Урок по ОПК Монашество и монастыри в технологии Проблемное обучение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема урока: Монашество и монастыри.

Цель: знакомство учащихся с монашеством, православными монастырями, их значением в жизни Церкви, особенностями монастырской жизни.

Задачи:

  • дать учащимся первоначальные представления об истории развития монастырей;

  • раскрыть смысл основных понятий и терминов, относящихся к монастырской жизни;

  • развивать нравственные качества личности;

  • сформировать навыки поведения в монастыре.

Техническое обеспечение урока: Библия, Отечник Игнатия Брянчанинова, ноутбук, фильм Тихона Шевкунова "Псково-Печерский монастырь".



Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас новая интересная тема. Я покажу вам несколько картинок, а вы угадайте, что мы будем изучать на уроке.

Учитель показывает слайды с видом монастырей и монахов (Монастырь Острог в Черногории, Лавра Саввы Освященного, Метеоры, Троице-Сергиева Лавра, Дивеево, фото монахов).

Ученики: монастыри, монахи!

Учитель: правильно! Скажите, а что означают слова монастырь и монах?

(Мона́шество, монахи, монастыри - от греч. μόνος - один, одинокий, μοναχός - живущий уединённо).

Учитель: Как вы думаете, в чём отличие монахов от остальных христиан? (Нестяжание, безбрачие) Давайте вместе найдём эти заповеди в Евангелии. Откройте Евангелие от Матфея, глава 19. (читают Мф. 19:1-12; Мф. 19:16-22)Какой вывод можно сделать из прочитанных отрывков? Здесь говорится о том, что не каждый может стать монахом, но только тот, кто способен вместить эту заповедь, то есть принять её в своё сердце.

Как вы думаете, когда и где появились первые монахи?

(В Египте, Сирии и Палестине. Преподобный Кассиан Римлянин, святой 4 века, говорит, что первыми монахами были ученики апостола и евангелиста Марка, жившие в Александрии в Египте).

Чем же занимались древние монахи и чем они занимаются теперь? Зачем эти люди уходят в монастыри? Давайте почитаем отрывки из книг, написанных самими монахами о монашестве. Есть множество книг, которые называются "Отечник" или "Патерик", где собраны истории из жизни древних и современных монахов. Эти книги были всегда любимым чтением на Руси.

Мы с вами прочитаем несколько историй из "Отечника" св. Игнатия Брянчанинова, составенного в 19 веке.



190. Будучи спрошен, позволительно ли иногда смеяться, он отвечал: «Господь осуждает смеющихся. «Восплачетеся и возрыдаете вы, - сказал Он ученикам Своим, - а мир возрадуется» (Ин.16:20). Истинному монаху не должно смеяться, - должно плакать о тех, которые ругаются Богу, преступая закон Его, и о тех, которые проводят всю жизнь в творении грехов. Будем рыдать и плакать, непрестанно умоляя Бога, чтоб не попустил им пребыть в греховной жизни, чтоб не восхитила их смерть прежде, нежели они успеют принести покаяние»147).

194. Рассказывают о святом авве Антонии, что он, жительствуя в пустыне, однажды подвергся душевному смущению, унынию и особенному нашествию мрачных помыслов. Находясь в этом состоянии, он начал изливать печаль свою пред Богом. «Господи, - говорил он, - хочу спастись, но помышления мои никак не допускают меня совершить это. Что мне делать со страстями моими? как мне спастись?» Встав с того места, на котором сидел, и немного отошедши, он сел на другом месте, и вот - видит неизвестного ему человека, тщательно занятого трудом рук своих. Этот человек то вставал, оставляя рукоделие, и молился, то опять возвращался к рукоделию: он сшивал листья пальмы.

Потом он опять вставал и молился; после молитвы опять принимался за рукоделие.

Поступавший таким образом был Ангел, посланный Богом ободрить Антония и возбудить его к мужеству. И услышал Антоний глас, исшедший от Ангела: «Антоний! поступай так и спасешься». Услышав это, Антоний очень обрадовался и ободрился: он начал поступать так, и спасся150).

Арсений Великий

2. В характере Арсения Великого отмечена жизнеописателями еще особенная черта. Когда он находился при дворе императорском, - никто из придворных не окружал себя таким великолепием, как Арсений, а в Скиту никто не наблюдал так строго иноческой нищеты, никто не носил столь рубищного одеяния, как Арсений; обилие благовонных мастей он заменил смердящею водою, в которой намачивались пальмовые ветви для его рукоделия, и которая, постоянно непеременяемая, но только добавляемая, была в его келлии2). И при дворе Арсений, сияя по наружности роскошию, проводил жительство подвижника, постоянно помышлял о монашеской жизни, стремился к ней всем желанием сердца.

Подобная черта замечена в характере Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Этот святитель, строгий подвижник, был вполне нестяжателен, нестяжателен до совершенной нищеты; но во время богослужения он обставлял себя необыкновенным порядком и необыкновенным блеском. Что это за явление? явление ли тщеславия и суетности по обычаю и в духе мира?

Нет! это было проявлением бескорыстного и высокого сочувствия к изящному.

По этой причине пышность стояла возле нестяжания, блеск прикрывал строгое подвижничество, - и легко оставил преподобный Арсений тени и образы изящного, к которым сердце его не было пристрастным, - устремился всецело к существенно изящному. Единое, истинно-изящное - Бог.

Александр, патриарх Антиохийский

1. Был в Антиохии патриарх именем Александр, особенно милостивый и сострадательный ко всем. Один из письмоводителей его украл у него несколько златниц и бежал в Египетскую Фиваиду. Там, в пустом месте, варвары схватили письмоводителя и завели в глубину своей страны. Блаженный Александр узнал об этом: он выкупил пленника, дав за него восемьдесят пять златниц. Когда пленник возвратился, патриарх оказал ему столько благодеяний, что некоторые из граждан говорили: «Благость Александра не может быть побеждена никаким согрешением»1).

Итак, мы прочитали несколько историй о монахах. Из прочитанного, видно, что главное дело монахов - молитва и труд. Монахи являются образцом для подражания для остальных христиан. Как сказал святой Иоанн Лествичник: "Свет монахам - ангелы. А монахи - свет для людей".

Скажите, а монахи внешне отличаются от мирян?

Ученики: Да, у них особенная одежда и они не бреют бороду.

Учитель: знаете ли вы как называется монашеская одежда и почему они её носят? (Куколь носят в знак подражаия младенцам - монахи не должны иметь злых мыслей. Мантия и широкие рукава на рясе - образ ангельских крыльев. Чётки - меч монаха).

Учитель: А зачем монаху меч? Разве он с кем-то воюет? (Если дети не отвечают, смотрим Новый Завет: Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Ефесянам 6:12))

Учитель: Как называется место, где живут монахи?

Ученики: монастырь.

Учитель: правильно! Какие вы знаете монастыри? В каких вы бывали?

Ученики отвечают.

Учитель: как называются крупные монастыри, которые имеют большое значение в жизни Церкви?

Ученики: Лавра.

Учитель: Вы наверно знаете, что монахи иногда живут не в монастыре, а в полном одиночестве, например в лесу. Как называется этот монашеский подвиг? (Отшельничество) - Правильно! А совместная жизнь в монастыре называется общежитие. Основатель отшельничества на Руси - Антоний Печерский, а общежития - Феодосий Печерский.

Давайте посмотрим отрывок из фильма о настоящих монахах? Посмотрим, как они живут? (отрывок из фильма архим. Тихона Шевкунова "Псково-Печерский монастырь")

Что вам больше всего понравилось в просмотренном отрывке? Как монахи относятся друг к другу? Почему?

Давайте разделимся на 4 группы. Каждая группа получит один рассказ. Необходимо прочитать рассказ и потом коротко пересказать прочитанное остальным группам:

1. Некоторый брат жил в общежитии, в послушании, и был любим пятью братиями, а не любим одним братом. Вследствие нерасположения одного брата он вышел из того монастыря и перешел в другой. Здесь полюбили его восемь братий, а два возненавидели. Он вышел из этого монастыря, вступил в третий, в котором семь братий были расположены к нему, а пять не расположены.

Брат убежал и оттуда. Он пришел к некоторому монастырю, и, прежде нежели войти в него, сел и так рассуждал сам с собою: «Если я буду повиноваться помыслу своему, то недостанет мест во вселенной для переходов моих: почему отныне даю обещание терпеть». Потом он вынул бумагу и написал на ней вопрос себе: «Ты вышел из нескольких монастырей, не терпя ропота и укорений; здесь будут делать тебе неприятностей больше, нежели в тех монастырях. Вспомни все поводы, побудившие тебя выходить: все эти поводы ты найдешь и здесь; будешь ли терпеть?» В ответ он написал: «Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, буду терпеть». Записку свил он в свиток, вложил в свой пояс, и помолившись, вошел в монастырь. По прошествии короткого времени он услышал ропот братий на себя: он огорчался; тогда вынимал записку и прочитывал написанный в ней обет свой: «Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, буду терпеть». При этом он говорил себе: «Ты дал обещание Богу: проси же у Него помощи». Таким образом брат получал утешение. Невидимый враг, возмущенный терпением брата, внушил прочим монахам пытливую мысль узнать, что прочитывает брат утешающее его.

Они начали говорить: «Пришлец-монах - волшебник: прочитывает что-то и избавляется от смущения». Наконец они пошли к игумену и сказали ему: «Мы не можем жить с этим братом: он колдун, носит в поясе обаяние; если хочешь иметь его в монастыре, то отпусти нас из монастыря». Игумен был муж духовный. Зная смирение брата, он понял, что сказанное ему было сказано по зависти, внушенной диаволом, и потому отвечал монахам: «Подите, помолитесь, и я помолюсь, а по истечении трех дней дам ответ вам». Однажды, когда брат спал, игумен тихо расстегнул пояс его и прочитал записку; потом положил ее на свое место и застегнул пояс. После трех дней монахи пришли к игумену и спросили его: «Скажи нам, как ты хочешь поступить с волхвом?» Игумен отвечал: «Позовите его». Когда он пришел, игумен сказал ему: «Зачем ты соблазняешь братию?» Брат отвечал: «Согрешил, простите меня, и помолитесь за меня». Игумен, обратясь к братии, спросил: «В чем приносили вы жалобу на него? что он сделал?» Монахи отвечали: «Он волхв, у него в поясе колдовство». Игумен сказал брату: «Покажи твое колдовство». Брат отвечал: «Я согрешил, прости меня». Игумен сказал на это: «Возьмите у него колдовство его». Брат не давал расстегнуть пояса своего, но это сделали и вынули записку. Записку отец отдал диакону и велел прочитать вслух всем, говоря: «Да постыдится диавол, учащий человеков колдовству». Когда же прочитано было написанное в записке: «Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, терплю, тогда постыждены были братия». Они поклонились игумену до земли, говоря: «Мы согрешили, прости нас». Отец сказал им: «Что кланяетесь вы мне? поклонитесь Богу, и поклонитесь в ноги брату этому».

А брату сказал: «Помолись за них, чтоб им прощен был грех». И помолился брат за братий Богу19).

2. Некоторый старец жил в монастыре вне Александрии. Старец этот был очень вспыльчив и малодушен. Некоторый юный монах, наслышавшись о нем, дал обет пред Богом, говоря: «Господи! за все злое, соделанное мною, я пойду и буду жить с этим старцем, претерпевая от него все и служа ему, как раб». Так и поступил он: пошел к старцу и начал жить с ним. Старец поступал с ним, как с псом, ежедневно издеваясь над ним. Бог призрел на терпение брата. После шести лет жизни его со старцем он увидел во сне некоего страшного с великим свитком в руке. Явившийся сказал ему, что половина написанного на свитке изглаждена, и сказал: «Вот, половину твоего долга изгладил Владыка! позаботься и о прочем». По соседству их жил другой старец духовный, и слышал всегда, как малодушествует старец и оскорбляет брата, как брат кланяется ему в ноги, а старец не прощает. Встречая молодого монаха, духовный старец говаривал ему: «Что чадо? как прошло сегодня? прибрели ли мы что? изгладили ли что из свитка?» Брат, зная, что старец духовен, не скрывал от него тайн своих, но отвечал: «Да, отец, сегодня мы немного потрудились». Когда же он проводил день спокойно, не будучи ни обруган, ни оплеван, ни бит, ни изгнан: то приходил к духовному старцу вечером, плача и говоря: «Увы, авва! нынешний день был несчастлив: ничего не приобрели мы, провели день спокойно». По прошествии других шести лет брат скончался.

И поведал духовный старец, что он видел брата предстоящим Богу в лике мучеников, с великим дерзновением молящегося Богу о старце своем, говорящего в молитве: «Господи! как Ты помиловал меня при посредстве его: так помилуй и его по благости Твоей и ради меня, раба Твоего». По истечении сорока дней брат взял к себе и старца в место упокоения. Вот, какое дерзновение имеют к Богу терпящие скорби ради Его. - Брат! испытывай себя ежедневно, рассматривая пред Богом сердце твое и исследывая, что находится в нем?

3. Авва Ефросин

Был в некотором монастыре черноризец, по имени Ефросин, неграмотный, но смиренный и Богобоязливый. Он предал себя со всею покорностию в послушание игумену и братии. Они поручили ему служение в поварне, и в течении многих лет оставили его в этом служении. Ефросин никогда не пороптал, не воспрекословил, - исполнял порученное ему дело со всевозможным тщанием, служа человекам, как Богу, а не как человекам. То собирал он зелень, то носил дрова из лесу на плечах своих, топил ими печь и варил сочиво для братии. Занимаясь постоянно исполнением требований послушания своего, редко приходил он и в церковь, но, постоянно смотря на огонь, приводил в сокрушение свою душу, говоря со слезами так: «Увы, грешная душа! ты не сделала ничего угодного Богу! ты не знаешь закона Божия! ты не научилась читать книги, по которым славословят Бога непрестанно! по этой причине ты недостойна предстоять в церкви с братиею, но осуждена предстоять здесь, пред огнем. По смерти же будешь горько мучиться в будущем неугасимом огне». Таким образом добрый исповедник ежедневно очищал свою душу и тело. - Игумен того монастыря Власий, саном иерей, украшен был всеми добродетелями. Он с юности вступил в служение Богу и угождал Богу постом и молитвою. Этому игумену пришло непреодолимое желание узнать, в какое место вселяются души монахов, подвизавшихся во время земной жизни. Возложив на себя пост и бдение, он начал молить Бога, чтоб Бог открыл ему это. Три года проводил он в келейном бдении каждую ночь. Всеблагий Бог, никогда не презирающий молящихся Ему с верою, исполнил желание и игумена. Однажды ночью стоял он на обычной молитве, и внезапно ощутил себя в состоянии исступления. Ему представилось, что он ходит по какому-то великому полю; на поле был рай Божий. Что такое рай? - этого невозможно передать на человеческом языке. Блаженный Власий, вошедши в рай, увидел древа благовоннейшие, осыпанные различными плодами, и насыщался одним благоуханием, которое издавали из себя эти плоды. В раю он увидел монаха Ефросина, сидящего под одною из яблонь на золотом престоле. Увидев его и достоверно узнав, что это - он, игумен подошел к нему и спросил его: «Сын мой, Ефросин! что ты здесь делаешь?» Ефросин отвечал: «Владыко! я за твои молитвы, в этом месте святого рая поставлен в стража Богом». Игумен сказал на это: «Если я попрошу у тебя что-нибудь, - имеешь ли ты власть дать? Ефросин отвечал: «Чего ни попросишь, - получишь».

Игумен, показав на одну из яблонь, сказал: «Дай мне с этой яблони три яблока».

Ефросин тщательно снял три яблока и отдал их игумену. Игумен принял их в мантию, и по принятии тотчас пришел в себя. Он оказался в келлии своей, три яблока были в его мантии. Зазвонили к утрени. По окончании Богослужения игумен приказал братиям, чтоб никто из них не выходил из церкви; призвав из поварни Ефросина, спросил его: «Сын мой! где был ты этою ночью?» Ефросин, опустив глаза в землю, стоял и молчал. Но старец не престал его допрашивать.

Тогда Ефросин отвечал: «Там, авва, где ты видел меня». Старец: «И где я видел тебя?» Ефросин отвечал: «Там, где ты просил у меня, чтоб я тебе дал, в святом раю». Старец: «Что просил я у тебя?» Ефросин: «То, что я дал тебе: три святые яблока, которые ты и принял». Тогда игумен повергся к ногам его, вынув яблоки из мантии своей, возложил их на святой дискос и сказал братии: «Эти яблоки, которые вы видите, - из святого рая. В течении трех лет я молил Бога в келлии моей, пребывая без сна все ночи, чтоб Бог показал мне, в какое место отходят по смерти души благочестно подвизающихся монахов.

В эту ночь благодатию Божиею я возведен был в святой рай, видел его неизреченные блага и нашел в нем брата нашего Ефросина, который дал мне эти три яблока.

Умоляю вас: не уничижайте и не бесчестите неграмотных. Они, с верою служа братии, оказываются у Бога выше всех». Когда игумен говорил это братии, Ефросин вышел из церкви и тайно ушел из монастыря в дальнюю сторону, избегая славы человеческой. Игумен разделил яблоки на благословение братиям; больные, бывшие в братстве, вкусив райских яблоков, выздоровели1).

4. Ловец диких зверей пустыни пришел для ловли в гору аввы Антония.

Увидев, что Авва утешает братию, он соблазнился этим. Старец, желая успокоить его и показать, что нужно иногда предоставлять братии некоторое послабление, сказал ему: «Вложи стрелу в лук твой и натяни его». Охотник сделал это.

Старец сказал: «Еще натяни». Охотник натянул лук туже. Старец опять говорит ему: «Натяни еще более». Охотник отвечал: «Если сверх меры натянуть лук, то он переломится». На это авва Антоний сказал: «Так бывает и в деле Божием.

Если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия; необходимо по временам давать им послабление». Ловец, услышав это, выразил свое согласие и пошел от старца с большею пользою, а братия, утвердившись в правильном воззрении на свой подвиг, разошлись по келлиям152).

- Здесь не лишним будет заметить, что утешением называется некоторое послабление братии, вне обычного порядка и правила для их жительства, преимущественно в пище.

Когда на трапезу подадут или рыбу, или вино, или плоды - это называется утешением; когда в великий праздник, все это предложится на трапезе, тогда утешение называется велиим, великим. Когда больному или старцу дадут одежду более спокойную, нежели какую носят вообще братия, - это называется утешением.

Никак не должно думать, чтоб послабление состояло в празднословии, шутках и смехе, воспрещенных заповедями Господа и преданием апостольским. «Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный: от словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися» (Мф.12:36-37). «Горе вам, смеющимся ныне! яко возрыдаете и восплачете» (Лк.6:25). «Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но еже есть благо к созданию веры, да даст благодать слышащим» (Еф.4:29). «Ниже да именуется в вас сквернословие, и буесловие, или кощуны (смехословие, шутки), яже неподобная» (Еф.5:4). Плач - жизнь монаха: рождает его мысль сознания своей греховности, мысль покаяния. По этой причине празднословие и смехословие, как истребляющие плач в самом корне его - в святых мыслях покаяния, как уничтожающие сущность и весь плод монашеского жительства, строго преследовались и преследуются во всех благоустроенных монастырях.





Итак, сегодня вы узнали, что такое монашество и монастырь. Может быть кто-то из вас в будущем захочет стать монахом. К этому нужно готовить себя с детства. Но даже если вы не пойдёте в монастырь, желаю вам подражать монахам в их скромности, доброте и любви к Богу и людям. Спасибо за урок! Домашнее задание:

1. Составьте кроссворд, используя новые слова, которые вы узнали на уроке.

2. Составьте синквейн на тему "Монашество".





Методическая литература для учителя.



1. Библия (карманная). Изд. Российское Библейское Общество. 2012.

2. Отечник. Св.Игнатий Брянчанинов. Изд.Сибирская Благозвонница. 2010.

Глоссарий терминов к уроку:

Монастырь - сообщество монаов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу)

Монах - христиаин, посвятивший всю свою жизнь Богу через обеты послушания, безбрачия и нестяжания.

Послушник - человек, поступивший в монастырь и желающий стать монахом.

Паломник - человек, совершающий путешествие по святым местам.

Послушание - любое дело, любая работа, которое совершает в монастыре человек по распоряжению настоятеля.

Обеты - обещания, которы человек даёт Богу при вступлении в монашество (при пострижении).

Ряса - длинная, просторная одежда тёмного цвета с широкими рукавами.

Чётки - нить с нанизанными на неё бусинами или узелками для счёта прочитанных молитв.

Клобук - головной убор монаха в виде колпака или цилиндра с прикреплённой тканью, которая спускается от головы до пояса.

Куколь - это верхнее облачение монаха в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого.

Мантия - длинная до пят монашеская одежда в виде плаща без рукавов

Общежитие - общинная, совместная жизнь монахов в одном монастыре с определённым уставом.

Отшельничество - вид монашеского подвига, связанный с максимальным отречением от внешних связей и жизнью вдали от людей.

Лавра - крупный и широкоизвестный монастырь, имеющий важное значение

© 2010-2022