Рабочая программа по литературному чтению (4 класс УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка. Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 4 класса на 2015 -2016 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования; примерной программы начального общего образования по литературному чтению; программы общеобразовательных учреждений авторов 1 -4 классы» (2011), руководитель проекта «Школа России» А.А.Плешаков; Разработана на основе УМК «Школа России», входящей в федеральный перечень.

Общая характеристика учебного предмета Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы

Педагогическая цель и задачи

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:
  • Осваивать общекультурные навыки чтения и понимания текста; воспитывать интерес к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает формирова­ние осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чте­ния и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения млад­шего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приоб­ретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
  • Овладевать речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с раз­личными видами текстов, ориентироваться в книге, использо­вать ее для расширения знаний об окружающем мире. В ре­зультате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объ­екты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппа­ратом учебника, находят информацию в словарях, справочни­ках и энциклопедиях.
  • Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художествен­ного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализиро­вать (на доступном уровне) средства выразительности. Развива­ется умение сравнивать искусство слова с другими видами ис­кусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
  • Формировать нравственное сознание и эстетический вкус младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности ма­ленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Ценностные ориентиры содержания курса Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Межпредметные связи.

Содержание курса литературного чтения позволяет осуществлять его связь с:

- русским языком;

- окружающим миром;

- изобразительным искусством;

- музыкой.

Принципы отбора учебного материала:

- учет возрастных особенностей;

- органическое сочетание обучения и воспитания;

- усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;

- художественно-эстетического и литературоведческого;

- практическая направленность преподавания. Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;

Формы обучения: индивидуально - групповая, индивидуальная, групповая.

Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащихся.

Место курса в учебном плане Согласно базисному учебному плану ОУ РФ на изучение предмета в 4 классе - 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).


Особенности организации контроля по литературному чтению В 4 классе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме­ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи­ческое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра­вильности передачи основного содержания текс­та, последовательности и полноте развития сюже­та, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения учитель контроли­рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан­ров и особенностей, знание имен детских пи­сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на­изусть или с листа. Осуществляется на матери­але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве­ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил­люстрациями и оглавлением. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо­дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове­дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа­нию незнакомые тексты. При выборе текста осу­ществляется подсчет количества слов. Для проверки понимания текста учитель задает по­сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа­ми.

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования. Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований. Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования. Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.


Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.



Нормы техники чтения

класс

Обязательный уровень

Возможный уровень

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

4 класс

70

80

90

95

90

100

105

1 10

Требования к развитию речевых умений и навыков при работе с текстом к концу 4 класса
  • Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации с содержанием читаемого текста. Темп чтения - 90-110 слов в минуту
  • Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций
  • Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий; подкрепление правильных ответов на вопросы выборочным чтением
  • Самостоятельное деление текста на законченные смысловые части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом. Ориентировка в учебной книге.
  • Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания. Словесное рисование картин к художественным текстам.
  • Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий. Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений.
  • Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков

Планируемые результаты Личностные результаты: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя самого; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные результаты: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями. знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;
  • названия, содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • воспроизводить содержание текста по вопросам или плану, данному в учебнике;
  • подробно пересказывать небольшие произведения с выраженным сюжетом;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте нужную информацию;
  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 90-110 слов в минуту.
Ученик получит возможность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги; работы с различными источниками информации (словарями, справочниками).



Содержание учебного предмета Продолжается работа с произведениями фольклора, с бы­линами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произве­дений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содер­жание произведений. Раздел №1 Вводный урок по курсу «Литературное чтение» (1 ч.) Раздел №2 «Летописи, былины, жития» (11 ч) О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского». Раздел №3 «Чудесный мир классики» (22 ч) П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пуш­кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики». Раздел №4 Поэтическая тетрадь (15 ч) Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не­ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля­ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад». Раздел №5 Литературные сказки (16 ч) В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Ба­жов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Раздел №6 Делу время - потехе час (9 ч) Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Дра­гунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Раздел №7 «Страна детства» (8 ч) Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паус­товский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка». Раздел №8 Поэтическая тетрадь (5 ч) В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь». Раздел №9 Природа и мы (12 ч) Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Па­устовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Ка­бан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Раздел №10 Поэтическая тетрадь (8 ч) Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Руб­цов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка» Раздел № 11 Родина (8 ч) И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане». Раздел № 12 Страна Фантазия (8 ч) Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы». Раздел № 13 Зарубежная литература (16 ч) Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андер­сен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

Учебно-методическое обеспечение

1. Учебник: «Литературное чтение» 4 класс, Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. В двух частях. М.: Просвещение, 2014, 2. Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению С.В.Кутявина М. «ВАКО». 2013 4. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК , М. «ВАКО» 2014г. 5. Рабочая тетрадь по литературному чтению М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская, М.Посвещение 2013г.







































Тематическое планирование 4 класс ( 136часов)


№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Из них

Характеристика деятельности учащегося



136

л/р

к/р

эк

Вводный урок по курсу литературное чтение./1ч/

1

Введение. Знакомство с учебником.

1

Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1-3 классах.

Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарем в конце учебника.

Летописи, былины, жития. /11ч/

2

Вводный урок к разделу «Летописи. Былины. Жития.» знакомство с летописями

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от лица ее героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать свое отношение. Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

3

Летопись - источник фактов. Сравнение летописи со стихотворением А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

4

Былина. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины.

1

5

Былина. «Ильины три поездочки». Характеристика героя как защитника Русского государства.

1

6

Герой былины - защитник Русского государства. Выставка книг

1

7

Картина В. Васнецова «Богатыри» (сочинение)

1

8

Образ Сергия Радонежского в произведениях искусства. «Житие Сергия Радонежского».

1

9

Житие Сергия Радонежского.

1

10

Куликовская битва в произведениях искусства. Подготовка сообщения о Куликовской битве.

1

11

Создание календаря исторических событий

1

12

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Чудесный мир классики. /22ч/

13

Вводный урок по разделу «Чудесный мир классики». Выставка книг.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объему произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объему произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

14

П.П. Ершов «Конек-горбунок».

1

15

П.П.Ершов «Конек-Горбунок».Основные события литературной сказки. Сравнение народной и литературной сказок.

1

16

Характеристика героев сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок».

1

17

Сравнение словестного и изобразительного искусства

1

18

Обобщающий урок по сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок».

1

19

А.С.Пушкин - великий русский поэт. А.Л.Соломенский об А.С.Пушкине. Создание презентации на основе текста.

1

20

А.С.Пушкин. «Няне»

1

21

А.С.Пушкин. «Туча»

1

22

А.С.Пушкин. «Унылая пора!..».

1

23

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне…». Структура сказочного текста, герои сказки.

1

24

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне…».

1

25

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне…». Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».

1

26

Вводный урок по творчеству М.Ю. Лермонтова. Картины природы в стихотворении «Дары Терека».

1

27

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение русской и

турецкой сказок.

1

28

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

Турецкая сказка. Характеристика героев.

1

29

Л. Н. Толстой «Детство». События повести.

1

30

Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»

1

31

Рассказ А.П. Чехова «Мальчики»

1

32

Характеристика героев рассказа А.П. Чехова «Мальчики»

1

33

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

1

34

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Поэтическая тетрадь. /12ч/

35

Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь.

1

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Самостоятельно оценивать свое чтение.

36

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Еще земли печален вид …». Отбор средств выразительности для создания художественного образа

1

37

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко…» Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в стихотворении

1

38

Анализ стихотворения А.Фета « Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении

1

39

Анализ стихотворения А.Фета «Бабочка» . ритм и интонация стихотворения

1

40

Анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!»,

«Где сладкий шепот моих лесов?»

1

41

Анализ стихотворения А.Н. Плещеева «Дети и птичка»

1

42

Анализ стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями облака». Изменение картин природы в стихотворении

1

43

Анализ стихотворений Н.А. Некрасова «Школьник»,«В зимние сумерки»

1

44

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Листопад». Картина осени в стихах

1

45

Проверим себя и оценим свои достижения

1

46

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Литературные сказки. /16ч/

47

Вводный урок по разделу «Литературные сказки»

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Планировать работу на уроке. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

48

В.Ф Одоевский . Произведения для детей .

1

49

Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Особенности научно-познавательной сказки

1

50

Композиция сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

51

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».специфические особенности жанра. Текст-описание в содержании сказки

1

52

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Главная мысль сказки. Характеристика героев.

1

53

Написание отзыва о сказке «Сказка о жабе и розе» В.М.Гаршина.

1

54

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1

55

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте

1

56

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения и авторское отношение к ним

1

57

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

58

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народной сказки в литературной

1

59

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Сравнительная характеристика героев разных сказок

1

60

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составлениеплана. Выборочный пересказ.

1

61

Обобщение по разделу: «Литературные сказки»

1

62

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Делу время - потехе час. /9ч/

63

Вводный урок по разделу «Делу время - потехе час».. создание текста по серии сюжетных картинок

1

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссера. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своем авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.

64

Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл сказки

1

65

Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени». Характеристика героев сказки. Инсценирование диалогов

1

66

В. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористических произведений

1

67

Смешанное в произведениях В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

1

68

Юмористические рассказы В.Ю. Драгунского.

1

69

В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

1

70

Проверим себя и оценим свои достижения

71

Обобщение по разделу «Делу время - потехе час.»

1

Страна детства. /8ч/

72

Вводный урок по разделу «Страна детства.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

73

Б.С. Житков. Рассказ «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герои произведения

1

74

К.Г.Паустовский. рассказ «Корзина с еловыми шишками».

1

75

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Сюжет и герои рассказа

1

76

Рассказ М.М.Зощенко. «Елка». Характеристика героев произведения

1

77

Проверим себя и оценим свои достижения

1

78

Исследовательская работа по теме «Страна дества»

1

79

Обобщение по разделу «Страна детства»

1

Поэтическая тетрадь. /5ч/

80

Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать свое отношение.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

81

Стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». Развитие чувства в лирическом произведении

1

82

Стихотворение С.А. Есенина «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом произведении

1

83

Стихотворения М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

84

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Природа и мы. /12ч/

85

Вводный урок по разделу «Природа и мы»

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать свое мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определить отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

86

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Смысл названия.

1

87

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Выборочный пересказ

1

88

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

1

89

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Сравнение рассказов о животных

1

90

М. М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героев

1

91

М. М. Пришвин «Выскочка». Отзыв о произведении

1

92

Рассказ Е. И .Чарушина «Кабан»

1

93

Рассказ В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

94

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Сюжет. Характеристика героев.

1

95

Обобщающий урок по разделу: «Природа и мы»

1

96

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Поэтическая тетрадь. /8ч/

97

Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь

1

Прогнозировать содержание раздела.

Подобрать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

98

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Анализ стихотворения. Выразительное чтение

1

99

Сочинение по картине В.Э.Борисова-Мусатова «Осенняя песня»

1

100

С.А.Клычков «Весна в лесу»

1

101

Д. Б.Кедрин «Бабье лето»

1

102

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение картин природы в лирическом стихотворении

1

103

С.А.Есенин «Лебёдушка». Трдиции народного творчества в лирическом произведении

1

104

Обобщающий урок по разделу: «Поэтическая тетрадь»

1

Родина. /8ч/

105

Вводный урок по разделу «Родина»

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.

Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять ее в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

106

И.С. Никитин «Русь».

1

107

Образ Родины в поэтическом тексте

1

108

С. Д. Дрожжин «Родине»

1

109

А. В. Жигулин «О, Родина!..»

1

110

Проект: «Они защищали Родину»

1

111

Обобщение по разделу: «Родина»

1

112

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Страна Фантазия. /7ч/

113

Вводный урок по разделу «Страна Фантазия».

1

Прогнозировать содержание раздела.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

114

Создание текста по серии сюжетных картинок

1

115

Е.С. Велтистов «Приключения электроника». Особенности фантастического жанра

1

116

Е.С. Велтистов «Приключения электроника». Герои произведения

1

117

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического рассказа.

1

118

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

119

Обобщающий урок по теме: «Страна фантастика»

Зарубежная литература. /15ч/+ 2 часа резерв

120

Вводный урок по разделу «Зарубежная литература»

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать свое мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

121

Выставка книг

1

122

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета

1

123

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера». Характеристика героев

1

124

Г.Х. Андерсен . создание презентации о жизни и творчестве

1

125

Знакомство со сказкой «Русалочка»

1

126

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

1

127

Характеристика героев сказки «Русалочка»

1

128

Сказка «Русалочка». Описание в повествовательном тексте

1

129

Марк Твен «Приключение Тома Сойера»

1

130

Марк Твен «Приключение Тома Сойера»

1

131

Сельма Лагерлёф «Святая ночь»

1

132

Сельма Лагерлёф «Святая ночь»

1

133

Сельма Лагерлёф «В Назарете»

1

134

Сельма Лагерлёф «В Назарете»

1

135

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

1

136

Проверка знаний

1

Итого

136


© 2010-2022