Урок познания мира для 2 класса «Растениям нужны воздух, свет и тепло»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок познания мира для 2 класса « Растениям нужны воздух, свет и тепло»



Цель: - познакомить с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для жизни растений;

Задачи:

- обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания о растениях;

- формировать интерес и создать условия для исследовательской деятельности учащихся

- развивать устную и объяснительную речи учащихся, их самостоятельность, формировать умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;

- воспитывать сотрудничество, ответственность, эстетические и нравственные чувства учащихся, прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, интерактивная доска. Раздаточный материал: картинки с растениями для работы в парах, карточки «Что общего у растений?», объекты исследовательской деятельности: жёлуди, проросшие и непроросшие семена. Цветные кружочки, отражающие деятельность учащихся на уроке.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: урок-исследование с применением проектной методики.

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемно- исследовательский, перцептивный (сочетание словесного, практического, наглядного, аудиовизуального методов); логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии).

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Повторение пройденного.

  4. Новая тема.

    • Развитие растения из семени.

    • Физ. минутка.

    • Условия необходимые для жизни растений.

    • Первичное закрепление.

    • Подведение итогов.

  5. Рефлексия

  6. Самооценка

  7. Домашнее задание

Ход урока:

I. Организационный момент. (слайд № 1 )

- Армысың алтын күн!

Армысың көк аспан!

Армысың жер ана!

Армысыңдар достарым!

Армысыңдар қонақтар!

- Қазір қай сабақ? ( дүниетану)

- Қазір қай жыл мезгілі? (қыс)

- Қыс айлары қаңдай? ( желтоқсан, қаңтар, ақпан)

- Қазір қаңдай ай? (желтоқсан)

- Бүгін аптаның қандай күні? (сейсенбі)

- Бүгін нещесі? (Желтоқсанның он бірі )

- Бүгін қаңдай ауа райы? ( Бүгін күн суық. Ауа температурасы 5 градус. Жел жоқ. Аспан бұлтты.) (слайд № 2 )

II. Сообщение темы и цели урока.

- Начнём урок с удивительной загадки природы. (музыка, слайд № 3 )

Загадка: - В этот гладенький клубок бронзового цвета

Спрятан маленький дубок будущего лета. (жёлудь)

- Откроем волшебный сундучок.

- Что там? (жёлудь)

- Как же в маленьком жёлуде может спрятаться целое дерево?

- Ответ на этот вопрос мы найдём сегодня на уроке. А также выясним, как развиваются растения и что нужно для их жизни.

Тема нашего урока: « Растениям нужны воздух, свет и тепло». (слайд № 4 )

III. Работа над пройденным материалом

1.Работа в группах.

- Сендер қандай өсімдіктерді білесіңдер? (А какие растения вы знаете?) (Ответы учащихся)

- У вас на партах картинки. Өсімдіктерді үш топқа бөліңдер. (Разложите растения на 3 группы). (У детей на партах картинки с деревьями, кустарниками, травами.)

- Работаем в парах.

- Бірінші топ - ағаштар. Ағаштарды атаңдар. (Назовите деревья) ( емен - дуб, қайың - берёза, қарағай - сосна) (слайд № 5 )

- Екінші топ - бұталар. Бұталарды атаңдар. (Назовите кустарники) (сирень, итмұрын - шиповник, таңқурай - малина) (слайд № 6 )

-Үшінші топ - шөптер. Шөптерді атаңдар. (Назовите травы) (түймедақ- ромашка, жусан- полынь, қызғалдақ - тюльпан) (слайд № 7 )

- Давайте вспомним, а что общего у всех растений? (У детей на партах иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия)

- Соедините линиями части растения с их названием. (Учащиеся работают с карточками, один у доски)

Вывод: Что же общего у всех растений? (тамыр, сабақ, жапырақ, гүл, жеміс тұқымдарымен) (слайд № 8 )

IV. Работа над новым материалом

1. Развитие растения из семени.

- Как вы думаете, растения живые? (Ответы учащихся)

- Это мы выясним, проследив за развитием растений.

- Посмотрите на жёлудь. (Дети рассматривают желудь)

- Какой частью растения он является? (Плод с семенем)

- А что с ним произойдёт, когда он упадёт на землю?

- Рассмотрите рисунок и расскажите, как с жёлудя начинается жизнь дуба?

(На экране постепенное развитие растения из семени) Рассматривают рисунок на экране и дают ответы: (слайд № 9 )

  1. Семя дало росток

  2. Появился маленький дубок

  3. Вырос большой могучий дуб с потомством (с плодами)

- Проследив за развитием растения, можно сказать, что оно живое? (Ответы учащихся)

- Почему? (Растения проходят все этапы жизни, как любой живой организм. Они рождаются, питаются, растут и умирают. Это доказывает, что растение живой организм.)

2. Физ. минутка. (слайд № 10 )

На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны,
В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках лицом в круг.
Медленно встают.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе

Соединяют ладошки над головой
Раскрывают ладошки-бутоны.

3. Условия необходимые для жизни растений.

- Мы выяснили, что растения живые. Они растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают. - Для того, чтобы растение росло, нужны определённые условия. - А какие необходимые условия нужны растениям, которые вы уже знаете?

(Чтобы растение хорошо росло, ему нужны питательные вещества, которые находятся в почве. Растения получают их через корни вместе с водой. Өсімдікке топырақ пен су керек.) (слайд № 11 ) - Чтобы выяснить, какое ещё условие, надо отгадать загадку: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но всё же Без него прожить не можем. (ауа - воздух)

Группа №1:: В два стакана поместили немного семян. Первый стакан до краев наполнили водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли листком бумаги и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане же, наполненном водой, семена набухли, но не проросли, а погибли. В этом стакане вода стала дурно пахнущей и мутной. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый семенам для дыхания. (слайд № 12 )

Семенам растений необходимо различное количество воздуха (ауа).

- Зачем растению воздух? (Как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает).

- Название следующего условия в новом четверостишии:

Ол жұмса көзін,

Ұйықтаймын өзім.

(жарық - свет)

Группа №2: Взяли два одинаковых растения фиалки в горшках, один - закрыли кульком плотной бумаги и убрали в темный шкаф, другой - оставили на подоконнике. Оба растения мы поливали по мере необходимости. В результате первое растение стало бледным и чахлым, а второе - хорошо себя чувствовало. Когда мы достали из шкафа первое растение и поставили его на подоконник рядом со вторым, оно быстро пришло в себя. Вывод: растениям нужен свет (жарық) . (слайд № 13 )

Зачем растению свет? Листья - это «живые заводы» по производству еды. В листьях растений содержится хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу.

- Название следующего условия в новом четверостишии:

Өзі көзі,

Көзі өзі.

(күн - солнце)

Группа №3: В два стакана поместили немного семян. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Стаканы накрыли стеклами. Один стакан поместили в теплое место, другой на холод, в холодильник. Когда семена, помещенные в теплое место проросли, сравнили их с семенами, помещенными в холодильник. Мы увидели, что семена в холоде не проросли.

Опыт показывает, что для прорастания семян нужно тепло (жылу) . В тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть. (слайд № 14 )

- Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений?

- Өсімдікке, су, ауа, жылу, жарық, топырак керек. (составление кластера)

- Эти условия необходимы растению в течение всей его жизни для того, чтобы оно росло и развивалось. (слайд № 15 )

- Запишите их в тетрадь. Дәптерлерінді ашыңдар. 27 бет 4. Первичное закрепление. - Давайте вспомним комнатные растения, изображённые на рисунке.

- На рисунке изображены герань, бегония и фикус (слайд № 16) - Зачем поливают комнатные растения? - Растениям для роста нужна вода, без неё они погибнут. - Почему комнатные растения ставят близко к окну? - Свет необходим для жизни всем растениям, поэтому комнатные растения мы располагаем на подоконниках. - Что делает девочка и почему? - Девочка вытирает пыль с листьев фикуса. Пыль, если её не смывать, мешает растению дышать. Поэтому листья надо протирать или обрызгивать. - Почему листья на деревьях пожелтели? - Осенью и зимой солнечные лучи уже не дают столько тепла и света растениям, сколько они получали летом. Листья прекращают вырабатывать хлорофилл. Они начинают желтеть. Почва остывает, корни растений меньше впитывают влаги, замедляется питание растений.

4. Подведение итогов.

- Сегодня мы узнали, как развиваются растения и что для этого им нужно.

- Мы провели большую исследовательскую работу на тему

- Вернёмся к загадке природы.

- Так как же в этом маленьком клубочке спрятался дубочек?

Вывод:

- Жёлудь - плод дуба.

- Что в нём спрятано? (Семя)

- С жёлудя начинается жизнь дуба.

- Почему растения относятся к живой природе? (Растут, приносят потомство, когда-нибудь умирают)

- Что необходимо им для жизни? (Ответы детей)

V. Рефлексия

- Какую роль играют растения в жизни человека? (Очищают воздух, дают пищу, украшают жизнь, поднимают настроение и т. д. (слайд № 17 )

- Что мы можем сделать, чтобы сохранить этот удивительный мир? (Ответы: не рвать, не ломать, ухаживать)

(Учитель читает стихотворение) (слайд № 18 )

Растения как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие тёплые костры.

(Чтение стихотворения сопровождается спокойной музыкой)

VI. Самооценка

- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их под музыку) (слайд № 19 )
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)

- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)

VII. Домашнее задание (слайд № 20,21 )

1) Прочитать статью учебника

«Растениям нужны воздух, свет, и тепло» стр.45 - 47

2) Составить кроссворд на тему «Растения», используя загадки.



© 2010-2022