Урок по русскому языку на тему Правописание суффиксов и приставок

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11. 12.

Правописание суффиксов и приставок.

Педагогические
цели

Создать условия для актуализации знаний учащихся о суффиксах и приставках как значимых частях слова, ознакомления с орфограммой «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»; способствовать формированию общего представления о правописании суффиксов и приставок

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Умеют разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса), подбирать слова с заданной морфемой, строить предложения для передачи основной мысли текста, понимать тему и главную мысль

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной
деятельности на уроке; открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют анализ
и сопоставление языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника).

Коммуникативные: учитывают разные мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его; строят
монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Основное содержание темы, понятия
и термины

Части слова, суффикс, приставка; однокоренные слова; орфограмма, правило «Правописание суффиксов -ик-,
-ек-»; тема текста, тип текста

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Таблица «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

И сейчас урок начнем.

- Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л - проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

II. Проверка
домашнего
задания

Фронтальная, практический, письмо

- Дома вам необходимо было вспомнить словарные слова,
изученные в течение учебного
года. Сейчас один из вас должен выступить в качестве учителя
и продиктовать одноклассникам диктант из словарных слов

Слушают задание. Один ученик по па-мяти произносит словарные слова, остальные записывают под диктовку. По окончании диктанта работы сдаются на проверку

Пр. - знают нормы правописания словарных слов, применяют эти знания
на письме

Фронтальный (сло-варный
диктант)

III. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

- Выполните по образцу письмо слова «аккуратный»

Выполняют письмо
по образцу

Пр. - вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

1

2

3

4

5

6

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

- Молодцы, в ваши тетради приятно смотреть, потому что все вы очень старательные и аккуратные ученики. Нас сегодня ждут новые открытия. Совсем скоро вы сами догадаетесь о том, какие секреты русского языка нам предстоит сегодня узнать. Посмотрите внимательно на слова:

На доске: п_делка, луч_ки, бел_нький, пр_бежка, сыноч_к,
з_хрустел, бел_ватый.

- В каких морфемах пропущены орфограммы?

- Кто-нибудь догадался, какова
тема нашего урока?

- Молодцы! Теперь осталось понять, какова цель урока

Слушают учителя. Анализируют слова, записанные на доске, находят критерии для сравнения и классификации слов
и орфограмм. Делают выводы: высказывают предположения о теме урока, предлагают свои варианты формулировки цели урока

П - осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют анализ и сопоставление языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

Р - принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.

К - учитывают разные
мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его.

Л - ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке

Беседа
по вопросам. Правильные устные монологические ответы

V. Актуализация знаний

Коллективная. Словесный. Проблемный. Беседа. Устные моно-логические ответы.

- Прежде чем приступить к штурму новой вершины знаний, нужно проверить имеющийся у нас арсенал. Помогут нам это сделать «теоретики» и «грамотеи».

«Теоретики» должны ответить
на вопросы:

Слушают учителя. Анализируют слова, записанные на доске, находят критерии для сравнения и классификации слов
и орфограмм. Дела-

П - осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют анализ и сопоставление языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

Беседа
по вопросам. Правильные устные монологические ответы

1

2

3

4

5

6

Игровая деятельность
(деятельность с элементами ролевой игры «Грамотеи
и теоретики»

• Что такое приставка?

• Что такое суффикс?

• Что общего между приставками

и суффиксами? (Это значимые части слова, служащие для образования новых слов.)

- Грамотеи попробуют ответить
на вопросы:

• Какие буквы пропущены в данных словах в приставках? Какое правило используется?

• Есть ли среди слов однокоренные?

• Какое значение внесли суф-
фиксы?

• Какие буквы вставили в суф-
фиксах?

• Почему написали такие суф-
фиксы?

- Достаточно ли знаний для решения орфографических задач в суффиксах?

ют выводы: высказывают предположения о теме урока, предлагают свои варианты формулировки цели урока

Р - принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.

К - учитывают разные
мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его.

Л - ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

Фронтальная. Групповая. Индивидуальная. Словес-

- Познакомьтесь с заданием
к упр. 239. Выполните работу
по вариантам: 1-й вариант выписывает приставки и устно подби-

Знакомятся с заданием учебника, выполняют работу по вариантам (выписывают

Пр. - умеют разбирать
по составу слова с одно-значно выделяемыми
морфемами, наблюдать

Фрон-
тальный
(устные монологичес-




1

2

3

4

5

6

1. Работа с учебником (с. 124). Упражнение
в узнавании приставок
и суффиксов
(упр. 239
и 240). Воспро-изведение сведений о правописании суффиксов и приставок

ный, проблемный, практи-ческий

рает слова с ними; 2-й вариант
выписывает суффиксы и устно подбирает слова с ними.

- Каким правилом следует руковод-ствоваться при написании приставок и суффиксов? Что сказано об этом в учебнике? Прочитайте материал на с. 124.

- Выполните упр. 240

приставки и суффиксы, устно подбирают слова с такими же морфемами).

Самостоятельно
формулируют алгоритм действий по написанию приставок и суффиксов, сравнивают свои действия с рекомендациями, предложенными
в учебнике самостоятельно выполняют упр. 240 (один человек может выполняют его на обратной стороне доски)

за способами образования слов при помощи приставки или суффикса, подбирать слова с заданной
морфемой.

П - анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р - принимают и сохраняют учебную задачу; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника).

Л - владеют навыками
познавательной и личностной рефлексии; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета

кие ответы), индивидуальный
(самостоятельное выполнение
заданий упражнений учеб-
ника)

2. Работа с текстом (учебник, упр. 241)

Фронтальная. Словесный. Чтение. Определение темы

- Прочитайте текст (учебник,
упр. 241). Определите тему текста и подберите заголовок.

Вслух читают текст. Определяют тему
и подбирают заголовок. Определяют

Пр. - строят предложения для передачи основной мысли текста; понимают
тему и главную мысль.

Фронтальный (ответы на вопросы), инди-


1

2

3

4

5

6

текста, подбор заголовка. Определение типа текста. Письмо

(Например: Как узнают чер-
нику?) Определите тип текста.
(Описание.)

- Спишите, вставьте пропущенные буквы и объясните условия выбора написания. Найдите слова с указанными в задании суф-фиксами. (-еньк-: тоненький, маленький; -инк- :черничинка; -ек-: стебелек, горошек; -ыш-: крылышки; -к-: ягодки, стебельки, мелкий; -ик-: листики

тип текста и объясняют свой выбор. Объясняют выбор
написания слов
с пропущенными
буквами (указывают место орфограммы, вид орфограммы,
правило). Находят слова с заданными морфемами, обозна-чают их

П - анализируют и оцени-вают содержание, языковые особенности и струк-
туру текста.

Р - выполняют действия по намеченному плану,
а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника).

К - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

видуальный (письменное выполнение упраж-
нения)

3. Знакомство
с орфограммой «Правописание суффиксов -ик-,
-ек-» (учебник, упр. 125)

Фронтальная. Словесный. Чтение. Работа с учебником

- Вспомните, написание суффиксов каких слов в начале урока наши «грамотеи» не смогли объяснить? (Лучики, сыночек.) Каким же правилом нужно руководствоваться при встрече с этими суффиксами? Прочитайте правило
в учебнике на с. 125.

- Примените правило к словам «лучики», «сыночек».

- Объясните написание суффиксов в словах в упр. 242

Читают теоретический материал. Повторяют прочитанное. Применяют правило к словам «лучики», «сыночек», к словам упр. 242 учебника

П - анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р - принимают и сохра-
няют учебную задачу;
выполняют действия
по намеченному плану,
а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в зада-

Фронтальный (вос-произведение правила «Правописание
суффиксов
-ик-, -ек-»)



ниях, справочном материале учебника)

Физкультминутка

Коллективная. Практический. Гимнастика для глаз

Художник-невидимка

По городу идет.

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л - осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение движений

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

Коллективное
(под руковод-ством учителя) выполнение
упр. 243 учеб-
ника

Коллективная. Практический. Письмо

- Попробуйте применить правило и выполните упр. 243.

Организует работу с упражнением, контролирует его выполнение

Выполняют упраж-
нение по цепочке.

Каждый ученик сначала объясняет условия выбора гласной, потом (после одобрения учителя) весь класс записывает
слово

П - осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Р - учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа
решения; контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом

Коллективный (правильное
выполнение задания в тет-
радях)

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Какое открытие сделали
на уроке?

- Какой вид работы понравился больше?

- О чем хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на во-
просы

Л - открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция




1

2

3

4

5

6

Домашнее
задание (рабочая тетрадь,
упр. 244; твор-ческое задание: составить рас-сказ о каком-либо растении
по упр. 241
учебника)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р - принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития

Фронтальный (проверка записей в тет-
радях)






© 2010-2022