Выступление семинар Функциональная грамотность

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление семинар Функциональная грамотностьФункциональная грамотность.

(Выступление на семинаре начальных классов) Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050», отметил, «чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, чтобы дети были адаптированы к современной жизни» (Слайд) Функциональная грамотность понимается как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. В современном мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность. Первостепенная задача современного общества - это приобщение к чтению, возрождение интереса к чтению, роста престижности чтения как культурной и личностной ценности, формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса к чтению (Слайд) У ребенка, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т.е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения - возникновение из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение, ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт: даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в тексте. Формирование читательской грамотности осуществляется на следующих этапах: начальный (дошкольный возраст, 1-4кл), основной (5-9 кл), заключительный (10-11 кл). Начальный этап - это формирование читательской грамотности на первой ступени, когда у обучающихся сформированы навыки анализа и оценки содержания книги. В формировании читательской грамотности важную роль играет именно начальный этап, так как любовь к чтению зарождается с детства. С дошкольного возраста и возраста младшего школьника необходимо приобщать ребенка к чтению, формировать у него интерес к чтению книг. От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или пассивным. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, но и социальная проблемы. Главная цель развития детского чтения - воспитание вдумчивого читателя, развитие читательского вкуса, умение видеть текст и осмыслить его (Слайд). Работа по развитию читательской грамотности следует вести не фрагментарно, а в системе. В данную систему развития читательской грамотности школьника входят: - уроки литературы; - внеклассные занятия; - совместная работа с библиотекой; - совместная работа с родителями. Читательская грамотность формируется не автоматически, а направляется всей учебной и внеклассной деятельностью. Одним из направлений работы школы заключается в создании условий для развития читательского интереса и читательской грамотности у школьников, а именно: - развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности: - развитие читательской грамотности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами тетрализации; - стимулирование творчества детей (Слайд) Ведущем методом обучения дошколят и младшеклассников является чтение-рассматривание книг, т.е. освоение книг в единстве текста, которая нацелена на помощь читателю в понимании текста. Начинающий читатель должен сразу приучить себя самостоятельно использовать эту помощь, опираться на нее. На уроках необходимо практиковать творческое чтение, выразительное чтение, инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложение, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос, а также вдумчивое чтение. Одним из приемов, применяемых в школьной практике, является повторное чтение текста. Учащемуся предлагается незаметно для себя вновь вернуться к тексту: по разным основаниям и с разными задачами и целями, побуждаем ребенка перечитывать текст не напрямую («перечитай», «прочитай еще раз»), но исходя из необходимости ответа на поставленный вопрос. Отыскивая нужный абзац, выбирая из текста только те предложения, которые позволяют выполнить задание, примеряя на себе разные речевые характеристики, учась осваивать разные настроения и интонации, меняя темп и громкость речи учащиеся вынуждены вновь и вновь осознанно обращаться к тексту, перечитывать его, невольно отрабатывая и скорость, и выразительность чтения. Для формирования читательской грамотности существуют стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами. Существуют предтекстовые, текстовые и послетекстовые стратегии. Например, стратегия «Тематический алфавит» (иначе, «Алфавит за круглым столом» (когда работа выполняется всеми учащимися), «Алфавит по кругу» (когда ученики называют слова по очереди) помогает вспомнить то, что ученик уже знает, или то, что узнал (на этапе урока - рефлексия или подведение итогов). Существуют и другие названия данной стратегии. Например, задача учеников в процессе работы, заполнить карту (расчерченный лист с буквами алфавита внутри каждой клеточки) или назвать как можно больше слов, словосочетаний, относящихся к теме урока, тексту (сплошному, несплошному) в соответствии с порядком букв алфавита. Это предтекстовая стратегия, она создает условия для формирования первой группы умений: ориентация в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение информации. Техники активно-продуктивного чтения основаны на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, это ряд технологических приемов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приемы всех уровней. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. В формировании читательской грамотности учащихся играет роль дополнительное образование и внешкольные занятия. Содержание дополнительного образования с использованием новых технологий обучения и интерактивных, инновационных форм также должно быть направлено на самостоятельное детское чтение хороших книг. Необходимо обеспечить интеграцию деятельности организаций дополнительного образования и общеобразовательных школ для обеспечения формирования читательской грамотности школьника. Библиотека также принимает активное участие в приобщении учащихся в увлекательный мир детской книги. В нашей школьной библиотеке проводятся библиотечные уроки (например, «калейдоскоп сказок», «Книжные новинки», «Парад литературных героев», «Книги-юбиляры», «Юбилеи писателей»), на которых формируется бережное отношение к книге, организованы выставки книги, красочно оформленные, эстетически выразительные, доступные для детского восприятия и понимания (Слайд) Библиотекарь объясняет детям, как читать книгу, как следует ее беречь и «лечить». Так же в библиотеке проводятся мероприятия: знакомство с библиотекой «Как хорошо уметь читать» (экскурсия 1-е классы), правила обращения с книгой «Библиотека, книжка, я - вместе верные друзья» (литературная игра), «Там, на неведомых дорожках…» (игра-путешествие). С целью повышения мотивации к чтению в нашей школе в начальных классах проводится «Час рассказа»: внеклассный час проводится библиотекарем раз в неделю. На часе рассказа учащиеся рассказывают о прочитанных книгах классу. Это заинтересовывает и других учеников, они хотят узнать что-то новое, чем они могут поделиться с друзьями, родителями. Для формирования интереса к книге, развития читательской грамотности учащиеся 1-4 классов ведут читательские дневники (Слайд) В зависимости от цели, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений.
Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?
  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
Кроме обычных сведений, дети любят рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также могут написать письмо автору книги или героям и проч. Работа по развитию читательской грамотности учащихся должна вестись систематически: на уроках, во внеклассной работе, с библиотеками, в работе с родителями. Своевременное налаживание взаимного сотрудничества школы, семьи и библиотеки позволяет учителю обрести необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес и любовь к чтению и книгам.













Кокпектинская средняя общеобразовательная школа



(Выступление на семинаре М/О «Жас талап»)


Подготовила

библиотекарь

Бойкова З.И.




2014 - 2015 учебный год

© 2010-2022