Рабочая программа по ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 27» имени Героя Советского Союза В.Е. Смирнова»


Рассмотрено

Руководитель МО учителей

_________________________

предмет

_________________________

Подпись ФИО

Протокол № ___от «___»_____________201_г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________________________

Подпись ФИО

«___» _________201_г.

Утверждаю

Директор

___________________В.П.Пирожков

Приказ

№ ____ от «___»____________201_г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Название учебного предмета

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
Модуль «Светская этика»

Образовательная область

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Класс (количество часов в неделю)

4а, 4б, 4в, 4г

1 час в неделю

Учебный год

2015-2016

Рабочая программа составлена на основе программы (точное название программы, указание авторов и её выходных данных) На основе авторской программы Е.И.Николаевой, Е.Н. Петровой «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Авторы учебника

Е.И.Николаева, Е.Н. Петрова «Я в мире людей. Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Составители (ФИО учителей, должность)

Лебедева Елена Васильевна, учитель начальных классов

Шарова Наталья Павловна, учитель начальных классов





Барнаул, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Светская этика» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской учебной программы Е.И.Николаевой, Е.Н. Петровой «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Предмет входит в образовательную область - Духовно - нравственная культура народов России. Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей - «Основы светской этики». Представленный модуль «Основы светской этики», являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Обоснование выбора программы: Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы светской этики» - одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предмет «Основы религиозных культур и светской этики», с одной стороны, рассматривается как фундамент для дальнейшего духовно-нравственного развития личности в контексте становления ее гражданственности; с другой стороны, как первый и пока единственный предмет в школе, рисующий широкую панораму природных, общественных, культурных явлений как компонентов единого мира в контексте становления и развития «я» - идентичности. Именно такое понимание роли учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» заложено в программу и учебник («Я в мире людей», 4 класс), разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова («Основы духовно-нравственной культуры народов России»).

Цель и задачи обучения предмету: В соответствии с национальным воспитательным идеалом, закрепленным в Концепции (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009) основная цель курса - воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.

Курс «Основы духовнонравственной культуры народов России» направлен на решение следующих задач:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- развитие нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

- формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Религия представлена как важнейший компонент культуры. Сведения о религиях даны таким образом, чтобы дети на основе исторических сведений могли сопоставить образы разных людей, принадлежащих к каждой религии, уметь опознавать символы и места отправлений тех или иных религиозных действий и получить некоторые знания о соответствующих праздниках.

Связующим звеном между разными религиями и атеизмом становятся моральные нормы, среди которых важнейшим выступает «золотое правило нравственности».

Ключевые понятия курса: «поступок», «Родина», «семья». Поступок понимается как ответственное действие (М.М. Бахтин). Это позволяет связать этику, берущую начало от древнегреческого этноса (действия, за которое отвечает человек), со всеми компонентами культуры, в которые так или иначе включалось размышление о поступке. Через тексты, рисунки и задания внимание ребенка фиксировалось на особенностях поступка, у которого есть причины и который имеет последствия, оказывающие влияние не только на человека, совершившего действия, но и на окружающих людей. Через содержание всего учебника проводится мысль о необходимости каждому человеку думать о том, к чему приведет его поступок.

Поскольку дети в разных учебных курсах и внеучебных ситуациях много раз встречались с понятиями вежливости и правилами поведения, осваивали и обсуждали их, мы предпочли не возвращаться вновь к повторению этих правил, но, исходя из идеи поступка, показали историю возникновения этикета и результат его применения или неприменения в жизни. Большинство заданий в этой теме связано с активной самостоятельной работой детей по формулированию правил этикета в зависимости от условий, в которых они должны применяться.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета: В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовному саморазвитию и понимание значения веры и религии в жизни человека и общества. Таким образом, фундаментальной основой преподавания учебного курса ОРКСЭ является приобретение учащимися базовых ценностных ориентиров, опытных представлений о морали и нравственности, которые способствуют формированию целостного мировоззрения учащихся:

  • Самоуважение: фундамент цельности личности и самосознания,

открытости.

  • Уважение к другим: фундаментальное чувство эмпатии к

окружающим, широта мышления, уважение и понимание того, что ценно и важно другим людям.

  • Уважение к природной и культурной среде: забота об окружающем

мире, интерес к многообразию традиций и формирование справедливого к ним

отношения.

  • Уважение к красоте: развитие основополагающих эстетических

чувств и осознание того, что в мире существует нечто большее, чем земные

потребности, реализм и жесткий прагматизм.

  • Уважение к истине: сущностный поиск истины, стремление избегать

невежества, заблуждений и вероломства.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебнике «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей», дает возможность каждому ребенку определить сферу своих интересов. Погружение в широкую общественную и природную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Родине и родному краю, к людям Земли и их прошлому и настоящему, к своей семье; чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

Общая характеристика организации учебного процесса:

Освоение содержания курса организуется на деятельностной основе: учебник стимулирует активную самостоятельную деятельность учащихся как индивидуальную, так и коллективную, чему способствуют, например, формулировки заданий:

- «Как ты думаешь…», «Приведи пример…», «Объясни…», «Рассмотри…», «Что ты делаешь для того, чтобы…» (индивидуальная работа);

- «Приведите примеры…», «Обсудите с одноклассниками…», «Придумайте…», «Нарисуйте…» (условное обозначение «Работа в группе»).

Большая часть заданий стимулирует учащихся к творческому осмыслению знаний, позволяет устанавливать связи с личным опытом, с действительностью. Например: «В каком субъекте Федерации проживаешь ты? Какой город является его центром?»; «Какие семейные традиции есть у твоего народа? Какие - у твоей семьи?».

В учебнике также содержится большое количество проблемных заданий, требующих разрешения коллизии, поиска разных вариантов решения. Например: «Обучение в школе это право или обязанность школьника?» (ч. 1, с. 9); «Как ты думаешь, заботиться о здоровье это трудно или легко?» (ч. 2, с. 20); «В чем отличие слов «воспитание» и «самовоспитание»? Когда важнее первое, а когда второе?», «Можно ли научиться любить, дружить? Поясни свою точку зрения», «Нужно ли поступать нравственно? Почему?» (ч. 2, с. 103) и другие.

В каждой главе учебника есть рубрика «Темы исследований и проектов», где обучающимся предлагаются для самостоятельной работы на выбор темы, расширяющие содержание курса, стимулирующие развитие у них познавательного интереса, формирующие навыки творческого труда.

Отбор и структурирование содержания модуля «Светской этики», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм работы (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены программой.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса применяются следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий - создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательства правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы - методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод - организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.Темы исследовательских работ и проектов даны в учебнике, в конце каждого раздела.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе - требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения. Обратившись за помощью к сети Интернет и средствам мультимедиа, учитель получает возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.

Обращение на уроке к пространственным искусствам - живописи, скульптуре, архитектуре позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс «свертывания» информации.

Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на концепцию урока.

При работе с иллюстративным материалом предпочтителен индуктивный метод, то есть выведение общих принципов на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами; следовательно, эти артефакты должны быть тематически и сюжетно взаимосвязаны.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:

  • взаимные вопросы и задания групп,
  • взаимообъяснение,
  • беседа,
  • интервью,
  • драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
  • составление словаря терминов и понятий,
  • составление галереи образов,
  • использование информационных технологий.

Задания на дом в процессе изучения курса носят творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, такие задания распределены равномерно на протяжении изучения курса.

В качестве домашнего задания может быть

предложено:

- Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

- Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).

- Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

- Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов,

выписки.

- Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Место изучения модуля «Светская этика » в учебном плане: Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в 4 классе.
Информация о внесенных изменениях: логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в авторскую программу не внесено изменений.






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»



ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Базовый

Индикаторы

Повышенный

Индикаторы

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

- основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

- этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

- принятие установки на здоровый образ жизни;

- принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.


100%

Обучающийся получит возможность для формирования:

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

40%

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды для решения задачи);

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия.


100%

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


20%

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая по возможности электронные, цифровые ресурсы) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, Российская Федерация - субъект Российской Федерации - область (край) - город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии.


100%

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

- строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.


40%

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.


100%

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


20%

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение категориального аппарата дисциплины

Обучающийся научится:

- понимать и объяснять значение понятий «Конституция», «Российская Федерация», «субъект Федерации», «символы государства»;

- понимать и объяснять значение понятий, имеющих отношение к культуре, и ее составных частей: религиозные и нравственные представления, наука, искусство; выделять их существенные признаки;

- определять базовые национальные ценности: человеческой жизни; семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества;

- определять основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- различать законы культуры и природы и формулировать адекватные суждения относительно природных и культурных явлений;

- формулировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- рассказывать об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

- определять как главные ценности добросовестное и творческое отношение к труду и учебе;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.


100%



Развитие представлений о нравственном выборе

Обучающийся научится:

- определять значение символов Российской Федерации и субъекта Федерации, где он проживает;

- узнавать символику различных религиозных конфессий, определять по внешнему виду принадлежность культового сооружения определенной религии;

- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России;

- различать нравственную составляющую в поступках литературных героев и окружающих;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

- проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;

- использовать в поведении основные правила этикета: в школе, общественных местах, транспорте и т.п.;

- навыкам вежливого, внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, младшим и старшим;

- уважительно относиться к труду и творчеству старших и сверстников;

- ценностно относиться к учению как к виду творческой деятельности;

- определять условия, способствующие поддержанию здоровья и здорового образа жизни;

- отрицательно относиться к лени и небрежности в труде и учебе;

- понимать человеческую жизнь как высшую ценность;

- понимать необходимость здорового образа жизни и укрепления своего здоровья;

- видеть прекрасное в окружающем мире, природе;

- видеть прекрасное в поведении и труде людей.

Обучающийся узнает:

- об истории становления Российской Федерации;

- о происхождении различных религий;

- о духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях различных групп религиозных, социальных, этнических) людей в изучаемый период;

- о нравственных законах учения, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека;

- о героических страницах истории России, о поступках и деятельности замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга;

- об обязанностях и правах гражданина (на доступном для данного возраста уровне);

- об истории и культуре родного края, этнокультурных традициях, особенностях быта народов России;

- первоначальные сведения о базовых ценностях отечественной культуры, традиционные моральные нормы российских народов;

- о нравственных взаимоотношениях в семье, необходимости укрепления семейных отношений, традиций, поддержания связи и преемственности поколений;

- о взаимосвязи и взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), социального;

- об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;

- о художественных ценностях культуры России, культур народов России, в т.ч. народов родного края.

100%

Обучающийся получит возможность научиться:

- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием подручных средств;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде;

- выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природной среде;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать:

- об истории Российской Федерации;

- о событиях общественной, научной и культурной жизни страны;

- об истории, достопримечательностях и выдающихся людях родного края;

- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях народов России;

- имена выдающихся российских деятелей и связанные с ними события: Петр I, А.В. Суворов, Ю.А. Гагарин и др.


40%





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (34 часа)


Все содержательные линии курса имеют сквозной характер: каждое из направлений реализуется в разных главах, разделах, представлено разнообразными заданиями, текстами. В целом курс объединяет следующие содержательные линии:

1) патриотизм сквозь призму представлений о малой и большой Родине;

2) культура как основа объединения разных народов, населяющих нашу страну, и база для формирования ценностных представлений личности; происхождение культуры, отличие законов культуры от законов природы;

3) многоаспектность культуры, имеющей в качестве составных частей науку, искусство, религию, этику;

4) развитие нравственных представлений во времени, понятие «поступок», или «этнос», моральные законы как основа взаимодействия различных религиозных и нерелигиозных институтов;

5) ответственность каждого за исполнение нравственных законов и личностное развитие;

6) формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, здоровый образ жизни;

7) ответственное и творческое отношение к любому труду, в т.ч. учебному.

1. Я живу в России (2 часа) (Курсивом выделены планируемые виды учебно-воспитательной деятельности во внеурочное время)

Отечество - Родина. Малая Родина.

История слова «Русь». Образование государства Российская Федерация. Значение понятия «Российская Федерация». Субъекты Российской Федерации.

Богатства России: территория, географические и культурные объекты, население. Конституция - основной закон государства.

Люди - главное богатство страны. Расовое, национальное и религиозное многообразие населения России. Национальные языки и государственный язык. Многообразие обычаев и традиций народов страны.

Национальные праздники. Граждане России - исторические лица и современники, - составляющие национальную гордость страны.

Экскурсии в краеведческий, исторический и т.п. музеи; Государственную думу или местные органы власти (по возможности).

Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).

2. Зачем человеку культура (2 часа)

Понятие культуры. Отличие культуры от природы. Человек как творец и потребитель культуры. Влияние культуры на человека. Ценность образования. Умение учиться как необходимое качество современного человека.

Понятие духовной и материальной культуры. Духовно-нравственная культура как стремление человека к самосовершенствованию.

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей искусств, в т.ч. виртуальные экскурсии, и т.п. (по возможности).

3. Я среди других (3 часа)

Целостность мира, взаимосвязь всех его компонентов. «Эффект бабочки».

Понятие поступка. Влияние поступка на окружающих. Ответственность за поступок. Причины поступка.

Понятия этики, нравственности и морали. Их взаимосвязь с поступком.

Взаимосвязь становления нравственности и культуры. Семья и страна как истоки нравственности.

Источники нравственности. Понятие нравственной культуры человека. Права и обязанности человека и гражданина.

Драматизации фрагментов сказок, притч, других источников народного и авторского литературного творчества морально-нравственного содержания.

Ситуационные игры.

4. История - наставница жизни (2 часа)

История как часть духовной культуры.

Источники исторических знаний. Первые историки. Нравственные ценности в понимании предков.

Современная история. Изучение опыта других людей как источника формирования нравственности.

Экскурсии в краеведческий музеи (по возможности).

5. Как мы познаем мир (2 часа)

Стремление человека к познанию мира.

Возникновение религии как способа объяснения мира. Научный и религиозный способы познания мира. Монотеистические и политеистические религии. Мировые религии. Атеизм.

Язычество (на примере религии Древней Руси). Шаманство (на примере древней религии алтайцев).

Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (по возможности).

Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).

6. Религия - часть культуры (6 часов)

Культура и религия. Религия и нравственность. Золотое правило нравственности. Понятие веротерпимости. Историческая поликонфессиональность России.

Понятие толерантности. Свобода совести как закон государства. Запрещение идей фашизма и национализма.

Происхождение буддизма. Основатель - Сиддхартха Гаутама, первый Будда. Содержание буддизма. Нравственные ценности буддизма: Срединный путь.

Символы буддизма: Трипитака, мандала. Буддийские храмы: символика, убранство, назначение. Правила поведения в храме.

Иудаизм как монотеистическая национальная религия. Тора. Ветхий Завет. История Моисея. 10 заповедей. Правило Гиллеля. Шабат. Синагога: символика, убранство, назначение. Правила поведения в синагоге.

Христианство как мировая монотеистическая религия. Происхождение христианства. Иисус Христос. Святая Троица. Историческая связь христианства и иудаизма.

Библия. Новый Завет. Сотворение мира. Первые люди. Понятие греха. Учение Христа.

Разделение церкви на католическую и православную.

Православие. Христианство в Древней Руси. Крещение Руси. Азбука Кирилла и Мефодия. Значение крещения для развития культуры.

Православный храм: символика, убранство, назначение. Правила поведения в храме.

Православные праздники. Пасха.

Ислам как мировая монотеистическая религия. Происхождение ислама. Коран.

Сунна. Коран о нравственности. Религиозные обязанности мусульман: намаз, ураза, закят, хадж. Мусульманские праздники.

Мечеть: символика, убранство, назначение. Правила поведения в мечети.

Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).

7. Искусство - часть духовной культуры (2 часа)

Искусство как часть духовной культуры. Отличие искусства от науки. Отражение в произведениях искусства действительности и индивидуальности автора. Искусство как отражение прекрасного. Виды искусства. Язык искусства - образы. Автор и зритель, слушатель и читатель.

Развитие и обновление средств искусства. Новые виды искусства. Искусство как путь взаимопонимания народов.

Проектно-исследовательская деятельность (тематика на выбор).

Экскурсии в художественную галерею, музей искусств, знакомство с архитектурными памятниками региона и т.п. (по возможности).

8. Природа и мы (2 часа)

Связь человека и природы: законы природы и нравственные законы. Проблема сохранения природы, бережного к ней отношения. Техногенная катастрофа.

Влияние природы на человека. Сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни.

Природа как источник науки и искусства.

Фотопроект «Насекомые (птицы, звери) моего края».

Экскурсии зоологический музеи, в дендрарий, в планетарий, в краеведческий, исторический музеи (по возможности).

9. Все начинается с семьи (3 часа)

Понятие семьи. Семья как первый учитель нравственности.

Семейные традиции. Воспитание в семье. Связь поколений. Народные промыслы. Семейные династии. Семейные реликвии. Семья как источник любви и добра.

Любовь как нравственное чувство. Любовь как источник духовной силы и добра.

Проявление любви через поступок.

Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).

10. Душа согревается добром (3 часа)

Добро как поступок. Добро и зло. Преодоление зла в себе. Культура против зла.

Добрые мысли как источник добрых дел.

Жизнь как наивысшая ценность. Переплетение культур разных народов как путь обогащения культуры. Взаимопомощь. Совершенствование души - нелегкий труд.

Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).

11. «Волшебные» слова (2 часа)

Вежливость как проявление нравственных отношений. Культура внешняя. Культура внутренняя как потребность в самосовершенствовании.

Понятие этикета. Традиции этикета у разных народов. Значение этикета в прошлом и настоящем.

Вежливость и благодарность как проявление внутренней культуры.

Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).

Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).

12. Я в кругу друзей (2 часа)

Понятие дружбы. Черты дружбы: бескорыстие, приятие другого, доверие, стремление к взаимопомощи, желание добра другому. Дружба и товарищество. Ценность дружбы. Дружба как самовоспитание. Дружба как источник искусства.

Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).

13. В мире с другими и с самим собой (3 часа)

Мир вокруг. Мир в душе. Как человек влияет на мир. Как мир влияет на человека. Ответственность за свои поступки.

Потребность совершать добро. Потребность познавать и совершенствовать мир: себя, свою семью, свою Родину.

Самопроверка (рубрика «Подведем итоги»).





























Тематическое планирование уроков по «Основам религиозной культуры и светской этики», модуль «Основы светской этики» в 4 классе (1 - 4) по учебнику Е. И. Николаевой, Е. Н. Петровой «Я в мире людей»

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Средства наглядности, ЦОР

1.

Я живу в России.



2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Флаг, герб России, карта. Портреты государственных деятелей, героев России, великих людей

2.

Я живу в России.

3.

Зачем человеку культура.



2

Культура dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь)

4.

Зачем человеку культура.

5.

Я среди других.





3

Этика, мораль, нравственность dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь);

Изображение Аристотеля;

Конституция РФ files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb644d90-cddf-4b05-8641-aa52c6169299/%5BCIVSal1011_10-03-16-U1%5D_%5BTS_177%5D.html

6.

Я среди других.

7.

Я среди других.

8.

История наставница жизни.



2

«Сказание о Мамаевом побоище» files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e957a895-e5d0-4f79-aae7-3fcb63047c6f/14_02.jpg

9.

История наставница жизни.

10.

Как мы познаём мир.



2

Монотеизм, политеизм, атеизм dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь)

11.

Как мы познаём мир.

12.

Религия - часть культуры. Религии и нравственность.

1

Произведения искусства разных народов России

13.

Религия - часть культуры. Буддизм.

1

Фотографии и изображения священных книг разных религий

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/11eaa03f-87f9-4f24-8258-ac2a387c1d45/140.jpg

Изображение основателей религий мира в живописи и скульптуре

14.

Религия часть культуры. Иудаизм.

1

15.

Религия - часть культуры. Христианство.

1

16.

Религия - часть культуры. Православие.

1

17.

Религия - часть культуры. Ислам.

1

18.

Искусство - часть духовной культуры.



2

Примеры различных видов искусств (живопись, балет, архитектура, музыка и др.)

19.

Искусство - часть духовной культуры.

20.

Природа и мы.



2

Электронное учебное пособие «Природа, человек, общество» school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EF%F0%E8%F0%EE%E4%E0&tg=&interface=themcol

21.

Природы и мы.

22.

Всё начинается с семьи.





3

ЦОР «Семейный строй» files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a54f8391-2e22-40ae-9267-30c2c015d23e/Semya.pps

23.

Всё начинается с семьи.

24.

Всё начинается с семьи.

25.

Душа согревается добром.





3

Компьютерная презентация.

Васнецов «Витязь на распутье» files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0dc8165-a2a0-42d1-92aa-6201ba019a61/285.jpg

26.

Душа согревается добром.

27.

Душа согревается добром.

28.

«Волшебные» слова.



2

«Юности честное зерцало» school-collection.edu.ru/

29.

«Волшебные» слова.

30.

Я в кругу друзей.



2

Пословицы, стихи, песни о дружбе.

31.

Я в кругу друзей.

32.

Я в мире с другими и с самим собой.



2

Сказка Л.Мурр «Крошка Енот», Электронное учебное пособие «Природа, человек, общество» school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EF%F0%E8%F0%EE%E4%E0&tg=&interface=themcol

33.

Я в мире с другими и с самим собой.

34.

Подведём итоги.

1

Презентации детей

Всего: 34 часа











Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК и дополнительной литературой:

Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей: учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. 6-е изд., испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классах. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.

Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника / под ред. проф. Е.В. Архиповой. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.

Еремеева В.Д. Воспитание толерантности. Рекомендации для педагогов, школьных психологов и родителей: сборник статей / под ред. В.Д. Еремеевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с обществом, государством, историей, культурой, природой, человеком и его здоровьем.

2. Специфическое сопровождение (оборудование)

Наглядные пособия:

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Административно-территориальное деление Российской Федерации»;

- рисунки, слайды, диски.

Оборудование:

- интерактивная доска;

- проектор; компьютер.

3. Интернет-сайты:

megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия);

dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь);

school-collection.edu.ru/

fcior.edu.ru/



Приложение



Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по основам религиозных культур и светской этики

Оценочная шкала (4 класс)


Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-4 классов в соответствии с ФГОС НОО (2009г.) оценивается по пятибалльной шкале.

Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:


Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100%

66-89%

50-65%

меньше 50%

высокий

повышенный

средний

ниже среднего

«5»

«4»

«3»

«2»
Специфичность содержания предмета оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Текущий контроль может проходить на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно) и т.д. Он осуществляется на материале учебника, в основном, в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с текстами учебника разделом «Книжная полка», иллюстрациями. Предполагаются творческие работы (проекты, сообщения), выполняемые учащимися индивидуально, в парах или группах. (Такие задания предусмотрены составителями учебника.)

Характеристика цифровой оценки:

«5» (отлично) ставится, если у обучающегося наблюдается:

- активность и творческое отношение к выполнению заданий;

- умение применять полученные знания в жизни: в общении со сверстниками, взрослыми, живой природой;

- самостоятельный поиск информации по пройденной теме;

-умение оперировать понятиями и терминами.

- умение рассуждать по определенной теме, обосновывать свою точку зрения, донести ее до аудитории.

«4» (хорошо) ставится, если у обучающегося наблюдается:

- умение воспроизводить материал (пересказ, ответы на вопросы учебника и учителя) с помощью учителя или одноклассников;

- знание терминов и понятий в неполном объеме;

- нечеткое обоснование своей точки зрения;

- умение оценивать чужую работу, но необъективно оценивать свою;

- нарушение последовательности в описании и признаках объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- нечеткое раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- неточности в сравнении объектов по существенным признакам;

- отдельные нарушения в последовательности описания события (объекта)

«3» (удовлетворительно) ставится, если у обучающегося наблюдается: - воспроизведение материала (пересказ, ответы на вопросы учебника и учителя) только с помощью наводящих вопросов учителя;

- нарушение последовательности в описании и признаках объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; - слабое знание терминов и понятий; - трудность в использовании понятий и терминов; - трудности в обосновании своей точки зрения. «2» (неудовлетворительно) ставится, если у обучающегося наблюдается: - трудность в воспроизведении материала (пересказ, ответы на вопросы учебника и учителя) даже при наводящих вопросах учителя и помощи одноклассников; - незнание и непонимание терминов и понятий и неумение ими оперировать; - неумение обосновывать свою точку зрения.









© 2010-2022