Конспект урока ро русскому языку на тему Приставки (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Что такое приставка?»


Цель:

Сформировать новые знания и умения по теме: «Приставка как часть слова». Задачи:

1.Предметные:

- формировать умения образовывать новые слова при помощи приставок (организовывать наблюдение за образованием новых слов при помощи приставки);

- способствовать орфографической зоркости;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

- формирование умения оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся уважение к мнению других.


Формы работы учащихся: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык 3 класс», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочие тетради на печатной основе, карточки для работы в парах.

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

-Сегодня на урок к нам приехали гости. Повернитесь и поприветствуйте их.

Читает подготовленный ученик:

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.


- Будем надеяться, что настроение у наших гостей замечательное, и они с удовольствием посмотрят, как умеют работать ученики 3 класса. - Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу. - Я верю в вас, и знаю - у вас всё получится!


Актуализация. Проверка домашнего задания - Вы выполняли упражнение 152 на странице 83. - У кого возникли трудности при выполнении домашнего задания? - По какому признаку вы распределили слова в две группы? (однокоренные слова и формы слова) - Прочитайте первую группу слов. - Рябина, к рябине, у рябины. Это формы одного и того же слова. Изменилось только окончание. - Что такое окончание? (окончание - это изменяемая часть слова, которая образует форму слова). - Прочитайте вторую группу слов. -Рябина, рябинушка, рябинка, рябиновый, рябинник. Это однокоренные слова, потому что у них одинаковый корень - рябин, в нём заключено общее значение всех однокоренных слов. - Что такое корень? (корень слова - это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы! - Сядьте ровно, тетради положите уголком. Запишите число, классная работа.

Самоопределение - Мы продолжаем путешествие в страну Морфемику. Посмотрите на наш поезд. Как он называется? (Состав слова). - Какие морфемы в нём уже едут? (Корень и окончание). - К нашему поезду хочет присоединиться еще один вагончик с морфемой. Нам надо определить место этой морфемы в составе поезда. Но для этого мы должны все о ней узнать. Нам необходимо выполнить задание, которое нам привела морфема - незнакомка. Оно лежит у вас на партах. Будем работать в парах. Работа в парах. Выделить все части слова. Полет, перелет, вылет, отлет - С соседом по парте определите корень и окончание в словах. - Запишите эти слова в тетрадь. - Подайте сигнал об окончании работы. Проверка. На доске карточки. У доски один ученик выделяет названные морфемы. - Назовите корень слова (лёт) - Окончание (нулевое) - Почему осталась невыделенная часть в словах? (не знаем, что это) - А хотите узнать что это? (да) - Сформулируйте цель урока (Знакомство с новой частью слова) - Поставьте задачи на урок. (После ответов детей на доске появляется карточка «Задачи Урока») Задачи урока: Узнать: Как называется новая часть слова? Где находится? Для чего нужна? Как выделяется? Как пишется? Научиться составлять слова. На доске появляется карточка «Затруднение» - Итак, уточним ещё раз, в чем возникло затруднение при выполнении задания? (не знали, как что это за часть слова, как она обозначается)
Открытие нового знания На доске появляется карточка «Сами сделаем открытие» (Слайд3) -Что делает собачка? (Хором: переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит. - Выделим корень в словах. (ход) - Что вы можете сказать об этих словах? (Это глаголы, так как обозначают действие предмета. Они однокоренные, так как у них общая часть - корень.) - Как вы думаете, от какого слова образовались все эти слова? (От слова - ходит). - Обратите внимание на выделенную часть однокоренных слов и подумайте, какую роль сыграла выделенная часть слова в данных словах? (Образовались новые слова.) - Где находится эта часть слова? (Перед корнем). - Можно сказать, что эту часть слова приставили к корню? (Да) - Может быть, кто-то из вас догадался, как называется часть слова, которая внесла новый оттенок значения и образовала новые слова? (Приставка). - Уточним тему нашего урока. (Неизвестная часть слова называется приставкой. На доске - карточка «Приставка»). - Посмотрите на задачи урока. На какие вопросы мы уже можем дать ответ? Как называется новая часть слова? Приставка Где находится? Перед корнем Для чего она нужна? Для образования новых слов. -На какой вопрос мы еще не ответили? (Как выделяется?) - Для обозначения приставки существует специальный знак (Карточка). Посмотрите, как его использовать при разборе слова. (слайд)

Закрепление во внешней речи - Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов? (К учебнику). - Откройте учебник на стр.84. Мудрая сова сообщает вам новые сведения о языке. -Что вы можете сказать, прочитав правило? Правы ли вы были? (Мы были правы). - Прочитаем ещё раз, чтобы полученные знания ещё лучше отложились в вашей памяти. Физминутка с музыкой.

С при- приставкою присесть

С по- приставкою- подняться и немного покачаться

С под - подпрыгнуть, подмигнуть

С вы -вытягиваем руки

С о -опустим их опять

Вот и всё. Настало время

С за -зарядку завершать.

Продолжение работы над темой Самостоятельная работа с проверкой Игра «Конструктор» На доске карточки: под- , считать, любить, решать, шить, обнять, возить, жить, стелить, писать. - Вам необходимо образовать новые слова с помощью данной приставки под-. - Запишите слова в тетрадь. Выделите приставку. - Трудность в том, что не каждый глагол может образовать новое слово с приставкой под-. Например, я могу образовать слово подсчитать (записываю на доске, выделяю приставку). Продолжите работу. Один ученик составляет слова на доске. Проверка по образцу.
Работа в группах - Посмотрим наши задачи. На какой следующий вопрос мы должны ответить. (Как пишутся?) (Слайд 4 «Таблица приставок»). - Приставок существует великое множество. Правописание приставок мы должны запомнить. И начнем запоминать прямо сейчас. - Поработаем в группах. - Вспомним правила работы в группах. (Слайд) - Объединитесь в группы. Выберите ответственного. Он получит задание. Приставочное дерево - Вам нужно выполнить следующее задание: 1. Составить слова с приставкой 2. Выделить приставку. 3. Ответственный выходит к доске и презентует работу своей группы. За свой ответ ученик получает оценку. - Какой вывод мы можем сделать? (Слова разные, а приставки пишутся одинаково. Со временем вы их выучите).
Применение нового знания - Что бы наши знания о приставках прочно усвоились, выполним упражнение. Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 42, упр. 1. - Мы поиграем в игру «Кто больше». В течение одной минуты вы должны составить как можно больше слов и с приставками и записать их в тетрадь, приставки выделить. Песочные часы будут отсчитывать время. Вы готовы? Начали! Проверка: один ученик читает составленные слова, остальные отмечают такие же у себя в тетради.
Итог - Справились ли мы с задачами урока? - Что мы узнали сегодня? (ответы детей по задачам урока) - Теперь мы можем закончить задание, которое приготовила нам Приставка? (Выделяем приставку в словах полет, перелет, вылет, отлет). -Давайте эту морфему поместим в состав поезда и определим ей место в составе слова. - Как вы думаете, зачем нужно знать это правило? ( Чтобы правильно писать слова, образовывать новые слова и т.д.). - Выводом нашего урока послужит следующее стихотворение: (Слайд) Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она, А при помощи приставки Образуются слова. - Вы ещё не всё узнали о приставке. Завтра на уроке мы с вами узнаем, как найти приставку в слове и какие значения имеют разные приставки в словах.

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Закрасьте окошки у паровозика зеленым, желтым или красным цветом. Покажите. Продолжите фразу: (Карточка на доске) - Мне было легко… - Я испытывал(а) затруднения …… - Я хочу похвалить …. - Хочу вас похвалить и сказать, что вы сегодня работали на хорошо и отлично. А всё, что вы узнали, надо закрепить, выполнив домашнее задание. Домашнее задание (слайд) 1. Стр.84, выучить наизусть правило, стр. 85, упр.155. 2. Стр.84, выучить наизусть правило, стр. 85, упр.155, составить 2 предложения с новыми словами. - Прочитайте задание, у кого есть вопросы? Что будете делать? (Образовывать новые слова при помощи приставки). - Спасибо всем за хорошую работу. Урок окончен.






© 2010-2022