- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Кукольный театр
Рабочая программа внеурочной деятельности Кукольный театр
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Баклагина С.К. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образование - городской округ город Рязань Рязанской области. Администрация города Рязани
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» г.Рязани
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №___»
__________ /____________ /
Ф.И.О. подпись
Приказ № ___ от «__» ________ 201__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности школьного кружка кукол: « Маленький принц»
Учитель: Баклагина Светлана Константиновна
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_______________ ______
Ф.И.О. подпись
«___» _________ 20__ года
Пояснительная записка Театральное искусство является важным фактором развития способностей, становления активной личности, высокой нравственности, воспитывает и организует мышление и волю людей. В нашем окружении происходит постоянная подмена смыслов: низкое выдаётся за высокое, высокое начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение. Большую роль в этом играет театральная деятельность, как вид искусства, раскрывающего внутренний мир человека, помогающего по-новому осмыслить происходящее, развивающего фантазию, речь, внимание, память, слух, дыхание, коммуникативные навыки. Участие детей в театральном творчестве формирует эстетические чувства и вкусы, способствует общему духовному развитию личности, расширяет кругозор, укрепляет нравственные начала. Освоения детьми основ театрального искусства призвано снять комплексы, зажимы, страхи, создать для ребёнка перспективу радости и защищённости. Разучивая диалоги и монологи разных героев, а также создавая собственные художественные произведения, дети прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное. Целью настоящей программы является привитие актёрских навыков учащимся для подготовки и выпуска кукольного спектакля по литературным произведениям, изучаемым в начальной школе или в качестве домашнего чтения и посредством этого развитие умения осмысленно читать и воспринимать детскую литературу, создавать собственные литературные произведения. Для осуществления этой цели необходимо реализовать следующие задачи: образовательные: - обучение учащихся громкой выразительной речи, сценической дикции; - обучение навыкам работы с перчаточными куклами; - формирование умения понимать и осмысленно интерпретировать литературный текст; развивающие: - развитие образного мышления и творческой активности школьников; - развитие сценической речи и актёрских способностей; - активизация и обогащение эмоциональной сферы обучающихся; воспитательные: - воспитание в учащихся чувства коллективизма, взаимовыручки, умения взаимодействовать; - пробуждение и развитие эстетической реакции на литературные произведения русских писателей; - приобщение к игровым традициям русского народа.
Общая характеристика изучаемого предмета Направленность программы: художественно-эстетическая. Предмет изучения: кукольный театр. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность изучаемого предмета: - театральное искусство обладает значительным воспитательным потенциалом; подготовка спектакля оказывает положительное влияние на развитие таких нравственных качеств личности, как ответственность, коллективизм, инициативность, дарит детям радость коллективного творческого труда; - в процессе занятий театральным искусством у детей развиваются внимание, внутренняя собранность, культура общения; хорошая дикция, владение голосом, живая, яркая, выразительная речь - эти умения необходимы не только актёру, но и каждому образованному человеку; - занятия театральным искусством совершенствуют пластику исполнителей, умение двигаться, владеть своим телом, сохранять мышечную свободу, что позволяет человеку в любой ситуации оставаться естественным, красивым, обаятельным; - школьники, проиграв этюд-эксперимент, могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своём жизненно-игровом опыте предположения и варианты поведения и решения проблемы в подобной ситуации. Отличительные особенности данной программы: - программа разработана на основе и переработки уже имеющейся программы 2007 года, с учётом методических рекомендаций Рубиной Ю. И. и Мачалова Ю. А. ( 4, 6) - программа разработана для одного классного коллектива, классным руководителем которого является разработчик настоящей программы; - программа ставит целью не столько развитие специальных актёрских и режиссёрских навыков детей, сколько развитие кругозора и эрудиции учащихся, закрепление в игровой форме учебного материала, развитие речи детей, обогащение её лексического запаса; - спектакли ставятся с уже имеющимися ( приобретёнными) куклами ( перчаточными), как наиболее лёгкими и доступными в управлении детям младшего школьного возраста.
Описание места учебного предмета в учебном плане Программа рассчитана на 4 года с обязательным посещением театров, обсуждением просмотренных спектаклей, проведением бесед о других видах искусства. Возраст детей: 7- 10 лет. На изучение программы отводится 34 часа в учебный год из федерального компонента учебного плана. Занятия проходят по 1 часу в неделю ( 45 минут) и носят групповой и индивидуальный характер. Базовые формы учебных занятий: - репетиционные ( основная форма подготовки представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путём многократных повторений); - постановочные ( творческий процесс представления осуществляется совместно с художником, хореографом, преподавателем вокала); - информационные занятия ( беседы и лекции, посещение профессиональных театров, встреча с актёрами и детскими писателями). Уровень освоения программы - элементарная грамотность.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности Удачные показы спектаклей, владение детьми базовыми навыками актёрского исполнительства и пластики движения, умение интерпретировать произведения детской литературы на уровне: понимания основной мысли произведения, характера героев, анализа их поступков, формирования личного отношения к героям. Формирование Универсальных Учебных Действий: личностные: - формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; - развитие готовности к сотрудничеству и дружбе; - формирование установки на здоровый образ жизни; метапредметные: - умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий; - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - различение допустимых и недопустимых форм поведения; - умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников; предметные: - умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос; - умение договариваться, находить общее решение, работать в группах; - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Формы подведения итогов реализации внеурочной образовательной программы:
- Показательные выступления со спектаклями перед учащимися других классов.
- Выступления на открытых мероприятиях, проводимых школой.
- Выступления перед родителями на родительских собраниях и праздниках.
- Участие в городском фестивале: «Театр, где играют дети».
- По нижеследующим критериям проводится стартовая, промежуточная ( через год после начала занятий) диагностика и итоговая аттестация детей:
- Вводное занятие.
- Основы актёрского мастерства.
- Выбор для спектакля пьесы, чтение по ролям.
- Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда.
- Работа над выбранной для спектакля пьесой, работа над выразительными средствами речи.
- Показ пьесы.
- Посещение театральных спектаклей.
Тематическое планирование
№ Темы Количество часов всего теория практика 1 Вводное занятие 1 1
2 Основы актёрского мастерства: дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм, искусство декламации, импровизация, диалог, монолог. 4
4 3 Выбор для спектакля пьесы, чтение по ролям. 2 2
4 Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда. 5 1 4 5 Работа над выбранной для спектакля пьесой, работа над выразительными средствами речи. 18
18 6 Показ пьесы. 2
2 7 Посещение театральных спектаклей. 2
2 Всего
34 4 30
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Игры, развивающие произвольное внимание учащихся: «Расскажи о предмете», «Звуки вокруг нас», «Передай по цепочке»; игры, развивающие наблюдательность и память: «Волшебное если бы», «Необычное в обычном», «Знакомое дело».
- Методические разработки бесед по темам: «Как устроен театр», «Литература и театр», «Театр и музыка», «Театр и изобразительное искусство», «Театр и кино».
- Задания-игры для проведения стартовой, промежуточной диагностики.
- Актовый зал со сценой.
- Репетиционный кабинет.
- Театральный реквизит: ширма, набор перчаточных кукол разных персонажей, костюмы.
- Фото-, видео- и мультимедиааппаратура.
- Сценарии русских народных сказок и других произведений.
Список используемой литературы
- Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. М.. 1986.
- Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста. М., 2003.
- Кох И. Э. Основы сценического движения. Л. 1970.
- Мачалов Ю. А. Первые уроки театра. М., 1986.
- Петрова А. Н. Сценическая речь. М., 1981.
- Рубина Ю. И. Театральная самодеятельность школьников. М., 1983.
- Смирнова Н. И. И оживают куклы. М., 1982.
- Станиславский К. С. Работа актёра над собой. М., 1985.
- Мансурова Т. А. Со сказкой не прощаемся. Ярославль, 2006.
7