- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Волшебный карандаш 1 класс (с УУД)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Волшебный карандаш 1 класс (с УУД)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ананьева Ю.Б. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристика учебного предмета
-
Место курса в учебном плане
-
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
-
Требования к уровню подготовки учащихся
- познакомить учащихся с изобразительными материалами и приемами их использования;
- изучение основных форм предметов и умение изобразить их на листе бумаги или вылепить;
- сочетание цветов (холодные, теплые…)
-
Содержание курса
Монотипия предметная (12ч.) «Путешествие по радуге», «Осенние листья», «Портрет зайчика-огородника», «Изготовление новогодних маскарадных масок», «Снегири на ветке», «Зимние забавы», «Рисование улитки», «Кузнечик», «Тарантул», «Мой маленький друг. Кошка», «Мой маленький друг. Собака», «Мы рисуем цветы». Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.»
Кляксография с трубочкой (6ч.) «Разноцветные рыбки», «Осьминожки», «Зимняя сказка», «Весёлый лужок», «Вот и лето пришло» - 2 ч. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки (5 ч.) «Осенняя сказка», «Как прекрасен этот мир», «Сказочная птица», «Превращение ладошки», «Рисунок бабочки». Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Цветной граттаж (6 ч.) «Мои любимые сказки» - 2ч., «Невиданный зверь», «Подводный мир», «Подарок маме», «Космический коллаж». Средства выразительности: линия, штрих, цвет. Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная (4 ч) «Дерево-колдуньи», «Волшебный лес», «Весенние сады», «Мы рисуем цветы». Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
VII. Календарно - тематическое планирование по курсу «Волшебный карандаш» 1 класс.
№
п/п
Дата
Коррект.
Тема занятия
Предметные результаты
УУД
1.
1 неделя
Путешествие по радуге Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание о цветах радуги, описание радуги; Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; Личностные: сориентированы на активное восприятие произведений поэзии и красоты окружающего мира, связывают свои наблюдения за радугой с оценкой увиденного в художественных фото.
2.
2 неделя
Осенние листья Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Познавательные: познакомиться с новой техникой печатания в изобразительном искусстве; Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу; оценивать правильность выполнения рисунка; Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой; Личностные: эмоционально- ценностно относятся к природе и искусству.
3.
3 неделя
Осенняя сказка
Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Умение работы в группах. Познавательные: постановка и решение проблемы - формулирование проблемы («Почему осень называют волшебницей?»), осуществление поиска путей решения ( как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу) Регулятивные: управлять своими эмоциями и действиями; Коммуникативные: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнеров по деятельности; Личностные: сориентированы в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношениях с другими людьми.
4.
4 неделя
Портрет зайчика - огородника. Работа цветными карандашами. Рисование по воображению. Познавательные: обсуждение сюжетов рисунков; Регулятивные: принимать поставленную задачу; Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью; Личностные: обладать способностью к творческому развитию.
5.
5 неделя
Дерево колдуньи (рисование + аппликация) Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.
6.
6 неделя
Волшебный лес (рисование + аппликация) Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.
7.
7 неделя
Конкурс рисунков на тему «Мои любимые сказки» Прослушивание отрывков из сказок. Рисование обложи любимой сказки, героев сказок. Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации в произведениях литературы; осуществление анализа характера героя, его поступков и отражения этого в рисунке; Регулятивные: анализировать собственную деятельность; Коммуникативные: уметь кратко пересказать свою любимую сказку или назвать действующие лица; Личностные: эстетически и эмоционально воспринимать окружающий мир
8.
8 неделя
Конкурс рисунков на тему «Мои любимые сказки»
9.
9 неделя
Невиданный зверь
Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации в произведениях литературы; Регулятивные: анализировать собственную деятельность; Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание; Личностные: обладают способностью к творческому развитию.
10.
10 неделя
Как прекрасен этот мир
Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке; Коммуникативные: вступать в коллективное творческое сотрудничество; Личностные: понимают значение красоты.
11.
11 неделя
Разноцветные рыбки
Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность.
12.
12 неделя
Осьминожки
Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.
13.
13 неделя
Подводный мир
14.
14 неделя
Зимняя сказка
Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Познавательные: объяснение понятий «пейзаж»; анализ и сравнение произведений искусства, просмотр рисунков выдающихся художников, работающих в жанре - пейзаж; Регулятивные: принимать и выполнять поставленную задачу; Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности.
15.
15 неделя
Изготовление новогодних карнавальных масок
Новогодние карнавальные маски, история их возникновения. Познавательные: экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия; Регулятивные: принимать и выполнять поставленную задачу Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности.
16.
16 неделя
Снегири на ветке
Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Познавательные: эстетическое восприятие окружающего мира; создание творческой практической работы на основе собственного опыта; Регулятивные: принимать и выполнять поставленную задачу;
17.
17 неделя
Зимние забавы
Рисование по теме. Познавательные: самостоятельное создание способов и условий со- здания творческого продукта своей деятельности;
18.
18 неделя
Сказочная птица
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. Познавательные: изображение по воображению птиц; осуществление анализа образа сказочной птицы. Регулятивные: принимать и выполнять поставленную задачу; Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли; Личностные: стремятся к самоконтролю выполнения творческого задания по созданию сказочной композиции; выражают эмоционально- ценностное отношение к произведения художественного искусства и народного творчества.
19 .
19 неделя
Превращение ладошки
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. Познавательные: самостоятельное создание способов и условий со- здания творческого продукта своей деятельности; Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение;
20.
20 неделя
Подарок маме
Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. Познавательные: выбор творческой задачи (сюжетно-тематический рисунок); Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы; Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; вступать в коллективное сотрудничество;
21.
21 неделя
Рисование насекомых. Бабочки
Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. Познавательные: вариативность и импровизация в выборе композиции своего рисунка и в воплощении своего художественного замысла; Регулятивные: оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность результата, соотнося его со схемой (алгоритмом) действия; Коммуникативные: уметь принимать на слух речь учителя; Личностные: имеют интерес к экспериментированию в художественно-творческой деятельности.
22.
22 неделя
Рисование улитки
23.
23 неделя
Кузнечик
24.
24 неделя
Тарантул
25.
25 неделя
Космический коллаж
Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Познавательные: вариативность и импровизация в выборе композиции своего рисунка и в воплощении своего художественного замысла; Регулятивные: анализировать свои мысли, действия, чувства; Коммуникативные: интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях
26.
26 неделя
Мой маленький друг. Кошка Учить рисовать кошек. Собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Познавательные: вариативность и импровизация в выборе композиции своего рисунка и в воплощении своего художественного замысла; Регулятивные: оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность результата, соотнося его со схемой (алгоритмом) действия; Коммуникативные: уметь принимать на слух речь учителя; Личностные: имеют интерес к экспериментированию в художественно-творческой деятельности.
27.
27 неделя
Мой маленький друг. Собака
28.
28 неделя
Веселый лужок Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Познавательные: создание творческой работы по представлению; составление описания весенних цветов; Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение заданий; Личностные: обладают способностью к творческому развитию; умеют передавать свое отношение к изображению; эмоционально и эстетически воспринимают разнообразные по форме и цвету весенние садовые, полевые и лесные цветы.
29.
29 неделя
Весенние сады Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.
30.
30 неделя
Мы рисуем цветы.
31.
31 неделя
Родина моя Передача красоты родного края выразительными средствами. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций; Личностные: признают свою гражданскую идентичность по отношению к своей Родине, её культуре, искусству;
32.
32 неделя
Вот и лето пришло. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество. Познавательные: создание творческой работы по представлению; Регулятивные: понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; Коммуникативные: уметь строить взаимоотношения в коллективе на общечеловеческих принципах - гуманизме, сотворчестве, сотрудничестве; Личностные: сориентированы в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношениях с другими людьми; природой; искусством.
33.
33 неделя
Вот и лето пришло.
-
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
ФИО учителя
Наименование курса
Характеристика программы
Учебники,
УМК
Методическая и дополнительная литература
1 «Б»
Ананьева Ю.Б.
Волшебный карандаш
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования (базовый уровень).
-
Емельянова Т. Рисуем животных: от бабочки до динозавра . - М.: Астрель, 2011г. - 31 с.
2.Сопол Т.Ф. Страна Рисования. - Ростов -на- Дону: Лицей, 2000г. - 60с.
3.Учебно-наглядные пособия.
4. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
5. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
6. Альбомы с демонстрационным материалом.
7. Дидактический раздаточный материал.
8.ТСО
9.Учебно-практическое оборудование.
10.Модели и натуральный фонд.