Конспект урока В. Смит «Час потехи»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

Дата ____________________ Тема: «В. Смит «Час потехи»» (Литературное чтение, с. 34-37). Цель:

  • читать рассказ в стихотворной шуточной форме;
  • учить давать полные ответы на вопросы;
  • дать представление о потешках, рассказать детям, как и для кого появились потешки на Руси, знакомить с народными традициями русского народа.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Речевая разминка.
  1. Скороговорки

Из-под топота копыт пыль по полю летит.

  • проговаривать чётко, отделяя каждое слово;
  • ускорить темп;
  • проговорить её очень быстро;
  • проговорить быстро, но шёпотом;
  • проговорить одними губами.
  1. Чистоговорки

Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

  1. Чтение слогов для отработки техники чтения: игра «Бег с ускорением».

  • Прочитай слоги как можно быстрее по строчке и обратно.

ДА ДО ДУ ДИ ДЫ ДЕ ДЮ ДЯ

МА МО МУ МИ МЫ МЕ МЮ МЯ

ЗА ЗО ЗУ ЗИ ЗЫ ЗЕ ЗЮ ЗЯ

ПА ПО ПУ ПИ ПЫ ПЕ ПЮ ПЯ

РА РО РУ РИ РЫ РЕ РЮ РЯ

ЛА ЛО ЛУ ЛИ ЛЫ ЛЕ ЛЮ ЛЯ

ВА ВО ВУ ВИ ВЫ ВЕ ВЮ ВЯ

ФА ФО ФУ ФИ ФЫ ФЕ ФЮ ФЯ

ТА ТО ТУ ТИ ТЫ ТЕ ТЮ ТЯ

НА НО НУ НИ НЫ НЕ НЮ НЯ

  1. Сообщение темы урока.
Дети, сегодня мы отправляемся в новый раздел под названием «Час потехи». Пояснение слова «потешки» (на доске написано: Потешки - это коротенькие шуточные стишки). Рассказ учителя откуда к нам пришло слово «потешки» и для чего они придумывались в давние времена на Руси. Потешки - слово русское. Упоминания о потешках и прибаутках встречаются задолго до нашего времени, а предметы в сюжетах обычно связаны с непосредственным окружением маленького человека, с маленькими событиями его каждодневной жизни, будь то прогулка, умывание, еда, счёт, письмо и многое другое. Как правило, потешки и прибаутки в Древней Руси исполняли, рассказывали странствующие актёры, которых называли скоморохами и поэтому потешки и прибаутки имеют еще одно название - скоморошинки. Скоморохи - были певцами, музыкантами, сочинителями и исполнителями песен, сценок, шуток. Иногда они выступали с дрессированными зверями и выделывали акробатические номера. Одежда у них была красочная, яркая, а на голове были шапочки - колпачки. Время появления их на Руси неясно. В народе скоморохов любили, называли их «веселые молодцы», рассказывали про них в сказках, складывали пословицы, поговорки. В Древней Руси музыка звучала и на боярских и княжеских пирах, и на народных гуляньях. Главными музыкантами в те далекие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах. Народное искусство скоморохов в измененном виде живет полной жизнью в наши дни: кукольные театры, цирк с его акробатами, жонглерами и дрессированными животными, эстрадные концерты с их меткими частушками и песнями.
  1. Физкультминутка для глаз.
Упражнение для глаз: «зеркальце» (сидя за партами, следя глазами за действиями учителя с зеркалом).
  1. Проверка домашнего задания.
Проверяется выполнение детьми заданий по тетради. Учитель интересуется тем, нельзя ли стихотворение о котёнке поместить не только в раздел «Звенит звонок - начинается урок» (поскольку котёнок хочет в школу), но и в раздел «Час потехи» (потому что стихотворение забавное, смешное).
  1. Изучение нового материала.
  1. Подготовка к чтению: выполнение тренировочных упражнений.
Учитель сообщает, что перед тем, как читать произведение, дети должны подготовиться, выполнив специальные упражнения, которые находятся в учебнике на странице 34. Сейчас я прочитаю стихотворение В. Смита «Час потехи».
  1. Физкультминутка.
  1. Чтения произведения В. Смита «Час потехи».
Первое произведение из нового раздела читает учитель. Далее текст читают дети. Выборочное чтение: - найти и прочитать строчки о жирафе; - прочитайте в тексте то место, где откликнулась сова; - прочитайте, как смеялся ворон; - найти и прочитать, куда поднялась Луна; Чтение текста учениками: «цепочкой». Обсуждение впечатлений от первичного восприятия прочитанного происходит в опоре на первый вопрос учебника к данному тексту. Дети под руководством учителя готовятся к самостоятельному чтению, выполняя задания 1 и 2 тетради и упражнения из учебника. Первоклассники 2-3 раза по вызову учителя читают стихотворение (по строфам). Главное при перечитывании - правильность чтения и передача весёлого настроения текста. Выполняется задание по иллюстрациям учебника. В хорошо подготовленном классе можно продолжить и усложнить работу, предложив перечислить персонажей в том порядке, в каком они названы в стихотворении. Учитель советует детям при выполнении задания опираться на текст. Это является пропедевтической работой по составлению картинного плана. Дома дети учатся читать стихотворение выразительно и выполняют задание 3 из тетради.
  1. Подведение итогов урока.
  • Дети, произведение какого автора мы сегодня прочли?
  • Вам понравилось произведение?
  • О чем мы узнали, прочитав произведение?
© 2010-2022