Урок литературного чтения в 3 классе по теме Соколов-Микитов Листопадничек (1 урок)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока литературного чтения

3 класс

Учитель: Новикова Н.С.

Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». 1 урок.

Знакомство с текстом.


Цели:

  1. Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
  2. Познакомить обучающихся с произведением «Листопадничек». Воспитывать интерес к произведениям о природе.

  3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

  4. Формировать навыки осмысленного выразительного чтения. Учить умению высказывать свои мысли.
  5. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать воображение, связную речь, мышление, творческую активность.


Планируемые результаты:
  1. Обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух.
  2. Обучающиеся должны определять жанр литературного произведения, выбирать виды деятельности на уроке.
  3. Обучающиеся учатся видеть и понимать поступки героев, рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер героя.
  4. Обучающиеся учатся пересказывать произведение на основе плана, придумывать свои рассказы о животных.

Формирование УУД

  1. Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать тексты, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, ориентироваться в тексте, находить ответы на вопросы.
  2. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться работать в группах, выполняя определённую роль.
  3. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию), учиться составлять план и работать по составленному плану.
  4. Личностные: выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  5. Предметные: выбирать наиболее подходящие надписи к иллюстрациям, размышлять о характере и поступках героя; относить произведение к определённому жанру, устанавливать сходства и различия произведений, находить признаки литературного произведения



Тип урока: изучение нового материала. Оборудование урока:
  1. Учебник "Литературное чтение" 3 класс, часть 2, Сост. М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Выставка книг и портрет И.С. Соколова-Микитова.
  3. Компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint .

Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, с его произведением «Листопадничек». (Слайд № 1 «Название произведения»)
А чтобы урок пошёл каждому впрок- Активно включайся в работу дружок!

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

  1. Работа над темой урока.

(Слайд № 2 «Стихотворение об осени»)

Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная
И грусть навевает порой.
Темнеют далекие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели -
Сейчас уж летят в облаках.

- Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад)

- А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?

Загадка

У косого нет берлоги
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги
А от голода - кора.

Как называют зайцев, родившихся осенью?

(Слайд № 3 «Листопадничек») - Прочитайте стихотворение о зайчике.

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат

- Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова "Листопадничек".

Хотите узнать подробнее об авторе?

(Слайд № 4 «Портрет автора»)

Автобиография

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! Знакомство с выставкой книг автора.

  1. Словарная работа. (Слайд № 5 «Словарные слова»)


Давайте проведем словарную работу, прочитаем и объясним сложные и непонятные слова .
  • долговязый (очень высокий, худой и нескладный)

  • плотина (перегородка на реке для поднятия уровня воды)

  • запрудили (перегородили реку плотиной)

  • настлано (настелено)

  • хатка (название небольшого дома на Украине)

  • зябнуть (испытывать чувство холода)

  • робеть (пугаться, стесняться ,бояться)

  • ходко работают (работают быстро)


  1. Знакомство с произведением.
Чтение учителя, дети следят по тексту.
5 . Анализ произведения:
  • Понравилось ли вам произведение? Чем?
  • Почему И. С. Соколов-Микитов назвал свое произведение «Листопадничек»?
  • Можно ли его озаглавить по другому?
  • Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
  • Кого встретил Листопадничек во время путешествия?
  • Почему зайчонок остался в хатке бобров?
  • Как провел Листопадничек зиму?
  • Какими качествами мы можем наделить маленького зайчика?
  • Как вы думаете произведение «Листопадничек» сказка или рассказ? Почему?
Докажите.
  • Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика?
  • Что он хотел сказать своим читателям?
  • Какому герою ты больше всего сопереживал и почему?
  • В чем по-твоему мнению главная идея этого произведения?
  • О чем нам предлагает задуматься автор?
  • Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать эту сказку о животных, то какие основные достоинства ты бы отметил?
  • Чтобы написать такую интересную историю, как вы думаете, что помогло И.С. Соколову-Микитову в этом?

  1. Работа в парах (Слайд № 6 «Иллюстрации»)

Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.



  1. Рефлексия (Слайд № 7 «Рефлексия ...»)
Закончите предложения.
  1. Домашнее задание. (Слайд № 8 «Домашнее задание»)
Научиться читать текст без ошибок, ответить на вопросы в учебнике после текста.




© 2010-2022