Технологическая карта урока обучения грамоте Знакомство с буквой Е. Звуки буквы Е. Написание слогов и слов с буквой Е

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение грамоте Тема: Знакомство с буквой Е. Звуки буквы Е. Написание слогов и слов с буквой Е.

Цели:

- формировать умения делать звуко-буквенный анализ:

- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;

- формируем умение писать слова;

- формируем умение решать проблемные ситуации. Оборудование: буквы из разрезной азбуки у детей (или веера), картинки с изображением елей, карточки ше, ши, презентация «Буква Е. Звуки буквы Е.»

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний



Фонетическая разминка. 3 5

-Урок обучения грамоте. Давайте вспомним основные правила урока. (Поднимать руку, внимательно слушать учителя). - Проведем звуко-буквенную зарядку. На какие две большие группы делятся звуки в русском языке? Расскажите, что вы знаете о согласных звуках?

(Слайд 1.) Назовите правильно букву и расскажите, какие звуки она может обозначает? - Послушайте слова, повторите их и назовите звук, который находится в середине слова: сом, рак, суп, мышь, рис.
- Что общего у этих звуков? - Расскажите всё, что знаете о гласных звуках. (Образуют слоги; сколько в слове гласных, столько и слогов; могут быть ударными, безударными. [И] обозначает мягкость согласных при чтении и письме.) - Почему в таблице буквы, обозначающие гласные звуки стоят в два ряда. стоят в два ряда? - Какие гласные буквы служат для обозначения твёрдости согласных звуков? (А, О, Ы, У.) - Сравните, каких мы букв изучили больше.
- Из какого ряда мы будем изучать букву, если она показывает на мягкость согласного звука. Покажите. - Свои предположения проверим немного позже.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.



Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания 1. Сегодня мы познакомимся с одной очень интересной буквой. С такими буквами мы ещё не встречались.

- С помощью чего мы обозначаем звуки на письме? (Схемы-человечка) (Лицо закрыто)

- Посмотрите на этого человечка. Какой звук он обозначает? Гласный или согласный? (Почему?) (Нет шляпки) (Какие башмачки д.б. цветом?)

-Что необычного вы заметили? (Двухцветный один башмачок.)

- Приходилось ли нам сталкиваться с таким чудом?

-Какую задачу мы ставим перед собой сегодня на уроке? (Выяснить, почему башмачки разного цвета.)

Презентация.

(Слайд 2) - Посмотрите на картинку. Что изображено? (Ёлки-ели) - А как можно сказать по-другому?

Технологическая карта урока обучения грамоте Знакомство с буквой Е. Звуки буквы Е. Написание слогов и слов с буквой Е.

- Сделаем схему к слову ели. Произносите, разделите на слоги. Сколько слогов? Поставьте ударение. Какой слог ударный?

-Назовите 1 слог, 2слог.

-Давайте обозначим на схеме 2 слог. Произнесите 1 звук, какой кружок потребуется…

-Сколько букв потребуется, чтобы записать слог ли.

- Произнесите 1 слог. Сколько звуков вы слышите? Назовите 1 звук. Какой он? Обозначьте кружочком. Назовите 2 звук…

- Как вы думаете, сколько букв нужно, чтобы обозначить эти два звука?

- Найдите на ленте букв букву Е.( Веера)

- Что необычного для нас заметили?

- Догадались, какая тема урока? Назовите её сами. 4 4

(Открыть человечка)

2. Составление плана урока.

- Откройте учебник, составьте план работы на уроке.

План (примерный) 3 2

  1. Знакомство с новой буквой.

  2. Звуко-буквенный анализ слов.

  3. Чтение слогов и слов.

  4. Чтение предложений и текстов.

  5. Знакомство с написанием буквы Е.

  6. Письмо буквы, слогов, слов и предложений.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

(Слайд3.)

3. Игра «Моя Вообразилия».

(Слайд 4.)

- На что похожа буква Е?

На дворе - такая жалость! -

Наша лесенка сломалась,

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

(Е. Тарлапан.)

Ева гребнем причесалась -

В нём три зубчика осталось.

(Г. Виеру.)

Е на грядке пригодилась -

Вместо грабель потрудилась.

(В. Степанов.)

Физкультминутка. Разминка для пальчиков.

Наш мизинчик утром встал,

Безымянного поднял.

Средний пальчик подтянулся,

Указательный проснулся.

Должен и большой вставать,

Братьев в школу провожать.

4. Работа в тетради для печатания (с. 64).

Печатание буквы Е.

- Повторим правила посадки на уроке.

- Сравните печатную и письменную букву е.

5. Работа в прописи (с. 22). 2 5

Написание буквы Е.

- Рассмотрите букву в рамочке.

- Есть ли в ней знакомые элементы? Какие?

- На какие буквы похожа строчная буква Е?

- Обведём букву в рамочке.

- На первой строке сначала синим цветом обведём все прямые наклонные линии, потом обведём все строчные буквы Е. ( Показать неправильные элементы буквы Е)

- Что добавили к букве Е на следующей строчке?

- Что получилось? (Слоги.)

- Прочитаем.

- Что общего в прочитанных слогах? (Все начинались с буквы Е и добавили согласные, но разные.)

- Сколько звуков обозначает буква е в начале слога?

- Дайте характеристику этим звукам. ([й'] - согласный мягкий, звонкий, [э] -гласный.)

- Какими цветами мы обозначаем эти звуки?

- Обозначим звуки буквы Е: зелёной точкой - звук [й'] и красной - звук [э].

- Какие соединения использовали для написания?

- Обведите все слоги с нижним соединением.

- С верхним соединением.

- Какие остались?

- Обведите их.

Сделаем вывод.

-Закончите фразу: «Если буква е стоит в начале слога или слова, то… она обозначает два звука : согласный мягкий , звонкий /й/, гласный /э/»

ΙΙΙ. Применение нового знания 1. Работа в «Букваре» (с. 100). 5 6 1) Чтение слогов. - Откройте «Буквари» на с. 100. - Прочитаем слоги на первой строке.

- Где стоит буква е?

- Что вы знаете о букве е? 2) Чтение слов на второй строке. - Прочитайте слова на второй строке шепотом, найдите среди них лишние. Почему вы их выбрали? (сев и мешок) - Дети, как вы думаете, сколько звуков буква е обозначает в этих словах? -Как нам проверить? -Будем проводить звуковой анализ? - Какой звук исчез? - Как читаем согласный перед [е]? - Какой гласный звук слышим? (Рисуем стрелочку от Е к согласному и ставим зелёную и красную точки. Буква Е указывает на мягкость предшествующего согласного.)
(Работая с каждым слогом, обозначаем так же стрелками.) - Прочитаем слоги третьей и четвёртой строки парами: ле-ли. - Что общего? (Один и тот же мягкий согласный звук [л'], буквы гласных - разные, но обе обозначают мягкость согласного звука.) 4) - Что вы уже можете рассказать про букву Е? - Давайте «оденем» схему-«человечка» для буквы Е. (Алгоритм на доску. Буква е обозначает два звука, тогда, когда стоит в начале слова, а если она стоит после согласного, она показывает на мягкость согласного и обозначает один звук.)
- Как, на ваш взгляд, он будет одет? (Башмачки у нашего «человечка» раскрасим по-особому: первый разделим на две части и раскрасим двумя цветами - зелёным и красным. Это значит, что буква Е может обозначать два звука в начале слова - [й'] и [э]; другой - только красным, после согласного буква Е обозначает гласный звук [э].) - Каким будет головной убор? (Если дети испытывают затруднение: Почему же у схемы-«человечка» нет головного убора?)
5) - Рассмотрите 2 карточки ше, ши. - Какой звук обозначает первая буква? (Всегда твёрдый согласный.) - Какая точка будет сопровождать эту букву? (Синяя.) - Как будем читать этот эвук (твердо). Прочитайте.
-Можно ли поставить стрелочку от буквы Е? Укажет ли она на мягкость предшествующего согласного? (Нет, звук [ш] всегда твёрдый.) - А какой гласный слышится в этих слогах? - Что мы знаем о ши? (Слайд 4-5) Игра «Узнайте звук». (Презентация) - Встают только мальчики, если буква е обозначает один звук, и только девочки, если буква е обозначает два звука. (Лев, енот, ель, мел, мельница) - Какое умение формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.) Игра «Найди ошибку» - Перед вами карточки со словами. К каждому слову дана схема. Найдите схему с ошибкой и объясните, почему вы так решили. Работайте в паре. Как только закончите работу, поднимите руки вверх. На доске два ученика выполнят такую же работу. (Енот, лес, мел, ели.)

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.




ΙV. Итог - Что нового узнали? 4 4 - Чем необычна новая буква? - Что у вас получалось сегодня лучше всего? -Если вы легко справились со всеми заданиями, прикрепите к елочке зеленый шарик, а если испытывали затруднения - красный. - Как бы оценили своё настроение после урока? - Отметьте и в дневнике свое настроение после сегодняшнего урока.

ТООУ

7


© 2010-2022