- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему Правописание суффиксов и приставок
Урок по русскому языку на тему Правописание суффиксов и приставок
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ковешникова О.Г. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
11. 12.
Правописание суффиксов и приставок.
Педагогические
цели
Создать условия для актуализации знаний учащихся о суффиксах и приставках как значимых частях слова, ознакомления с орфограммой «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»; способствовать формированию общего представления о правописании суффиксов и приставок
Тип урока
Постановка и решение учебных задач
Планируемые
результаты
(предметные)
Умеют разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса), подбирать слова с заданной морфемой, строить предложения для передачи основной мысли текста, понимать тему и главную мысль
Личностные
результаты
Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной
деятельности на уроке; открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют анализ
и сопоставление языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника).
Коммуникативные: учитывают разные мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его; строят
монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи
Основное содержание темы, понятия
и термины
Части слова, суффикс, приставка; однокоренные слова; орфограмма, правило «Правописание суффиксов -ик-,
-ек-»; тема текста, тип текста
Образовательные
ресурсы
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Таблица «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Формы,
методы
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы
контроля
осуществляемые
действия
формируемые умения
1
2
3
4
5
6
I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)
Фронтальный. Словесный. Слово учителя
Приветствует учащихся.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
И сейчас урок начнем.
- Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе
Л - проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя
II. Проверка
домашнего
задания
Фронтальная, практический, письмо
- Дома вам необходимо было вспомнить словарные слова,
изученные в течение учебного
года. Сейчас один из вас должен выступить в качестве учителя
и продиктовать одноклассникам диктант из словарных слов
Слушают задание. Один ученик по па-мяти произносит словарные слова, остальные записывают под диктовку. По окончании диктанта работы сдаются на проверку
Пр. - знают нормы правописания словарных слов, применяют эти знания
на письме
Фронтальный (сло-варный
диктант)
III. Чистописание
Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо
- Выполните по образцу письмо слова «аккуратный»
Выполняют письмо
по образцу
Пр. - вырабатывают
каллиграфический почерк
Правильное напи-
сание
1
2
3
4
5
6
IV. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный.
Беседа
- Молодцы, в ваши тетради приятно смотреть, потому что все вы очень старательные и аккуратные ученики. Нас сегодня ждут новые открытия. Совсем скоро вы сами догадаетесь о том, какие секреты русского языка нам предстоит сегодня узнать. Посмотрите внимательно на слова:
На доске: п_делка, луч_ки, бел_нький, пр_бежка, сыноч_к,
з_хрустел, бел_ватый.
- В каких морфемах пропущены орфограммы?
- Кто-нибудь догадался, какова
тема нашего урока?
- Молодцы! Теперь осталось понять, какова цель урока
Слушают учителя. Анализируют слова, записанные на доске, находят критерии для сравнения и классификации слов
и орфограмм. Делают выводы: высказывают предположения о теме урока, предлагают свои варианты формулировки цели урока
П - осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют анализ и сопоставление языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.
Р - принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.
К - учитывают разные
мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его.
Л - ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке
Беседа
по вопросам. Правильные устные монологические ответы
V. Актуализация знаний
Коллективная. Словесный. Проблемный. Беседа. Устные моно-логические ответы.
- Прежде чем приступить к штурму новой вершины знаний, нужно проверить имеющийся у нас арсенал. Помогут нам это сделать «теоретики» и «грамотеи».
«Теоретики» должны ответить
на вопросы:
Слушают учителя. Анализируют слова, записанные на доске, находят критерии для сравнения и классификации слов
и орфограмм. Дела-
П - осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют анализ и сопоставление языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.
Беседа
по вопросам. Правильные устные монологические ответы
1
2
3
4
5
6
Игровая деятельность
(деятельность с элементами ролевой игры «Грамотеи
и теоретики»
• Что такое приставка?
• Что такое суффикс?
• Что общего между приставками
и суффиксами? (Это значимые части слова, служащие для образования новых слов.)
- Грамотеи попробуют ответить
на вопросы:
• Какие буквы пропущены в данных словах в приставках? Какое правило используется?
• Есть ли среди слов однокоренные?
• Какое значение внесли суф-
фиксы?
• Какие буквы вставили в суф-
фиксах?
• Почему написали такие суф-
фиксы?
- Достаточно ли знаний для решения орфографических задач в суффиксах?
ют выводы: высказывают предположения о теме урока, предлагают свои варианты формулировки цели урока
Р - принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.
К - учитывают разные
мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его.
Л - ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке
VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.
Фронтальная. Групповая. Индивидуальная. Словес-
- Познакомьтесь с заданием
к упр. 239. Выполните работу
по вариантам: 1-й вариант выписывает приставки и устно подби-
Знакомятся с заданием учебника, выполняют работу по вариантам (выписывают
Пр. - умеют разбирать
по составу слова с одно-значно выделяемыми
морфемами, наблюдать
Фрон-
тальный
(устные монологичес-
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Работа с учебником (с. 124). Упражнение | ный, проблемный, практи-ческий | рает слова с ними; 2-й вариант - Каким правилом следует руковод-ствоваться при написании приставок и суффиксов? Что сказано об этом в учебнике? Прочитайте материал на с. 124. - Выполните упр. 240 | приставки и суффиксы, устно подбирают слова с такими же морфемами). Самостоятельно | за способами образования слов при помощи приставки или суффикса, подбирать слова с заданной П - анализируют изучаемые языковые объекты Р - принимают и сохраняют учебную задачу; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника). Л - владеют навыками | кие ответы), индивидуальный |
2. Работа с текстом (учебник, упр. 241) | Фронтальная. Словесный. Чтение. Определение темы | - Прочитайте текст (учебник, | Вслух читают текст. Определяют тему | Пр. - строят предложения для передачи основной мысли текста; понимают | Фронтальный (ответы на вопросы), инди- |
1
2
3
4
5
6
текста, подбор заголовка. Определение типа текста. Письмо
(Например: Как узнают чер-
нику?) Определите тип текста.
(Описание.)
- Спишите, вставьте пропущенные буквы и объясните условия выбора написания. Найдите слова с указанными в задании суф-фиксами. (-еньк-: тоненький, маленький; -инк- :черничинка; -ек-: стебелек, горошек; -ыш-: крылышки; -к-: ягодки, стебельки, мелкий; -ик-: листики
тип текста и объясняют свой выбор. Объясняют выбор
написания слов
с пропущенными
буквами (указывают место орфограммы, вид орфограммы,
правило). Находят слова с заданными морфемами, обозна-чают их
П - анализируют и оцени-вают содержание, языковые особенности и струк-
туру текста.
Р - выполняют действия по намеченному плану,
а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника).
К - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи
видуальный (письменное выполнение упраж-
нения)
3. Знакомство
с орфограммой «Правописание суффиксов -ик-,
-ек-» (учебник, упр. 125)
Фронтальная. Словесный. Чтение. Работа с учебником
- Вспомните, написание суффиксов каких слов в начале урока наши «грамотеи» не смогли объяснить? (Лучики, сыночек.) Каким же правилом нужно руководствоваться при встрече с этими суффиксами? Прочитайте правило
в учебнике на с. 125.
- Примените правило к словам «лучики», «сыночек».
- Объясните написание суффиксов в словах в упр. 242
Читают теоретический материал. Повторяют прочитанное. Применяют правило к словам «лучики», «сыночек», к словам упр. 242 учебника
П - анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.
Р - принимают и сохра-
няют учебную задачу;
выполняют действия
по намеченному плану,
а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в зада-
Фронтальный (вос-произведение правила «Правописание
суффиксов
-ик-, -ек-»)
ниях, справочном материале учебника)
Физкультминутка
Коллективная. Практический. Гимнастика для глаз
Художник-невидимка
По городу идет.
Всем щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Л - осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке
Правильное выполнение движений
VII. Закрепление знаний
и способов действий.
Коллективное
(под руковод-ством учителя) выполнение
упр. 243 учеб-
ника
Коллективная. Практический. Письмо
- Попробуйте применить правило и выполните упр. 243.
Организует работу с упражнением, контролирует его выполнение
Выполняют упраж-
нение по цепочке.
Каждый ученик сначала объясняет условия выбора гласной, потом (после одобрения учителя) весь класс записывает
слово
П - осознанно строят речевое высказывание в устной форме.
Р - учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа
решения; контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом
Коллективный (правильное
выполнение задания в тет-
радях)
VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
- Какое открытие сделали
на уроке?
- Какой вид работы понравился больше?
- О чем хотели бы узнать подробнее?
Отвечают на во-
просы
Л - открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа
по вопросам. Само-регуляция
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Домашнее | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие | Р - принимают учебное | Фронтальный (проверка записей в тет- |