Конспект урока по окружающему миру Превращения воды. Круговорот воды в природе (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру
Тема «Превращения и круговорот воды в природе» 3 класс

Цель: формировать представление о круговороте воды в природе.

Задачи:

  1. формировать представление о трёх состояниях и круговороте воды в природе;

  2. развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение;

  3. воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование:

  • схема круговорота воды;

  • для опыта: спиртовка, колба с водой, штатив, блюдце со льдом;

  • экран и компьютер для демонстрации презентации;

  • карточки для индивидуальной работы учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент (проверка готовности к уроку)
II. Мотивация на успешную деятельность. Слайд№3.

Учитель читает загадку:

«Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная,
Я по травке разлитая,
Догадайся, кто же я?»

(вода)

- На прошлом уроке мы с вами очень хорошо поработали, узнали о свойствах воды. Я надеюсь, что сегодня вы так же активно будете мне помогать, потому что нам предстоит узнать много нового и интересного о воде.
слайд 4
- Мы уже выяснили, что вода - это очень важное вещество. Могла бы существовать жизнь на нашей планете без воды? Почему? (большая часть поверхности нашей планеты покрыта водой; в организмах живых существ есть вода; для многих организмов вода - дом)


III. Актуализация опорных знаний. ^слайд 5

  1. Проверка домашнего задания

- А теперь давайте вспомним, что вы уже знаете о воде.
Повторение пройденного. Слайд №2. (учащиеся пишут ответы на карточках)
2. Тест группам на карточке. слайд 6 :

Тест на дополнение. по теме «Свойства воды».

Внимательно читай и выполняй задание. По окончании работы - проверь.

1.Вставь пропущенные слова.

Вода это __________________ природа. Вода нужна всему ______________ на земле.

Слова для справок: предмет, живому, неживая.

2. Закончи предложения. Вода жидкость, поэтому она ____________Мы видим предметы сквозь толщу воды, потому что она ________________________

Слова для справок: мягкая, лёгкая, прозрачная, текучая.

3.При нагревании вода _______ ______, а при охлаждении ________

Слова для справок: сжимается, расширяется, сужается и т.д.

4. В воде не растворяется ____________________.

Слова для справок: мел, сахар, соль.

5. Вода не имеет ______________________________

Слова для справок: вкуса, запаха, имени, формы.


Далее проводится взаимопроверка работ учащихся.
Слайд №7.

3.Работа по группам

Докажите, что вода текучая 1 группе слайд 8

Докажите, что вода прозрачная 2 группе слайд 9

Сделаем вывод слайд 10

IV. Сообщение темы и задач урока слайд 11

Сегодня на уроке

• Я помогу вам расширить свои познания о воде;

• Вы сможете сами ответить на вопросы, которые вас сегодня заинтересуют;

• Сможете доказать, что вода всё время движется, меняя своё состояние;

• Узнаете о существовании круговорота воды в природе и что обозначают слова «испарение» и «конденсация»

• И вместе с вами докажем, несмотря на то, что воды очень много, её нужно беречь;

Весь урок будет построен на ваших знаниях, предположениях и доказательствах. Я буду лишь немного помогать вам.

V. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

Слайд 12 « Вода-вещество, которое создало нашу планету»
(Б.Ф.Сергеев)

Вода - начало всех начал

Вода- среда жизни

  • Вода - удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета, и возникло все живое на ней. Если бы на Земле не было воды, то не было бы растений, животных, не было бы нас с вами.

Вода может переходить из одного состояния в другое, но почему количество воды на земле не иссякает?

  • Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого - в газообразное, из газообразного - в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

Слайд 13


- Вода могла бы сказать о себе так:

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

- Как вы это понимаете?

^2. Беседа о трёх состояниях воды. Слайд №1 4.

- Вода в природе существует в трёх состояниях - жидком, твёрдом и газообразном.
Жидкое

Приведите примеры воды в жидком состоянии (река, ручей, море, океан…)

Вода в природе может переходить из одного состояния в другое
Как вы думаете, от чего зависит состояние воды? (от температуры)

При каком условии вода переходит из жидкого состояния в твёрдое? (при температуре 0 градусов и ниже)
Твёрдое

- Приведите примеры воды в твёрдом состоянии (лёд, снег…)

Может ли вода в твёрдом состоянии снова стать жидкой? При каком условии? (если температура становится выше 0 градусов лёд и снег тают, то есть превращаются в жидкость)

Газообразное

- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (в виде пара, тумана…)

- Мы каждый день протираем доску мокрой тряпкой. Через несколько минут доска становится сухой. Почему? (вода испаряется с доски, то есть превращается в пар - прозрачный, бесцветный газ)

- Вспомните, в какую погоду быстрее высыхает мокрая одежда или выстиранное бельё? (в жаркую, сухую погоду вода испаряется быстрее)

- Но многие хозяйки вывешивают бельё на улицу даже зимой. Какой вывод можно сделать? (в холодную погоду тоже происходит испарение воды)

Вывод слайд 18 Состояния воды

VI.Закрепление изученного
^1. Работа по группам Слайд 19

Определите состояния воды


2. Физкультминутка Слайды 20-33

3 .Сказка про капельку (Слайды 34-44)

Итак мы с вами увидели путешествие капельки, другими словами круговорот воды в природе. (слайд 45) - ребенок у доски

^4. Демонстрация опыта «Круговорот воды в природе». Слайд 46

- Вода в природе может не только превращаться из одного состояния в другое, но и совершает удивительное путешествие.

Давайте проведём опыт: в колбу налили воду, поместили колбу над огнём, нагреваем.

- Что происходит с водой? (испаряется)

Поместим над колбой холодный предмет, например блюдце со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки становится влажной. Почему?

- При столкновении тёплого водяного пара с холодной тарелкой капельки воды начинают притягиваться друг к другу, соединяться в крупные капли. Этот процесс называется «конденсация».

- Через некоторое время капли воды начинают капать вниз. Получается круговорот воды (понятия «испарение» и «конденсация» записывают в словарь)

На доске появляется схема круговорота воды в природе. Слайд №5.

Конспект урока по окружающему миру Превращения воды. Круговорот воды в природе (3 класс)

- Такой круговорот происходит и в природе.

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты. Вода испаряется с поверхности земли, рек, морей, океанов. Воду испаряют все растения, пары воды выдыхают животные и человек.

Вода превращается в пар в любое время года. Водяные пары поднимаются вверх. Высоко над землёй образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда - они образуют облака. Ветер разносит облака над землёй. Накопившаяся в них влага выпадает на землю в виде дождя или снега.

Капли воды попадают в реки, озёра, моря или почву и со временем снова испаряются в воздух. Это явление и называют круговоротом воды в природе.


  1. Моделирование круговорота воды в природе (слайд 48)

Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

Де Сент-Экзюпери

VII. Домашнее задание слайд 50 с. 55- 58 пересказывать
^ VIII. Рефлексия слайд 51-52

Слайд №53

Прозвенел опять звонок

и закончился урок!

Много нового узнали,

чуть мудрей, добрее стали.

Это нужно детворе

для учёбы, при игре.

Будем басни впредь читать,

а может, и свои писать.

Всем спасибо за урок!

Накопили знаний впрок!

Итак, сегодня мы ещё раз убедились, что вода - очень удивительное вещество. Воду нужно беречь! Почему важно беречь воду? И как это делать? На эти вопросы мы постараемся найти ответы на следующем уроке.

Резерв

Игра «Состояния воды»: учитель предлагает детям представить себя частичками воды. «Жидкость» - дети движутся на близком расстоянии друг от друга; «Лёд» - становятся в круг; «Пар» - разбегаются дальше друг от друга.


Стихотворение

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает - и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница -

Чудо - ВОДА!

Беседа «Бережное отношение к воде.»

Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?

Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река "болеет", ее воды не могут быть использованы человеком.

Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.

А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).

"Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан".

"Экономно воду лей, дорожить водой умей".



© 2010-2022