Конспект урока И. Бунин. Листопад

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературного чтения в 4 - Б классе Учитель: Турянская С.Э. Тема: И. А. Бунин «Листопад» Цель урока: знакомить учащихся с творчеством И. А Бунина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: сравнения, олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине. Задачи урока:
  • Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.
  • Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.
  • Воспитывать у учащихся любовь Родине.

Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные: регулятивные - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Конспект урока И.Бунин. Листопад



  1. Организационный момент.

Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!


  1. Проверка домашнего задания

-- Сегодня мы продолжаем тему «Поэтическая тетрадь». И сейчас проверим, как хорошо вы усвоили изученные произведения.

-- Продолжи стихотворение, назови автора и название

1. Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

2. Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот - дышу.

3. Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

4.. В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно - румян.


  1. Мотивация.

  1. Загадка. (записана на доске)

Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).

- О каком явлении будем читать стихотворение?

-- Уже прошла золотая пора осени. Деревья стоят голые. Но мы с вами сегодня на уроке постараемся вернуть ненадолго это чудесное время года.

2. Речевая разминка. (по загадке)

-- прочитать медленно.

-- прочитать быстро

-- прочитать с тоскливым настроением.

-- с радостным настроением.


  1. Постановка цели.

-Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете фамилию поэта, лауреата Нобелевской премии, чьё стихотворение мы сегодня будем читать.

N Б R У Н W И Н (БУНИН)


  1. Работа над темой урока

А) Слово учителя о поэте:

Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.

Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.

В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем.
Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность.
В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.

В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И. А. Бунина.

- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?

Словарно - лексическая работа.

-Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, давайте разберём их значение. (На доске записаны слова: терем, резьба, вдова, завороженный, замирает, лиловый, багряный, лазурь).

-- Объясните слово терем.

-- Объясните слово резьба

--Давайте за помощью обратимся к словарю Ожегова (рисунок, вырезанный из дерева или кости.)

- Подберите синонимы к словам: завороженный - очарованный, околдованный.

Лазурь-синева

- Подберите антонимы к слову замирает - возрождается, оживает.

Прикрепите к слову рисунок с изображением листьев соответствующего цвета (лиловый, багряный)

Первичное знакомство со стихотворением

Ребята, а сейчас мы отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И. А. Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях, и поможет нам в этом музыка Чайковского из сборника «Времена года». (аудиозапись; электронное приложение к учебнику)

Проверка первичного восприятия стихотворения:

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Что вы представили, когда слушали стихотворение?

- Какое время года описывает поэт? Докажите. - Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость) Работа со словарем настроений.

Физминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберём в корзинки ягоды, грибы-

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, что напомнил осенний лес И .А. Бунину? (Терем расписной).

Работа над анализом стихотворения.

- Бунин, как художник, пишет картину словами - мазками. Его палитра богата цветами.

- Какие цвета - краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?

( Лиловый - сиреневый; золотой; багряный; жёлтый; голубой - о лазури; синий - просветы неба, вышина; серебро - о паутине; белый - лепесток).

- Как вы думаете, почему Бунин сравнивает лес с теремом? ( Он, как терем, нарядный и пёстрый).

Терема были богато украшены резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.

- Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема?

(Листья берёзы).

- Какие деревья напомнили ему вышки? (Ёлочки).

- Верно, они очень стройные и похожи на вышки.

- Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? (Просветы в небо между клёнами).

-- Что поэт сравнивает с серебряными нитями?

(Воздушной паутины ткани

Блестят как сеть из серебра)

-- Что напоминает белый лепесток? Прочитайте.

(Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И точно белый лепесток,

На паутине замирает…)

- Смотрите, какое богатство красок - слов у поэта - художника.

- С помощью чего создаются эти картины?

(с помощью художественных средств)

- Какими художественными средствами пользуется Бунин в своём стихотворении?

( эпитетами, сравнением, олицетворением) - Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.

( на доске определения, дети читают)

Сравнение - изображение явления путём сопоставления его с другим.

Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать.
Эпитет - художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки. - Поработаем в группах. 1 группа - ищут эпитеты, 2- олицетворения, 3 - сравнения.

Проверка
- Назовите сравнения, которые помогают нарисовать образ леса - терема.

Лес - терем расписной.
Елочки темнеют - как вышки.
Синеют просветы в небо, что оконца.
Паутина - как сеть из серебра.
Мотылек - точно белый лепесток.

- Какие эпитеты использует автор? -

(«Весёлой стеной», «воздушной паутины ткани», «мёртвое молчанье», , «сонная поляна». Лес стоит стеной..)

-- Есть ли в стихотворении олицетворения? («лес заворожённый»,)

- Почему слово Осень написано с большой буквы?

- Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

- С кем сравнивает он осень? (С вдовой - женщиной)

- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)

- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов.

- Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте.

(Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца).

- Можно ли услышать тишину?

Прочитайте строки, в которых рассказывается о звуках в лесу.

-- Какие звуки повторяются ?

-- Для чего поэт использует эти звуки, что они помогают услышать?

- Какие слова в стихотворении повторяются? («Сегодня на пустой поляне», «Сегодня так светло кругом).

- Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо). Какое слово поэт повторяет несколько раз? Почему?

(Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их). 

- Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.

- Кто же является главным героем стихотворения?

- Верно, лес.

А ведь мы, ребята, сейчас совершили открытие: именно лес является лирическим героем произведения. Он любуется красотой осенней природы, ценя неповторимость каждого дня.

- А теперь, давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.

Подготовка к выразительному чтению. -Как будем читать: быстро, медленно, спокойно?( Спокойно и с восхищением)

Работа в тройках (у каждой тройки карточка с отрывком стихотворения). (Расстановка логических ударений и пауз. (Лес, берёзы, клёны, ёлочки, оконца, поляна, паутина, мотылёк).

Выразительное чтение по частям

- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?

- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?

Домашнее задание: чтение наизусть отрывка.

Итог урока.

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.


Рефлексия. - Оцените свою работу на уроке: -У вас на парте лежит по два осенних листочка - красный и зеленый. Прикрепите к нашему дереву жёлтый листик, если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной. И зеленый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения. - Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения. - Что тебе понравилось в себе на этом уроке?

- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!

Конспект урока И.Бунин. Листопад

© 2010-2022