А. С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок литературного чтения 2 класс

А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя»

Урок изучения нового материала

Задачи:

  • Учить читать стихи выразительно;

  • Учить находить в стихах олицетворение;

  • Учить на основе опорных слов создавать собственные тексты.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Читать стихи выразительно, сохраняя интонацию конца предложения;

  • Знать, что такое олицетворение,

сравнение;

  • Создавать собственные тексты на основе литературного текста

Метапредметные:

  • Анализировать текст произведения, находить информацию на заданную тему;

  • Составлять рассказ на основе полученных сведений.

Личностные:

  • Проявлять интерес к творчеству А.Пушкина;

  • Осознавать, что А.Пушкин - великий русский писатель

Межпредметные связи: окружающий мир, тема «В гости к зиме», русский язык, тема «Текст, признаки текста, тема главная мысль текста»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Орг. Момент и подготовка к чтению.

Задача нашего урока быть внимательными, слушать друг друга, дополнять, давать полные ответы на поставленные вопросы.

Пятиминутка чтения. (Жужжащее чтение).



(1,2слайд) Найдите лишнее слово в строчке

Январь, Декабрь, Март, Февраль

Снег, пурга, метель, иней.

-Какой темой можно объединить оставшиеся слова?

- Предположите, какая тема урока нас ожидает?

(3 слайд) Чтение скороговоркой. Выучить наизусть за 1 мин.

Белые шапки

На белых берёзах.

Белый зайчишка

На белом снегу.

Белый узор

На ветвях от мороза.

По белому лесу

На лыжах бегу.

- Как бы вы озаглавили?

Предлагается рассказать или прочитать выразительно.

Приветствуют, садятся, проверяют глазами рабочее место.



Обучающиеся читают. Работают в парах, задают свои вопросы на понимание.


Ответы детей: Месяц март, т.к весенний месяц, остальные зимние.

Снег,

Слова связаны с зимой.

Возможно произведения о зиме.

Читают, заучиваю.









- Зима

2 ученика рассказывают либо читают.

Проверка домашнего задания.

Предлагается 2 - 3 учащимся рассказать стих наизусть

Дети читают стих

(4 слайд) Определите, кто автор произведения с которым мы будем сегодня знакомиться по опорным словам на слайде,

подготовить рассказ:

Великий, сказки, русский,

стихи, Сказка о царе

Салтане, народные,

Москва, лицей, друзья,

Арина Родионовна, в

Царском селе, поэт.

Рассказ представить в паре, дополнять, оценивать по параметрам логика, факты, достоверность

(5 слайд) Определите задачи нашего урока.

На каждом уроке мы учимся, давайте поставим задачи нашего урока.












Готовят рассказ на основе опорных слов.

Рассказывают о А.Пушкине


Познакомиться со стихотворением.

Учиться читать выразительно.

Определить, что обозначают незнакомые слова.

Заучивание.

Мотивация познавательной деятельности

  1. (6слайд) портрет А.С.Пушкина
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные сказки этого великого русского поэта. (7 слайд) Кто из вас любит время года зима? А чем оно вам нравится? Конечно зимние развлечения… И это время года многих композиторов, художников и поэтов вдохновляло и вдохновляет на творчество. Посмотрите, на репродукцию Константина Фёдоровича Юона, слушая музыку Петра Ильича Чайковского. Беседа после просмотра.




Зимние забавы катание на коньках, лыжах, санках, игры в снежки…





Дети слушают представляют картину


(8 слайд) Послушайте чтение народного артиста Олега Табакова. Представьте картину, которую рисуют эти волшебные строки Что вы увидели? Блеснул мороз. Разве мороз может блестеть? Как автор пишет о снеге, он какой? Стр 88 чтение детьми самостоятельно



Дохнул, завыл, ветер подул, деревья закачались

Это блестит снег.

Снег первый, сравнивает с пухом.

Словарно-лексическая работа.

(9слайд)

Дохнул - сделал

Брега - берега

Недвижная река - неподвижная река

Пухлая пелена - лёгкий, воздушный покров, покрывало

Проказы - шалости, проделки, озорство


Повторное чтение детьми в парах. Работа над эмоционально-выразительным чтением. (10 слайд - 21 слайд)

Вот север, тучи нагоняя,

- Кто помогает зиме?

-Какими словами можно заменить?

Дохнул, завыл,


-и вот сама

Идет волшебница - зима.

  • Почему поэт называет зиму волшебницей? Ответьте авторскими словами.
  • Зима рассыпалась. Как по-другому сказать?


-«Клоками повисла на суках дубов». Вы видели сами, как на соснах зима повесила шапки снежные. А тут?
  • А с чем поэт сравнивает снежное поле?
- Как гладкие ковры, разостлала зима снег, закрыла все поля, холмы.

  • Теперь найдите, какие слова нашел поэт, чтобы обрисовать место, где текла речка. Прочитайте только о речке и ее берегах.
  • Почему река недвижная?


  • Перечитайте последние строки. Какое слово выбрал поэт, чтобы показать, что он рассматривает картину зимы в солнечный день?
  • Как поэт называет все изменения в природе, которые принесла с собой матушка зима?
  • Что это значит?

  • Каково отношение людей к проказам?




Север. Он нагнал туч, «дохнул, завыл»…)


Подул северный ветер.

Поднялась вьюга , метель




Творит чудеса (Идет зима, как о живом существе.)


(Подул северный ветер, поднялась вьюга, ветер завыл.)

Пришла, рассыпалась, повисла, легла?


(Превратилась в снег, она ведь сказочная волшебница: что захочет, то и сделает…)
Подбор словесной замены: снег повис (застрял, задержался) клочьями на суках дуба.
Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов.


Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою.


(Покрыта льдом, засыпана толстым слоем снега, не видно берегов).
Блеснул мороз.




(Проказы). (Шалости, шутки)
И рады мы Проказам матушки зимы.


Работа над эмоционально-выразительным чтением стихотворения.


- Прочитайте стихотворные строки так, чтобы показать, что вы рады наступлению зимы. Похвалите зиму, порадуйтесь ее приходу.
Заслушивается чтение 2-3 учеников.


Диагностика достижения планируемых результатов:

1.Опишите зимние картины, которые увидели в стихотворении

2.Назовите слова, которые помогают эти картины создать

3.Назовите олицетворения

4.привидите примеры своих олицетворений



Итог урока. Домашнее задание: выучить стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…» наизусть.




© 2010-2022