- Преподавателю
- Начальные классы
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 9 – 11 ЛЕТ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 9 – 11 ЛЕТ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черняева Л.Ф. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 9 - 11 ЛЕТ Итак, Отечество наше, ещё недавно лидировавшее среди «читающих» стран, теперь занимает 27-е место из 32 возможных… Это статистический факт… Многие не видят здесь ничего страшного. Ведь мы живем в 21 веке - веке новых информационных технологий и книга как источник информации уступила дорогу электронным собраниям, сайтам, веб- страницам всемирной сети. А дети, как гласит арабская пословица, похожи гораздо больше на свое время, чем на своих родителей. На мой взгляд массовое неумение и нежелание нового поколения читать хорошие книги - это путь в никуда: без личностно осмысленного «присвоения» опыта предшествующих поколений, т.е. без желания и умения думать над тем и переживать то, что было, нельзя эффективно прогнозировать и успешно добиваться того, что должно быть. Не владея ретроспективой, невозможно вовремя даже заметить грозящую беду. Не зная всех существующих средств, нельзя выбрать и усовершенствовать достойное, чтобы беде противостоять. Да и делать это скоро будет некому. Ибо, чтобы защитить Родину, её надо любить, а полюбить её может лишь тот, кого с детства учили и научили понимать и уважать предков, кто выстрадал право называться потомком. Россия - одна из немногих стран в мире, где процесс обучения чтению осмыслен научно и где открыты и сформулированы три первых в мировой науке Закона, регулирующих взаимосодействие таких компонентов обучения чтению, как учитель - книга - ученик. Но в силу разных причин эта система оказывается неэффективной и для многих детей процесс обучения чтению является не столько увлекательным занятием, сколько мукой. Очевидно, что лучше сразу правильно учить, чем потом переучивать, т.к. переучивать значительно труднее. У хорошего учителя в современной школе нет ни времени, ни условий для переучивания: даже первоклассники сейчас лишь три дня в неделю читать учатся, а четыре оставшихся дня - систематически забывают то, чему их в школе научили. Не научившись как следует читать, ни один человек в мире ещё не стал творческой личностью! Нет, не в литературе!.. А вообще личностью - самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам её созидать. Не забудем, что созидательная деятельность в любой области основывается на всесторонне развитом воображении, становление которого, в свою очередь, в любой области задаётся только умением вдумываться в слово и, напрягая все духовные силы, воссоздавать скрытые за словом звуки, краски, формы, цвета, коллизии, конфликты и прочие жизненные обстоятельства, зафиксированные нашими мудрыми предками в виде обращённой к нам образной, художественной речи и сохранённые для нас в книгах. Но книги мертвы для тех, кто не умеет их читать. Такому чтению, чтению-общению, динамическому или творческому чтению, самому - без систематической помощи и руководства со стороны другого человека - квалифицированного читателя и опытного наставника, - как и любой сложной интеллектуально-эмоциональной собственно человеческой деятельности, научиться нельзя. А значит, уроки обучения чтению-общению в начальной школе не просто нужны: они жизненно необходимы и для каждого ребёнка (чтобы вовремя начал «искать себя», думать о себе и о жизни), и для Отечества, если оно, обезумев, не решило разрушить ниспосланный ему в его людях - будущих гражданах - творческий потенциал. Интерес к чтению, специфические способы работы с текстом и с детской книгой в частности, прочные навыки чтения - это то, что принято считать составляющими читательской культуры. В свою очередь, одним из составляющих навыка чтения является его техника, предполагающая выработку скорости чтения до темпа разговорной речи. Экспериментально установлено, что дети, ставшие отличниками в среднем звене имели на конец обучения в начальной школе скорость 130-170 слов в минуту, в среднем 150 слов. Хорошисты - 100-140 слов, в среднем 120 слов в минуту, троечники 80-90 слов в минуту. Это закономерность находит свое подтверждение и в результатах международных исследований. Так, по данным Кронбергской Декларации (март 2007г.) Россия занимает первое место из 26 стран среди детей 10 - 11 лет по читательской грамотности (период 2003 - 2006г.г.), и одно из последних - среди 15-летних. Следовательно, уже на первых этапах обучения необходимо решать проблему формирования и развития читательской культуры. Если учитель начальных классов хочет, чтобы его питомцы занимались преимущественно на положительные оценки, он должен их учить правильно. А если он хочет, чтобы все его питомцы стали троечниками, тогда ему достаточно выполнить определённый программой норматив. Но этого не должно быть. Надо учить всех детей читать творчески!.. Тогда каждый в процессе обучения чтению-общению сначала возьмёт, а потом отдаст обществу своё. Читать в 5-10 раз быстрее становится жизненной потребностью, условием успешности в будущей профессиональной жизни, так как наступает эра информационного общества. Поэтому перед школой стоит проблема формирования культуры чтения младших школьников. А решить ее усилиями только одной школа не возможно. Здесь требуется равноправное сотрудничества с родителями. Сегодня, когда наши дети постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успешность ребёнка, но и на его общее развитие. А мы ведь все хотим, чтобы наши дети были успешными. Все в наших руках, дорогие родители, и я хочу чтобы вы осознали это. И приняли во внимание тот факт, что приобщая своего ребенка к книгам, прочитывая и обсуждая их, вы находите способ говорить с ним о многих вещах, которыми дети обычно не желают делиться с родителями. С помощью хорошей книги вы можете стать близким другом своему ребенку и справиться с проблемой взаимоотношений отцов и детей, а значит во многом, с проблемами взаимоотношений в семье. В условиях современного обучения, при наличии различных образовательных систем актуальными являются исследования, направленные на выявление особенностей развития культуры личности (читательской в частности) у младших школьников и влияние специально организованной системы обучения на особенности формирования навыка чтения. Говоря о младшем школьном возрасте, следует так строить педагогическую работу, чтобы при переходе от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, не произошло стагнации. Необходимо стремиться к тому, чтобы были созданы условия развития теоретического мышления, предполагающее формирование не только понятий как таковых, но и необходимых для дальнейшего интеллектуального развития компетенций. Ведущая роль в решении проблемы формирования читательской культуры отводится приобщению детей к регулярному чтению, как органической потребности личности. Здесь возникает необходимость разработки собственной технологии, в которой равноправными участниками процесса обучения становятся родители. Для этого необходимо устанавливать не формализованную систему «взаимодействия», а равноправные отношения с родителями, основанные на общем интересе. Следует отметить, что существуют приемы работы органично сочетающие в себе тренинговую и развивающую функцию и без особых усилий модифицирующиеся в рамках классической структуры урока. А именно, применяется ряд приёмов, для обеспечения:
- Совершенствования процесса смысловой переработки текста;
- Расширения фиксационного поля зрения при чтении;
- Развития антиципационного (предвосхищающего) восприятия текста и предотвращение регрессий, то есть возвращение глаз к прочитанным словам;
- Целенаправленное изменения ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения;
- Развития контроля и самоконтроля при чтении;
- Развития речевого аппарата при чтении вслух;
- Развития умения слушать своё и чужое мнение;
- Формирования умения воспринимать тексты разных видов;
- Формирования способов действия с текстом.
Литература: 1. Брыль, Д.В. Уроки скорочтения: Эффективная методика [Текст] / Д.В.Брыль. - М.: Мой Мир, 2006. - 256с. 2. Буров, А.Н. Система интенсивного развития способностей [Текст] / А.Н. Буров //Информатика и образование.- 1997. - № 2. - с. 47 - 50. 3. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению [Текст] /В.Н. Зайцев В.Н. - М.: Просвещение, 1996. - 33 с. 4. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы [Текст] / В.А.Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1982. - с.19-20, 168-169. 5. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников [Текст] / М.И.Оморокова. - АРКТИ, 2001. - 152 с.; 6. Чечельницкий, А. Совершенствование памяти, скорости чтения [Текст] /А. Чечельницкий. - Иркутск, 2003. - 66 с.