• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего обр

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего обр

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Дивовская средняя общеобразовательная школа»

Мглинского района Брянской области

Рассмотрено на заседании МО протокол № ___ от

« ___» ______________2015г

Председатель МО

___________ /Афанасенко Т. П../

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Дивовская СОШ»

_____________/Белоножко Т.Н./

«___» _______________ 2015г

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Дивовская СОШ»

__________ /Кривошеева Л.П./

Протокол № ________ от

« ____» ____________2015г




Рабочая программа

по математике для 4 класса










Разработал: учитель начальных классов

Левая Ирина Анатольевна

















2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой ( Сборник рабочих программ 1 - 4 классы, М.: «Просвещение», 2011) и соответствует учебному плану МБОУ «Дивовская СОШ» на 2015 - 16 учебный год.

Учебник для общеобразовательных учреждений 4 класс (авторы М.И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. М.: «Просвещение», 2014)

Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

- развитие пространственного воображения;

- развитие математической речи;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

- развитие познавательных способностей;

- воспитание стремления к расширению математических знаний;

- формирование критичности мышления;

- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой - содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними. Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики. Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым. Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни. При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий. Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия. Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью. В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета. Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся. Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации. Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин. Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства. Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира. Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий. Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.


МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе- 132 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах - по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).


№ п-п Название раздела Количество часов по программе Количество часов в рабочей программе 1

Числа от 1 до 1000. Повторение 13 13 2 Числа, которые больше 1000. Нумерация 11 11 3 Величины 18 18 4

Сложение и вычитание 11 11 5

Умножение и деление 11 11 6 Умножение и деление 40 40 7 Умножение и деление 20 20 8

Итоговое повторение 12 12
Итого 136 136

Проверочных работ- 6 Проектов - 2 Контрольных работ - 6



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики: - понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактор, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

-математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты - Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. - Целостное восприятие окружающего мира. - Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. - Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. - Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. - Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты - Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. - Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. - Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. - Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. - Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. - Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. - Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. - Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты - Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений. - Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. - Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. - Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Числа и величины Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а - b, a b, c : d (d 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Решение задач разными способами. Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, за - перед, между, вверху - внизу, ближе - дальше и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Свойства сторон прямоугольника. Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний). Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга). Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата). Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).


Календарно-тематическое планирование - 136 часов

(4часа в неделю)


№ п/п

Тема урока

Виды деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата проведения

Числа от 1 до 1000.

Повторение - 13часов

1

Нумерация. Счет предме­тов. Разряды

Выполнять сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000.

Решать выражения с переменной на нахождение слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

Контролировать и оценивать свою работу.

Уметь самостоятельно строить и читать столбчатые диаграммы.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Выполнять задания учебника; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

1

2

Выражение и его значение. Порядок вы­полнения дей­ствий

1

3

Нахождение суммы несколь­ких слагаемых

1

4

Приемы письменного вычитания

1

5

Приемы письменного умножения трехзначного числа на одно­значное

1

6

Умножение на 0 и 1

1

7-8

Прием письмен­ного деления на однозначное число

2

9

Прием письмен­ного деления на однозначное число

1

10

Сбор и пред­ставление дан­ных.Диаграм­мы

1

11

Повторение пройден-ного. «Что узнали. Чему научи­лись»

1

12

Проверочная работа по теме «Повторение»

1

13

Работа над ошибками. Тест «Верно? Неверно?»

1

Числа, которые больше 1000. Нумерация - 11часов

14

Устная нуме­рация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы Считать предметы, десятками, сотнями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах 1000000. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых.

Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Сравнивать числа по классам и разрядам. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. Увеличи-вать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз. Собирать информацию о своём городе (селе) и на этой основе создавать математический справочник «Наш город (село) в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы

1

15

Письменная нумера-ция. Чтение чисел

1

16 Письменная нумера-ция. Запись чисел

1

17

Разряд­ные слагаемые

1

18

Сравнение многозначных чисел

1

19

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

1

20

Нахождение общего коли­чества единиц какого-либо разряда в дан­ном числе

1

21

Класс миллио­нов. Класс миллиардов Проверочная работа по теме «Нумерация»

1

22

Повторение пройден-ного. «Что узнали. Чему научи­лись»

1

23

Контрольная работа № 1по теме «Нумерация»

1

24

Анализ контрольной работы.Закрепление изученного. Проект

«Наш город (село)»

1

Величины - 18 часов

25-26

Единицы дли­ны. Километр. Таблица единиц длины. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношение между ними. Определять площади фигур произвольной формы с помощью палетки. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц к другим. Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношение между ними. Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их. Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Решать задачи на определение на­чала, продолжительности и конца события.

2

27

Единицы изме­рения площа­ди. Квадрат­ный километр. Квадратный миллиметр.

1

28

Таблица еди­ниц площади

1

29

Палетка. Изме­рение площади фигуры с по­мощью палет­ки

1

30

Единицы изме­рения массы: тонна, центнер

1

31

Таблица еди­ниц массы

1

32

Единицы вре­мени.

Год

1

33

Время от 0 ча­сов до 24 часов

1

34

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца событий

1

35

Единицы вре­мени.

Секунда.

1

36

Единицы вре­мени.

Век

1

37

Таблица еди­ниц времени. Проверочная работа по теме «Величины»

1

38-39

Повторение пройде-нного. «Что узнали. Чему научи­лись»

2

40

Повторение пройде-нного. «Что узнали. Чему научи­лись»

1

41

Контрольная работа № 2 по теме «Величины»

1

42

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Тест «Проверим себя и оценим свои достижения».

1

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ -

11 часов

43

Устные и письменные приемы вычис­лений

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий: сложения и вычитания. Выполнять сложение и вычитание величин. Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Анализировать условие задачи, правильно выбирать пути её решения. Осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе самостоятельной работы. Анализировать и исправлять допущенные ошибки. Применять теоретические знания для решения практических задач

1

44

Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 - 456, 57001 - 18032.

1

45

Нахождение неизвест-ного слагаемого

1

46

Нахождение неизвест-ного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

1

47-48

Нахождение несколь-ких долей целого.

2

49

Решение задач раскры-вающих смысл арииф-метических действий.

1

50

Сложение и вычитание величин

1

51

Решение задач на уве-личение(уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

1

52

Повторение пройдено го.«Что узнали. Чему научились». Провероч-ная работа по теме «Сложение и вычитание»

1

53

Повторение пройден-ного. «Что узнали. Че-му научились». Анализ результатов. Тест «Проверим себя и оценим свои достижения».

1

Умножение и деление - 11 часов

54

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1.

1

55

Алгоритм письмен-ного умно­жения много­значных чисел на одно­значное число

1

56

Умножение чисел, запись которых окан­чивается нуля­ми Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное. Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом.

Оценивать результаты усвоения учебного материала. Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное). Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом. Осуществлять пошаговый контроль правильности решения уравнений. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

1

57

Нахождение неизвест-ного множителя, неиз-вестного делимого, неизвестного делителя

1

58

Деление 0 и на 1

1

59

Прием письмен­ного деления многознач-ного числа на одно­значное

1

60

Прием письмен­ного деления на однознач-ное число. Решение задач на пропорцио­нальное деле­ние

1

61

Решение задач на пропорцио­нальное деле­ние

1

62

Повторение пройден-ного. «Что узнали. Чему научи­лись» Проверочная работа по теме «Умножение и деление»

1

63

Контрольная работа № 3 за 1 полугодие.

1

64

Анализ результатов. Повторение пройден-ного. «Что узнали. Чему научи­лись». Тест «Проверим себя и оценим свои достижения».

1

Умножение и деление (продолжение) - 40 часов

65

Решение текстовых задач на нахождение пери­метра фигуры. Решение уравнений.

Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние.

Переводить одни единицы скорости в другие.

Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.

Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся ну­лями, объяснять используемые приёмы.

Выполнять задания творческого характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.


Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищей.

1

66

Скорость.

Еди­ницы скорости. Взаимосвязь между ско­ростью, време­нем и расстоя­нием

1

67

Нахождение расстоя­ния движе­ния по извест­ным времени и скорости

1

68

Нахождение времени движе­ния по извест­ным расстоя­нию и скорости

1

69

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. Проверочная работа по теме: «Скорость. Время. Расстояние».

1

70

Умножение числа на произведение.

1

71-72

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

2

73

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

1

74

Решение задач на одновременное встречное движение.

1

75

Перестановка и группировка множителей.

1

76

Странички для любознательных

1

77-78

Повторение пройден-ного. «Что узнали. Чему научились».

2

79

Повторение пройден-ного. «Что узнали. Чему научились».

1

80

Повторение пройден-ного. «Что узнали. Че-му научились». Тест

«Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»

1

81-82

Деление числа на произведение

Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Выполнять устно и письменно деление с остатком на 10, 100, 1 000. Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки.

Собирать и систематизировать информацию по разделам. Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности.

2

83

Деление с ос­татком на 10, 100 и 1000

1

84

Решение задач на на­хождение чет­вертого про­порционально­го

1

85-86

Письменное деление на чис­ла, оканчиваю­щиеся нулями

2

87

Письменное деление на чис­ла, оканчиваю­щиеся нулями

1

88

Решение задач на противопо­ложное движе­ние

1

89

Закрепление приемов деле­ния. Решение задач на движение.

1

90

Повторение пройден-ного. «Что узнали. Чему научи­лись». Проект «Математика вокруг нас»,

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

1

91

Повторение пройден-ного. «Что узнали. Чему научи­лись». Тест «Проверим себя и оценим свои достижения».

1

92

Умножение числа на сумму

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых.

Выполнять письменное умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритма письменного выполнения действия умножения. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножения. Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

1

93

Прием устного умножения на двузначное число

1

94-95

Письменное умножение на двузначное число

2

96

Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям

1

97

Решение задач раз­ных видов

1

98

Прием письмен­ного умноже­ния на трехзначное число

1

99-100

Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули

2

101

Умножение на двузна-чные и трехзначные числа. Закрепление изученного материала

1

102

Повторение пройден-ного. «Что узнали. Чему научи­лись».

1

103

Контрольная работа № 4 по теме «Умноже-ние на двузначное и трёхзначное число»

1

104

Анализ результатов и работа над ошибками.

1

Умножение и деление

(продолжение) - 20 часов

105

Письменное деление на дву­значное число

Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное число. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное число, опираясь на знание алгоритмов

1

106

Письменное деление с ос­татком на дву­значное число

1

107-108

Прием письмен­ного деления на двузначное число письменного выполнения действия умножения. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления.

Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением.

2

109

Прием письмен­ного деления на двузначное число

1

110

Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям

1

111

Прием письмен­ного деления на двузначное число

1

112

Приемы

письмен­ного деления на двузначное число

1

113

Закрепление. Проверочная работа по теме «Письменное деление на дву­значное число»

1

114

Письменное де­ление на трех­значное число

1

115

Прием письмен­ного деления на трехзначное число

1

116

Проверка де­ления умноже­нием.

1

117

Проверка умноже­ния де­лением

1

118

Проверка де­ления с остатком

1

119

Повторение пройден-ного. «Что узнали. Чему научи­лись»

1

120

Контрольная работа № 5 за 4 четверть

1

121

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Повторение пройденного.

1

122

Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел.

Распознавать и называть геометрии-ческие тела: куб, шар, пирамида.

Из-готавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием развёрток. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара.

1

123

Куб, пирамида: вершины, грани, рёбра.

1

124

Развёртка пирамиды, Развёртка куба.

1

Итоговое повторение -

12 часов

125

Повторение по теме «Нумерация»

Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.

1

126

Повторение по теме «Выражения и уравнения»

1

127

Повторение по теме «Арифметические действия. Сложение и вычитание»

Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.


Выполнять сложение и вычитание величин, заменяя крупные единицы величин более мелкими. Решать задачи с использованием величин

Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации

1

128

Повторение по теме «Арифметические действия. Умножение и деление»

1

129

Повторение по теме «Порядок выполнения действий»

1

130

Повторение по теме «Величины»

1

131

Повторение по теме «Геометрические фигуры»

1

132

Повторение по теме «Решение задач изученных видов»

1

133

Итоговая контрольная работа № 6

Оценивают результаты освоения учебного материала. Делают выводы, планируют действия по устранению выявленных недочетов, проявляют заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Соот­носят результат с поставленными целями изучения материала

и способов действий.

1

134

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Тест «Верно. Неверно».

1

135-136

Повторение по теме «Решение задач изученных видов»

2





Материально-техническое обеспечение

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Сборник рабочих программ. «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011

Учебники

1. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / М.И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. М.: Просвещение, 2014

Рабочие тетради

1. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях М.И. Моро, С.И. Волкова, М.: Просвещение. 2014

Проверочные работы.

1. Математика. Проверочные работы. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. С.И. Волкова. М.: Просвещение, 2015

3. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 4 класс / Сост. Т. Н. Ситникова. - М.: ВАКО, 2015

Методические пособия

1. Проектная деятельность в начальной школе / авт.- сост. М. К. Господникова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012

Дидактические материалы

1. Математика: занимательные сказочные задачи на уроках в начальной школе/ Н. А, Максименко. - Волгоград: Учитель, 2006

2. 2000 задач и примеров по математике: 1-4 классы/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. -

М.: АСТ: Астрель, 2006

3. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001

4. Математика. 3 класс. Карточки заданий. - Саратов: Лицей, 2007

5. Раздаточные материалы по математике. 3 класс. / Г. Ю. Евдокимова. М.: Дрофа, 2006

Печатные пособия

Таблицы:

  1. Деление на однозначное число

  2. Таблица классов и разрядов

  3. Умножение на однозначное число

  4. Таблица зависимости между величинами: скорость, время, расстояние

  5. Таблица мер длины

  6. Таблица мер веса

  7. Таблица измерения площадей

  8. Таблица умножения

  9. Таблица зависимости между величинами: цена-количество-стоимость;

  10. Периметр прямоугольника

  11. Единицы длины. Единицы массы.

  12. Единицы времени

  13. Площадь прямоугольника

  14. Письменное вычитание трёхзначных чисел

  15. Письменное сложение трёхзначных чисел

  16. Числовые выражения и их значения

  17. Правила порядка действий

  18. Уравнение и его решение

  19. Задачи на встречное движение

  20. Задачи на движение

  21. Доли и дроби

  22. Центнер. Тонна

  23. Задачи на нахождение четвертого пропорционального

  24. Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

  25. Письменное сложение и вычитание многозначных чисел

  26. Деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное

  27. Задачи на движение в противоположных направлениях

  28. Образцы записи с именованными числами

  29. Решение задач способом составления уравнений

  30. Умножение многозначного числа на двузначное и трёхзначное

  31. Составление уравнений по тексту задачи

Демонстрационный материал по математике для начальной школы

1. Числовые выражения и их значения

2. Набор предметных картинок (счётный материал)

3. Карточки с цифрами

Технические средства обучения

1. Мультимедийный проектор

2. Экспозиционный экран

3. МФУ WorkGentre 3210/3220

4. Ноутбук

5. Классная доска

Экранно-звуковые пособия

  1. Электронное пособие к учебнику «Математика», 4 класс

  2. Математика. Семейный наставник. 4 класс

  3. Игры и задачи. 1-4 класс

  4. Математика 1 - 4класс. Тесты

  5. Изучаем единицы измерения

  6. Я умею решать уравнения!

Оборудование класса

1. Ученические двуместные столы с набором стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


© 2010-2022