Курсовая работа: «Особенности организации проектной деятельности в начальных классах»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 13 имени С.Я. МАРШАКА











КУРСОВАЯ РАБОТА



Тема: «Особенности организации проектной деятельности в начальных классах»









Студента(ки) II курса группы 21У очной формы обучения специальности 050146 Преподавание в начальных классах Сухановой Марии Евгеньевны
Руководитель курсовой работы: Сорокко О. С. Оценка: ___________________________________ (прописью) ___________________________________ (подпись руководителя)







Москва 2014

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...........

3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………………….


5 1.1. История возникновения проектного метода обучения ………………..

5 1.2. Сущность проектного метода обучения …………………………………

9 Выводы по главе…………………………………………………………………

13 ГЛАВА II. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ …………………………………………………… 2.1. Возможности организации проектной деятельности в начальных классах………………………………………………………………………….. 2.2. Специфика организации проектной деятельности начальных классов.


15

15


20 Выводы по главе…………………………………………………………………

23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….…………………………………………………………

25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….

27



ВВЕДЕНИЕ Одним из главных направлений деятельности современной школы является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся. Актуальность работы заключается в значимости проектного обучения в современной школе, которое обеспечивается, прежде всего, связью индивидуальным опытом учащихся, развитием интеллекта в самостоятельной исследовательской деятельности. Основоположником метода проекта является американский философ и педагог Джон Дьюи, который ставил перед собой задачу поиска способов развития самостоятельного мышления ребенка, совершенствование навыков запоминания и воспроизведения знаний, умения применять их на практике. Предметом данного исследования является методика организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста. Цель курсовой работы: анализ методики организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста. Для достижения цели были поставлены задачи:

  1. Раскрыть понятие метода проектов, используя педагогическую и методическую литературу.
  2. Рассмотреть методику организации проектной деятельности.
  3. Показать специфику применения проектного метода в начальной школе.
  4. Показать возможности организации проектной деятельности в начальных классах
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы. Проблема включения проектной деятельности в образовательный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В ней содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы. А тенденции, проявляющиеся в организации проектной деятельности младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе.

















ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 1.1. История возникновения проектного метода обучения Проектная деятельность как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории культуры формировалась достаточно длительный период. Первоначально проектирование тесно вплеталось в ткань жизнедеятельности, не выделяясь в самостоятельный вид деятельности. Философы рассматривали проектирование как один из механизмов культуры, способствующий превращению человека в свободно творящее существо. Проектирование как деятельность стало интенсивно развиваться в рамках инженерно-технической деятельности, архитектуры, строительства. На философском уровне проект рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности. На деятельностном - как результат проектирования. Уже в работах Аристотеля, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна представлены идеальные образы «новой породы людей». Идеал выступает в данном случае как род проекта-цели, воплощающей представление о совершенстве, а проектирование проявлялось на разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно вмешиваться в несовершенство окружающего мира. Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения» [10] Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо, провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии - это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее» В первой трети XX столетия вклад в развитие научно-методического обеспечения проектной деятельности применительно к социально-образовательной сфере внесли представители самых различных областей знания. Среди них такие известные ученые, как Дж. Дьюи, К. Поппер, Г. Саймон, В. Х. Килпатрик и многие другие. Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Школы, организованные в соответствии с методом проектов, предоставляли ученикам право свободного выбора занятий. Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Ученики сами выбирали виды деятельности, посредством которых приобретались новые знания. Они также определяли содержание школьной программы. Учитель лишь оказывал им помощь в исполнении запланированного. Основная суть метода проектов была в стимулировании интереса ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний. В общем, виде их главные идеи состояли в следующем:

  1. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;
  2. Деятельность строится не в русле учебного предмета;
  3. Опора на сиюминутные увлечения детей;
  4. Истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.
С именем Джона Дьюи связана, прежде всего, реализация метода проектов, ориентированного на целесообразную деятельность детей с учетом их интересов. В педагогической литературе приобрела известность в 1908-10 гг. в описании «домашних проектов», применявшихся в сельских клубах молодежи, а затем стал вводиться в организацию процесса обучения в опытных частных школах. С 1911 года термин «проект» был узаконен Бюро воспитания США и стал все более укрепляться в американской педагогике: «Проект есть всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца». Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе, 1925 г. В основе системы проектного обучения лежат не только идеи Дьюи, но и Лая, Торндайка и В.Х. Килпатрика. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения т др. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Исследовательская свобода учащихся является существенным элементом методики обучения. Деятельные умы не могут развиваться без исследовательской свободы. [5] В зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их: умению конструировать свои знания. Таким образом, в зарубежной педагогике метод проектов, получил дальнейшее развитие, в него были включены все прогрессивные элементы обучения, успешно проверенные на практике. В 20-х годах прошлого столетия проектный метод в преподавании пытался использовать С.Т. Шацкий. В российских школах этот метод широко использовался для реализации выдвигаемых задач - развития ученика. Отличие советского воплощения метода проектов от американского состояло, прежде всего, в подчеркнутой общественно-полезной, трудовой, идеологической направленности проектов. Меньше внимания уделялось учебной стороне, и это, в том числе, привело к ослаблению содержательного аспекта: метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени - направленность его на ребенка. Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало бы полезные знания и навыки и способствовало бы зарождению новых импульсов к последующим делам. Основной принцип метода проектов гласит, что исходным пунктом обучения должны служить детские интересы сегодняшнего дня. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами именно в этом знании. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для собственного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов встроен в структуру системы образования. Но сущность идеи остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений. [4] «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [3] В современном процессе обучения метод проектов не заменяет классно-урочную систему, а выступает дополняющим звеном в организации самостоятельной работы учащихся. В последние годы наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. 1.2. Сущность проектного метода обучения В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов. Согласно данному подходу сама программа школы может быть определена как ряд приобретаемых в ходе обучения элементов разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения, полученные из одного опыта, служат развитию и обогащению новым опытом. Таким свойством обладает деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах. Метод проектов - способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата, ориентированного на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучаегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Проектная деятельность - специфическая деятельность субъектов от замысла до создания проектного продукта и его испытания. Под субъектами проекта понимается, во-первых, педагог (руководитель проекта), так как именно он создает учебные ситуации для рождения замысла проекта, разрабатывает проектное задание, являясь наряду с другими субъектами деятельности генератором идей; во-вторых, ученика иди группу учащихся, непосредственных исполнителей проекта; в-третьих, всех взрослых (узких специалистов-предметников, родителей и других лиц), которые принимают активное участие в работе над детским проектом. Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации преодоления трудностей. [7] Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей: Курсовая работа: «Особенности организации проектной деятельности в начальных классах»
По продолжительности времени проведения проекта их разделяют на краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках), средней продолжительности (занимают изучение одной двух тем), долгосрочные (разрабатываются в течении длительного времени, чаще проводятся во внеучебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на уроках). По уровню интеграции различают проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета и межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов. По количеству участников выделяют индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним школьником, и коллективные - парные, выполняемые парами участников, и групповые - для групп школьников. По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты. [2] Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение цели, задачи, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В игровых проектах учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет, например, путешествие с землепроходцами XVI в. по пройденному ими маршруту на уроках истории. Творческие проекты, как и игровые, не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата в логике интересов и совместной деятельности участников проекта. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма и т.д. Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, сообщения и т. д. Все большее количество проектов реализуется в современном учебном процессе с помощью компьютера. Компьютер в данном случае выступает в качестве необходимого инструмента при реализации поставленных в проекте задач. Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности и т. д. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку со стороны других людей. По использованию дидактических средств различают проекты, в которых применяют «классические» дидактические средства: печатные (учебники, атласы, рабочие тетради для проектной работы и т. д.), наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты), технические средства и т. д. средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации. К информационным и коммуникативным средствам относятся компьютеры, периферийное оборудование, технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность», системы машинной графики и искусственного интеллекта. Свободный и оперативный доступ к информации при использовании компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у учащихся умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, сократить время на сбор информации при работе над проектом, осуществлять визуализацию изучаемых закономерностей (в виде моделей, графиков, диаграмм). Выводы по главе В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих (например, одновременно практико-ориентированных и исследовательских). Каждый тип проекта характеризуется тем или иным видом координации, сроками исполнения, этапностью, количеством участников. Метод проектов - это способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата, ориентированный на его интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Многообразие видов проектной деятельности раскрывает широкие возможности ее применения в образовательном процессе. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся - индивидуальную, парную, групповую, выполняемую в течение определенного времени. Достоинство проектного метода - высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.

ГЛАВА II. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 2.1. Возможности организации проектной деятельности в начальных классах с учетом ФГОС В настоящее время, в период введения ФГОС НОО, отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего и проблемного обучения в рамках системно-деятельностного подхода. Цель и назначение развивающего и проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность и ознакомить учащихся с методами научного исследования с последующим применением знаний на практике. Одним из таких методов является метод проектов. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов. [6] В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Необходимость изменения роли ученика в учебном процессе и превращения его в активного участника этого процесса в настоящее время общепризнана всеми - учёными, методистами, учителями. Возрождающийся в последнее время интерес к проектному методу обучения не случаен. Вот только вряд ли стоит надеяться на него как на единственный и универсальный. У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых - осязаемый результат творческой деятельности учащихся. При этом нельзя забывать, что достижение подлинно творческого результата невозможно без всерьёз организованного процесса обучения. В процессе создания учебного проекта приобретение учащимися новых знаний, не может быть получено без опоры на базовые (основные) знания и на общие учебные и предметные действия. Существенное значение имеет и тема учебного проекта, которая должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. [9] Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Результат проектной деятельности - личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение их познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность. По мнению некоторых исследователей, творческая проектная деятельность среди учащихся начальных классов может существовать лишь в какой-то элементарной форме (конструирование, рисование, игра и т.п.), а научно-исследовательская - практически невозможна. Причинами чаще всего называли: физиологические особенности детей младшего школьного возраста; отсутствие необходимых для творческой проектной деятельности общих знаний у учащихся начальных классов; отсутствие самостоятельности в выборе темы; недостаточный уровень системного аналитического мышления; трудности в построении гипотез и формировании самостоятельных выводов; неумение аргументировано строить доказательства; слабое владение техническими средствами по обработке информации. [8] Образование младших школьников должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания и умения, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности: - мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи); - планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); - информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); - рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). Творческая исследовательская деятельность учащихся, рассматриваемая в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей имеет две стороны: - во-первых, она представляет собой результат исследования, т.е. новое знание, которое характеризуется актуальностью, новизной, практической значимостью, перспективностью, обоснованностью; - во-вторых, является средством развития научных способностей учащихся за счёт приобретения ими новых знаний, умений, расширения кругозора, изменения своей мотивации и статуса в научном сообществе. Дети понимают, что знания, которые они усваивают в процессе проектной деятельности, они открыли сами, своими усилиями. Они не просто вычитали в книге способ действия, а смогли применить его в реальной жизненной ситуации, видя результат своих усилий. Участвуя в проектной деятельности, школьники, в свою очередь, демонстрируют:

  1. знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);
  2. владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);
  3. владение коммуникативными навыками; умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Достоинство проектного метода - высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия. Проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то для них знакомым и понятным из реальной жизни. 2.2. Специфика организации проектной деятельности начальных классов При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Темы детских проектных работ выбираются в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6, в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом. В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно- познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов. [1]
Ученик
Учитель Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания Рекомендует источники получения информации Экспериментирует Раскрывает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создаёт условия для активности школьника Субъект обучения Партнёр ученика Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки


Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
1)исследовательские (генерирование идеи, выбор лучшего решения);
2)социального взаимодействия (сотрудничество и взаимопомощь);
3)оценочные (оценка хода, результата своей деятельности и других);
4)информационные (самостоятельное осуществление поиска нужной информации; выявление недостающей информации или умений);
5)презентационные (выступление перед аудиторией; ответы на незапланированные вопросы; использование различных средств наглядности)
6)рефлексивные (ответы на вопросы: «Чему я научился?», «Чему необходимо научиться?»; адекватный выбор своей роли в коллективном деле); Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 уроками или 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции (опросы, интервью и т.п.). Если выполнение проекта проходит в режиме внеклассных занятий, то можно привлечь родителей. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а помогали советом.
Особого выполнения в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация проекта и его самооценка. Защита проекта, как правило, осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о проекте. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, можно отметить дипломами, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, пикник, поход в театр, музей и т.д.
Наиболее эффективно проектная деятельность младших школьников реализуется во внеклассной и во внеурочной деятельности. Основные виды творческих работ: поделки и мероприятия.
Формы проектной деятельности: выставка, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, макет, модель, письмо, праздник, прогноз, серия иллюстраций, компьютерная презентация, видеофильм, экскурсия.
Продукты проектной деятельности: сборник законов, новогодняя газета, новогодний праздник, различные коллективные поделки, коллективное сочинение. Виды презентаций проектов: деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог персонажей литературных или исторических лиц, инсценировка, «научная конференция», «пресс-конференция», ролевая игра, соревнования, спектакль, экскурсия, компьютерная презентация и т.д.
Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет специфику:
- учащиеся 1-2 классов в силу своих возрастных особенностей не могут осуществлять проектную деятельность; применение метода начинается в 3-4 классах;
- на уроках русского языка, математики и других предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся, метод проектов имеет низкую эффективность; успешная проектная деятельность в начальных классах возможна в классах на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд. Для данных предметов вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос, что изучать в рамках данных курсов. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования. А тенденции, проявляющиеся в организации проектной деятельности младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта. Выводы по главе Проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение их познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Темы детских проектных работ выбираются в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников.


























ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение хотелось бы отметить, что правильно организованная проектная деятельность в начальных классах приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяя их интересы, кругозор и практические умения. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундаментом дальнейшего овладения ею. В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный, планирующий - подготовительный, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный. Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. Основой организации проектной деятельности выступает метод проектов. Метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению. Метод проектов характеризуется как личностно-ориентированный, деятельностный; он обучает взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивает умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; формирует навык самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу. В связи с тем, что реализация проекта требует работу с информацией - поиск, обработку, использование, созидание и т.п., метод проекта создаёт условия для формирования информационной культуры школьников.


























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005.
  2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004.
  3. Коменский Я. А. Великая дидактика / Пер. А. Щекинского. - М., 1893. - С. 138
  4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала "Методист"./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. - М.: АМК и ПРО, 2004.
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1998.
  6. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. - 2004. - №2.
  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.
  8. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. - 2003.
  9. Солдатова З. М. Использование проектного метода обучения на уроках.
  10. Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалифик. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

1


© 2010-2022