- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида Тема: «И. Мазнин. Посмотри, как день прекрасен!»
Конспект урока по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида Тема: «И. Мазнин. Посмотри, как день прекрасен!»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гайфуллина Э.Ш. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида
Тема: «И.Мазнин. Посмотри, как день прекрасен!»
Автор: Гайфуллина Эльвера Шакертзяновна
учитель - дефектологГБС(К)ОУ ««Тлянче Тамакская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат VIII вида» Тукаевского
муниципального района Республики Татарстан»
Цель. 1. Ознакомление с характерными признаками осени. 2. Учить сравнивать, анализировать и соотносить картинки с изображением характерных признаков периода осени. 3. Коррекция и развитие связной устной речи, активизация и обогащение словарного запаса учащихся. 4. Формирование эстетического вкуса и воспитание любви к природе родного края.
Оборудование:
- репродукция картин И.И.Левитана «Золотая осень», А.И.Куинджи «Осень», И.Э.Грабаря «Рябинка»
- кружочки из цветного картона (белый, зеленый, красный, желтый),
- песня «Листопад» ( музыка Т.Потапенко, сл.Т.Волниной)
- краски, кисти, альбом для рисования;
- муляжи грибов.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, потому, что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Рапорт дежурного.
- Я хочу узнать, хорошо ли вы знаете времена года. Мы с вами поиграем. У меня в руках кружочки. Как видите, они разного цвета. Каждый цвет обозначает время года:
белый цвет - зима;
зеленый - весна;
красный - лето;
желтый - осень.
Я прочитаю предложения, а вы подумайте, к какому времени года относится данное предложение и поднимайте соответствующие кружочки.
Итак, слушайте внимательно:
-
Летят с неба пушистые снежинки.
-
Красивы желтые листья, красива зеленая озимь на полях.
-
Каждый день появляется что-то новое, появляется зеленая трава, распускаются листья…
-
На улице стояла жара. Дети пошли купаться.
-
Речка покрылась толстым блестящим льдом.
-
Выкопали картошку. С грядок собрали морковь, свеклу, капусту.
-
Родился ландыш в майский день.
-
Вот и время подоспело - земляника покраснела…
- Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием.
2. Введение в тему.
Чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно отгадать загадку.
Серые тучи по небу плывут
Клик журавлей улетает на юг.
В небо взметнулись верхушки сосен,
Бродит уныло за окнами… (осень).
Правильно. Мы поговорим с вами сегодня об осени.
Итак, за окнами осень. Осень в самом разгаре.
Послушаем песню «Листопад» ( музыка Т.Потапенко, сл.Т.Волниной)
- Понравилась, ребята, песня? (ответы учеников)
- О чём эта песня? (ответы учеников)
- Вам на дом было задано выучить стихотворение об осени. Послушаем, какие стихи вы выучили. -Молодцы, ребята. Мы прослушали чудесные стихотворения. А давайте попробуем сами составить рассказ о красавице Осень. (ответы учеников) - Итак, какой рассказ у нас получился? Наступила осень. Начинает желтеть листва. У клёнов и осин листья начинают краснеть. Птицы собираются в стаи для отлёта на юг. Дни стали короче, ночи длиннее. В огородах убрали урожай. Опустели поля. - Спасибо, ребята. - Обычно осень - время увядания природы. Но многих художников, писателей и поэтов привлекала именно осень. Привлекала богатством красок. Рассмотрим картины великих художников.
Картина И.Левитана «Золотая осень». Слайд.1 Перед нами берёзовая рощица. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: жёлтый, золотистый, оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется вся картина написана разными тонами желтого цвета. Присмотревшись мы видим, что и трава на переднем плане ещё зелёная, только начала желтеть. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти.
Картина И.Э.Грабаря «Рябинка». Слайд.2 Перед нами на переднем плане рябинка, вся в гроздьях ягод. Её красно-оранжевая листва ажурная, очень яркая. Сквозь неё мы видим лазурное небо, зелёное поле озимых всходов, лесок и кусты, а за ними в фиолетовой дымке дали. Ближе к нам на переднем плане, по бокам картины - берёзки развесили свои золотые косы, их вершин нам не видно. В картине всё очень тихо, спокойно. Но основное внимание художник уделили нарядной рябинке, чтобы мы тоже полюбовались её осенней красотой. Картина очень изящна и поэтична. Художник: Куинджи Архип Иванович. Картина «Осень». Слайд.3 Картина притягивает к себе своим тихим очарованием. Лесной пейзаж с деревьями и едва заметной тропинкой кажется немного сумрачным, что передаёт ощущение неумолимого... Ребята, какие цвета чаще встречаются в картинах? - Желтый, коричневый, оранжевый, зелёный, красный. - Сейчас, представим, что вы художники. Чтобы вы нарисовали на тему осень? Какие бы цвета вы использовали? Ответы учеников. - Теперь берём альбомы, краски и кисточки и рисуем Осень. Самостоятельная работа учеников. - Молодцы, ребята. Сейчас немножко отдохнем. Физкультминутка. Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут тоже покажем Крылья сложили назад. III. Чтобы больше узнать о природе родного края, надо уметь наблюдать за ней, любить свою Родину и бережно относиться к природе. Увидеть красоту природы нам помогают не только художники, но и поэты и писатели. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Игоря Мазнина «Посмотри, как день прекрасен!» Показ фотографии писателя. Слайд.3 Ознакомление с биографией писателя.
Игорь Александрович Мазнин (1938-2007) - русский поэт и переводчик.
Родился 6 июня 1938 г. в Москве. Окончил Московский городской пединститут в 1962 г. Переводил стихи с языки народов России и ближнего Зарубежья.
Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу.
Игорь Александрович выпустил не один десяток стихотворных сборников для детей: «Откуда приходят сны?», «Расскажите, облака», «Тёплая тропинка», «Будем дружить!» и другие. - Послушайте стихотворение (читает учитель). - Понравилось стихотворение? - Перед тем как вы прочитаете стихотворение, объясним значения слов. Слайд.4
Небосклон - открытое со всех сторон небо в виде свода, купола. Пылает - становится красным, горячим. Багряный - ярко-красный. Рубины - драгоценный камень красного цвета, Рдеют - краснеть, отливать красным цветом. Алые - ярко-красный. Пурпурный - ярко-красный с фиолетовым оттенком. При чтении этих слов обратите внимание на какой слог падает ударение. Чтение стихотворения по цепочке. Ответы учеников на вопросы:
- Как вы понимаете выражение «клён пылает без огня»?
- С чем сравнивает автор кленовый лист, ягоды рябины?
- Какие птицы описаны в тексте?
- Какие грибы описаны в стихотворении?
Ребята, я собрала в лукошко грибы и принесла вам показать. А чтобы узнать какие грибы я собрала, отгадайте мои загадки:
- Этот гриб большой и крепкий,
- Под берёзой старичок
- И лесная модница
- Рыжие ушки
- Мальчик с пальчик, шапка красненькая. (подосиновик).
- Шапка красная
- Сколько много грибов у меня в лукошке и все грибы - съедобные. Правильно я говорю? - Нет. Мухомор - несъедобный гриб. - Правильно, но не трогайте и не топчите - это вам мухомор не нужен, а кому-то очень даже пригодится. Никогда незнакомые грибы нельзя трогать руками. От этого зависит не только наше здоровье, но и жизнь. IV.Итог. - А теперь я хочу проверить, как вы внимательно читали стихотворение И.Мазнина «Посмотри, как день прекрасен». Посмотрите на картинки с изображением времен года и покажите о каком времени года мы с вами говорили. Слайд. 5 - Покажите на рисунке какая из этих птиц упомянута в стихотворении? Слайд 6. -Какое дерево ждало в гости снегирей? Слайд 7 - Молодцы, ребята, вы славно потрудились сегодня на уроке. Спасибо всем за урок. Выставление оценок. Домашнее задание стр. 29, выразительно прочитать.