Основные профессии нашего округа (2 час).

  13. «Поэзии волшебная строка». Пойковский в стихах и песнях. Местные поэты (2 часа).

  14. Богатство наше- наши люди. Знакомство с ветеранами ВОВ и героями чеченской войны. Аллея славы. (2 часа).

  15. Урок-«Проба пера» (2 часа).Творческая мастерская.

  16. Подведение уроков курса (1 час). Тесты, кроссворды, творческие работы учащихся.



Учебно-тематический план:

Кол-во

часов.

Тема занятия.

Цели занятия.

Формы проведения занятий

Виды контроля.

1-2

2

Путешествие в Древнюю Югру.

Рассказать историю образования Югры, о ее прошлом.

Лекция с элементами беседы.

Тестовый контроль.

3-5

3

Природа земли Югорской.

Познакомить с представителями животного и растительного мира.

Лекция с элементами беседы.

Тестовый контроль, кроссворд, рисунок.

6-7

2

Подземные богатства Югры. Нефть, газ, каменный уголь.

Познакомить с полезными ископаемыми Югры: Нефть, газ, каменный уголь.

Лекция с элементами беседы.

Защита рефератов.

8-10

3

Коренное население: образ жизни и культура.

Познакомить с представителями коренного населения их образом жизни и культурой.

Лекция с элементами беседы.

Защита рефератов.

11

1

Ханты- Мансийский автономный округ сегодня.

Дать представление о Ханты-Мансийском автономном округе.

Лекция с элементами беседы.

Защита рефератов.

12-13

2

Центр округа- Ханты- Мансийск..

Познакомить с центром округа- Ханты-Мансийском, его историей, символикой и достопримечательностями.

Заочная экскурсия.

Защита рекламного буклета.

14-16

3

Нефтеюганский район- часть Югры.

Познакомить с основными населенными пунктами Нефтеюганского района.

Работа с документами в группах.

Защита презентаций.

17-18

2

Пойковский- моя малая родина.

Познакомить с основными этапами развития нашего поселка, с его достопримечательностями сегодня..

Урок- путешествие.

Фотовыставка.

19

1

Духовная жизнь Пойковчан.

Познакомить с основными религиями в поселке.

Лекция с элементами беседы

Защита рефератов.

20-21

2

Спортивная жизнь поселка. Шахматы.

Познакомить с основными спортивными направлениями в поселке.

Лекция с элементами беседы

Интервью у известных спортсменов посёлка.

22-25

4

Экскурсии по достопримечательностям поселка.

Познакомить с достопримечательностями поселка. Посещение музея, центральной библиотеки, Югра-парка, шахматной школы.

Уроки-экскурсии.

Путеводитель по Пойковскому.

26-27

2

Профессии наших родителей.

Обобщить знания об основных профессиях округа.

Защита рефератов.

28-29

2

«Поэзии волшебная строка».

Познакомить с творчеством местных поэтов и композиторов.

Урок-конкурс чтецов.

Подбор стихов о поселке.

30-31

2

Богатство наше- наши люди. Аллея славы.

Познакомить с «Аллеей славы», биографией лучших людей поселка.

Урок- экскурсия.

Интервью у известных людей посёлка. Фотовыставка «Знаменитые люди поселка».

32-33

2

Урок-«Проба пера».

Формировать творческие способности через написание собственных сочинений о родном поселке.

Творческая мастерская.

Сочинение стихотворений о родном поселке. Написание сочинений.

34

1

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

Викторина.

Тестовый контроль

Формы контроля и уровня достижений:

Целью коммуникативно-ориентированного контроля является установление соответствия между реальным уровнем сформированности компетенций у учеников и требованиями программы.

В качестве объектов контроля и оценивания выступают:

  • образовательная компетентность (способы приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных);

  • информационная компетентность (владение навыками интерпретации, систематизации, критического оценивания и анализа полученной информации с позиции решаемой им задачи, использования полученной информации при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурирования имеющейся информации, представления ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации);

Текущий контроль предполагается проводить в виде тестов, творческих работ (письменных, сценических постановках, слайдовых презентаций и т. д.). Оценка выставляется по пятибалльной системе. Широко используется товарищеская и самооценка.

Система оценивания:


Высказывание в форме рассказа (защита рефератов и сообщений).

Оценка «5» - высказывание связное и логически последовательное. Диапазон лексических единиц

достаточно широк. Нет ошибок, нарушающих коммуникацию. Речь ученика

эмоционально окрашена, выражено собственное мнение.

Оценка «4»- высказывание связное и логически последовательное, но есть отдельные ошибки,

нарушающие коммуникацию. Имеется попытка выразить собственное мнение.


Оценка «3»- объем высказывания ниже нормы. Присутствуют лексические ошибки. Нарушена

последовательность высказывания. Поставленная речевая задача решена только в

основном.

Оценка «2»- Ученик не справился или частично справился с поставленной речевой задачей.

Допустил большое количество лексических ошибок. Высказывание было

небольшим по объему.

Тестирование

Оценка «5» - 100 - 85 % выполненного верно задания.

Оценка «4» - 70 - 84 %

Оценка «3» - 69 - 50 %

Оценка «2» - менее 50%

Предлагаемые формы творческих работ учащихся.


  • Проект «Биография моего предка».

  • Проект «Выставка семейных реликвий».

  • Проект «Моё генеалогическое древо».

  • Фотовыставка «Пойковский - моя малая родина».

  • Фотовыставка «Знаменитые пойковчане».

  • Фотовыставка «Моя семья».

  • Интервью у известных людей посёлка Пойковский.

  • Стенгазета «Моя малая родина».

  • Рукописный журнал «Моя родина».

  • Путеводитель по посёлку Пойковский.

  • Групповой проект «Исследуем школу».

  • Проект экскурсии «По городам округа».

  • Рекламный буклет «Нефтеюганский район».

  • Рекламный буклет «п.Пойковский».

  • Путеводитель по Нефтеюганскому району.

Литература:


  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка.: М "Русский язык" 1986.

  2. Калинушкин В.А. "Закружите меня ночи белые": Тобольск- Екатеринбург 1995.

  3. Калинушкин В.А. "Заветная гавань". Екатеринбург 2001.

  4. Радченко А.Р. "Жива любовь, жива". Нефтеюганск 2000.

  5. «Сердце Югры» Нефтеюганский район. Екатеринбург 2005.

  6. Материалы статей газеты «Югорское обозрение».

В работе использованы материалы, предоставленные Пойковской центральной библиотекой.



Программа элективного курса для начальной школы.Программа элективного курса для начальной школы.Программа элективного курса для начальной школы.Программа элективного курса для начальной школы.

НР МОБУ «СОШ№2» гп Пойковский

Шульц Татьяна Викторовна


© 2010-2022