Динамические паузы и физкультминутки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Динамические паузы и физкультминуткиДинамические паузы и физкультминуткиДинамические паузы и физкультминуткиДинамические паузы и физкультминуткиДинамические паузы и физкультминуткиДинамические паузы и физкультминуткиДинамические паузы и физкультминуткиДинамические паузы и физкультминуткиДинамические паузы и физкультминутки


Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные орга­ны и системы и на весь организм в целом, требуют про­ведения на уроках пауз и физкультминуток для снятия локального утомления.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ

МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ


♦ И.п.: сидя на стуле.

1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить на­зад;

3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

♦ И.п.: сидя, руки на поясе.

1 - поворот головы направо;

2 -И.п.

3 - поворот головы налево;

4 - И.п.

5 - плавно наклонить голову назад,

6 - И.п.,

7 - голову наклонить вперед.

8- И.п.

Динамические паузы и физкультминуткиПовторить 4-6 раз. Темп медленный.

♦ И.п.: стоя или сидя, руки на поясе.

1-махом левую руку занести через правое плечо.

2 -И.п.

3-4- то же - правой рукой.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.







УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МОБИЛИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ


И.п.: стоя, руки вдоль туловища.

1 - правую руку на пояс,

2 - левую руку на пояс,

3 - правую руку на плечо,

4 - левую руку на плечо,

5 - правую руку вверх,

6 - левую руку вверх,

7-8-хлопки руками над головой,

9 - опустить левую руку на плечо,

10 - правую руку на плечо,

11- левую руку на пояс,

12 - правую руку на пояс,

13-14 - хлопки руками по бедрам.

Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 - средний, 4-5- быстрый,

6- медленный.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ

МЫШЦ ТУЛОВИЩА


♦ И.п.: стойка ноги врозь, руки за голову.

  1. резко повернуть таз направо;

2- резко повернуть таз налево.

Во время поворотов плечевой пояс оставить непо­движным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

♦ И.п.: стойка ноги врозь, руки за голову.

1-3 - круговые движения тазом в одну сторону.

4-6 - то же в другую сторону.

7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

♦ И.п.: стойка ноги врозь.

1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, - вдоль тела вверх.

3-4 - И.п.

5-8 - то же в другую сторону.

Повторить 6-8 раз. Темп средний.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ

МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК


♦ И.п.: стоя или сидя, руки на поясе.

1 - правую руку вперед, левую вверх.

2 - переменить положение рук.

Повторить 3-4 раза, затем руки расслабленно опус­тить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

♦ И.п.: стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.

1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед.

3-4- локти назад, прогнуться.

Повторить 6-8 раз, затем руки опустить вниз и по­трясти расслабленно. Темп медленный.

♦ И.п.: сидя, руки вверх.
1 - сжать кисти в кулак.

Динамические паузы и физкультминутки2 - разжать кисти.

Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опус­тить вниз и потрясти, кистями. Темп средний.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ


♦ И.п.: стоя, руки на поясе, пятки вместе, носки , врозь.

1- опускание головы, чтобы образовался двойной подбородок, - вдох.

2 - И.п. - выдох (можно говорить «да-да»).
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

♦ И. п.: стоя, руки на поясе, пятки вместе, носки врозь.

1 - покачивание головы в стороны - вдох.

2 - И. п.- выдох.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

♦И. п.: руки вдоль тела, голову держать прямо, под­бородок слегка опущен к груди, и живот подтянут.

1- 3- поднять руки вверх ладонями внутрь; поднять голову и посмотреть на потолок; вытянуться, поднявшись на носки, - вдох.

4 - И. п. - выдох.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

♦ И. п.: ноги - на ширине плеч, напряжены. Руки под­нять вверх, пальцы сжать в кулак.

1-3 - наклон, не сгибая в коленях ноги, дотронуться до пола руками - выдох.

4 - И.п. - вдох.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

♦ И. п.: ноги врозь, руки впереди на уровне груди, живот подтянуть.

1 - наклон, дотронуться правой рукой носка левой ноги - выдох.

2 - И. п. - вдох.

3 - наклон, дотронуться левой рукой носка правой ноги.

4 - И.п.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

♦ И. п.: руки вдоль тела, голова - прямо, подбородок к груди, живот подтянуть.

  1. руки вверх, встать на носки, подтянуться.

  2. присесть с развернутыми в стороны коленями, корпус прямой - выдох

  3. И. п. - вдох.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

♦ И. п.: лежа на спине, пятки вместе, живот подтя­нуть, руки вдоль тела.

1- вытянуться вверх, достать подбородком грудь, поднять руки вверх ладонями внутрь - вдох;

2 - И. п. - выдох.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

♦ И. п.: стоя, руки на бедрах, ноги вместе, носки врозь, живот подтянуть.

1- прыгнуть, ноги в стороны.

2 - прыгнуть, ноги вместе. -

Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

♦ И. п.: стоя, руки на бедрах, ноги вместе, носки врозь, живот подтянуть.

1 - прыгнуть, ноги врозь, руки в стороны.

2 - прыгнуть, ноги вместе, колени согнуты, при­земление на носки, руки вдоль тела.

Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

Динамические паузы и физкультминуткиДинамические паузы и физкультминуткиУПРАЖНЕНИЯ ПРОТИВ ПЛОСКОСТОПИЯ


♦ И. п.: встать, руки на поясе, плечи и локти отвести назад, ступни поставить параллельно. Медленно под­нять пятки как можно выше. Остаться на некоторое вре­мя, стоя на носках. Медленно опуститься. ♦ И. п.: то же, но пятки раздвинуты, а большие пальцы соприкасаются. Проделать то же самое, что и в предыдущем упражнении. ♦ И. п.: то же, но вывернуть стопы так, чтобы вес тела приходился на их внешнюю сторону, максимально сжать пальцы. Попытаться ходить. ♦ Ребенок подбирает карандаш пальцами правой, а затем левой ноги. ♦ То же упражнение с маленькими шариками. ♦ То же упражнение с платком. ♦ И. п.: На полу - трубка или палка. Учащиеся ходят вперед и назад, отталкивая их ногами. ♦ Можно делать также все упражнения для ходь­бы на носках.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

ДЛЯ ДЛИТЕЛЬНО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ


♦ «Часики». Стоя, ноги слегка расставить, руки опу­стить. Произносить «тик-так», размахивая прямыми ру­ками вперед и назад. Повторить 10-12 раз. ♦ «Трубач». Сидя, кисти рук сжать в трубочку, под­нять вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «п - ф - ф - ф - ф». Повторить 4-6 раз. ♦ «Помаши крыльями, как петух». Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз. ♦ «Каша кипит». Сидя, одну руку положить на живот, другую - на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь - вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот - выдох. При выдохе громкое произнесение звуков «ф - ф - ф - ф». Повторить 3-4 раза. ♦ «Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух -чух-чух». Повторить в течение 20-30 секунд. ♦ «Лыжник». Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м-м». Повторить в течение 1,5-2 минут. ♦ «Гуси-лебеди». Медленная ходьба по комнате. Руки поднять в стороны - вдох, опустить вниз с произношением длительного звука «г - у - у - у» - выдох. Повторить в течение 1-2 минут.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ


♦ Смотреть прямо перед собой в течение трех се­кунд. ♦ Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. ♦ Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. ♦ Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями ука­зательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. ♦ Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1_6. Повторить 4~5 раз. ♦ В среднем темпе проделать 3-4 круговых движе­ния глазами в правую сторону, столько же в левую сторону, Расслабив мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Упражнения для улучшения упругости век ♦ Сесть на пол. Согнуть ноги в коленях, руками упе­реться в пол. Повернуть голову назад и назвать предме­ты, расположенные прямо за вами. ♦ Крепко зажмуриться, затем широко раскрыть глаза. Рисовать взглядом цифры, буквы или геометрические фигуры.

Упражнение для тренировки мышц глаз ♦ Поднять какую-либо игрушку перед глазами. Ши­роко раскрыть глаза и смотреть на игрушку. Опустить руку с игрушкой. Снова поднимаем игрушку перед гла­зами. Прищуриваем глаза и смотрим на игрушку. Опус­каем руку.

Упражнения для снятия напряжения

и улучшения кровообращения глаз ♦ Закрыть глаза и через тридцать секунд широко их открыть. ♦ Смотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачи­вая головы. Повторить 3-4 раза. ♦ Вращать глазами по кругу по три раза в каждую сторону. ♦ Быстро моргать в течение нескольких минут. ♦ Смотреть вдаль за окном в течение четырех минут.

Упражнение для улучшения координации движения глазных мышц ♦ Отвести полусогнутую руку с игрушкой в сторону. Медленно передвигать игрушку справа налево и следить за ней взглядом, не поворачивая голову. Повторить то же самое левой рукой.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ
|КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ


Упражнения с малым мячом


Прежде чем выполнять упражнения с мячом, пока­жите детям, как ловить мяч.

Запомните: при ловле мяча ладони рук должны быть сложены чашечкой. ♦ Подбросить мяч и поймать двумя руками. ♦ Подбросить мяч вверх, дать ему отскочить от зем­ли и после отскока поймать двумя руками. ♦ Подбросить мяч вверх и, пока он летит, хлопнуть в ладоши 1-2-3 раза и больше, потом поймать его. ♦ Подбросить мяч вверх и ловить, стоя на одном или двух коленях. ♦ Подбросить мяч, дать ему отскочить от земли, под­бить ударом ладони и поймать двумя руками. ♦ Подбросить мяч, повернуться кругом и поймать его. ♦ Подбросить мяч вверх и ловить одной рукой: пра­вой, левой - поочередно. ♦ Подбросить мяч правой рукой, поймать левой (и наоборот). ♦ Отбивать мяч от земли ладонью, стоя на месте, подвигаясь вперед и назад, меняя руки. ♦ Бросить мяч в стену и поймать отскочивший мяч двумя руками, одной рукой. ♦ Бросить мяч в стену. Дать ему упасть на землю и с подскока поймать двумя руками. ♦ Стоя близко от стены, бросить мяч в стену, отбить его ладонями обеих рук и поймать.

Упражнения со скакалкой


Прежде чем выполнять упражнения, необходимо пра­вильно выбрать скакалку. Короткая скакалка должна соответствовать росту ребенка.

Определить ее длину можно следующим образом: встать на середину скакалки, расставить ноги на шири­ну плеч, натянуть скакалку вдоль тела. Концы ее долж­ны доходить до пояса.

Начинайте с самого простого: взмахнуть скакалкой сзади наперед и перешагнуть ее - вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее.

Запомните: прыжки должны быть мягкими, пружи­нистыми и выполняться на носках.

♦ Делать прыжки одновременно обеими ногами.

♦ Прыгать со скрещенными ногами.

♦ Прыгать с ногами, расставленными врозь.

♦ Прыгать с ногами, расставленными одна впереди, другая - позади.

♦ Прыгать в полуприседе.

♦ Прыгать на одной ноге.

♦ Прыгать попеременно: 1 раз на правой ноге, 1 раз - на левой ноге. ♦ Прыгать на одной ноге, держать другую вытянутой вперед, назад или в сторону.

♦ Бегать со скакалкой, одновременно вращать ее и прыгать через нее.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Из-за плохой подвижности пальцев, недостаточной координации у детей, как правило, вырабатывается пло­хой почерк. Чтобы этого избежать, следует укрепить мышцы пальцев рук, выполняя определенные упражнения. Ученые установили, что четырехмесячные дети, с которыми выполняются подобные упражнения, начинают говорить раньше и чище своих сверстников. Упражнения сопровождаются проговариванием скороговорок, что усиливает воздействие на речевые зоны мозга.

Гимнастика для пальцев рук (по Н. П. Бутовой)

♦ Поставить руки на парту, вращать кисти рук в раз­ных направлениях.

♦ Сложить ладони и разводить пальцы рук.

♦ Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.

♦ Выпрямить ладони; указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.

♦ С силой сжимать по очереди пальцы левой и пра­вой рук.

♦ По очереди вращать в разные стороны пальцы рук. ♦ Медленное и плавное сжимание вытянутых паль­цев рук в кулак; темп упражнения постепенно ускоря­ется до максимального, потом вновь снижается. ♦ Постукивание согнутыми пальцами рук по парте, вначале совместное, а в дальнейшем - каждым паль­цем в отдельности. ♦ Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки. ♦ Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.

Пальчиковая гимнастика

(примерные рифмованные упражнения)

Наши пальчики сплетем

И соединим ладошки.

А потом, как только можем,

Крепко-крепко их сожмем.


Сплести пальцы, соединить ладони, сжать как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка ими потрясти.

Пальчик вышел погулять,

Ключ забыл с собою взять.

Что он делает теперь?

Просто он стучится в дверь.


Растопырить пальцы, а затем одновременно сгибать все пальцы на обеих руках, касаясь подушечками соот­ветствующей ладони.

В парке есть глубокий пруд.

Караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать,

Нужно хвостиком махать.


Вытянуть руки, раскачивать ладонями в разные сто­роны, сначала попеременно, затем одновременно обеи­ми руками.

По дороге белой, гладкой,

Скачут пальцы, как лошадки,

Цок-цок, цок-цок-

Скачет резвый табунок.

Имитировать игру на пианино.

Без пальто гулял глупышка,

И замерз он, как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть,

Будем мы его тереть.


Растирать мизинец левой руки указательным и сред­ним пальцами правой, затем то же самое делать с ми­зинцем правой руки.

Как-то раз по речке Нил

Плыл огромный крокодил,

Рядом вынырнул другой,

Закричал ему: «Постой!»

На каждой руке соединить попарно указательный и средний пальцы, мизинец и безымянный пальцы.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради

Будут буковки писать.


Вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулачки, а затем их разжать. Повторить несколько раз.

Пальцы в гости приходили.

Тук-тук-тук - стучали в дверь.

Только дверь им не открыли,

Думали, там страшный зверь.

Стучать по парте подушечками пальцев и правой, и левой рук одновременно.

Идет по парте человек,

Переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх,

То получились рожки. Сжать кулачки, потом разогнуть указательный и сред­ний пальцы на обеих руках. Выполнить движение соот­ветственно словам.

Что такое? Что мы слышим?

-Это дождь идет по крыше.

А теперь пошел сильней

И по крыше бьет сильней.

Стучать по краю парты подушечкой правой руки, а затем левой попеременно.

Руки вытянем вперед,

А потом свои ладошки

Развернем наоборот

И похлопаем немножко.

Выполнить движение соответственно словам. Хлопать тыльными сторонами ладоней.

«Я сильней наверняка!» -

Молвит правая рука.

«Почему же?! Вот и нет!» -,

Спорит левая в ответ.

Сцепить руки «в замок» и потянуть в разные сторо­ны, меняя руки местами.

Две веселые лягушки

Ни минутки не сидят -

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят. Сжать пальцы в кулачки и положить их на парту паль­цами вниз. Резко распрямить пальцы и положить ладони на парту. Затем опять резко сжать пальцы в кулачки и положить их на парту пальцами вниз.

Чтобы нам огонь добыть,

Трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится

И бумажка загорится.

Выполнить движение соответственно словам.

Быстро пальчиком вращаем

И сильнее нажимаем.

Если долго так крутить,

Можно дырку просверлить.


Сжать правую руку в кулачок. Вытянуть большой па­лец правой руки, нажать им на ладонь левой руки и делать вращательные движения в разные стороны.

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он их просто клювом лечит.


Стучать по парте подушечкой указательного пальца правой руки, затем левой, потом попеременно.

Бедный маленький цыпленок

Кушать захотел спросонок.

Он по парте клювом бьет,

Будто бы пшено клюет.


Стучать по краю парты подушечками пальцев правой руки, а затем левой - попеременно.

РИФМОВАННЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Ножке трудно так стоять:

Ножку на пол не опускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Повторять стихотворение 2-3 раза, поднимая то пра­вую ногу, то левую.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь,

Потом я вырасту,

До лампы дотянусь.


Присесть на корточки, наклонив голову и обхватив руками колени. Потом постепенно выпрямиться, поднять­ся на носочки и вытянуться, поднимая руки вверх.

Мы читали и устали.

Дружно все тихонько встали.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Ножками потопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели! Выполнять движение соответственно словам.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел.

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.


Выполнять движение соответственно словам.

Поднимает руки класс - это раз,

Повернулась голова - это два,

Руки вниз, вперед смотри - это три,

Руки в стороны пошире,

Развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать - это пять,

Всем ребятам тихо сесть - это шесть.


Выполнять движение соответственно словам.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - за парту тихо сесть.

Выполнять движение соответственно словам.

Зайцы скачут: скок-скок-скок,

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз - согнуться, разогнуться.

Два - нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Выполнять движение соответственно словам.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится всем нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.


Выполнять движение соответственно словам.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкульт - привет!

Выполнять движение соответственно словам.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: топ, топ, топ.

Мы руки опускаем: хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки разведем и побежим потом. Выполнять движение соответственно словам.

Солнце глянуло в кроватку,

Один, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться - три, четыре -

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.


Выполнять движение соответственно словам.

Мы зарядку начинаем

И на месте все шагаем.

Руки вверх подняли выше,

Опустили, четко дышим.

Раз-два, не зевай,

Вместе с нами повторяй!

Упражнение второе:

Руки вновь над головою.

Словно бабочки летаем,

Крылья сводим, расправляем.

Раз-два, раз-два,

Дружно делаем, друзья!

Руки на бок, ноги врозь.

Так давно уж повелось,

Физкультура каждый день

Прогоняет сон и лень.

Три наклона сделай вниз,

На четвертый поднимись.

Раз, два, три,

На нас внимательно смотри!

Очень-очень хорошее упражнение:

Руки к плечам, круговые движения.

Вперед, назад,

Вперед, назад.

Физкультуре каждый рад.

Раз, два, три, четыре,

Расправляем плечи шире.

В заключенье в добрый час

Мы попрыгаем сейчас.

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Хватит прыгать, детвора!

Поскакали, поскакали,

Потянулись, подышали.

Выдох, вдох, выдох, вдох...

Занимались, кто как мог!


Выполнять движение соответственно словам.

© 2010-2022