- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья для учителей начальных классов «Развивающий канон как средство активизации творчества в учебном процессе»
Статья для учителей начальных классов «Развивающий канон как средство активизации творчества в учебном процессе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лецких Л.А. |
Дата | 29.04.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Развивающий канон как средство активизации
творчества в учебном процессе
Лецких Людмила Арнольдовна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Что значит обучать?
- Это систематически подталкивать
обучаемых к собственным открытиям.
Г.Спенсер В условиях реализации ФГОС учителю начальных классов приходится решать проблемные задачи. Как добиться успехов в развитии ученика? Как по-новому подойти к организации учебного процесса, чтобы не упустить главного, повысить мотивацию к учению, качество обучения? На все эти вопросы помогают ответить ученые, создающие новые технологии обучения. Но, несмотря на большое число педагогических инноваций, появившихся в последние годы, не так уж часто приходится сталкиваться с действительно оригинальными находками, несущими богатые развивающие возможности. Инновационной технологией можно назвать развивающий канон А.Б.Попова, к.т.н., доцента. Что же понимается под развивающим каноном (далее РК)? РК - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. РК можно успешно использовать в учебном процессе для оживления творческого отношения к самым разным предметам: математике, русскому языку, окружающему миру, информатике и любым другим предметам. Его можно применять для тренинга памяти, аналитических способностей, творческого воображения. РК может иметь различные формы: табличную:
-
автомобиль
?
карандаш
пенал
самолет
?
-
человек
голова
затылок
?
глаз
зрачок
В 1 классе в таблицах вместо слов используются рисунки, схемы, символы. Например, так.
-
вода
земля
? ? ?
-
дерево
эвкалипт
животное
кенгуру
страна
?
-
дерево
дуб
животное
жираф
страна
?
-
дерево
// - //- //- //- //- //- //-
животное
//- //- //- //- // - // - //- //
страна
?
-
Р
?
З
И
Н
А
-
Р
?
З
И
Н
А
то он «зазвучит» совершенно иначе. Теперь, прежде чем ответить на вопрос, какая буква пишется после «Р», нужно еще суметь обнаружить само слово «РЕЗИНА». Появился «секрет», своеобразный порядок, организующий «тайну». В левой колонке - только гласные, а в правой - только согласные. Это и уводит со следа решающего РК. Таким образом, каноны могут стать основой для игр в буквы и понятия, в смыслы и вопросы. Рассмотрим разнообразные задания РК, которые были предложены учащимся начальных классов.
человек
собака
жук
2
4
?
а)
(6)
б)
Р
Д
Т
Ч
П
?
(Раз, два, три, четыре, пять, шесть) в)
ракета
самолет
машина
лошадь
человек
?
(черепаха)
г)
-
автомобиль
?
карандаш
пенал
самолет
?
(гараж, аэродром)
д)
пешеход
лошадь
лыжник
поезд
самолет
?
(ракета)
е)
Г
М
С
Ч
12
30
24
?
(60)
ё)
Король
Квадрат
Петля Нестерова
Шахматная фигура
?
Фигура высшего пилотажа
(геометрическая фигура)
ж) 845 - 601= БГГ
359 - 116= ?
(БГВ)
1550 - 1231 = ВАЗ
795 - 233 = ?
(ДЕБ)
з)
Величина
Грани
Длина
Емкость
Квадрат
?
(линия)
и)
Глаза
Нос
?
2
1
20
(пальцы)
й)
Алый
Бордовый
Вишневый
Голубой
Дымчатый
?
(ежевичный, желтый)
к)
Красиво
Ловко
Молча
Низко
Очень
?
(плохо, по алфавиту)
л)
Дом
Ученик
Небо
Сын
Тетрадь
?
(имя существительное, одушевленное)
м)
Аист
Белки
Волк
Гусь
Дикобраз
?
н)
Мыло
Кошка
Часы
Конь
Посуда
?
(рыба - количество согласных букв в слове)
о)
-
Птица
?
Лапка
Коготь
Крыло
Перо
(варианты - крыло, голова, туловище, хвост)
п)
Я
ОСА
Улица
Простокваша
?
?
(Слова в 5 и 6 слогов)
р)
Ученик
Яркий
Идет
С
П
?
(«Идет» - глагол, то есть «Г»)
с)
Сидит
Течет
Учил
Фыркнет
Хохочет
?
(«Ц» - по алфавиту)
1 класс
Задание
Подумайте, какие слова или буквы пропущены в этих таблицах.
Капитан
водитель
? ? ?
-
Корова
теленок
Курица
? ? ?
Лошадь
жеребенок
-
5
П
6
Ш
7
?
(с)
-
насекомое
бабочка
птица
воробей
рыба
? ? ?
(ерш)
-
Горький
Сладкий
? ? ?
2 класс
-
Козел
Петух
? ? ?
-
Художник
Картина
Композитор
Песня
Писатель
?
-
Дятел
П
Бабочка
Н
Окунь
?
(рыба)
-
Сок
О
Жук
У
Мак
?
(А)
-
Город
? ? ?
Море
Белое
Страна
Венгрия
(А)
Использование РК как формы представления учебных заданий позволяет развивать у ученика начальной школы систему качеств, необходимых для успешной учебной деятельности, позволяет наиболее полно им самораскрываться. Думаем, что использование развивающего канона в образовательном процессе отвечает требованиям времени, а также запросам и потребностям учителей начальной школы, а поэтому будет актуальным не толь - ко в нашем образовательном учреждении.
Список литературы 1.А.В.Попов Развивающий канон - что это такое… М., 1993 2.А.В.Попов. И снова развивающий канон. /Труды исследовательского центра/.