Конспект урока по окружающему миру Зона пустынь 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет, класс, автор учебника

Окружающий мир. 4 класс. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.

М. Академкнига/Учебник. 2013

Тема урока

Зона пустынь.

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Задачи урока

1.Ознакомить с климатическими условиями зоны пустыни.

Формировать представления учащихся об особенностях животного и растительного мира пустыни.

2. Учить приемам сравнения и анализа.

3.Развивать умения работать с географической картой, дополнительной литературой.

4. Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны

  • Уметь объяснять особенности природных зон

Метапредметные :

  1. Познавательные УУД:

  • Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления

  1. Регулятивные УУД:

  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  1. Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других

  • Оформлять свои мысли в устной форме

  • Уметь работать в парах, в группе

Личностные:

  • Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

Методы обучения

Частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, работа в парах

Средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор, слайды по теме «Пустыни», карточки для выполнения тестов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Мотивация к учебной деятельности

и целеполагание и мотивация

-Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

-Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. А что это за зона мы узнаем когда разгадаем кроссворд. (слайд 2)

Сегодня у нас «Путешествие в зону пустынь». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

-Наша задача - узнать об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне

- А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Определяют тему урока.

Определить цель урока.

Личностные УУД:

положительное отношение к уроку;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с учителем

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

2.Актуализация знаний

-Перед тем как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

-Конечно же, это стихи о степи.(слайд3)

-Проверим ваши знания о зоне степей - выполнив тест.

Работа в парах:

Тест «Зона степей» (ученики получают бланки для ответов)

1. Зона степей расположена на …нашей страны:

а) севере; б) востоке; в) юге

2. На карте природных зон зона степей закрашена…цветом:

а) розовым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей- это…

а)сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие лесов, лишайников, кустарников.

4. Для растений степи характерны:…

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

5. Основным занятием населения степей является:

а) земледелие;

б) рыболовство;

в) оленеводство.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;

б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

(После выполнения теста проводится проверка на экране: вопрос и правильный ответ) (слайд 4-9)

Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам. Обсуждают алгоритм действий для решения поставленной задачи, используют его в практической деятельности

Записывают ответы на вопросы. Объясняют, доказывают правильность выбранных вариантов.

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы и отчете о проделанной работе.

  1. Б

  2. Б

  3. А

  4. В

  5. А

  6. В

Познавательные УУД:

умение соотносить определение и термин

Регулятивные:

- формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Личностные: - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

3.Постановка учебной задачи . «Открытие нового знания»

-Покинув бескрайние (слайд 10) степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе нашей страны , на берегах Каспийского моря. (слайд 11) Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. (слайд 12)

-Что вы представляете себе, когда слышите слово «пустыня»

Солнечный , жаркий

Желтый поток

Льется в пустыне

На желтый песок.

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

- В пустыне все непривычно и непонятно. (слайд 13-16) Гряды золотистых песков - барханы, белые болота, засыпанные солью, солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев, саксаульники, и такыры - глинистые лысины, гладкие и крепкие как асфальт. Ручьи и озера там без воды, деревья без тени, на них нет листьев. Ветры не освежают, они горячие как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зеленую траву.

Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.

Чтение текста с. 104 в учебнике.

-Итак, какие особенности климата в пустыне? (много солнца, мало осадков, высокая температура, зимой сильные морозы)

-Как же к таким условиям приспособились растения? (слайд -17-18-19)

Сейчас вы это выясните - поработав в парах и ответив на вопрос в учебнике с.105

Рассмотрите рисунки в учебнике. Выскажите предположения?

Рассказ ребенка(У. стр. 105)

Растительность в пустыне очень бедная. Они растут пучками, редкими кустиками. Так как лето в пустыне жаркое и не выпадает осадков, здесь растут те растения, которые могут переносить длительную засуху. У всех растений пустыни очень длинные корни - до 20 метров. Мягкие листья или колючки, чтобы меньше испарялось влаги. К таким растениям относятся: верблюжья колючка, дерево саксаул, песчаная осока, кактусы.

Отвечают на вопросы учителя, развивают фантазию. Работают картинками и информацией данной учителем.

Работа с учебником. Устные сообщения. Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы.

Вступают в диалог, работают с учебником.

Вступают в диалог с одноклассниками, работают в парах.

Высказывают свои предположения

Объясняют, доказывают правильность своих утверждений.

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль.



Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать,

умение сравнивать,

делать выводы , умение работать с информацией и обмениваться ею.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания,

сотрудничество с учителем и со сверстниками,

аргументация своего мнения;

умение слушать оппонента.

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело,

следование в деятельности нормам эстетики.

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность

Регулятивные УУД:

исследуют условия учебной задачи;

анализируют собственную работу и работу соседа;

умение контролировать свою деятельность.

4.Физминутка 5.Работа по теме урока

Рассмотрите иллюстрации животных в учебнике.

-Какие животные обитают в пустыне?

-Какие особенности они имеют?

Животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи.

(слайд 20-тушканчик) Сообщение ученика.

- А я вам хочу рассказать про ящериц. (слайд 21)

Ящерицы устраивают короткие перебежки с остановкой в тени какого - нибудь предмета ( камня, кустика), приподнимают по очереди лапки над раскаленным песком или взбираются на вершины барханов, на ветки саксаула или кустарников, где их обдувает ветер.(Видео про ящерицу)

Те животные которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

Сообщение ученика о верблюде. (слайд 22)

Сообщение ученика о джейране. (слайд 23)

Сообщение ученика о кулане. (слайд 24)

- Птицы.

Сообщение ученика о птицах. (слайд 25)

Насекомые и грызуны удовлетворяют потребность в питье за счет поедания корма: мелкие животные поедают семена и корни растений, а более крупные животные -этих мелких. Ни одна капля воды не пропадает в пустыне.

-Итак, животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. Те животные, которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

Отвечают на вопросы учителя, развивают фантазию. Работают картинками и информацией данной учителем.

Работа с учебником. Устные сообщения. Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею,

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать,

умение сравнивать,

делать выводы , умение работать с информацией и обмениваться ею.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками,

осознанно строят речевые высказывания,

сотрудничество с учителем и со сверстниками,

аргументация своего мнения,

умение слушать оппонента.

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело,

следование в деятельности нормам эстетики.

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность,

исследуют условия учебной задачи,

анализируют собственную работу и работу соседа,

умение контролировать свою деятельность.

6.Закрепление изученного материала.

Игра «Узнай меня»

Сколько важности в походке!

По пустыне - сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом - мешком?

(Верблюд)

Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.

(Тушканчик)

Я - пища «корабля пустынь».

(Верблюжья колючка)

Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.

(Ящерица)

Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы.

(Саксаул)

- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер?

Учащиеся: солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует. (слайд 26)

Учащиеся обобщают знания, полученные на уроке последствием ответов на загадки. Регулятивные: освоение доступных способов изучения (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации;

Коммуникативные: умение слушать, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме; Познавательные:

умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные:

-формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Подведение итогов урока и рефлексия

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Мы их достигли? -Какую территорию занимают пустыни? ( Небольшую на юго-западе страны) -Какое лето в пустыне? (Жаркое, продолжительное) -Как животные и растения приспособились к жизни в этой зоне? Выставление оценок. 6.Домашнее задание. (Слайд27)

Соотносят цель и результаты. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности Записывают задание на дом, задают вопросы.

Регулятивные УУД:

оценка своей деятельности на уроке

Личностные УУД:

самооценка

Резервный материал

Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи (цепи питания)

Ива - белая куропатка - кречет (тундра)

Дуб - сойка - сова (лесная зона)

Растения - тушканчик - сова (пустыня)

Рыба - тюлень - белый медведь (Арктика)

Растения - суслик - орел (степь)



© 2010-2022