Урок литературного чтения «Там, на неведомых дорожках. .. » (обобщающий урок по теме «Волшебные сказки») во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок литературного чтения

«Там, на неведомых дорожках...»

(обобщающий урок по теме «Волшебные сказки»)

во 2 классе




Из опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 47

Шуклиной И.В.
























УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Там, на неведомых дорожках...».

Обобщающий урок по теме «Волшебные сказки»

Цели:

  1. Продолжить знакомство с миром волшебной сказки, отрабатывать структуру сказки, исследовать тексты сказок.

  2. Развивать умение читать по ролям, инсценировать сказки, творчески импровизировать.

  3. Воспитывать умение дружно жить и работать, умение настраиваться на работу, дорожить дружбой.

Ход урока

Организационный момент (упражнение на организацию детского коллектива).

  • Поприветствуйте гостей.
  • Улыбнитесь друг другу и возьмитесь за руки, образуя круг (учитель становится тоже в круг)
  • Закройте глаза. Что Вы чувствуете?

Как мы будем работать сегодня на уроке? (дружно, будем помогать друг ДРУГУ)

Вступительное слово учителя (включается тихая музыка).

  • Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с миром волшебной сказки - миром необычным, удивительным, в котором зловещие гуси-лебеди служат Бабе-Яге, Серый волк везет на себе Ивана-царевича. Лесной владыка Мороз одаривает терпеливую падчерицу свадебными подарками, а лягушка превращается в царевну. В гости к нам придут уже знакомые сказки, а так же новые сказочные герои.
  • Подготовка речевого аппарата к работе.
К приходу гостей надо основательно подготовится. У нас должно быть

хорошее настроение, крепкая память, умение думать и размышлять, правильно,

выразительно читать и говорить, а) самомассаж

  • Для того, чтобы поднять себе настроение, успокоиться, проведем легкий самомассаж.
  • Покажите мне свои ладошки. Медленно, легкими движениями поглаживаем ладонями от середины лба к вискам, от переносицы к вискам (как при умывании);
  • Легко поколачиваем подушечками пальцев поверхность лба от центра к вискам, верхнюю губу, подбородок (от середины в левую и правую сторону);
  • Поглаживаем лицо ладонями;
  • Разотрем тыльной стороной кулачков грудь, ребра, спину и обратно ребра, грудь.
б) дыхательное упражнение "Китайский балванчик"

Стоя, ноги на ширине плеч, вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе произносить четко

БА-БО-БЭ

принять исходное положение, вдохнуть, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудью и произносить на выдохе

НА-НО-НЭ

принять исходное положение, вдохнуть и, наклонив голову влево, произносить на вдохе

МА-МО-МЭ

принять исходное положение, вдохнуть и, наклонив голову вправо, произносить на вдохе

КА-КО-КЭ в) упражнение для органов артикуляции (взять в руки зеркальце) Тренировка мышц нижней челюсти

  • выполняем движение нижней челюстью вперед, вниз, вправо, влево, вернуть в исходное положение.
  • имитируем жевание с открытым ртом и с закрытым.
  • Упражнение для мышц губ
  • "Пятачок"
  • "Дудочка-улыбка"
  • Упражнение для мышц языка
  • "Вкусное варенье"
  • "Индюк"
  • "Ириска"
г) интонационное упражнение Произнесите сочетание гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто рассказываете "страшную сказку"

У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ

Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ

  • Кому было страшно, когда произносились эти гласные?
  • Про какого сказочного злодея вы думали в этот момент?
  • Ребята, а когда не страшно (когда рядом друзья).
д) работа над чистоговорками

КРЕПКУЮ ДРУЖБУ И ТОПОРОМ НЕ РАЗРУБИШЬ

  • Прочитайте.
  • Как вы поняли смысл? (Друзья помогут и в беде и в радости и ничто их дружбу не разрушит)

  • Читайте еще раз медленно, четко проговаривая все буквы.
  • в быстром темпе (пробуют несколько человек).
  • произносят в движении (тише-громче)
  • вопрос-удивление.
  • утверждение-восхищение.
  • Беседа о прочитанных сказках. Игра "Мешок сюрпризов".
В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. В сказке может все случиться, Наша сказка впереди, Сказка в двери к нам стучится Скажем гостье: "Заходи!"

Игра "Мешок сюрпризов" Сказка принесла нам целый "мешок сюрпризов". В нем собраны разные сказочные предметы. Попробуйте отгадать, каким сказочным героям принадлежат эти вещи.

  • красная шапочка (Ш. Перро "Красная шапочка").
  • сапог (Ш. Перро "Кот в сапогах").
  • ореховая скорлупа (Г.Х. Андерсен "Дюймовочка").
  • стрела ("Царевна-лягушка").
  • яблоко (А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне").
  • осколок зеркала (Г.Х. Андерсен "Снежная королева").
  • Лук (Д.Родари "Приключение Чиполлино").
  • конек (П.Ершов "Конек-горбунок").
  • оловянный солдатик ("Стойкий оловянный солдатик").

(ученики по очереди вытягивают из мешка предметы и рассказывают, из какой сказки, какому герою принадлежит этот предмет). Вижу, что вы очень много читаете и знаете сказок. А каким, одним словом можно назвать все эти сказки? Почему? (волшебные, действуют волшебники, происходят чудеса). Проверка домашнего задания. Вопросы-загадки по сказкам.

(Дома, ребята, подготовили вопросы-загадки по сказкам. Вы внимательно послушайте, а потом назовите название сказок) 1 группа "Морозко" - инсценировка.

  1. группа "Дюймовочка"
"Появилась девочка в чашечке цветка", И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала. И маленькую ласточку от холода спасла".
  1. группа "Горшок каши" - чтение отрывка по ролям.
  2. группа "Царевна-лягушка".
В какой сказке произошло такое событие: "Вдруг поднялся стук да гром, весь дворец затрясся. Гости испугались, повскакивали с мест, а Иван-царевич говорит: "Не бойтесь, честные гости. Это моя ... в коробчонке приехала".
  1. группа "Сказка о рыбаке и рыбке" - инсценировка.
  2. группа "Мальчик с пальчик".

"Смышленость этого мальчишки спасла его и шесть братишек, Хоть ростом мал он, да удал, Так кто из вас о нем читал?". 6. Физминутка (Ю.Мориц "Стоит в лесу избушка").

Стоит в лесу избушка - А в ней живет Петрушка - К нему идет зверюшка - Попрыгать - поиграть Олени, Носороги, Медведи из берлоги. Приходят друг за дружкой Попрыгать - поиграть. Косули и еноты, Ежи и бегемоты Идут после охоты Попрыгать - поиграть. Малиновка, овсянка, Живая обезьянка. У всех одно и тоже Попрыгать - поиграть.

7. Исследование сказок. Выборочное чтение.

  • Ребята, а по каким признакам мы определяем, что это произведение - сказка? Давайте вспомним и перечислим все "сказочные приметы".

  1. Зачин.
  2. Наличие сказочных героев.
  3. Троекратный повтор.
  4. Борьба добра и зла.
  5. Наличие архаизмов.
  6. Концовка.
  • Вы работаете в группах. Вы должны выполнять задание дружно, помогать друг другу.

  • Докажите на примерах тех сказок, которые вы подготовили дома, что эти произведения - сказки.

8. Сочинение сказок Вы, наверное, заметили на моем столе две красивые шкатулки. Вам интересно, что в них хранится? В старину в шкатулках хранили дорогие для памяти письма, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили. В нашей шкатулке - сказки. С давних времен сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки - это драгоценности, шкатулкой для них стала наша память.

Вот волшебные ларцы. Здесь начала, там концы Середины нет, увы... Ее придумаете вы.

В одном ларце находятся написанные начала сказок, а в другом - их концы. Учащиеся вытягивают по одному листочку из каждого ларца, после чего придумывают середину сказки (по цепочке)

.Начало

  • Жила-была кнопочка. Ее жизнь трудно было назвать радостной, но ...
  • На окне лежало яблоко. День лежало, два, три. Пока ...
  • Однажды встретились урок с переменой и поспорили, кто из них важнее ...
  • Как-то раз слоненок пошел погулять и увидел прекрасную бабочку. Она была так хороша собой, так воздушна, что ...
  • У порога валялась рваная туфля ...

Концовка

  • Веселье продолжалось целую неделю. Потом все устали от него и вернулись к своим повседневным делам.
  • Он сидел у воды и смотрел, как величественно, не торопясь, солнце отправлялось на отдых.
  • В лесу было тихо. Эта тишина, наполненная отголосками звуков, была подарком за все, что пришлось пережить этому существу .

А как хотелось полететь еще раз! Но это было уже невозможно

!

Это было просто здорово!

9. Подведение итогов.

- Понравилось ли вам на уроке? Покажите свое настроение цветовой карточкой.

© 2010-2022