Урок литературного чтения Стихотворения о семье. Ю. Коринец Март, А. Плещеев Песня матери

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Марфенкова Оксана Александровна

Учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» ,г.Железногорск, Курская обл.

Предмет литературное чтение

Класс 2

УМК «Начальная школа XXІ века»

Тема урока: Стихотворения о семье. Ю. Коринец «Март», А. Плещеев «Песня матери»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: познакомить с поэтическими произведениями о семье, учить читать правильно произведения, исходя из особенностей их жанровой специфики, сравнить колыбельные А.Плещеева и М.Лермонтова.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель урока

- учиться планировать учебную деятельность на уроке

- оценивать правильность выполнения действий на уроке

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи

- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке

- уметь осознанно строить речевое высказывание, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Предметные УУД:

- понимать значение семьи (матери) в жизни человека

-выразительно читать колыбельные песни и стихотворения

-разыгрывать сценки

-сравнивать произведения разных авторов одного жанра

Личностные УУД:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

- стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения

- воспитывать уважение к семейным ценностям, традициям, доброе и бережное отношение к членам семьи

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, листы с тестовыми заданиями, оценочные листы

Название этапа урока.

Содержание урока

Деятельность учащихся

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

Настроились на работу.

Пусть этот урок доставит вам только положительные эмоции.

Проверка выполнения домашнего задания

  • Проверка чтения наизусть стихотворения А.Плещеева «Дедушка»

- Ребята, чем необычно стихотворение «Дедушка»?

(Оно написано в форме диалога )

-Давайте попробуем прочитать его наизусть в лицах. Сколько человек нам для этого потребуется? (4)

- О чём будем помнить при чтении? ( Произносить слова правильно , соблюдать логические ударения, паузы, передать чувства, настроение… )

Чтение наизусть

Анализ выразительного чтения, опираясь на оценочный лист

  • Тест

  1. Автор произведения «Лучше всех»

В. Осеева

С. Толстой

Д. Майков

2.Какое качество ценится автором рассказа «Случай с кошельком»

А. любовь

Б.забота

Е. честность

3.Кого больше всех любил герой произведения С. Аксакова

Г. маму

М.сестру

Ж.бабушку

4.Чему учит отец сыновей в рассказе Л.Толстого

О.быть честными

Я.быть трудолюбивыми

Ь.быть дружными

5. Что подарила Катя маме и бабушке?

К. конфеты

Я. вербу

З.открытку

Самопроверка

-Выпишите буквы ответов в клетки ниже.

-Если вы ответили на все вопросы правильно, то прочтёте слово

-Кто его прочёл?

(семья)

Учащиеся следят за чтением, отмечают в оценочных листах работу одноклассников.

Требования к выразительному чтению

1

2

3

4

я

я

1.Правильная постановка логического ударения


2.Соблюдение пауз


3.Правильный выбор темпа


4.Соблюдение нужной интонации


5.Безошибочное чтение









1 слайд

На ИД доске составить слово семья

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

-Случайно ли мы обратились к этому слову? (Нет, т.к. это тема произведений, с которыми мы знакомимся в данном разделе)

-А что означает это слово «семья»?

-Слово это многозначное, но нас интересует его 1 значение. (Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью)

-О каких членах семьи мы уже читали?

Приведите примеры вместе с названием произведений.

-Как вы думаете, а кому сегодня будут посвящены произведения?

-Какие задачи поставим перед собой?



ИД

Опора для определения задач урока

Познакомимся с ….

Узнаем….

Будем учиться….

Этап усвоения новых знаний и способов действий







  • Работа со стихотворением Ю. Коринца «Март» с. 86

  • Первичное чтение

-Прочитайте автора, название.

-Как вы думаете, о чём будет это стихотворение?

Чтение учителем.

  • Беседа.

-Оправдались ли ваши предположения?

-Почему?

-О чём это стихотворение? (О девочке, которая нарвала вербы, чтобы поздравить маму с 8 Марта )

-Какое растение первым расцвело? Прочитайте.

Верба за моим окном

почки распустила-

раньше всех в краю родном

расцвести решила.

-Как вы понимаете значение слова «распустила»? (Раскрылись, лопнули почки)

- С каким словом оно рифмуется?

(решила)

-В каком смысле употребляется оно?

-Случайно ли автор его употребил?

-Что он хотел этим подчеркнуть?

(Что природа как будто специально оживает к Женскому дню ,потому что

мама - это самый близкий и дорогой человек. Мама дала нам жизнь.)

  • Обсуждение иллюстрации

-Кто изображён?

-Как смотрит девочка на веточки вербы? (с нежностью, представляет, как она поздравит маму…)

  • Моделирование обложки Обсуждение.

  • Упражнение в выразительном чтении

-Какие слова нужно выделить голосом?

-После каких слов сделаем паузы?

-В каком темпе надо читать ?

-Какие чувства необходимо выразить?

Физминутка



  • Работа со стихотворением А. Плещеева «Песня матери»

  • Первичное ознакомительное чтение (молча)

-Сейчас вы познакомитесь ещё с одним произведением. Прочитайте автора и название.

-Подумайте, какое название можно было дать этому произведению.

Самостоятельное чтение учащимися

  • Выполнение заданий в тетради

-Как бы можно было по-другому назвать это стихотворение? (колыбельная)

-Почему? Подтвердите словами из текста.(Мать, качая сына, тихо песню пела)

Выполните задания 1-4 в тетради с.45 самостоятельно

Проверка выполнения.

-Ребята, стихотворения А.Плещеева отличаются особой мелодичностью. Ко многим произведениям написана музыка .

  • Упражнение в выразительном чтении стихотворения



  • Сравнение этой песни с колыбельной песней М. Лермонтова.

-Чем похожи и чем различаются?

( похожи:

-мамы поют их своим сыновьям, нежно, с любовью, ласково;

отличаются

-мамы укачивают своих малышей в разную погоду,

-обращение к малышу у Лермонтова, к буре и елям у Плещеева )









На ИД 1 ученик моделирует обложку, остальные на местах.







ИД опорная схема

Первичная проверка понимания

Изученного



Этап закрепления новых знаний и способов действий

Применение знаний и новых действий

Обобщение и систематизация

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Коррекция знаний и способов действий

Литературная игра «Вспомни и назови»

Вспомните колыбельные песни народные и авторские

(ответ подтвердить нужно чтением колыбельной песни)

Информация о домашнем задании

  • Выучить наизусть одно из стихотворений

  • Выполнить задания в тетради к стихотворению Ю.Коринца «Март»

  • Подобрать пословицы о матери

Подведение итогов занятия

Сегодня мы познакомились ещё с двумя произведениями, посвящёнными семье, матери и ребёнку.

-Какие задачи перед собой мы ставили?

- Достигли их?

Рефлексия

-Такие хорошие стихотворения мы с вами прочитали. В них столько нежности , ласки, любви. Мне очень захотелось увидеть свою маму, обнять, сказать ей добрые слова, а вам?

-Ребята, давайте напишем своим мамам необычную телеграмму, в которой передадим все чувства, которые испытываем сейчас.

Учащиеся пишут на листе коллективную телеграмму

11


© 2010-2022