- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок познания мира для 2 класса «Растениям нужны воздух, свет и тепло»
Урок познания мира для 2 класса «Растениям нужны воздух, свет и тепло»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Юровник И.Г. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок познания мира для 2 класса « Растениям нужны воздух, свет и тепло»
Цель: - познакомить с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для жизни растений;
Задачи:
- обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания о растениях;
- формировать интерес и создать условия для исследовательской деятельности учащихся
- развивать устную и объяснительную речи учащихся, их самостоятельность, формировать умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
- воспитывать сотрудничество, ответственность, эстетические и нравственные чувства учащихся, прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, интерактивная доска. Раздаточный материал: картинки с растениями для работы в парах, карточки «Что общего у растений?», объекты исследовательской деятельности: жёлуди, проросшие и непроросшие семена. Цветные кружочки, отражающие деятельность учащихся на уроке.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: урок-исследование с применением проектной методики.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемно- исследовательский, перцептивный (сочетание словесного, практического, наглядного, аудиовизуального методов); логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии).
План урока
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы и цели урока.
-
Повторение пройденного.
-
Новая тема.
-
Развитие растения из семени.
-
Физ. минутка.
-
Условия необходимые для жизни растений.
-
Первичное закрепление.
-
Подведение итогов.
-
-
Рефлексия
-
Самооценка
-
Домашнее задание
Ход урока:
I. Организационный момент. (слайд № 1 )
- Армысың алтын күн!
Армысың көк аспан!
Армысың жер ана!
Армысыңдар достарым!
Армысыңдар қонақтар!
- Қазір қай сабақ? ( дүниетану)
- Қазір қай жыл мезгілі? (қыс)
- Қыс айлары қаңдай? ( желтоқсан, қаңтар, ақпан)
- Қазір қаңдай ай? (желтоқсан)
- Бүгін аптаның қандай күні? (сейсенбі)
- Бүгін нещесі? (Желтоқсанның он бірі )
- Бүгін қаңдай ауа райы? ( Бүгін күн суық. Ауа температурасы 5 градус. Жел жоқ. Аспан бұлтты.) (слайд № 2 )
II. Сообщение темы и цели урока.
- Начнём урок с удивительной загадки природы. (музыка, слайд № 3 )
Загадка: - В этот гладенький клубок бронзового цвета
Спрятан маленький дубок будущего лета. (жёлудь)
- Откроем волшебный сундучок.
- Что там? (жёлудь)
- Как же в маленьком жёлуде может спрятаться целое дерево?
- Ответ на этот вопрос мы найдём сегодня на уроке. А также выясним, как развиваются растения и что нужно для их жизни.
Тема нашего урока: « Растениям нужны воздух, свет и тепло». (слайд № 4 )
III. Работа над пройденным материалом
1.Работа в группах.
- Сендер қандай өсімдіктерді білесіңдер? (А какие растения вы знаете?) (Ответы учащихся)
- У вас на партах картинки. Өсімдіктерді үш топқа бөліңдер. (Разложите растения на 3 группы). (У детей на партах картинки с деревьями, кустарниками, травами.)
- Работаем в парах.
- Бірінші топ - ағаштар. Ағаштарды атаңдар. (Назовите деревья) ( емен - дуб, қайың - берёза, қарағай - сосна) (слайд № 5 )
- Екінші топ - бұталар. Бұталарды атаңдар. (Назовите кустарники) (сирень, итмұрын - шиповник, таңқурай - малина) (слайд № 6 )
-Үшінші топ - шөптер. Шөптерді атаңдар. (Назовите травы) (түймедақ- ромашка, жусан- полынь, қызғалдақ - тюльпан) (слайд № 7 )
- Давайте вспомним, а что общего у всех растений? (У детей на партах иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия)
- Соедините линиями части растения с их названием. (Учащиеся работают с карточками, один у доски)
Вывод: Что же общего у всех растений? (тамыр, сабақ, жапырақ, гүл, жеміс тұқымдарымен) (слайд № 8 )
IV. Работа над новым материалом
1. Развитие растения из семени.
- Как вы думаете, растения живые? (Ответы учащихся)
- Это мы выясним, проследив за развитием растений.
- Посмотрите на жёлудь. (Дети рассматривают желудь)
- Какой частью растения он является? (Плод с семенем)
- А что с ним произойдёт, когда он упадёт на землю?
- Рассмотрите рисунок и расскажите, как с жёлудя начинается жизнь дуба?
(На экране постепенное развитие растения из семени) Рассматривают рисунок на экране и дают ответы: (слайд № 9 )
-
Семя дало росток
-
Появился маленький дубок
-
Вырос большой могучий дуб с потомством (с плодами)
- Проследив за развитием растения, можно сказать, что оно живое? (Ответы учащихся)
- Почему? (Растения проходят все этапы жизни, как любой живой организм. Они рождаются, питаются, растут и умирают. Это доказывает, что растение живой организм.)
2. Физ. минутка. (слайд № 10 )
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны,
В солнышке утонут.
Дети сидят на корточках лицом в круг.
Медленно встают.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе
Соединяют ладошки над головой
Раскрывают ладошки-бутоны.
3. Условия необходимые для жизни растений.
- Мы выяснили, что растения живые. Они растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают. - Для того, чтобы растение росло, нужны определённые условия. - А какие необходимые условия нужны растениям, которые вы уже знаете?
(Чтобы растение хорошо росло, ему нужны питательные вещества, которые находятся в почве. Растения получают их через корни вместе с водой. Өсімдікке топырақ пен су керек.) (слайд № 11 ) - Чтобы выяснить, какое ещё условие, надо отгадать загадку: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но всё же Без него прожить не можем. (ауа - воздух)
Группа №1:: В два стакана поместили немного семян. Первый стакан до краев наполнили водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли листком бумаги и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане же, наполненном водой, семена набухли, но не проросли, а погибли. В этом стакане вода стала дурно пахнущей и мутной. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый семенам для дыхания. (слайд № 12 )
Семенам растений необходимо различное количество воздуха (ауа).
- Зачем растению воздух? (Как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает).
- Название следующего условия в новом четверостишии:
Ол жұмса көзін,
Ұйықтаймын өзім.
(жарық - свет)
Группа №2: Взяли два одинаковых растения фиалки в горшках, один - закрыли кульком плотной бумаги и убрали в темный шкаф, другой - оставили на подоконнике. Оба растения мы поливали по мере необходимости. В результате первое растение стало бледным и чахлым, а второе - хорошо себя чувствовало. Когда мы достали из шкафа первое растение и поставили его на подоконник рядом со вторым, оно быстро пришло в себя. Вывод: растениям нужен свет (жарық) . (слайд № 13 )
Зачем растению свет? Листья - это «живые заводы» по производству еды. В листьях растений содержится хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу.
- Название следующего условия в новом четверостишии:
Өзі көзі,
Көзі өзі.
(күн - солнце)
Группа №3: В два стакана поместили немного семян. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Стаканы накрыли стеклами. Один стакан поместили в теплое место, другой на холод, в холодильник. Когда семена, помещенные в теплое место проросли, сравнили их с семенами, помещенными в холодильник. Мы увидели, что семена в холоде не проросли.
Опыт показывает, что для прорастания семян нужно тепло (жылу) . В тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть. (слайд № 14 )
- Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений?
- Өсімдікке, су, ауа, жылу, жарық, топырак керек. (составление кластера)
- Эти условия необходимы растению в течение всей его жизни для того, чтобы оно росло и развивалось. (слайд № 15 )
- Запишите их в тетрадь. Дәптерлерінді ашыңдар. 27 бет 4. Первичное закрепление. - Давайте вспомним комнатные растения, изображённые на рисунке.
- На рисунке изображены герань, бегония и фикус (слайд № 16) - Зачем поливают комнатные растения? - Растениям для роста нужна вода, без неё они погибнут. - Почему комнатные растения ставят близко к окну? - Свет необходим для жизни всем растениям, поэтому комнатные растения мы располагаем на подоконниках. - Что делает девочка и почему? - Девочка вытирает пыль с листьев фикуса. Пыль, если её не смывать, мешает растению дышать. Поэтому листья надо протирать или обрызгивать. - Почему листья на деревьях пожелтели? - Осенью и зимой солнечные лучи уже не дают столько тепла и света растениям, сколько они получали летом. Листья прекращают вырабатывать хлорофилл. Они начинают желтеть. Почва остывает, корни растений меньше впитывают влаги, замедляется питание растений.
4. Подведение итогов.
- Сегодня мы узнали, как развиваются растения и что для этого им нужно.
- Мы провели большую исследовательскую работу на тему
- Вернёмся к загадке природы.
- Так как же в этом маленьком клубочке спрятался дубочек?
Вывод:
- Жёлудь - плод дуба.
- Что в нём спрятано? (Семя)
- С жёлудя начинается жизнь дуба.
- Почему растения относятся к живой природе? (Растут, приносят потомство, когда-нибудь умирают)
- Что необходимо им для жизни? (Ответы детей)
V. Рефлексия
- Какую роль играют растения в жизни человека? (Очищают воздух, дают пищу, украшают жизнь, поднимают настроение и т. д. (слайд № 17 )
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить этот удивительный мир? (Ответы: не рвать, не ломать, ухаживать)
(Учитель читает стихотворение) (слайд № 18 )
Растения как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие тёплые костры.
(Чтение стихотворения сопровождается спокойной музыкой)
VI. Самооценка
- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их под музыку) (слайд № 19 )
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)
VII. Домашнее задание (слайд № 20,21 )
1) Прочитать статью учебника
«Растениям нужны воздух, свет, и тепло» стр.45 - 47
2) Составить кроссворд на тему «Растения», используя загадки.