Календарно-тематическое планирование по ИЗО

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование 1 класс

№ п\п

Тема урока

Кол-во уроков

Тип урока

Содержание

Планируемые предметные результаты

план

факт

Приложение

Раздел

Восхитись красотой нарядной осени 8 ч

1

Особенности художественного творчества: художник и зритель.

Творчество И. И. Левитана.

1

ОНЗ

Матушка-природа. Изобразительное искусство. Осень. Мир красоты нарядной осени. Приметы осени. Осень в родном крае. Мир красоты особой осенней поры - золотой осени. Листопад. Образ осени в поэзии, живописи и народном (фольклорном, декоративно-прикладном) творчестве. Установка на эстетическое восприятие окружающего мира, произведений искусства. Как восторгался золотой осенью А. С. Пушкин? Какой показал золотую осень поэт И. А. Бунин? Какой видят осень художники В. Поленов, И. Левитан, С. Куприянов.

Почему все картины названы одинаково

«Золотая осень»? Пейзаж. Цвет. Оттенки цветов. И. И. Левитан -русский пейзажист XIX в., открывший скромную красоту русской природы, мастер лирического пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения».

Картина И. Левитана «Золотая осень» - яркий солнечный день, когда природа превращается в волшебную сказку; деревья кажутся покрытыми сверкающими драгоценностями; хрупкая красота чудесного уголка - одно из самых светлых и радостных произведений об осени.

Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших

осеннюю природу. Различать краски осени на картинах

живописцев и соотносить их c цветами в осенней природе родного края и описаниями их в стихотворениях

поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца.

Объяснять смысл понятий изобразительное искусство,

живопись, пейзаж, художественный образ.

Сравнивать произведения художников, находить в них общее и различное в показе осенней природы.

2

Твой осенний букет. Натюрморт.

1

ОНЗ

Погружение в мир красоты народной осени. Праздник урожая. Живопись Палеха, в которой человек - один с природой. Постепенное проникновение в сказочный мир цвета и линий миниатюры на черной лаковой поверхности как возможность вспомнить (или созерцать) переливчатую мелодию, плавность и задушевность народных песен. Сказочность, праздничность миниатюры. Изобразительное искусство - диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Понятия: жанр, признаки жанра, характеристика жанра.

Объяснять значение новых понятий композиция, аппликация, коллаж. Создавать декоративную композицию «Осенний букет» приёмом отпечатка с готовой формы (листьев) или способом аппликации из осенних листьев и выражать в ней своё отношение к осенней природе средствами художественного образного языка.

3

Осенние перемены в природе.

1

ОНЗ

Органическое единство эстетического (мир красоты окружающего пространства и произведений искусства) и этического (моральные нормы и нравственные чувства, культура в отношении к природе, людям, оценке поступков, произведений искусства и их авторов). Эстетический вкус. Эстетические свойства. Красота и щедрость земли-матушки в искусстве. Искусство как отношения человека и общества. Качество выполненной работы говорит о добросовестности, профессионализме и одаренности человека-создателя.

Сравнивать изображения рябиновых ветвей, листьев, ягод в разных произведениях изобразительного (пейзаж,

натюрморт) и народного искусства, находить, в чём состоит их сходство и различия.

4

О чем рассказали, красочная осень и кисточки.

1

ОНЗ

О чем рассказали красочная осень и кисточки? Почему осень называем красочной? Как можно экспериментировать с кистью и красками?

Можно ли слышать произведение изобразительного искусства? Какие звуки соответствуют образу рассматриваемого произведения (по выбору учителя)? Как эти звуки, впечатления, настроение можно изобразить, на рисовальной бумаге? Основы изобразительной техники: прием кистевого письма раздельный мазок.

Декоративная композиция. Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка.

5

Щедрая осень. Рисование с натуры или по наблюдению ветки рябины.

1

ОНЗ

Значения слов: художники, народный мастер, краски, палитра, ферма, размер, линия, штрих, пятно. Рябина - что известно о растении? Почему рябину называют «рябинушкой», «кудрявою», «тонкою»? Произведения искусства о рябине (поэзия, фольклор, музыка). Красота рябиновых веток в природе и произведениях художника и народного мастера. Продолжаем погружаться в мир красоты нарядной осени.

Многоликий мир искусства предстает во всей магической силе и прелести художественного образа рябины («Бусы алые на рябине горят»,

«Ой, рябина кудрявая», «Листья и ветви рябины ажурные» и др.). Лирический пейзаж - отражение одной из ярких и самобытных традиций в развитии отечественной графики.

Основные содержательные линии. Красота и разнообразие природы, выраженные

средствами живописи. Природные формы

в декоративно-прикладном искусстве. Жанр пейзажа. Жанр натюрморта. Ознакомление

с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

6

Понятие о силуэте и симметричном изображении. Осенью капуста - барыня.

1

ОНЗ

Красота предметов крестьянского труда в народном творчестве. Понятие о силуэте и симметричном изображении. Правила работы и обращения с художественными материалами. Прием уподобления в создании образа художественной вещи в народном творчестве и детских работах. Прием быстрого получения симметричного изображения. Экспериментирование с элементами художественного изображения.

Способы организации композиции

натюрморта - расположение плодов, овощей, хлебных изделий в живописных натюрмортах (россыпью, рядами, скученно,

в разнобой); выделение главного в натюрморте.

7

Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы.

1

ОНЗ

Радостное раскрытие мира родной природы в узорах хохломы. Встреча с потомственным народным мастером Степаном Павловичем Веселовым. Язык орнаментальных

мотивов и изобразительно-пластических

форм. Секреты рождения художественного

образа. Погружение в мир труда, искусства

и быта народного мастера, проникновение

образом его мыслей и фантазий. Народный

мастер - наше национальное богатство, национальное достояние. «Народный мастер - это особая творческая личность, духовно связанная со своим народом, с культурой и природой края; это носитель традиции коллективного опыта, носитель народного эпоса.

Повторять за народным мастером элементы травного орнамента Хохломы («травинки», «капельки» «усики»,

«завитки», «кустики») и сверять свои навыки работы кистью с художественно-дидактической таблицей.

Творческое задание с использованием кистевого мазка и мазка тычком.

Материалы: кисть, гуашь, бумага. Советы мастера.

8

Рисование - травного орнамента.

1

РУН

Встреча с народным мастером Л. В. Орловой. Элементы травного орнамента располагаются с нарастающей степенью трудности: «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики». Названия сохраняют аромат раздольных заволжских полей, несут в слове бережное отношение народных мастеров к традиции, к родной земле. Положение руки при хохломской росписи. Сочетание цветов хохломы передает ощущение радости жизни. Композиции из цветовых пятен: «Радость», «Свет», «Солнце играет».

Повторять за народным мастером элементы травного орнамента Хохломы («травинки», «капельки» «усики»,

«завитки», «кустики»).

Творческое задание с использованием кистевого мазка и мазка тычком.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Любуйся узорами красавицы зимы 7 ч

9

Орнамент народов России.

1

РУН

Восприятие произведений народных

мастеров из Каргополя игрушечников

И. и Е. Дружининых и зодчих XVII в., возводивших храмы в Каргополе.

Основные содержательные линии. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных

промыслов в России (с учётом местных условий). Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Сопоставлять форму, цвет знаков-символов с природными явлениями и рассказывать об их связи с природой.

Диалог об искусстве. Храмы древнего северного города Каргополя, родство монолитной формы каргопольских игрушек с их объёмами, узор и многоцветная палитра расписных игрушек из глины.

Повторять элементы каргопольского узора (знаки-символы солнца, дождя, земли, зёрен) за народным мастером по таблице. Рисовать их сразу кистью. Использовать палитру каргопольского узора. Выражать в творческо-художественной деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к красоте природы с помощью приёмов кистевого письма.

10

Рисование узоров золотой хохломы.

1

РУН

Красота родной природы в росписи хохломы. В золоте хохломы - золото осени. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. Импровизация по мотивам хохломской росписи. Элементы травного хохломского орнамента: «осочки»,«травинки», «капельки», «усики», «завитки», «ягодки», приемы их выполнения. Рисование узоров в зависимости от величины туесков.

Повторять элементы хохломского узора

за народным

мастером по таблице. Рисовать их сразу кистью.

11

Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике.

1

ОНЗ

Восприятие зимней природы в натуре и

графических пейзажах выдающихся мастеров отечественного искусства конца XIX -второй половины XX в. И. Шишкина, И. Билибина, С. Никиреева и стихотворении П. А. Вяземского.

Основные содержательные линии. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Силуэт. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы. Диалог об искусстве.

Выполнять упражнение по созданию образа зимнего

дерева с помощью приёмов замкнутого контура, штриха, дугообразных или спиральных линий.

Изображать по памяти деревья в заснеженном лесу и выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы.

12

Зимний пейзаж: день и ночь. Изображение дома Деда Мороза.

1

ОНЗ

Эмоциональное и эстетическое восприятие образа Снегурочки в произведениях художника, народного мастера, в сказках и музыкальных произведениях. Красота зимнего пейзажа. Произведения живописи. В. Васнецов «Снегурочка», Н. Рерих «Лес». Книжная графика. Е. Чарушин. Иллюстрация к народной сказке «Заяц и Лиса». Бумажные вырезанки народного мастера К. Воробьева.

Использовать приёмы рисования белой

линией на чёрном и чёрной линией на белом. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы с помощью графических приёмов.

13

Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В. М. Васнецова.

1

РУН

В гостях у зимней сказки и ее героев. Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В. М. Васнецова, отражение в нем национальной истории, русских былин и народных сказок, принесших широкую популярность. Картина В. М. Васнецова «Снегурочка». Единение реального и фантастического. Образ нежной Снегурочки неотделим от таинственного заснеженного леса. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса». Погружение в мир народной сказки, чудес.

Использовать приёмы рисования белой

линией на чёрном и чёрной линией на белом. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней

природы с помощью графических приёмов.

14

Основы изобразительного языка графики. Изображение зимнего пейзажа.

1

РУН

Эксперимент получения художественного изображения с помощью разных технических приемов: контура, штриха, спирали, линии и мазка - в изображении с помощью черной и белой линий. Солнечный снежный пейзаж - достопримечательность родной земли. Композиция силуэта дерева, гармоничное сочетание изображения заснеженного дерева с цветным фоном. Красота зимнего пейзажа в поэзии.

Использовать приёмы рисования белой

линией на чёрном и чёрной линией на белом. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней

природы с помощью графических приёмов.

15

Линия и мазок в художественном изображении. Рисование снежных цветов на окне.

1

ОНЗ

Цвет зимы - белый. Красота белой линии в русском кружеве и зимнем пейзаже. Что мы узнали в царстве красавицы зимы, в гостях у черной и белой линий. Элементы кружевного узора: «гулички», «комар», «звездочки», «елочки»,«цветочек», «репей». Превращение технического приема в художественное изображение (линия, мазок).

Рисовать свой белый кружевной узор на цветной бумаге с использованием элементов (по выбору): дерево, ёлочка, цветок, птица, зверь, Снегурочка, Снежная королева.

Портрет русского богатыря 5 ч

16

Знакомство с каргопольской игрушкой. Роспись силуэтов игрушек.

1

ОНЗ

На родине каргопольской игрушки. Открываем тайны каргопольских узоров. Связь крестьянской игрушки с бытом и жизнью земле-

пашца, с природой. Узоры в народном творчестве содержат знаки солнца, земли, зерен как пожелание благополучия и хорошего урожая. Повтор как художественно-творческая задача.

Повторять элементы каргопольского узора (знаки-символы солнца, дождя, земли, зёрен) за народным мастером по таблице. Рисовать их сразу кистью. Использовать палитру каргопольского узора. Выражать в творческо-художественной деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к красоте природы.

17

Импровизация на тему каргопольских игрушек. Роспись глиняных игрушек.

1

РУН

Народный мастер - наше национальное достояние. Слушаем сказки народной мастерицы бабушки Ульяны. Глиняные игрушки Бабкиной - рассказы о крестьянском труде, о веселых деревенских праздниках, о людях северной земли. Медведь с тальянкой. Кадриль. Полкан-богатырь.

18

Украшение снаряжения русского богатыря.

1

ОНЗ

Богатыри земли Русской. Прославление богатырей в работах мастеров поэзии, музыки. «Богатырская» симфония А. П. Бородина. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. В. М. Васнецов «Богатыри»; Н. Гончарова «Воины». Иллюстрация к «Слову о полку Иго-реве»; П. Корин «Александр Невский»; В. Суриков «Взятие снежного городка». Первоначальное представление о воинском снаряжении (шлем, кольчуга, щит, меч). Орнаментальное украшение воинских доспехов в миниатюре И. Щуркина «Илья Муромец и Калин-царь».

Рисовать по памяти, по представлению русского воина-богатыря и

украшать его шлем и щит орнаментом. Выражать в творческой работе своё отношение к образу русского воина-богатыря средствами живописи, тщательной проработки фигуры, доспехов, деталей декора.

19

Образ богатыря в живописи и графике. Портрет русского богатыря.

1

ОНЗ

Богатыри земли Русской. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. В. Васнецов «Богатыри»; Н. Гончарова «Воины». Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин «Александр Невский»; В. Суриков «Взятие снежного городка». Орнаментальное украшение воинских доспехов в миниатюре И. Щуркина «Илья Муромец и Калин-царь»

20

Изображение по воображению животных. Конь-огонь.

1

ОНЗ

Обычаи, предания, сказки, пословицы, поговорки, связанные с животными. Образ коня в сказках, в народной игрушке. Конь - друг и помощник человека. Символика образа. Конь-огонь. Конь - слуга и символ солнца, дающего жизнь. О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Изображение по воображению животных. Декоративная композиция по представлению. Сказочная композиция «Конь-огонь».

Сравнивать реальные и сказочно-фантастические образы коня в произведениях разных видов искусства, находить в них общее и различия (в характере формы, декора, цветового решения).

Радуйся многоцветью весны и лета 7 ч

21

Использование в своей работе разных приемов живописи. Рисование первых весенних цветов.

1

ОНЗ

О чем могут рассказать художники и народные мастера, изображая родную природу. Прославление красоты весны и лета художниками. Выявление роли цвета в передаче определенного состояния природы («Нежные весенние цветы», «Весенний луг»). Эмоционально-эстетическое восприятие весенней природы. Использование в рисунках разных

приемов рисования кистью (пятно, линия). Пейзаж. Натюрморт. Рисование весенних цветов

Рисовать по памяти, по представлению весенний пейзаж. Показывать при изображении воды с помощью

цветного мазка и белой линии её движение.

22

Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-

прикладного искусства.

1

РУН

Пусть звучат краски и звуки народного праздника. Народная традиция проведения ярмарки. Рождение и развитие дымковской игрушки

связано с ярмаркой, традиционной для города Вятки, местным праздником Свистопляски, Свистуньи. «Узнай, кто живет в игрушечной стороне Дымково, кто хранит и создает красоту дымки». Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки.

Повтор дымковских узоров (гуашь).

23

Вариация дымковских узоров.

1

РУН

Создай в слободе Дымково ярмарочный городок. Оживи жителей слободы Дымково. Пусть звучат краски и звуки народного праздника. Ярмарочное действо как народная традиция. Рождение и развитие дымковской игрушки связано с ярмаркой, традиционной для города Вятки, местным праздником Свистопляски, Свистуньи. Синтез разных видов народного творчества. Палитра «дымки».

Передача настроения ярмарки в декоративной композиции. Рисование композиции.

24

Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте. Рисование с натуры весенней веточки.

1

РУН

Учись видеть красоту весенней природы. Пейзаж. Натюрморт. Экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия. Эмоционально-эстетическое восприятие природы родных мест. А Венецианов «На пашне. Весна»; А. Куинджи «Березовая роща»; Ф. Васильев «Мокрый луг»; П. Кончаловский «Сирень».

Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства (обобщённость природных форм, выявление существенных признаков для создания декоративного образа, условность цвета).

25

Рисование бегущего ручья по представлению.

1

РУН

Учись видеть красоту весенней природы. Стихи, песни, пословицы и поговорки, посвященные весне и воде. Как с помощью красочного пятна, мазков, цветных линий художники создают картину родной природы, красивые предметы в натюрморте? Использование разных технических приемов при работе с красками. Сближение цветов. Разгляди и нарисуй в синем пятне движение весенней воды. Заполни берега цветными травинками.

Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь).

26

Пропорции и форма различных садовых цветов. Рисование с натуры весенних цветов.

1

РУН

Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Красота мира, цветовая яркость, разнообразие, богатство пластических форм цветов в действительности и натюрмортах. Художники родного края. Эмоционально-эстетическое восприятие разнообразных по форме и цвету весенних садовых, полевых и лесных цветов. Что означает образ?

Создание образа цветка на основе увиденного. Мазок, пятно, линия, штрих могут стать художественным изображением.

27

Взаимосвязь изобразительного

искусства с литературой. Рисование героев сказок Пушкина по представлению.

1

РУН

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Чудеса в народной и литературной сказке. Опыт художественно-творческой деятельности в рисовании с натуры, по памяти и представлению героев народных и литературных сказок (сказки А. С. Пушкина).

Создание образов знакомых и любимых, персонажей с передачей в их облике характерных особенностей, своего отношения.

Художник и зритель. 6 ч.

28-29

Знакомство с произведениями А. Куинджи, Ван Гога, К. Моне

Рисование по представлению

утреннего и вечернего

пейзажей.

2

ОНЗ

РУН

Произведения Куинджи, Ван Гога, К. Моне. Проникновенное восприятие пейзажа в действительности и в произведениях искусства. Пейзаж художников родного края. Опыт

художественно-творческой деятельности

в рисовании по памяти и представлению природы в разное время суток. Экспериментирование с цветом превращение раздельных мазков, цветных пятен в изображение пейзажа. Техника использования в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен Понятие о теплых и холодных цветах, о множестве оттенков. Индивидуальное видение волшебного превращения цветного пятна в художественное изображение.

Рисовать по памяти, по представлению натюрморт

«Первый каравай», «Вкусный хлеб», «Хлебные дары

земли» (по выбору). Отбирать для изображения в нём

разные по размерам, форме, цветовой окраске хлебные изделия, выделять цветом главный предмет и определять его месторасположение в композиции.

30

Государственная Третьяковская галерея. Рисование природы по представлению.

1

РУН

Музеи. Государственная Третьяковская галерея. Музей декоративно-прикладного творчества. Государственный исторический музей. Краевые художественные музеи. Развитие эстетических представлений. Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Отражение красоты, настроения, состояния явлений родной природы в графике, живописи, народном декоративно-прикладном искусстве. Развитие эстетических представлений и художественных умений в работе с различными художественными материалами.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Рисование природы по представлению.

31

Экспериментируй с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия.

1

РУН

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Эмоционально-эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства. А. Зарянов «Осень», «Весенняя аллея». И. Айвазовский «Лунная ночь». Выявление роли цвета в передаче определенного состояния природы («Зимний пейзаж», «Цветущий луг», «Вешней воды никто не уймет». Использование в рисунках точек, линий, мазков, пятен («Загадочный зимний пейзаж»).

Рисовать композицию на тему «Какого цвета страна

родная?» в виде пейзажа. Передавать цветом своё видение родной природы в весеннее или летнее время года.

Выражать в творческой работе своё отношение к образу родной земли.

32-33

Жанры изобразительного искусства.

Натюрморт с натуры. Натюрморт из овощей и фруктов (акварель,

гуашь).

2

РУН

РУН

Жанры изобразительного искусства (натюрморт - фр. "мертвая натура", то есть изображение неодушевленных предметов (домашней утвари, посуды, оружия, плодов, фруктов, цветов и т. д.). История возникновения и развития натюрморта. Опыт художественно-

творческой деятельности в рисовании с натуры. Натюрморт по представлению.

Натюрморт из овощей и фруктов. Е. Волошинов «Лук». И. Машков

«Ягоды на фоне красного подноса»

Основы изобразительного языка живописи.

Передача разнообразия форм плодов, овощей, фруктов, их цветовой окраски. Использование приема раздельного мазка. Цвета и оттенки богатого урожая.

ОНЗ - урок «открытия» новых знаний

ОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний

РУН - урок развития умений и навыков

ОК - обобщающий контроль



© 2010-2022