Разработка урока русского языка в 3 классе по теме «Словообразование имен существительных»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме

«Словообразование имен существительных».

Учитель: Муравьёва Н. А.Н. А. Тип урока: объяснение нового материала Модель: один компьютер в классе.
Цели урока:

  1. Познакомить с понятиями «словообразование», «суффикс» и «приставка».
  2. Формировать у учащихся умение выделять приставку и суффикс в словах.
  3. Развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Техническое сопровождение урока: - компьютеры (проводится в компьютерном классе); компьютер учителя; - мультимедийный проектор; - экран.

План урока:

Орг. момент.

- Проверка готовности учащихся к уроку.

- Эмоциональный настрой учащихся на урок. Изучение нового материала. Проверка усвоения и закрепление изученного материала. На данном уроке предполагается использовать ЦОРЫ различной структуры и назначения: - анимацию; - тексты, графики и схемы (в виде презентаций);
Ход урока: - Ребята, посмотрите в окошко. Какое сейчас время года? - Какие осенние месяцы вы знаете? - Вспомните пословицы, поговорки, приметы, связанные с осенью. - Как вы их понимаете? - Спасибо, молодцы. Как много вы знаете примет, пословиц и поговорок, связанных с осенью. - Я вам тоже приготовила одну примету, связанную с осенью, но когда шла в школу, подул осенний ветерок и слова в примете перемешались. Ребята, помогите собрать.

Учащиеся из слов составляют примету.

Если много орехов, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.

- Как вы понимаете эту примету?

- Зима снежная и суровая - это какая?

- Еще раз прочитайте примету. Давайте найдем все нам известные орфограммы, которые в ней встретились?

Учащиеся находят в словах орфограммы и называют их.

- Откройте свои тетради и запишите к себе в тетрадь примету, подчеркивая орфограммы.

Учащиеся записывают примету к себе в тетрадь и подчеркивают орфограммы.

- Ребят, а кто знает о каких грибах и орехах идет речь?

Учитель показывает учащимся иллюстрации грибов. . (через компьютер и проектор)

- Давайте определим о каких грибах идет речь. Это что за гриб? (мухомор, белый гриб, опята, бледная поганка)

- Найдите лишнее изображение. Почему?

- Так о каких же грибах идет речь в примете?

- Кто мог бы дать лексическое толкование слову «гриб»?

Выслушиваются ответы учащихся.

- А вот Ожегов дает свое лексическое толкование этому слову. Давайте его прочитаем в орфографическом словаре.

Один из учащихся берет орфографический словарь Ожегова и зачитывает толкование слова «гриб».

- Запишите слово гриб в тетрадь. Как будем писать это слово? Какая в этом слове орфограмма?

- Как ее проверить? Какое слово будет являться проверочным?

- Какие слова мы называем однокоренными?

Учащиеся записывают слово к себе в тетрадь. Далее все слова они пишут в столбик в тетрадь, учитель на доске.

- Подберите однокоренные слова к слову гриб. Докажите.

На доске:

Гриб

грибник

грибки

грибница

грибочек

грибной

грибок

- Прочитайте еще раз слова. Чем они похожи? Выделим.

Учитель у доски, учащиеся в тетради.(учащиеся выделяют общую часть, оговаривают лексическое значение каждого из слов).

- Чем отличаются слова? Благодаря чему получились слова с новым лексическим значением?

- Вот сегодня на уроке нам и предстоит в этом разобраться.

- На предыдущих уроках русского языка мы говорили о том, что все слова делятся на части.

- Посмотрите внимательно на слова, где находится часть слова, которая придает им новое значение? После чего?

- Какую функцию она выполняет? Для чего она служит?

- Кто знает как называется часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов?

Выслушиваются ответы учащихся.

- Действительно ребята, часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов принято называть суффиксом. А на письме выделяют вот таким знаком.

На доске появляется табличка с надписью суффикс и изображением как его выделять на письме. . (через компьютер и проектор)

- Итак, что же такое суффикс?

- Откройте учебники на странице 58. Прочитайте правило. А после чтения, скажите верно ли вы дали понятие «суффикс»?

- Вернемся к нашим словам. При помощи чего образовались слова? Выделим суффиксы в словах.

- А сейчас поработайте самостоятельно.

Хороши розочки на клумбе у Розочки (N 118723)

- Следующее задание попробуйте выполнить самостоятельно, а после выполнения скажите. От основ какой части речи могут образовываться новые слова. С помощью какого суффикса и какое значение вносит суффикс в слова.

При помощи чего образовались имена существительные (N 118764)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- С каким способом образования новых слов мы познакомились? При помощи чего могут образовываться новые слова?

- то такое суффикс?

- Вспомните, от какого слова в начале урока мы образовывали новые слова?

- А что можно делать с грибами?

- Возьмите карточки у вас на столах. Поработайте в парах. На одной из карточек слово… варить. Дайте лексическое толкование этому слову. А на других - одна из частей слова. Попробуйте образовать новые слова.

- Какие слова у вас получились?

Выслушиваются ответы учащихся. Учащиеся записывают слова в тетрадь, учитель на доске из больших карточек составляет слова, которые учащиеся называют.

- Что общего в словах? Выделим.

- При помощи чего образовались новые слова? Мы скаким способом образования познакомились? Подходит ли здесь этот способ?

- Что мы с вами делали? (приставляли)

- В какую часть слова приставляли?

- Как назовем часть слова, которую приставляли?

- Молодцы, действительно это приставка. Что такое приставка? В какой части слова находится? Для чего служит?

На доске появляется табличка с надписью приставка и изображением как ее выделять на письме. (через компьютер и проектор)

- Прочитаем правило на странице 57 учебника.

- Все ли мы сказали? Выполним упражнение из учебника для закрепления знаний. Упр. 149

- Давайте подведем итог нашего урока. Над какой темой мы работали на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Что такое суффикс?

- Что такое приставка?

- Сколько способов образования новых слов вы узнали? Назовите эти способы. Забегая немного в перед, сядьте за компьютеры и скажите, чем же займемся на следующих уроках русского языка?

Способы образования имён существительных (N 118836)

- Какие еще способы образования новых слов существуют? Но это нам предстоит еще узнать. А сейчас для закрепление поработайте над следующим заданием.

Найди слово с похожим суффиксом (N 118808)

- Поднимите руки, кому понравился урок? Что запомнилось больше всего? Большое спасибо за урок. Мне очень понравилось как вы работали.


© 2010-2022