- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения в 3 классе по теме Соколов-Микитов Листопадничек (1 урок)
Урок литературного чтения в 3 классе по теме Соколов-Микитов Листопадничек (1 урок)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Новикова Н.С. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка урока литературного чтения
3 класс
Учитель: Новикова Н.С.
Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». 1 урок.
Знакомство с текстом.
Цели:
- Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
-
Познакомить обучающихся с произведением «Листопадничек». Воспитывать интерес к произведениям о природе.
-
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
- Формировать навыки осмысленного выразительного чтения. Учить умению высказывать свои мысли.
- Расширять и активизировать словарный запас. Развивать воображение, связную речь, мышление, творческую активность.
Планируемые результаты:
- Обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух.
- Обучающиеся должны определять жанр литературного произведения, выбирать виды деятельности на уроке.
- Обучающиеся учатся видеть и понимать поступки героев, рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер героя.
- Обучающиеся учатся пересказывать произведение на основе плана, придумывать свои рассказы о животных.
Формирование УУД
- Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать тексты, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, ориентироваться в тексте, находить ответы на вопросы.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться работать в группах, выполняя определённую роль.
- Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию), учиться составлять план и работать по составленному плану.
- Личностные: выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Предметные: выбирать наиболее подходящие надписи к иллюстрациям, размышлять о характере и поступках героя; относить произведение к определённому жанру, устанавливать сходства и различия произведений, находить признаки литературного произведения
Тип урока: изучение нового материала. Оборудование урока:
- Учебник "Литературное чтение" 3 класс, часть 2, Сост. М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. - М.: Просвещение, 2011.
- Выставка книг и портрет И.С. Соколова-Микитова.
- Компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint .
Ход урока:
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
А чтобы урок пошёл каждому впрок- Активно включайся в работу дружок!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
- Работа над темой урока.
(Слайд № 2 «Стихотворение об осени»)
Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная
И грусть навевает порой.
Темнеют далекие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели -
Сейчас уж летят в облаках.
- Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)
- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад)
- А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?
Загадка
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги
А от голода - кора.
Как называют зайцев, родившихся осенью?
(Слайд № 3 «Листопадничек») - Прочитайте стихотворение о зайчике.
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат
- Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова "Листопадничек".
Хотите узнать подробнее об авторе?
(Слайд № 4 «Портрет автора»)
Автобиография
Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.
С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.
Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! Знакомство с выставкой книг автора.
-
Словарная работа. (Слайд № 5 «Словарные слова»)
Давайте проведем словарную работу, прочитаем и объясним сложные и непонятные слова .
-
долговязый (очень высокий, худой и нескладный)
-
плотина (перегородка на реке для поднятия уровня воды)
-
запрудили (перегородили реку плотиной)
-
настлано (настелено)
-
хатка (название небольшого дома на Украине)
-
зябнуть (испытывать чувство холода)
-
робеть (пугаться, стесняться ,бояться)
-
ходко работают (работают быстро)
- Знакомство с произведением.
5 . Анализ произведения:
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Почему И. С. Соколов-Микитов назвал свое произведение «Листопадничек»?
- Можно ли его озаглавить по другому?
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
- Кого встретил Листопадничек во время путешествия?
- Почему зайчонок остался в хатке бобров?
- Как провел Листопадничек зиму?
- Какими качествами мы можем наделить маленького зайчика?
- Как вы думаете произведение «Листопадничек» сказка или рассказ? Почему?
- Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика?
- Что он хотел сказать своим читателям?
- Какому герою ты больше всего сопереживал и почему?
- В чем по-твоему мнению главная идея этого произведения?
- О чем нам предлагает задуматься автор?
- Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать эту сказку о животных, то какие основные достоинства ты бы отметил?
- Чтобы написать такую интересную историю, как вы думаете, что помогло И.С. Соколову-Микитову в этом?
-
Работа в парах (Слайд № 6 «Иллюстрации»)
Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.
- Рефлексия (Слайд № 7 «Рефлексия ...»)
- Домашнее задание. (Слайд № 8 «Домашнее задание»)