Урок по познанию мира Физическая карта

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочное планирование по познанию мира (4 класс) учителя: Шкирман С.А. Тема: Физическая карта.

Цель: сформировать понятие «карта»; дать представление о географической карте как об

условном изображении поверхности нашей Земли на плоскости; о способе ориентирования по

карте; учить понимать и читать карту, видеть под условными знаками объекты в природе, показать нашу страну на карте,

развивать речь, наблюдательность, память,

воспитывать познавательный интерес, патриотические чувства. Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: учебник

Формы работы: коллективная, групповая.

Методы: словесные, наглядные и поисковые.

Ход урока.

1.Орг момент, п / н:

Итак, друзья, внимание - ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее начнём скорей урок. 2. Определение темы урока. - Отгадайте загадку:

Дорога есть - ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя,

луга есть - косить нельзя, в реках, морях - воды нет. (географическая карта)

«Корзина идей» (что знаете по теме). 3.Сообщение темы урока. -Сегодня на уроке будем говорить о географической карте.

4.Работа по теме урока. *ФИЗМИНУТКА

Вопрос.

-А кто нам скажет, что такое «географическая карта»? (Географическая карта это изображение Земли на бумаге.)

-Точнее можно сказать так: Географическая карта - это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.


Историческая справка.

- На одном ли­сточ­ке карты может уме­стить­ся целый мир, со всеми оке­а­на­ми, ма­те­ри­ка­ми,

го­ра­ми и рав­ни­на­ми, стра­на­ми, го­ро­да­ми, по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми, жи­вот­ны­ми и птицами. Толь­ко нужно уметь пра­виль­но чи­тать карту. На этом уроке мы узна­ем, какие карты были в древ­но­сти, а какие виды карт есть сей­час.

-Люди на­ча­ли ри­со­вать карты еще до того, как за­ду­ма­лись о том, круг­лая Земля или

плос­кая. Уче­ные об­на­ру­жи­ли на Кам­чат­ке ри­су­нок на кости, изоб­ра­жа­ю­щий путь к бо­га­то­му

до­бы­чей месту. Это, ве­ро­ят­но, одна из древ­ней­ших карт. Карты ри­со­ва­ли на кус­ках коры,

вырезали на де­ре­вян­ных до­щеч­ках, ко­то­рые удоб­но было брать в до­ро­гу. Неко­то­рые на­ро­ды про­ца­ра­пы­ва­ли карты ост­рым пред­ме­том на сырых гли­ня­ных плит­ках, ко­то­рые после вы­су­ши­ва­ния ста­но­ви­лись проч­ны­ми, с чет­ким изоб­ра­же­ни­ем.

-Так же были найдены наскальные рисунки местности в пещерах, где люди обитали тысячи лет назад. (3 слайд)

-С изоб­ре­те­ни­ем бу­ма­ги карты стали ри­со­вать на ней. На карты на­но­си­лись все све­де­ния,

по­лу­чен­ные уче­ны­ми и пу­те­ше­ствен­ни­ка­ми во время стран­ствий по раз­ным зем­лям.(3слайд)

- Из­го­тов­ле­ние карты было дли­тель­ным про­цес­сом, ведь все де­та­ли про­ри­со­вы­ва­лись вручную, по­это­му карты сто­и­ли очень до­ро­го.

Виды карт.

- Какие виды карт вы знаете?

Гео­гра­фи­че­ские карты бы­ва­ют раз­ные. На фи­зи­че­ской карте, можно уви­деть ма­те­ри­ки

и оке­а­ны, там обо­зна­че­ны раз­лич­ные гео­гра­фи­че­ские объ­ек­ты.

На карте можно по­ка­зать сразу две по­ло­ви­ны Земли. Если де­лить зем­ной шар по линии

ну­ле­во­го ме­ри­ди­а­на то получится карта - За­пад­но­го и Во­сточ­но­го по­лу­ша­рий.

На карте по­лез­ных ис­ко­па­е­мых осо­бы­ми знач­ка­ми от­ме­че­ны места за­ле­жей по­лез­ных ис­ко­па­е­мых.

На кар­тах оби­та­ния жи­вот­ных ука­за­ны места оби­та­ния раз­лич­ных видов птиц и жи­вот­ных.

На кон­тур­ных кар­тах нет цве­то­вых обо­зна­че­ний и изоб­ра­же­ны, но не под­пи­са­ны, все­возмож­ные гео­гра­фи­че­ские объ­ек­ты. Они удоб­ны для про­кла­ды­ва­ния марш­ру­тов.

На по­ли­ти­че­ской карте мира изоб­ра­же­ны стра­ны и их гра­ни­цы.

На си­ноп­ти­че­ских кар­тах услов­ны­ми знач­ка­ми по­ка­за­ны на­блю­де­ния за по­го­дой.

Раз­ные карты объ­еди­ня­ют в ат­ла­сы.

Карты изоб­ра­жа­ют раз­лич­ные тер­ри­то­рии. Есть карты рай­о­нов, го­ро­дов, об­ла­стей, государств, ма­те­ри­ков, оке­а­нов, карты по­лу­ша­рий и ми­ро­вые карты. Обозначения карт.

-Моря и горы имеют ре­аль­ные очер­та­ния и окра­ши­ва­ют­ся раз­ны­ми цве­та­ми. Синим и голубым - во­до­е­мы, жел­тым - воз­вы­шен­но­сти, зе­ле­ным - низ­мен­но­сти, ко­рич­не­вым цветом - горы.

В ниж­ней части карты раз­ме­ща­ют шкалу глу­бин и высот, с по­мо­щью ко­то­рой можно увидеть какую вы­со­ту или глу­би­ну озна­ча­ет тот или иной от­те­нок цвета на карте.

Чем глуб­же океан, тем тем­нее цвет. На карте Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на самый тем­ный

от­те­нок си­не­го в Грен­ланд­ском море, где глу­би­на до­сти­га­ет 5 тысяч 527 мет­ров; самый

светлый от­те­нок блед­но-го­лу­бо­го цвета, там глу­би­на моря - 200 мет­ров.

-Чем выше горы, тем тем­нее цвет, ко­то­рым они обо­зна­че­ны. Так, Ураль­ские горы, ко­то­рые счи­та­ют­ся срав­ни­тель­но невы­со­ки­ми (вы­со­чай­шие вер­ши­ны от 1000 до 2000 м над уров­нем моря), на карте окра­ше­ны свет­ло-ко­рич­не­вым цве­том.

Ги­ма­лаи - самые вы­со­ки горы в мире (10 вер­шин с вы­со­той более 8 км) обо­зна­че­ны тем­но- ко­рич­не­вым цве­том. Практическая работа. Работа по карте, ст. уч. стр. 16 -Рассмотрите карту РК. Каким основным знаком изображены границы нашей страны. -Найдите на карте реки и озера. Знакомые города. -Поверхность земли на карте разного цвета. В какой части Казахстана какого цвета на карте больше. Что это означает?

5.Итог. 6.Оценки.

7.Домашняя работа

стр. 10-12 пересказ;

© 2010-2022