• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС. Литературное чтение (обучение грамоте), русский язык (письмо). УМК «Школа России»

Календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС. Литературное чтение (обучение грамоте), русский язык (письмо). УМК «Школа России»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение (обучение грамоте).

Пояснительная записка. Программа, по которой ведется обучение: Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Количество часов в неделю по программе: 4

Количество часов в неделю по учебному плану: Обучение грамоте - 92 часа

Литературное чтение - 42 часа

Количество часов в год: - 134 часа

Используется учебно-методический комплект:

  1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука. 1 класс - М.: Просвещение, 2008

  2. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1класс - Москва «ВАКО», 2006

  3. Е.В.Менькова Обучение грамоте 1 класс ( 2 части).Интегрированные уроки по учебнику В.Г.Горецкого «Русская азбука» и рабочим прописям - Волгоград, 2002.

  4. О. Узорова, Е. Нефедова. Короткие интересные рассказы. Обучение детей чтению.1-2 классы - Москва АСТ.Астрель, 2007

  5. Хрестоматия по литературе родного края. 1 - 4 кл. / Сост. А.Б.Горская, Н.А. Капитонова - Челябинск : взгляд, 2005

  6. Внеклассное чтение. 1 класс.

ИКТ средства и ЦОРы: для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь».

НРК - Обучение грамоте - 10 часов

Литературное чтение - 4 часа.



Настоящая рабочая программа разработана на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по литературному чтению», соответствует «Требованиям к уровню изучаемого предмета», «Базисному учебному плану ОУ» и определяет необходимый уровень знаний, умений и навыков школьников. Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). - М.: Просвещение, 2008) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. применительно к учебной программе.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.

Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся. Программа четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения

Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения.

Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на достижение оптимального общего развития каждого ученика. Знания, умения и навыки выступают средствами этого развития.
В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Обучение грамоте», В. Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина . в объеме 92 часов на 23 учебные недели.

Цель преподавания дисциплины

Обучение грамоте проводится в 1 классе с сентября в течение 23 учебных недель. В течение этого времени ведется работа по развитию фонематического слуха детей; обучению их первоначальному чтению; расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения: организации экскурсий, наблюдений; обогащению словаря учащихся и развитию устных (слушание и говорение) и отчасти письменных (письмо) видов речи.

Обучение первоначальному чтению и письму носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками.

Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целым словом чтения предложений и связных текстов.

Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением (проводятся 1 раз в неделю, отводится 15-20 минут во второй половине урока чтения).

Начиная с 24 недели, дети изучают курс «Литературное чтение». Художественные произведения для чтения, слушания и рассказывания помогут учителю строить уроки «общения» писателя с читателем, читателя с книгой и ее героями и др.

При обучении письму вводится печатный шрифт, который помогает детям лучше запомнить графическую форму буквы и обеспечить вариативность в обучении.

Целесообразно выделить не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика. В конце года уровень чтения должен достигнуть 25-30 слов в минуту. Основные задачи периода обучения грамоте, их место в учебном процессе

  • научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;

  • расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

  • активизировать внутреннюю и внешнюю речь, сделать речь и ее средства объектом осознания учениками;

  • развить психо-физиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму.

  • формирование представлений детей о знаниях, накопленных человечеством;
  • формирование начальных сведений о новых понятиях;
  • формирование начальных сведений о слове, его функции, о предложении:
    • учить составлять схемы предложений;
    • научить отличать слово от предложения;
  • формирование понятий о логическом ударении;
  • обучение различию интонационной окраски предложения;
  • обучение пониманию смыслового значения интонации;
  • формирование представления о гласных и согласных звуках;
  • формирование умений выделять звуки из речи;
  • знакомство с буквами русского алфавита;
  • формирование умений выделению ударного слога, делению слова на слоги, вычленению из слогов звуков;
  • обучение грамотному слого - звуковому анализу слов;
  • развитие фонематического слуха, умения слушать и слышать, логическое мышление, воображение, связной и правильной речи, памяти, внимания, наблюдательности;
  • обучение пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию и иллюстрации;
  • совершенствование диалоговой речи;
  • обучение чёткому выражению своих мыслей;
  • совершенствование навыка чтения;
  • воспитание любви к чтению, к книге;
  • воспитание интереса к русскому языку.


Общеучебные умения и навыки: I. Организация учебного труда. Учащиеся должны учиться:

  • выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в классе;
  • соблюдать правильную осанку во время работы;
  • правильно пользоваться учебными принадлежностями;
  • понимать учебную задачу, поставленную учителем;
  • проверять свою работу по образцу;
  • правильно оценивать свою работу;
  • помогать учителю в проведении занятий.
II. Работа с книгой и другими источниками информации. Учащиеся должны учиться:
  • читать тексты словами и слогами, правильно выделять ударный слог;
  • участвовать в тихом хоровом чтении;
  • правильно пользоваться учебником;
  • под руководством учителя работать над текстами учебника;
  • иметь общее представление о библиотеке;
  • бережно обращаться с книгой.
III. Культура устной речи. Учащиеся должны учиться:
  • отвечать на отдельные вопросы;
  • составлять связный текст на основе картинки и вопросов учителя.
IV. Мыслительные умения. Учащиеся должны учиться:
  • выделять предмет мысли, отвечая на вопрос: о ком? (о чём?) говорится в несложном рассказе (сказке);
  • выделять смысловой центр картинки;
  • намечать основное в несложном практическом задании, выделять ударный слог;
  • сравнивая и классифицируя знакомые предметы, учебные принадлежности, делать вывод о принадлежности их к общему родовому понятию, то же самое - с изображениями на картинках; отвечать на ряд вопросов по теме;
  • расшифровывать данное родовое понятие («Какие учебные принадлежности?»); уметь привести пример;
  • отвечать на вопросы типа: «Почем?» на учебных занятиях, в играх, практических действиях, накапливая опыт прямого индуктивного доказательства; использовать средства наглядности как образную опору.

В результате теоретического и практического изучения дисциплины учащиеся должны знать и уметь к концу 1 года обучения:

Иметь представление о следующих связях:
между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слова).

Владеть общеучебными умениями:
соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;
слушать и отвечать на заданный вопрос;
ориентироваться в азбуке и тетрадях по чтению и письму;
различать языковые явления по названным признакам.

Знать:
признаки предложения (смысловая и интонационнная законченность);
оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится знак (. ? !);
звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;
признаки гласных и согласных звуков;
признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;
написание гласных А, И, У после согласных Ж, Ш, Ч, Щ;
алфавит.

Уметь:
использовать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
голосом показывать различия в цели высказывания;
пользоваться учебными книгами;
читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова;
темп чтения 25- 30 слов в минуту;
списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов;
писать правильно под диктовку текст (до 20 слов ), включающий изученные орфограммы;
соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, схемы предложений, придумывать предложения к схеме;
различать на слух звуки речи;
различать гласные и согласные звуки;
определять место ударения в слове;
делить слова на слоги;
находить в ряду слов родственные слова;
применять правило написания слов с гласными И, А, У после согласных букв Ж, Ш, Щ, Ч;
переносить слова по слогам, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (. ? !).

Литературоведческая пропедевтика

  • давать самую элементарную характеристику литературного произведения (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия) и жанр (сказка, рассказ, стихотворение);

  • осуществлять группировку языковых явлений;

  • понимать зависимость смысла предложения от интонации, порядка и форм слов.

Развитие творческих способностей

К концу первого класса учащиеся должны:
пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
участвовать в конкурсах чтецов;
устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.


Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельно читать книги;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;
- работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).



© 2010-2022