- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса (Школа 2100)
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса (Школа 2100)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шаныгина Е.В. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Рассмотрена Утверждаю На заседании МО Директор школы № 4 протокол № Приказ № от «___» ___________ 2014 г. от «___» ___________ 2014 г.
Рабочая программа
по «Литературному чтению» для 3 класса
учитель начальных классов
Шаныгина Е.В.
Переславль-Залесский
2014г.
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Литературному чтению» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «Изменения, которые вносят в федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, утвержденный министерством образования науки РФ от 6 октября 2009 года № 373», приказа Министерства образования и науки РФ № 889 от 30 августа 2010 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г. №1341, обеспечена УМК для 3 класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Основное содержание тем рабочей программы соответствует содержанию авторской программы.
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса; 3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: 4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова; 6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях. Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс - «Капельки солнца»; 2-й класс - «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс - «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс - «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся. В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения - фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. Последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» - третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики. При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю лишком большими, дети могут учить одно из 2-3 стихотворений по собственному выбору. На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 3 классе три часа в неделю, 102 ч. в год.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к при- роде - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Взаимосвязь результатов освоения предмета можно системно представить в виде схемы.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции; - эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; - понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков -
своих и окружающих людей; - этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогичской формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух; - самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;
- делить текст на части, составлять простой план;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста;
- находить в тексте материал для характеристики героя;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять рассказ-характеристику героя;
- составлять устные и письменные описания; - по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); - относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; - различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; - видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
VI. Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения. 3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности. 4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика. 6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи. Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды заданий.
1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ Прощание с летом (4 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете. Летние путешествия и приключения (19 или 15 ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений. Природа летом (9 или 7 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы. Уроки и переменки (13 или 11 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках. «Глухая пора листопада...» (8 или 6 ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок. «И кот ученый свои мне сказки говорил...» (18 или 11 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве. «Поет зима, аукает...» (12 или 9 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике. Животные в нашем доме (9 или 6 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных. Мы с мамой и папой (12 или 9 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях. «Наполним музыкой сердца...» (9 или 6 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влия- нии музыки на душу человека. День смеха (4 или 3 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора. «О весна, без конца и без краю...» (8 или 5 ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе. День Победы (5 или 4 ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве. Родная земля (6 или 5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения - чтение целыми словами; 2) правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения; 3) скорость чтения - установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст; 4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
3-й класс Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных). Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений: - выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли; - самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно); - составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана - повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста); - сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
- самостоятельно составлять план рассказа о герое; - отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или прослушанного текста; - самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания; - использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики. Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:
- портрет;
- детали биографии (что известно о его жизни); - черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
- речь героя как средство его характеристики;
- отношение автора к герою;
- собственное отношение к герою, его обоснование. Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором. Высказывание своего отношения к написанному автором (не толь- ко к тому, что написано, но и к тому, как написано). Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.
5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
На уроках в 3 классе учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» - «рассказчик» - «автор». Повесть, её отличие от рассказа. Пьеса. Признаки драматического произведения. Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.
6. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Обучение: - подробному и краткому пересказу текста по плану; - выборочному пересказу текста; - словесному рисованию картин к художественным текстам; - составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана; - составлению устных рассказов от имени одного из героев; - составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения. Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана). Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по литературному чтению
(программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» - овладение функциональной грамотностью;- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста; - овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи - определение своего эмоционально- оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение - приобщение к литературе как к искусству слова; - приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • делить текст на части, составлять простой план; • самостоятельно формулировать главную мысль текста; • находить в тексте материал для характеристики героя; • подробно и выборочно пересказывать текст; • составлять рассказ-характеристику героя; • составлять устные и письменные описания
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
VII. Календарно-тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
уроков литературного чтения в 3-м классе по учебнику «В одном счастливом детстве»
(102 ч - 3 часа в неделю)
№
п/п
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
Кол-во часов
Дата
Корректи-ровка
Характеристика деятельности учащихся
Раздел 1. Прощание с летом (4 ч)
1
Знакомство с учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце». Ю. Ким «Светлый день». Выразительное чтение
1
Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.
2 Введение в раздел «Прощание с летом». В. Драгунский «Англичанин Павля». Словесное рисование. Чтение по ролям.
1
3 Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот». Понятие «сказочная повесть». Диалог с автором.
1
4 К. Бальмонт «Капля», Б. Заходер «Что красивей всего?» Выразительное чтение.
1
Раздел 2. Летние путешествия и приключения (15 ч)
Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.
Чтение
Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы.
5
Введение в раздел «Летние путешествия и приключения». Ю. Ким «Отважный охотник». Анализ стихотворения.
1
6
С. Голицын «Сорок изыскателей». Чтение 1, 3-й глав. Составление цитатного плана. ИКТ, презентация
1
7
С. Голицын «Сорок изыскателей». Чтение 4-й главы. Характеристика героев.
1
8
С. Голицын «Сорок изыскателей». Обобщающая беседа.
1
9
И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Сопоставление повести и рассказа.
1
10
Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Глава 8. Составление плана.
1
11
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава 13). Обобщающая беседа.
1
12
Б. Емельянов «Игра». Составление цитатного плана.
1
13
К. Паустовский «Кот-ворюга». Диалог с автором.
1
14
К. Паустовский«Кот-ворюга». Словесное рисование.
1
15
К. Паустовский «Жильцы старого дома». Характеристика персонажей.
1
16
К. Паустовский. «Жильцы старого дома». Обобщающая беседа. ИКТ, презентация
1
17
Обобщение по разделу «Летние путешествия и приключения». Проверочная работа.
1
18
Внеклассное чтение. Повесть А. Гайдара «Тимур и его команда»
1
19
Обучающее сочинение. «Как я провел лето». ИКТ, презентация
1
Раздел 3. Природа летом (7 ч)
20
Введение в раздел «Природа летом». С. Есенин «С добрым утром!», Б. Пастернак «За поворотом». Выразительное чтение
1
21
А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг». Чтение и анализ.
1
22
А. Толстой «Детство Никиты». Глава «В купальне». Диалог с автором.
1
23
А. Толстой «Детство Никиты». Глава «Стрелка барометра». Наблюдение за описанием природы.
1
24
И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы». Анализ произведений. Выразительное чтение.
1
25
Обучающий урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка».
1
26
Обобщение по разделу «Природа летом». Проверочная работа
1
Раздел 4. Уроки и переменки (11 ч)
Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.
27
Введение в раздел «Уроки и переменки». Э. Успенский «Школа клоунов» (фрагмент). Комментированное чтение.
1
28
Э. Успенский «Школа клоунов». Работа над идеей произведения.
1
29
Б. Заходер «Перемена». Урок-практикум по развитию читательских умений.
1
30
Г. Куликов «Как я влиял на Севку» Диалог с автором
1
Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. слова текста (фрагмента).Формулировать главную мысль Составлять план текста.
Выделять ключевые (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).
Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление.
Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.
Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.
31
Г. Куликов «Как я влиял на Севку». Характеристика героев.
1
32
Б. Заходер «Вредный кот», Л. Гераскина «В Стране невыученных уроков» (главы 1-4). Комментированное чтение.
1
33
Л. Гераскина «В Стране невыученных уроков» (главы 5-8). Характеристика героя
1
34
Л. Гераскина «В Стране невыученных уроков» (главы 9-12). Обобщающая беседа.
1
35
О. Григорьев «Витамин роста», «После уроков», «Кто прав». Диалог с автором. Выразительное чтение.
1
36
Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе.
1
37
Обобщение по разделу «Уроки и переменки». Проверочная работа
1
Раздел 5. «Глуха пора листопада…» (6 ч)
38
Введение в раздел «Глуха пора листопада…». А. Пушкин «Осень», К.Бальмонт «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...». Выразительное чтение
1
39
К. Паустовский «Мой дом». Составление сложного плана. ИКТ, презентация
1
40
Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом». Смысловое чтение
1
41
К. Паустовский «Прощание с летом», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы». Комментированное чтение
1
42
Внеклассное чтение.
Знакомство с современными детскими журналами
1
43
Обобщение по разделу «Глухая пора листопада». Проверочная работа
1
Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» (11 ч)
44
Введение в раздел «И кот учёный свои мне сказки говорил…». Г.Сапгир «Леса-чудеса», В. Берестов «Сказка». Комментированное чтение, диалог с автором.
1
Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание.
Культура письменной речи Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства.
Создавать письменный текст
(описание, отзыв).
Писать сочинение о личных впечатлениях после предвари- тельной подготовки.
Творческая деятельность Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрирование текста. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
45
Русская сказка «Кот и лиса». Чтение по ролям, характеристика поступков главных героев.
1
46
Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил». Подробный пересказ по плану.
1
47
Р.Р. Толкиен «Еще не выстыл сонный дом», арабская сказка «Синдбад-Мореход». Выразительное чтение, составление плана
1
48
Ш. Перро «Ослиная шкура». Составление плана, пересказ.
1
49
Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Характеристика героев сказки
1
50
Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Составление цитатного плана
1
51
Сказка-пьеса С. Маршака «Сказка про козла». Чтение по ролям
1
52
Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Обобщение по разделу «И кот учёный свои мне сказки говорил…». Проверочная работа
1
53
Внеклассное чтение. Сказки-путешествия. В. Губарев «Королевство Кривых зеркал», С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
1
54
Обучающее сочинение. Написание сказки
1
Раздел 7. «Поёт зима, аукает...» (9 ч)
55
Введение в раздел «Поёт зима, аукает...». Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша». Выразительное чтение
1
56
Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского
«Вечером». Работа над выразительными средствами языка
1
57
Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза». Сочинение четверостиший о зиме.
1
58
Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах»
1
59
Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний». Выразительное чтение
1
60
В. Бианки «По следам». Составление цитатного плана
1
61
Обобщение по разделу «Поёт зима, аукает...» Проверочная работа
1
62
Обучающее сочинение по самостоятельно составленному плану. «Картинки зимнего дня»
1
63
Внеклассное чтение. Произведения о зиме. Пьеса-сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев»
1
Раздел 8. Животные в нашем доме (9 ч)
6
64
Введение в раздел «Животные в нашем доме». Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака». Комментированное чтение
1
65
Д. Мамин-Сибиряк «Медведко». Диалог с автором
1
66
Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон». Устный рассказ по предложенному плану.
1
67
Ю. Коваль «Капитан Клюквин». Характеристика героев
1
68
Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони». Выразительное чтение
1
69
Обобщение по разделу «Животные в нашем доме». Проверочная работа
1
Раздел 9. Мы с мамой и папой (9 ч)
70
Введение в раздел «Мы с мамой и папой». Стихотворения Э. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой». Комментированное чтение
1
71
В. Драгунский «...Бы». Составление плана
1
72
Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном». Диалог с автором
1
73
И. Дик «Красные яблоки». Сравнительная характеристика героев
1
74
В. Драгунский «Девочка на шаре». Чтение и анализ произведения
1
75
С. Маршак «Хороший день». Выразительное чтение
1
76
В. Драгунский «Тайное всегда становится явным». Деление текста на части, составление плана
1
77
Творческая работа - сочинение о своей семье
1
78
Обобщение по разделу «Мы с мамой и папой». Проверочная работа
1
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...» (6 ч)
79
Введение в раздел «Наполним музыкой сердца...» Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент). Выразительное чтение
1
80
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Комментированное чтение
1
81
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Подробный пересказ части по ключевым словам.
1
82
Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка». Комментированное чтение
1
83
В. Драгунский «Независимый Горбушка». Чтение и анализ произведения
1
84
Обобщение по разделу «Наполним музыкой сердца...». Проверочная работа
1
Раздел 11. День смеха (3 ч)
85
Введение в раздел «День смеха». Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Выразительное чтение
1
86
В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Деление текста на части, составление плана.
1
87
Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка». Чтение и анализ стихотворений
1
Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...» (3 ч)
88
Введение в раздел «О весна, без конца и без краю...». Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принес издалёка...». Выразительное чтение
1
89
Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи». Сравнительный анализ
1
90
Проверка уровня развития читательских умений.
А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты»
1
91
Б. Окуджава «Весна». Выразительное чтение
1
92
Обобщение по разделам «День смеха», «О весна, без конца и без краю...». Проверочная работа
1
Раздел 13. День Победы (4 ч)
93
Введение в раздел «День Победы». А. Ахматова «Памяти друга». Выразительное чтение
1
94
В. Драгунский «Арбузный переулок». Комментированное чтение, чтение по ролям
1
95
В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...». Выразительное чтение
1
96
Внеклассное чтение. Книги о Великой Отечественной войне (С. Аексеев «Они защищали Москву», К. Симонов «Сын артиллериста» и др.)
1
Раздел 14. Родная земля (6 ч)
97
Введение в раздел «Родная земля». К. Паустовский «Бескорыстие». Смысловое чтение, диалог с автором
1
98
В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя».
Комментированное чтение, диалог с автором
1
99
Б. Окуджава «Песенка об Арбате». Выразительное чтение
1
100
С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?» Работа с выразительными средствами языка.
1
101
Итоговый контроль. Проверка техники чтения
1
102
Урок внеклассного чтения. «Любимые книги, любимые писатели»
1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Литературное чтение»
Учебно-методический комплект:
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение: В одном счастливом детстве. Учебник. 3 класс. В 2-х частях. - М.: БАЛАСС, 2013 г.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Т етрадь по литературному чтению. 3 класс. - М.: БАЛАСС, 2013 г.
- Шестакова Н.А., Кулюкина Т.В. Толковый словарик к учебникам «Литературное чтение». 3 и 4 классы. - М.: БАЛАСС, 2013 г.
- Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения по учебнику «В одном счастливом детстве». 3 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: БАЛАСС, 2013 г.
Для мультимедийных демонстраций:
- компьютер,
- интерактивная доска,
-
мультимедийный проектор,
- принтер,
- сканер,
-
ксерокс,
- колонки,
- DVD-проигрыватель,
- документ-камера.
Мультимедийные и наглядные пособия:
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, портреты писателей);
- DVD диск «Уроки Кирилла и Мефодия. 3 класс». (Анимированные интерактивные игровые упражнения);
- мультимедийные презентации;
- мультфильмы и видеофильмы;
аудиозаписи.