Методическая разработка занятия по изготовлению домиков из бумаги

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ММетодическая разработка занятия по изготовлению домиков из бумагиетодическая разработка занятия по изготовлению домиков из бумаги .

Методическая разработка занятия по изготовлению домиков из бумаги

Лукичева Галина Владимировна.

Педагог дополнительного образования

государственного образовательного автономного учреждения

Ярославской области Центра детско-юношеского

технического творчества (ГОАУ ЯО ЦДЮТТ).

Одной из важных задач в работе педагогов дополнительного образования является содействие раскрытию творческого потенциала детей.

Программа, по которой занимаются дети в нашем объединении, называется «Город Мастеров».

На наших занятиях в Городе Мастеров мы много работаем с развертками, что позволяет научиться видеть «объемно», развивает логическое мышление. И это здорово. Но, другая «сторона медали», дети привыкают к тому, что им дается готовая развертка будущей поделки и, в какой-то момент желание фантазировать отодвигается на второй план и логика становится главной опорой в работе над поделкой.

Вот в такие периоды нужна возможность снова «разбудить» «засыпающий» творческий порыв детей, толчок, дающий уверенность в своих способностях, умение придумывать, создавать неповторимые, непохожие на других поделки.

Наряду с основной формой обучения - учебным занятием, в данном направлении применяются и другие формы:

- «занятие-игра» развивает навык применения выполненного изделия в игровой деятельности, служит для познания, отдыха и удовольствия;

- «занятие-творческая работа» формирует навык самостоятельного использования полученных знаний, расширяет творческий потенциал обучающихся;

- «занятие-мастерская» дает возможность ребенку самостоятельно продемонстрировать и представить технологию конструирования своей модели другим обучающимся;

В данном случае применяются элементы названных форм работы.

Занятия проводятся парно, т.е на данную тему отводится два занятия по два часа. Такая форма работы представляется нам наиболее верной и действенной. Первое занятие - это обучение, где подробно разбирается технология изготовления основной модели, вырабатывается алгоритм действий, второе - это уже творческая работа, с элементами других форм работы, где используются полученные знания, применяются знакомые техники исполнения.

Пример такого перехода от логики к фантазии - занятие по изготовлению домиков из бумаги.

Данная разработка может быть использована в школах на факультативных занятиях по труду или художественной деятельности, в группах продленного дня, в кружковой работе. Возраст детей: первый, второй классы.

Данное занятие с успехом можно провести как в группе детей с дефектами (речи, слуха, дети различ­ных групп коррекции), так и одаренных ребят. Она помогает создать основу для глу­бокого осмысленного творчества детей.

Цель: Создание условий для, расширения творческого потенциала обучающихся, необходимости самостоятельного использования полученных знаний в процессе изготовления домиков из бумаги.

Задачи:


Обучающие: Способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения развертки и схемы сборки, закреплять умение выстраивать правильный алгоритм действий.

Развивающие:

Содействовать развитию навыка выражения своих творческих замыслов в процессе работы, умения самостоятельно представить технологию конструирования своей модели другим обучающимся;.

Воспитательные:

Способствовать формированию атмосферы творчества, умению помочь другому в процессе деятельности, воспитанию в детях терпения и упор­ства, аккуратности в работе.

Оборудование:

  • Материалы: цветная бумага, развертка в черно-белом варианте.

  • Инструменты: ножницы, цветные карандаши, фломастеры, клей.

  • Презентации «Последовательность действий изготовления домиков»

  • Презентация «Правила работы с инструментами»

  • ТСО: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на занятии.

Улыбкой и рукопожатием пожелайте друг другу хорошей работы.

Я вам желаю, чтобы вы от своей работы получили удовольствие.

II. Сообщение темы и цели.

- В нашем Городе Мастеров сейчас идет активное строительство. Ожидается приезд гостей на большой Карнавал, для них нужно построить красивые дома. Поэтому мы сегодня будем трудиться на строительной площадке.

- Посмотрите на развертку, из которой мы сможем сделать домик.

- Какие основные фигуры вы видите на развертке? Правильно, прямоугольники и треугольники.

III. Актуализация опорных знаний.

- Перед тем, как начнем работать, повторим необходимые правила.

Слайд (Картинки правила работы с ножницами.)

- Задайте друг другу вопросы по правилам работы с ножницами, опираясь на картинки.

(Дети задают вопросы по правилам работы с ножницами.)

Слайд (Правила нанесения клея.)

Что за правило на картинке?

(Ответ ученика.)

Итог. Правила знаете, сегодня посмотрю, как во время работы применяете их.

IV. Алгоритм действий.

Детям дается развертка дома с обозначенными окнами, дверями в черно-белом варианте, которую они раскрашивают.

Мы разбираем последовательность работы и непонятные моменты с помощью презентации «Последовательность действий изготовления домика».

Алгоритм действий выглядит так:

  • Рассмотрев развертку модели, выделить основные фигуры;

  • Раскрасить;

  • Аккуратно вырезать единую деталь развертки;

  • Согнуть деталь по всем сгибам;

  • Аккуратно склеить;

  • Приклеить дополнительные детали.

V. Итог урока. Выставка, обсуждение работ.

- Рассмотрим наши дома. Все ли сделаны аккуратно? Все четыре угла стоят на поверхности? В каком из этих домов поселились бы вы сами?

(дети отвечают)

(Уборка рабочих мест.)

V I. Рефлексия.

-Мы сегодня хорошо потрудились. Оцените свою работу с помощью этих смайликов. Нарисуйте на них свое настроение (дети изображают смайлик, соответствующий их оценке). Поднимите свои смайлики вверх на счет три! Мы видим, что вы честно оценили ваш труд. Не расстраивайтесь, если что-то не получилось, вы обязательно постараетесь в следующий раз.

Следующее занятие мы проведем здесь же на строительной площадке Города Мастеров.

(Уборка рабочих мест.)

V I I. Методические рекомендации.

Настоятельно рекомендуется давать детям черно-белые развертки, для того, чтобы они их раскрасили. Это действие дает возможность индивидуализировать свою поделку, сделать непохожей на другие.

Во втором полугодии дети обладают уже неплохими навыками простейших операций, таких как, вырезание, склеивание.

Как правило, они хорошо справляются с заданием, создают замечательные домики .

Сложность представляет симметричность склеивания, т.е. после сборки в основании дома должен быть равносторонний прямоугольник. На это следует обратить внимание детей, некоторым помочь, или попросить тех ребят, которые справляются с трудной операцией.

Дети всегда с удовольствием помогают друг другу.

Возможен вариант самостоятельной работы, без использования презентации. В этом случае, алгоритм действий представляют сами дети (элемент формы «занятие-мастерская»).

Нельзя сказать, что на таком занятии нет места фантазии, но в целом заметно, что от занятия к занятию постепенно желание придумывать что-то свое тускнеет, отходит на второй план.

Поэтому следующее занятие мы посвящаем изготовлению еще одного домика для будущих мастеров(подмастерьев).

Ход второго урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Рада вас снова видеть сегодня.

Традиционно улыбкой и рукопожатием пожелайте друг другу хорошей работы.

Я вам желаю, чтобы фонарик вашей фантазии сегодня разгорелся ярко, ярко и горел долго, помогая в работе над поделкой.

II. Сообщение темы и цели.

В прошлый раз на строительной площадке мы создали домики для гостей Города Мастеров. Я думаю, что пришло время построить дом для будущих мастеров.

-Скажите ребята, как называют учеников мастера? Подмастерье.

Как вы думаете, когда вы приходите в Город Мастеров, можно вас тогда называть подмастерье? Представьте, что обучаясь, вы будете жить в том доме, что смастерите сами! В каком домике вы хотели бы поселиться?

(Ответы детей.)

Сегодня вы сделаете дом своей мечты.

Посмотрите на основу, с которой вы будете работать. Здесь нет окон, дверей и других деталей. Вы придумайте и сделайте все это сами.

III. Актуализация опорных знаний.

Все ли помнят, как правильно работать с ножницами и клеем?

(дети отвечают).

Молодцы.

- Скажите мне: что такое «Техника симметричного вырезания»?

Это знание нам сегодня пригодится.

IV. Алгоритм действий.


  • Рассмотреть внимательно основу развертки. Определить последовательность сборки.

  • Если необходимо - раскрасить основу и вырезать ее.

  • Сделать основные детали: окна, двери, дополнительные украшения к ним (занавески, наличники и т.д.) Применяем технику симметричного вырезания: складываем полоску бумаги пополам (или в несколько раз) рисуем деталь, вырезаем одновременно нужное количество деталей.

  • Приклеить полученные детали на подготовленную основу.

  • Склеить домик.

  • Украсить дополнительными деталями: труба, крылечко и т.д.

V. Итог урока. Выставка, обсуждение работ.

Посмотрите какие получились замечательные домики. Какие они разные!

Дети могут показать мини-спектакль с новыми поделками (элемент формы «занятие-игра»).

VI. Рефлексия.

-Мы сегодня хорошо потрудились?

Потянулись, наклонились.

Молодцы.

Понравилось вас трудиться на Строительной площадке?

- Я вручаю герб Города Мастеров лучшему ученику в нашей мастерской на сегодня!

До свидания.

(Уборка рабочих мест.)

VII. Методические рекомендации.

Дети могут растеряться, когда узнают, что полной развертки нет, только основа. Поэтому необходимо вспомнить, как делали домик в прошлый раз, обратить их внимание на отличие данной основы (схема сборки будет другой), убедившись, что можно обойтись без полной развертки, переходим к алгоритму действий.

Данный алгоритм действий не дается детям в готовом виде в начале занятия. Педагог с помощью вопросов направляет действия ребят.

Как правило, всегда есть дети, которые думают активно, работают быстро, фантазируют легко. Поэтому, закончив свою поделку, они могут

продемонстрировать свою модель другим обучающимся и проговорить свою последовательность действий (элемент формы «занятие-мастерская»)

VIII. Литература.

Рекомендуемая литература педагогам:

  1. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей (методические рекомендации). - М.: ЦДЮТ "Бибирево", 2001.

  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 2009.


  1. Иванченко В.Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей. Феникс, 2011.

  2. Журнал «Дополнительное образование и воспитание» 3 / 2006г., Конструирование задач учебного занятия.

  3. В. Кульневич, В.Н. Иванченко «Дополнительное образование детей. Методическая служба». Ростов-на-Дону «Учитель» 2005 г.

  4. Моргун Д. В., Орлова Л.М. . Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. ЭкоПресс, 2012

  5. Педагогические технологии: Учебное пособие. Автор-составитель Сальникова Т.П. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

  6. Е.Ю.Сухаревская, Технология интегрированного урока, /Педагогика нового времени/, издательство «Учитель», 2993г.;

  7. Н.А. Сидорова, Е.Б. Коминова «Педагогический поиск. Практика дополнительного образования детей». Москва 2007 г.

Рекомендуемая литература обучающимся:


  1. Антипова М. Соленое тесто Красивые вещи своими руками. - М., 2006. - 118 с.

  2. Горячева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей, детей и педагогов. - Ярославль, 1998. - 192 с.

  3. Дюмина Г.В. Бисер.- М.: ООО издательство Астрель, 2001. - 234 с.

  4. Кискальт И.И. Соленое тесто. - М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2003. - 156

  5. Кононович Т.П. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. - М.: РИПОЛ Классик, 2001 - 187 с.

  6. Лихачева Т.Г. Моя игрушка - подружка. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 167 с.

  7. Максимова М.В. Быстрый крючок. - М.: издательство ЭКСМО, 1999. - 68 с.

  8. Журналы:

  9. «Валя-Валентина», 1-12, 2012 год.

10) «Ксюша», №№ 2-6, 2012 год.

11) «Коллекция идей», №№ 1-12, 2011-2012 годы.

12) «Рукоделие мод», № 438, 2003 год.




Приложения.

Приложение 1.



Развертка.

Приложение 2.

Методическая разработка занятия по изготовлению домиков из бумагиМетодическая разработка занятия по изготовлению домиков из бумаги


Методическая разработка занятия по изготовлению домиков из бумаги

Детские поделки.

Приложение 3.

Методическая разработка занятия по изготовлению домиков из бумаги

Герб Города Мастеров


© 2010-2022