Поделитесь с коллегами:
Литературное чтение
Дата ____________________ Тема: «В. Смит «Час потехи»» (Литературное чтение, с. 34-37). Цель:
- читать рассказ в стихотворной шуточной форме;
- учить давать полные ответы на вопросы;
- дать представление о потешках, рассказать детям, как и для кого появились потешки на Руси, знакомить с народными традициями русского народа.
Ход урока
- Организационный момент.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Речевая разминка.
- Скороговорки
Из-под топота копыт пыль по полю летит.
- проговаривать чётко, отделяя каждое слово;
- ускорить темп;
- проговорить её очень быстро;
- проговорить быстро, но шёпотом;
- проговорить одними губами.
- Чистоговорки
Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
-
Чтение слогов для отработки техники чтения: игра «Бег с ускорением».
ДА ДО ДУ ДИ ДЫ ДЕ ДЮ ДЯ
МА МО МУ МИ МЫ МЕ МЮ МЯ
ЗА ЗО ЗУ ЗИ ЗЫ ЗЕ ЗЮ ЗЯ
ПА ПО ПУ ПИ ПЫ ПЕ ПЮ ПЯ
РА РО РУ РИ РЫ РЕ РЮ РЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛИ ЛЫ ЛЕ ЛЮ ЛЯ
ВА ВО ВУ ВИ ВЫ ВЕ ВЮ ВЯ
ФА ФО ФУ ФИ ФЫ ФЕ ФЮ ФЯ
ТА ТО ТУ ТИ ТЫ ТЕ ТЮ ТЯ
НА НО НУ НИ НЫ НЕ НЮ НЯ
- Сообщение темы урока.
Дети, сегодня мы отправляемся в новый раздел под названием «Час потехи». Пояснение слова «потешки» (на доске написано: Потешки - это коротенькие шуточные стишки). Рассказ учителя откуда к нам пришло слово «потешки» и для чего они придумывались в давние времена на Руси. Потешки - слово русское. Упоминания о потешках и прибаутках встречаются задолго до нашего времени, а предметы в сюжетах обычно связаны с непосредственным окружением маленького человека, с маленькими событиями его каждодневной жизни, будь то прогулка, умывание, еда, счёт, письмо и многое другое. Как правило, потешки и прибаутки в Древней Руси исполняли, рассказывали странствующие актёры, которых называли скоморохами и поэтому потешки и прибаутки имеют еще одно название - скоморошинки. Скоморохи - были певцами, музыкантами, сочинителями и исполнителями песен, сценок, шуток. Иногда они выступали с дрессированными зверями и выделывали акробатические номера. Одежда у них была красочная, яркая, а на голове были шапочки - колпачки. Время появления их на Руси неясно. В народе скоморохов любили, называли их «веселые молодцы», рассказывали про них в сказках, складывали пословицы, поговорки. В Древней Руси музыка звучала и на боярских и княжеских пирах, и на народных гуляньях. Главными музыкантами в те далекие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах. Народное искусство скоморохов в измененном виде живет полной жизнью в наши дни: кукольные театры, цирк с его акробатами, жонглерами и дрессированными животными, эстрадные концерты с их меткими частушками и песнями. - Физкультминутка для глаз.
Упражнение для глаз: «зеркальце» (сидя за партами, следя глазами за действиями учителя с зеркалом). - Проверка домашнего задания.
Проверяется выполнение детьми заданий по тетради. Учитель интересуется тем, нельзя ли стихотворение о котёнке поместить не только в раздел «Звенит звонок - начинается урок» (поскольку котёнок хочет в школу), но и в раздел «Час потехи» (потому что стихотворение забавное, смешное). - Изучение нового материала.
- Подготовка к чтению: выполнение тренировочных упражнений.
Учитель сообщает, что перед тем, как читать произведение, дети должны подготовиться, выполнив специальные упражнения, которые находятся в учебнике на странице 34. Сейчас я прочитаю стихотворение В. Смита «Час потехи». - Физкультминутка.
- Чтения произведения В. Смита «Час потехи».
Первое произведение из нового раздела читает учитель. Далее текст читают дети. Выборочное чтение: - найти и прочитать строчки о жирафе; - прочитайте в тексте то место, где откликнулась сова; - прочитайте, как смеялся ворон; - найти и прочитать, куда поднялась Луна; Чтение текста учениками: «цепочкой». Обсуждение впечатлений от первичного восприятия прочитанного происходит в опоре на первый вопрос учебника к данному тексту. Дети под руководством учителя готовятся к самостоятельному чтению, выполняя задания 1 и 2 тетради и упражнения из учебника. Первоклассники 2-3 раза по вызову учителя читают стихотворение (по строфам). Главное при перечитывании - правильность чтения и передача весёлого настроения текста. Выполняется задание по иллюстрациям учебника. В хорошо подготовленном классе можно продолжить и усложнить работу, предложив перечислить персонажей в том порядке, в каком они названы в стихотворении. Учитель советует детям при выполнении задания опираться на текст. Это является пропедевтической работой по составлению картинного плана. Дома дети учатся читать стихотворение выразительно и выполняют задание 3 из тетради. - Подведение итогов урока.
- Дети, произведение какого автора мы сегодня прочли?
- Вам понравилось произведение?
- О чем мы узнали, прочитав произведение?