- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру Зона пустынь 4 класс
Конспект урока по окружающему миру Зона пустынь 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Устинкина А.М. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Предмет, класс, автор учебника
Окружающий мир. 4 класс. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.
М. Академкнига/Учебник. 2013
Тема урока
Зона пустынь.
Тип урока
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Задачи урока
1.Ознакомить с климатическими условиями зоны пустыни.
Формировать представления учащихся об особенностях животного и растительного мира пустыни.
2. Учить приемам сравнения и анализа.
3.Развивать умения работать с географической картой, дополнительной литературой.
4. Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Планируемые результаты
Предметные:
-
Узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны
-
Уметь объяснять особенности природных зон
Метапредметные :
-
Познавательные УУД:
-
Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления
-
Регулятивные УУД:
-
Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
-
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
-
Коммуникативные УУД:
-
Слушать и понимать речь других
-
Оформлять свои мысли в устной форме
-
Уметь работать в парах, в группе
Личностные:
-
Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности
Методы обучения
Частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности
Фронтальная, групповая, работа в парах
Средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор, слайды по теме «Пустыни», карточки для выполнения тестов.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия
1.Мотивация к учебной деятельности
и целеполагание и мотивация
-Снова пришел долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
-Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. А что это за зона мы узнаем когда разгадаем кроссворд. (слайд 2)
Сегодня у нас «Путешествие в зону пустынь». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.
- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?
-Наша задача - узнать об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне
- А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны?
Приветствуют учителя.
Настраиваются на работу.
Определяют тему урока.
Определить цель урока.
Личностные УУД:
положительное отношение к уроку;
следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Коммуникативные УУД:
учебное сотрудничество с учителем
Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
2.Актуализация знаний
-Перед тем как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
-Конечно же, это стихи о степи.(слайд3)
-Проверим ваши знания о зоне степей - выполнив тест.
Работа в парах:
Тест «Зона степей» (ученики получают бланки для ответов)
1. Зона степей расположена на …нашей страны:
а) севере; б) востоке; в) юге
2. На карте природных зон зона степей закрашена…цветом:
а) розовым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым.
3. Характерный признак зоны степей- это…
а)сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие лесов, лишайников, кустарников.
4. Для растений степи характерны:…
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
5. Основным занятием населения степей является:
а) земледелие;
б) рыболовство;
в) оленеводство.
6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
(После выполнения теста проводится проверка на экране: вопрос и правильный ответ) (слайд 4-9)
Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам. Обсуждают алгоритм действий для решения поставленной задачи, используют его в практической деятельности
Записывают ответы на вопросы. Объясняют, доказывают правильность выбранных вариантов.
Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы и отчете о проделанной работе.
-
Б
-
Б
-
А
-
В
-
А
-
В
Познавательные УУД:
умение соотносить определение и термин
Регулятивные:
- формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Личностные: - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
3.Постановка учебной задачи . «Открытие нового знания»
-Покинув бескрайние (слайд 10) степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе нашей страны , на берегах Каспийского моря. (слайд 11) Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. (слайд 12)
-Что вы представляете себе, когда слышите слово «пустыня»
Солнечный , жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
- В пустыне все непривычно и непонятно. (слайд 13-16) Гряды золотистых песков - барханы, белые болота, засыпанные солью, солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев, саксаульники, и такыры - глинистые лысины, гладкие и крепкие как асфальт. Ручьи и озера там без воды, деревья без тени, на них нет листьев. Ветры не освежают, они горячие как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зеленую траву.
Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
Чтение текста с. 104 в учебнике.
-Итак, какие особенности климата в пустыне? (много солнца, мало осадков, высокая температура, зимой сильные морозы)
-Как же к таким условиям приспособились растения? (слайд -17-18-19)
Сейчас вы это выясните - поработав в парах и ответив на вопрос в учебнике с.105
Рассмотрите рисунки в учебнике. Выскажите предположения?
Рассказ ребенка(У. стр. 105)
Растительность в пустыне очень бедная. Они растут пучками, редкими кустиками. Так как лето в пустыне жаркое и не выпадает осадков, здесь растут те растения, которые могут переносить длительную засуху. У всех растений пустыни очень длинные корни - до 20 метров. Мягкие листья или колючки, чтобы меньше испарялось влаги. К таким растениям относятся: верблюжья колючка, дерево саксаул, песчаная осока, кактусы.
Отвечают на вопросы учителя, развивают фантазию. Работают картинками и информацией данной учителем.
Работа с учебником. Устные сообщения. Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы.
Вступают в диалог, работают с учебником.
Вступают в диалог с одноклассниками, работают в парах.
Высказывают свои предположения
Объясняют, доказывают правильность своих утверждений.
Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль.
Познавательные УУД:
умение работать с информацией и обмениваться ею;
умение сравнивать, сопоставлять, обобщать,
умение сравнивать,
делать выводы , умение работать с информацией и обмениваться ею.
Коммуникативные УУД:
сотрудничество со сверстниками;
осознанно строят речевые высказывания,
сотрудничество с учителем и со сверстниками,
аргументация своего мнения;
умение слушать оппонента.
Личностные УУД:
осознание ответственности за общее дело,
следование в деятельности нормам эстетики.
Регулятивные УУД:
умение контролировать свою деятельность
Регулятивные УУД:
исследуют условия учебной задачи;
анализируют собственную работу и работу соседа;
умение контролировать свою деятельность.
4.Физминутка 5.Работа по теме урока
Рассмотрите иллюстрации животных в учебнике.
-Какие животные обитают в пустыне?
-Какие особенности они имеют?
Животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи.
(слайд 20-тушканчик) Сообщение ученика.
- А я вам хочу рассказать про ящериц. (слайд 21)
Ящерицы устраивают короткие перебежки с остановкой в тени какого - нибудь предмета ( камня, кустика), приподнимают по очереди лапки над раскаленным песком или взбираются на вершины барханов, на ветки саксаула или кустарников, где их обдувает ветер.(Видео про ящерицу)
Те животные которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.
Сообщение ученика о верблюде. (слайд 22)
Сообщение ученика о джейране. (слайд 23)
Сообщение ученика о кулане. (слайд 24)
- Птицы.
Сообщение ученика о птицах. (слайд 25)
Насекомые и грызуны удовлетворяют потребность в питье за счет поедания корма: мелкие животные поедают семена и корни растений, а более крупные животные -этих мелких. Ни одна капля воды не пропадает в пустыне.
-Итак, животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. Те животные, которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.
Отвечают на вопросы учителя, развивают фантазию. Работают картинками и информацией данной учителем.
Работа с учебником. Устные сообщения. Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы.
Познавательные УУД:
умение работать с информацией и обмениваться ею,
умение сравнивать, сопоставлять, обобщать,
умение сравнивать,
делать выводы , умение работать с информацией и обмениваться ею.
Коммуникативные УУД:
сотрудничество со сверстниками,
осознанно строят речевые высказывания,
сотрудничество с учителем и со сверстниками,
аргументация своего мнения,
умение слушать оппонента.
Личностные УУД:
осознание ответственности за общее дело,
следование в деятельности нормам эстетики.
Регулятивные УУД:
умение контролировать свою деятельность,
исследуют условия учебной задачи,
анализируют собственную работу и работу соседа,
умение контролировать свою деятельность.
6.Закрепление изученного материала.
Игра «Узнай меня»
Сколько важности в походке!
По пустыне - сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом - мешком?
(Верблюд)
Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.
(Тушканчик)
Я - пища «корабля пустынь».
(Верблюжья колючка)
Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.
(Ящерица)
Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы.
(Саксаул)
- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер?
Учащиеся: солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует. (слайд 26)
Учащиеся обобщают знания, полученные на уроке последствием ответов на загадки. Регулятивные: освоение доступных способов изучения (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации;
Коммуникативные: умение слушать, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме; Познавательные:
умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные:
-формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Подведение итогов урока и рефлексия
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Мы их достигли? -Какую территорию занимают пустыни? ( Небольшую на юго-западе страны) -Какое лето в пустыне? (Жаркое, продолжительное) -Как животные и растения приспособились к жизни в этой зоне? Выставление оценок. 6.Домашнее задание. (Слайд27)
Соотносят цель и результаты. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности Записывают задание на дом, задают вопросы.
Регулятивные УУД:
оценка своей деятельности на уроке
Личностные УУД:
самооценка
Резервный материал
Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи (цепи питания)
Ива - белая куропатка - кречет (тундра)
Дуб - сойка - сова (лесная зона)
Растения - тушканчик - сова (пустыня)
Рыба - тюлень - белый медведь (Арктика)
Растения - суслик - орел (степь)