Конспект урока по литературному чтению на тему: Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк» и новым видом сказок (волшеб­ной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять по­следовательность событий; составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Речевая разминка

Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати!
  • Прочитайте жужжащим способом.
  • Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда? (Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козленочек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
  • Попробуйте прочитать их выразительно по памяти. (Учитель закрывает слова на доске.)

  1. Проверка домашнего задания

  • Кто из вас помнит слова, которыми отвечала Аленушка? (Ах, братец мой Иванушка!/ Тяжел камень на дно тянет, / Шелкова трава ноги спутала, /Желты пески на груди легли.)
  • Домашнее задание мы проверим таким образом. Расска­жите, как вы разделили текст на части. Как вы озаглавили каждую из них?
(Дети называют пункты плана, объясняя, какая часть отно­сится к каждому из них.)
  • А сейчас по полученному плану расскажите сказку.
  1. Введение в тему

  • Ребята, отгадайте загадку, загаданную пословицами и по­говорками.
• Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят. (Волк.) (Учитель записывает отгадку на доске.) У кого ты ни спроси - Всем известно на Руси: То он царь, то из крестьян, А зовут его... (Иван). (Учитель записывает и эту отгадку.)
  • Посмотрите на эти два слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке? (Мы будем читать о них сказку.)
  • Прочитайте название сказки. («Иван-царевич и Серый Волк».)
  • Кто ее автор? (Унее нет автора. Это русская народная сказка.) Итак, сегодня мы будем работать над новой сказкой. Прежде

чем перейти к чтению, отдохнем.

  1. Физкультминутка

Мы танцуем «Хлопай-топай» Утром, днем и вечером! Лучший танец - «Хлопай-топай», Когда делать нечего... Кем бы ни был ты - отличник Иль совсем наоборот, Разучи ты этот танец И танцуй его весь год!
  1. Работа по теме урока

  1. Знакомство со сказкой
(Читают учитель и хорошо читающие ученики.)
  1. Словарная работа по ходу чтения

Караулы - воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо. Похйтник - похититель.

Позарился - зариться - смотреть на кого-, что-либо с зави­стью, желать получить для себя. Задблит - одолеет. Наутёк - бегом (спасаясь от кого-либо).

  1. Первичная проверка понимания
  • Каковы ваши впечатления от прочитанного?
  • Что вы испытывали, когда читали сказку вместе со мной и товарищами?
  1. Работа над первой частью сказки
  • С чего начинается сказка? (Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.)
  • Как называется этот прием в сказке? (Зачин.)
  • Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками? (Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.)
  • Кто же воровал яблоки из сада? (Жар-птица.)
  • Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу? (Все три брата любили отца, отно-

сились к нему с уважением. Они утешали его, когда он зато­сковал из-за вора в саду.)

  • Как они повели себя, когда он отправил их за Жар-птицей? (iОни поклонились ему и отправились в путь-дорогу.)
  • Кто из братьев самый ответственный? Почему? (Самый от­ветственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.)
5. Работа над второй частью сказки
  • Какое несчастье случилось в пути с Иваном-царевичем?

(Его коня съел Волк. А куда без коня идти ?)

  • Кто стал помогать герою? (Ему стал помогать Волк.)
  • Что необычного было в Сером Волке? (Серый Волк скакал - синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.)
  1. Рефлексия

  2. Подведение итогов урока

  • С какой сказкой вы познакомились?
  • Чему учились на уроке?
Домашнее задание

Перечитать сказку, приготовиться читать ее выразительно. Нарисовать иллюстрации.

© 2010-2022