- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения «Там, на неведомых дорожках. .. » (обобщающий урок по теме «Волшебные сказки») во 2 классе
Урок литературного чтения «Там, на неведомых дорожках. .. » (обобщающий урок по теме «Волшебные сказки») во 2 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шуклина И.В. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения
«Там, на неведомых дорожках...»
(обобщающий урок по теме «Волшебные сказки»)
во 2 классе
Из опыта работы
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 47
Шуклиной И.В.
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «Там, на неведомых дорожках...».
Обобщающий урок по теме «Волшебные сказки»
Цели:
-
Продолжить знакомство с миром волшебной сказки, отрабатывать структуру сказки, исследовать тексты сказок.
-
Развивать умение читать по ролям, инсценировать сказки, творчески импровизировать.
-
Воспитывать умение дружно жить и работать, умение настраиваться на работу, дорожить дружбой.
Ход урока
Организационный момент (упражнение на организацию детского коллектива).
- Поприветствуйте гостей.
- Улыбнитесь друг другу и возьмитесь за руки, образуя круг (учитель становится тоже в круг)
- Закройте глаза. Что Вы чувствуете?
Как мы будем работать сегодня на уроке? (дружно, будем помогать друг ДРУГУ)
Вступительное слово учителя (включается тихая музыка).
- Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с миром волшебной сказки - миром необычным, удивительным, в котором зловещие гуси-лебеди служат Бабе-Яге, Серый волк везет на себе Ивана-царевича. Лесной владыка Мороз одаривает терпеливую падчерицу свадебными подарками, а лягушка превращается в царевну. В гости к нам придут уже знакомые сказки, а так же новые сказочные герои.
- Подготовка речевого аппарата к работе.
хорошее настроение, крепкая память, умение думать и размышлять, правильно,
выразительно читать и говорить, а) самомассаж
- Для того, чтобы поднять себе настроение, успокоиться, проведем легкий самомассаж.
- Покажите мне свои ладошки. Медленно, легкими движениями поглаживаем ладонями от середины лба к вискам, от переносицы к вискам (как при умывании);
- Легко поколачиваем подушечками пальцев поверхность лба от центра к вискам, верхнюю губу, подбородок (от середины в левую и правую сторону);
- Поглаживаем лицо ладонями;
- Разотрем тыльной стороной кулачков грудь, ребра, спину и обратно ребра, грудь.
Стоя, ноги на ширине плеч, вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе произносить четко
БА-БО-БЭ
принять исходное положение, вдохнуть, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудью и произносить на выдохе
НА-НО-НЭ
принять исходное положение, вдохнуть и, наклонив голову влево, произносить на вдохе
МА-МО-МЭ
принять исходное положение, вдохнуть и, наклонив голову вправо, произносить на вдохе
КА-КО-КЭ в) упражнение для органов артикуляции (взять в руки зеркальце) Тренировка мышц нижней челюсти
- выполняем движение нижней челюстью вперед, вниз, вправо, влево, вернуть в исходное положение.
- имитируем жевание с открытым ртом и с закрытым.
- Упражнение для мышц губ
- "Пятачок"
- "Дудочка-улыбка"
- Упражнение для мышц языка
- "Вкусное варенье"
- "Индюк"
- "Ириска"
У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ
Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ
- Кому было страшно, когда произносились эти гласные?
- Про какого сказочного злодея вы думали в этот момент?
- Ребята, а когда не страшно (когда рядом друзья).
КРЕПКУЮ ДРУЖБУ И ТОПОРОМ НЕ РАЗРУБИШЬ
- Прочитайте.
-
Как вы поняли смысл? (Друзья помогут и в беде и в радости и ничто их дружбу не разрушит)
- Читайте еще раз медленно, четко проговаривая все буквы.
- в быстром темпе (пробуют несколько человек).
- произносят в движении (тише-громче)
- вопрос-удивление.
- утверждение-восхищение.
- Беседа о прочитанных сказках. Игра "Мешок сюрпризов".
Игра "Мешок сюрпризов" Сказка принесла нам целый "мешок сюрпризов". В нем собраны разные сказочные предметы. Попробуйте отгадать, каким сказочным героям принадлежат эти вещи.
- красная шапочка (Ш. Перро "Красная шапочка").
- сапог (Ш. Перро "Кот в сапогах").
- ореховая скорлупа (Г.Х. Андерсен "Дюймовочка").
- стрела ("Царевна-лягушка").
- яблоко (А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне").
- осколок зеркала (Г.Х. Андерсен "Снежная королева").
- Лук (Д.Родари "Приключение Чиполлино").
- конек (П.Ершов "Конек-горбунок").
- оловянный солдатик ("Стойкий оловянный солдатик").
(ученики по очереди вытягивают из мешка предметы и рассказывают, из какой сказки, какому герою принадлежит этот предмет). Вижу, что вы очень много читаете и знаете сказок. А каким, одним словом можно назвать все эти сказки? Почему? (волшебные, действуют волшебники, происходят чудеса). Проверка домашнего задания. Вопросы-загадки по сказкам.
(Дома, ребята, подготовили вопросы-загадки по сказкам. Вы внимательно послушайте, а потом назовите название сказок) 1 группа "Морозко" - инсценировка.
- группа "Дюймовочка"
- группа "Горшок каши" - чтение отрывка по ролям.
- группа "Царевна-лягушка".
- группа "Сказка о рыбаке и рыбке" - инсценировка.
- группа "Мальчик с пальчик".
"Смышленость этого мальчишки спасла его и шесть братишек, Хоть ростом мал он, да удал, Так кто из вас о нем читал?". 6. Физминутка (Ю.Мориц "Стоит в лесу избушка").
Стоит в лесу избушка - А в ней живет Петрушка - К нему идет зверюшка - Попрыгать - поиграть Олени, Носороги, Медведи из берлоги. Приходят друг за дружкой Попрыгать - поиграть. Косули и еноты, Ежи и бегемоты Идут после охоты Попрыгать - поиграть. Малиновка, овсянка, Живая обезьянка. У всех одно и тоже Попрыгать - поиграть.
7. Исследование сказок. Выборочное чтение.
-
Ребята, а по каким признакам мы определяем, что это произведение - сказка? Давайте вспомним и перечислим все "сказочные приметы".
- Зачин.
- Наличие сказочных героев.
- Троекратный повтор.
- Борьба добра и зла.
- Наличие архаизмов.
- Концовка.
-
Вы работаете в группах. Вы должны выполнять задание дружно, помогать друг другу.
-
Докажите на примерах тех сказок, которые вы подготовили дома, что эти произведения - сказки.
8. Сочинение сказок Вы, наверное, заметили на моем столе две красивые шкатулки. Вам интересно, что в них хранится? В старину в шкатулках хранили дорогие для памяти письма, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили. В нашей шкатулке - сказки. С давних времен сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки - это драгоценности, шкатулкой для них стала наша память.
Вот волшебные ларцы. Здесь начала, там концы Середины нет, увы... Ее придумаете вы.
В одном ларце находятся написанные начала сказок, а в другом - их концы. Учащиеся вытягивают по одному листочку из каждого ларца, после чего придумывают середину сказки (по цепочке)
.Начало
- Жила-была кнопочка. Ее жизнь трудно было назвать радостной, но ...
- На окне лежало яблоко. День лежало, два, три. Пока ...
- Однажды встретились урок с переменой и поспорили, кто из них важнее ...
- Как-то раз слоненок пошел погулять и увидел прекрасную бабочку. Она была так хороша собой, так воздушна, что ...
- У порога валялась рваная туфля ...
Концовка
- Веселье продолжалось целую неделю. Потом все устали от него и вернулись к своим повседневным делам.
- Он сидел у воды и смотрел, как величественно, не торопясь, солнце отправлялось на отдых.
- В лесу было тихо. Эта тишина, наполненная отголосками звуков, была подарком за все, что пришлось пережить этому существу .
А как хотелось полететь еще раз! Но это было уже невозможно
!
Это было просто здорово!
9. Подведение итогов.
- Понравилось ли вам на уроке? Покажите свое настроение цветовой карточкой.