Конспект урока по теме: «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование УУД

Предметные УУД:

-формирование представлений о букве и звуке [ц], особенностях произнесения звука

[ ц];

- обобщение знаний о непарных твёрдых и мягких согласных;

- развитие фонематического слуха, речи ,логического мышления, внимания;

Личностные УУД:

  • формирование личностного смысла учения;

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

  • формирование умения планировать свои действия для решения задач урока и выполнения заданий;

  • развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

Познавательные УУД:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза;

  • соотносить задание с изученными темами;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках) сбора, обработки, анализа информации;

  • умение работать в материальной и информационной среде с предметными моделями.

Коммуникативные УУД:

  • развивать инициативность и самостоятельность, умение договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • формирование доброжелательности, воспитание культуры общения (умения слушать и слышать других).


  • умение работать в группах, в парах, участвовать в обсуждении.

Оборудование: компьютер, электронное приложение к учебнику, учебник, тетрадь, цветные карандаши, пластилин, проволока, шерстяные нитки, цветная бумага, раздаточный материал для индивидуальной работы, толковый словарь С.И. Ожегова.


Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности. Ребята, а зачем вы сегодня пришли на урок? Ученики: Мы сюда пришли учиться Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Какой у нас сейчас урок? (урок чтения) (слайд 2) Народная мудрость гласит: «Кто много читает, тот много знает». (слайд 3) Чем мы занимаемся на уроках чтения ( анализируем, сравниваем, моделируем, работаем с тетрадями и учебником, учимся читать, знакомимся с новыми буквами и звуками). Зачем вам это нужно?(узнать много нового, научиться читать слова с новыми звуками) Какие непарные согласные звуки мы изучили? Если затрудняетесь ответить, вам поможет лента букв на стр.49 учебника. « Азбука» В.А. Горецкого (Дети должны назвать их, соблюдая твёрдость и мягкость согласных)
а о у ы
н м л р й б в г д ж з




я ё ю и е




п
к т ш с х
ч
ь
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений. С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (ю). Прочитайте стихотворение и найдите слова в которых есть буква ю стр.49. «Азбука» В.А.Горецкий Куклы вальс танцуют старый. Льются звуки, вьются пары. А юла,юла,юла Пары так и не нашла. Кто с юлой подружится, Тот совсем закружится. ( В.Берестов) - Назовите слова, в которых есть звук « ю» - Когда буква «ю» обозначает два звука? - Когда указывает на мягкость согласного звука? Чем похожи эти слова (слайд 4) Танцуют Льются Вьются Юлой (У всех этих слов есть буква ю) 3.Постановка целей и определение затруднений

Прочитайте словосочетания на экране (слайд 5) Юрий Гагарин Екатерина Юшина Юлий Цезарь Е лена Ерошина
Какова особенность этих словосочетаний? (Это имена собственные, имена и отчества начинаются с заглавных букв, обозначают два звука, фамилии мужчин начинаются с согласной буквы.) В каком из этих слов есть буква, которую мы не изучали. (Юлий Цезарь) Кто такой Юлий Цезарь? (найдите в интернете кто такой Юлий Цезарь) Кто узнал эту букву? (слайд 6 - буква Ц) Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (слайд 7) 1.Будем искать информацию о букве Ц и звуке [ц]. 2.Будем отличать звук от буквы. 3.Учиться читать. Как хозяйка зовёт цыплёнка? (Цып -цып - цып.) Какой звук слышится в начале этого слова[Ц]?
4.Работа по теме урока.
Знакомство со звуком [ц].
Посмотрите на предметную картинку.(стр.51 «Азбука» В.А.Горецкий) Кто на ней изображен? (Кузнец). Кого называют кузнецом? (Мастер занимающийся обработкой металлов, мастер ручной ковки. ) а теперь проверим ваши ответы объяснением этого слова в толковом словаре Ожегова) Чем занимается кузнец? (Куёт подкову) Как называется место его работы? (Кузница) Физминутка. По дорожке ровной, гладкой Скачут резвые лошадки Цок, цок, цок Скачет резвый табунок Топай, топай Хлопай, хлопай Повернись и улыбнись
(слайд 8)
Проведём фонетический анализ слова кузнец (на экране несколько схем различных слов). Найдите схему, которую можно соотнести со словом «кузнец».Один ученик подойдёт к компьютеру и уберёт «лишние схемы». Работа в парах (В слове 2 слога, т.к. два гласных, 6 звуков, в первом слоге 3 звука - слияние твердого согласного с гласным и мягкий согласный вне слияния, он безударный, второй слог ударный, в нем 3 звука, слияние мягкого согласного с гласным и твердый согласный вне слияния.) Послушайте последний звук. Какой он? (согласный т.к. при его произношении воздух встречает во рту преграду, глухой, т.к. при произношении производится больше шума.) Звук[ ц] всегда твердый! 5 Первичное закрепление (электронное приложение к учебнику) Отгадайте загадки.
*** На одной ноге стоит В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад - Ищет в речке лягушат. (Цапля)
*** Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете. (цифры) Какой вы слышите звук в начале слова - отгадки? Твёрдый он или мягкий.(всегда твёрдый) Послушайте стихотворение и выберите информацию о местоположении звука [ц] в словах. Букв немало мы узнали, Добрались до буквы Ц Есть слова, где Ц- в начале, Где в середине, где в конце. Цепь, цветок и цифра - тут Ц в начале все прочтут. А в словах отец, боец Ц мы пишем под конец. Цапля ходит по болоту, Ждут в гнезде её птенцы. Цирк откроется в субботу, Уж приехали борцы. В цех явились на работу Молодые кузнецы. В каждом слове буква Ц- Словно камушек в кольце. И на каждой есть странице, На границе, и в столице, И в цыплятах на крыльце Тоже есть по букве Ц. Работа в группах. А теперь разделитесь на группы и сравним какая группа запомнила больше слов со звуком[ц]. 5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Определение места звука в слове (электронное приложение к учебнику). Откройте тетрадь и создайте звуковую модель слова (проверка по образцу). Физминутка (Гимнастика для глаз по методике Федоренко)
Развитие речевого аппарата Ца-ца, ца-ца-ца, ца-ца, Цапля, улица, пыльца. Цы-цы-цы, цы-цы-цы, Зайцы, мельницы, птенцы. Цо-цо-цо, цо-цо-цо, Деревцо, кольцо, крыльцо.
Скороговорка:В цветнике цветут цветы. Чистоговорки:Цо -цо -цо-снесла курица яйцо. Ца -ца-ца-прибежала к нам овца. Цу-цу-цу- я веду домой овцу. Цы -цы -цы-бегут куры от овцы. Знакомство с буквами (читают дети) *** На что похожа буква Ц. *** Буква Ц - внизу крючок, Точно с краником бачок. *** Вот какая буква Ц. С коготочком на конце. Коготок - царапка, Как кошачья лапка. *** Стул чинил сегодня мастер, Клеил он его и красил. Мастер стул перевернул - Стал на Ц похожим стул. Моделирование буквы Ц . Работа в мини - группах(моделирование буквы из пластилина, изцветной бумаги, проволоки, ниток). Чтение столбиков слогов на экране (электронное приложение к учебнику). Це - ец Цо -оц Цу- уц Це - ец Поместить на лёд твёрдые и на снег мягкие звуки. 6.Включение в систему знаний. Прочитайте слова над иллюстрацией. Кузнец, кузнецы. Кузница, кузницы. *Что изменилось в этих словах? (Ударение, буквы). * Как понимаете значение слова "кузница"? (Рабочее место кузнеца) * Как называются эти слова? (Родственные, однокоренные).
Рассмотрите в учебнике рисунок. Как вы думаете, для чего мальчик привёл коня к кузнецу?(заменить подкову) Прочитайте стихотворение С.Маршака на стр.51 в учебнике.(жужжащее чтение, чтение цепочкой). В какой форме построено это произведение (в форме диалога) Работа в парах. Прочитайте его ещё раз, но уже по ролям . 7.Закрепление изученного материала. Рассмотреть картинку (электронное приложение к учебнику), назвать слова или предметы, в которых есть звук [ц]. Игра «Звукорежиссёр». Озвучивание мультфильма, в котором есть слова с новым звуком. Вспомним тему и цели нашего урока. Все ли цели были достигнуты? (слайд 9)
8.Рефлексия. - С каким звуком познакомились? Какой он? (Согласный, твёрдый, непарный, глухой) - Что особенно запомнилось на уроке? - Какие задания было интересно выполнять? (слайд №10) Оцени свою работу с помощью светофора (слайд 11).

7


© 2010-2022