Проект: «Музейная педагогика»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1/13

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших школьников через работу мини - музея.

Актуальность

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания младшего школьников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

Целью экологического образования младшего школьника является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Музейная педагогика - одно из новых направлений педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.

Появилась возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми.

Профессиональное мастерство и большой творческий потенциал педагогов школы способствует созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребенка.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования экологической культуры младших школьников необходимо учитывать следующие принципы: (Н.А. Рыжова)

  • учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;

  • подход к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики;

  • учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию;

  • использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;

  • гуманистического отношения к природе;

  • вовлечение педагогической и родительской общественности в решение задач по формированию экологической культуры у младших школьников;

Экспонат - главное «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Необходимо учить, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт.

Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя.

Детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.

Необходимо выделить следующие педагогические функции мини-музея:

- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Предполагаемые результаты.

В результате обучения у воспитанников формируется устойчивый интерес к познанию природы и потребность общения с ней, а также создается прочная база для их дальнейшего воспитания и образования.

Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Модель построения экскурсии (занятия) Определить перспективы создания мини-музеев и разработать алгоритм по созданию мини-музеев в группах:

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор экспонатов,

6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,

7) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,

ОБЩАЯ ТЕМА - «Экологический след»

4 классы - земля («Чудо-дерево»; «Кладовая земли»; «Загадки камней»; «От семечка до плода», «Растения дома», «Кактусы»)

3 классы - воздух («Воздух- Невидимка»; «Бабочки», «Стрекозы» «Декоративные птицы»; «Летательные средства передвижения»)

2 классы - вода («Волшебница-водица», «В гостях у Нептуна», "Вода в трёх состояниях")

5 классы - огонь («Тропой экологического туризма», "Огонь -друг и враг" , «Да будет свет!»

Заместитель директора по ВР Черникова Ю.П.


ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе мини - музеев экологического направления «Экологический след»


  1. Цель созданного музея - сделать процесс образования более привлекательным для ребенка, наладить более тесное взаимодействие с семьей.

Задачи.

1. Реализация направления «Музейная педагогика».

2. Обогащение воспитательного, образовательного пространства новыми формами.

3. Формирование у младших школьниках представления о музее.

4. Расширение кругозора у младших школьников.

5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

6. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

7. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

8. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

9. Формирование активной жизненной позиции (умение ребенка использовать полученные знания и умения в повседневной жизни).

Работа с детьми выражается в следующих направлениях:

  • приобщение детей к познанию своего края;

  • формирование экологической культуры;

  • формирование чувства любви к Родине;

  • воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше.

Темы мини - музеев для начальной школы:

ОБЩАЯ ТЕМА - «Экологический след»

4 классы - земля («Чудо-дерево»; «Кладовая земли»; «Загадки камней»; «От семечка до плода», «Растения дома», «Кактусы»)

3 классы - воздух («Воздух- Невидимка»; «Бабочки», «Стрекозы» «Декоративные птицы»; «Летательные средства передвижения»)

2 классы - вода («Волшебница-водица», «В гостях у Нептуна», "Вода в трёх состояниях")

5 классы - огонь («Тропой экологического туризма», "Огонь -друг и враг" , «Да будет свет!»

Презентация мини - музеев пройдёт по установленному графику по параллелям. В презентации принимают участие не меньше двух учащихся, учитель и родители.

От каждого класса (в параллели) приглашаются зрители не больше 5 человек и классный руководитель

2. Участники конкурса.

2.1 В конкурсе принимают участие педагоги, родители и учащиеся 2 - 5 классов.

3. Сроки проведение конкурса.

3.1 Конкурс проводится - 12 сентября по 21 октября 2013 г.

3.2 Подведение итогов - на итоговой линейки 1 четверти

4. Критерии

Критерий - Оценка экспозиции мини-музея -

1. Оптимальность выбора места расположения мини-музея

2. Эстетика оформления экспозиции

3. Соответствие содержания экспозиции названию мини-музея

Критерий - Оригинальность оформления визитной карточки мини-музея -

Критерий - Оценка экспонатов -

1 .Целесообразность, актуальность

2. Качество, эстетика

3. Разнообразие

4. Оформление (оригинальность, наличие этикетажа)

Критерий - Оценка степени участия родителей и детей в создании мини-музея -

1. Участие родителей в создании мини-музея

2. Участие детей в создании музея

ИТОГИ конкурса мини - музеев

экологического направления «Экологический след»

класс

Оценка экспозиции мини-музея -

Оценка экспонатов

Оригинальность оформления визитной карточки мини-музея

Оценка степени участия родителей и детей



Общий бал

Оптимальность выбора места расположения мини-музея

Эстетика оформления экспозиции


Соответствие содержания экспозиции названию мини-музея


Целесообразность,

актуальность

Разнообразие


Оформление (оригинальность, наличие этикетажа)

Знание текста выразительность

Актуальность и соответствии теме.










4 классы - земля ; 3 классы - воздух; 2 классы - вода; 5 классы - огонь

© 2010-2022