- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению на тему Русский алфавит (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему Русский алфавит (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Татульян Г.А. |
Дата | 16.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
| |
Учитель | ТатульянГаянеАрдашесовна |
Школа | МБОУ «СОШ №34» пгт. Джубга |
Класс Количество учащихся | 1 Б 32 |
Тема урока | Русский алфавит |
Цель урока Задачи урока | формировать представления об алфавите, как группе букв, расположенной в установленном порядке -совершенствовать умение запоминать название и последовательность букв русского алфавита; -формировать умение пользоваться алфавитом; -развивать фонематический слух, речь; -воспитывать целеустремлённость, трудолюбие. |
Планируемые результаты: | |
Личностные | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Метапредметные | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические - построение рассуждений по обозначенной проблеме; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные УУД: формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формировать умение работать в паре и группе; формировать умение слушать и понимать других. |
Предметные | - запоминать название и последовательность букв русского алфавита; - учиться располагать слова в алфавитном порядке; - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; |
Межпредметные связи | окружающий мир, математика, литературное чтение, русский язык, история. |
Оборудование: | персональный компьютер, мультимедийное оборудование, презентации по теме «Алфавит». |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока:
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Определение темы урока и постановка цели урока 4 мин.
3. Основной этап 30 мин.
-
Актуализация знаний 8 мин.
-
Физкультминутка 2 мин.
-
Работа со стихотворением «Господин учитель Жук» 10 мин.
-
Физкультминутка с использованием гимнастики для глаз 2 мин.
-
Работа со стихотворением «Ты эти буквы заучи» 8 мин.
4. Рефлексия 1 мин.
5. Итоги урока 3 мин.
6. Рекомендации для занятий в семье 1 мин.
___________________________________________________________40 мин
Ход урока
- Орг.момент.
- Определение темы урока и постановка цели урока.
- Основной этап.
- Актуализация знаний
ъ я ё ю и е
п ф к т ш с х ц ч щ
ь
Сколько букв в русском алфавите? Скажите, на какие зоны разбита лента букв? (Красная - гласные, синяя - согласные, белая - знаки) Верхний ряд гласных что показывает? (твёрдость согласного звука) Нижний ряд? (мягкость согласного звука) Какие согласные находятся в верхнем ряду? (Звонкие) Какие согласные находятся в нижнем ряду? (Глухие) Зачем нам нужна лента букв? (для характеристики букв и звуков) Совпадает ли порядок букв алфавита и ленты букв? А зачем нам нужен алфавит? (для удобства пользования справочным материалом: словарей, энциклопедий, справочников и т.д.) Зачем нужен алфавит? Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок. Алфавитный порядок - твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале - так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться. Это интересно знать. Самый длинный в мире алфавит у абазинцев - народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите - 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв. А знаете откуда появилось название АЛФАВИТ? Сейчас я вам расскажу. Почему алфавит так назвали? Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит. Алфавит - это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя. Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так - «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит». А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит - это одно и то же. Что такое азбука, алфавит? ( Буквы, расположенные в определенном порядке).
- Физкультминутка с использованием гимнастики для глаз.
- Работа со стихотворением «Господин учитель Жук» (с.78-79)
Господин учитель Жук
Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчёлы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.
А - акула, Б - букашка,
В - ворона, Г - глаза…
Шмель и муха, не болтайте!
Не шалите, стрекоза!
Д - дитя, Е - единица,
Ж - жаркое, З- зима…
Повторите, не сбиваясь:
И - игрушка, К - кума!
Кто учиться хочет с толком,
Пусть забудет в школе лень…
Л - лисица, М - мартышка,
Н - наука, О - олень.
П - петрушка, Р - ромашка,
С - сверчок, Т - таракан,
У - улитка, Ф - фиалка,
Х - ходили, Ц - цыган.
Так наш Жук, махая розгой,
Учит азбуке стрекоз,
Мушек, мошек и козявок,
Мурашей, шмелей и ос.
Прочитайте стихотворение и подумайте, когда оно было написано - в наше время или в прошлом? (Читают по строфам умеющие читать дети, и по строкам - слабо читающие дети) Какое слово вас натолкнуло на это? (розгой) Кто знает, что это такое? Давайте найдём это слово в толковом словаре? Какую букву будем искать? (Р) Чтение объяснения слова РОЗГИ по словарю. Знаете ли вы, что такое алфавит? Назовите выделенные буквы. Обо всех ли изученных буквах идёт речь в стихотворении? Каких букв не хватает? (Ё, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю,Я)
- Физминутка
- Работа со стихотворением «Ты эти буквы заучи»
- Итог урока
- Рефлексия.
!
? - Ребята, у вас на парте лежат 2 знака
!
? Покажите знак, если вы довольны своей работой на уроке, настроение хорошее. Покажитезнак, если у вас остались вопросы, вам нужна помощь.
- Рекомендации для занятий в семье.
Методическая разработка урока литературное чтение для 1класса по теме: «Алфавит» Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это завершающий урок в букварном периоде обучения грамоте. Структура урока соответствует уроку введения нового знания на основе деятельностного подхода. Этап самоопределения к деятельности обеспечивает осознанное вхождение в урок. Учитывалась рациональная организация урока. Частота чередований видов учебной деятельности соответствует норме. На уроке происходит не только обучение чтению, но и пересказу, что способствует развитию речи. На данном уроке происходит знакомство с двумя видами словарей: орфографическим, толковым Важным этапом на уроке является групповая работа, учащиеся учатся договариваться друг с другом, сотрудничать. Планируемые результаты включают все виды универсальных учебных действий. Рефлексия включает в себя самооценку урока. Данный урок может быть использован другими УМК.