- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру Превращения воды. Круговорот воды в природе (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру Превращения воды. Круговорот воды в природе (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Диденко Е.А. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по окружающему миру
Тема «Превращения и круговорот воды в природе» 3 класс
Цель: формировать представление о круговороте воды в природе.
Задачи:
-
формировать представление о трёх состояниях и круговороте воды в природе;
-
развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение;
-
воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:
-
схема круговорота воды;
-
для опыта: спиртовка, колба с водой, штатив, блюдце со льдом;
-
экран и компьютер для демонстрации презентации;
-
карточки для индивидуальной работы учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент (проверка готовности к уроку)
II. Мотивация на успешную деятельность. Слайд№3.
Учитель читает загадку:
«Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная,
Я по травке разлитая,
Догадайся, кто же я?»
(вода)
- На прошлом уроке мы с вами очень хорошо поработали, узнали о свойствах воды. Я надеюсь, что сегодня вы так же активно будете мне помогать, потому что нам предстоит узнать много нового и интересного о воде.
слайд 4
- Мы уже выяснили, что вода - это очень важное вещество. Могла бы существовать жизнь на нашей планете без воды? Почему? (большая часть поверхности нашей планеты покрыта водой; в организмах живых существ есть вода; для многих организмов вода - дом)
III. Актуализация опорных знаний. ^слайд 5
-
Проверка домашнего задания
- А теперь давайте вспомним, что вы уже знаете о воде.
Повторение пройденного. Слайд №2. (учащиеся пишут ответы на карточках)
2. Тест группам на карточке. слайд 6 :
Тест на дополнение. по теме «Свойства воды».
Внимательно читай и выполняй задание. По окончании работы - проверь.
1.Вставь пропущенные слова.
Вода это __________________ природа. Вода нужна всему ______________ на земле.
Слова для справок: предмет, живому, неживая.
2. Закончи предложения. Вода жидкость, поэтому она ____________Мы видим предметы сквозь толщу воды, потому что она ________________________
Слова для справок: мягкая, лёгкая, прозрачная, текучая.
3.При нагревании вода _______ ______, а при охлаждении ________
Слова для справок: сжимается, расширяется, сужается и т.д.
4. В воде не растворяется ____________________.
Слова для справок: мел, сахар, соль.
5. Вода не имеет ______________________________
Слова для справок: вкуса, запаха, имени, формы.
Далее проводится взаимопроверка работ учащихся.
Слайд №7.
3.Работа по группам
Докажите, что вода текучая 1 группе слайд 8
Докажите, что вода прозрачная 2 группе слайд 9
Сделаем вывод слайд 10
IV. Сообщение темы и задач урока слайд 11
Сегодня на уроке
• Я помогу вам расширить свои познания о воде;
• Вы сможете сами ответить на вопросы, которые вас сегодня заинтересуют;
• Сможете доказать, что вода всё время движется, меняя своё состояние;
• Узнаете о существовании круговорота воды в природе и что обозначают слова «испарение» и «конденсация»
• И вместе с вами докажем, несмотря на то, что воды очень много, её нужно беречь;
Весь урок будет построен на ваших знаниях, предположениях и доказательствах. Я буду лишь немного помогать вам.
V. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Слайд 12 « Вода-вещество, которое создало нашу планету»
(Б.Ф.Сергеев)
Вода - начало всех начал
Вода- среда жизни
-
Вода - удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета, и возникло все живое на ней. Если бы на Земле не было воды, то не было бы растений, животных, не было бы нас с вами.
Вода может переходить из одного состояния в другое, но почему количество воды на земле не иссякает?
-
Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого - в газообразное, из газообразного - в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.
Слайд 13
- Вода могла бы сказать о себе так:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
- Как вы это понимаете?
^2. Беседа о трёх состояниях воды. Слайд №1 4.
- Вода в природе существует в трёх состояниях - жидком, твёрдом и газообразном.
Жидкое
Приведите примеры воды в жидком состоянии (река, ручей, море, океан…)
Вода в природе может переходить из одного состояния в другое
Как вы думаете, от чего зависит состояние воды? (от температуры)
При каком условии вода переходит из жидкого состояния в твёрдое? (при температуре 0 градусов и ниже)
Твёрдое
- Приведите примеры воды в твёрдом состоянии (лёд, снег…)
Может ли вода в твёрдом состоянии снова стать жидкой? При каком условии? (если температура становится выше 0 градусов лёд и снег тают, то есть превращаются в жидкость)
Газообразное
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (в виде пара, тумана…)
- Мы каждый день протираем доску мокрой тряпкой. Через несколько минут доска становится сухой. Почему? (вода испаряется с доски, то есть превращается в пар - прозрачный, бесцветный газ)
- Вспомните, в какую погоду быстрее высыхает мокрая одежда или выстиранное бельё? (в жаркую, сухую погоду вода испаряется быстрее)
- Но многие хозяйки вывешивают бельё на улицу даже зимой. Какой вывод можно сделать? (в холодную погоду тоже происходит испарение воды)
Вывод слайд 18 Состояния воды
VI.Закрепление изученного
^1. Работа по группам Слайд 19
Определите состояния воды
2. Физкультминутка Слайды 20-33
3 .Сказка про капельку (Слайды 34-44)
Итак мы с вами увидели путешествие капельки, другими словами круговорот воды в природе. (слайд 45) - ребенок у доски
^4. Демонстрация опыта «Круговорот воды в природе». Слайд 46
- Вода в природе может не только превращаться из одного состояния в другое, но и совершает удивительное путешествие.
Давайте проведём опыт: в колбу налили воду, поместили колбу над огнём, нагреваем.
- Что происходит с водой? (испаряется)
Поместим над колбой холодный предмет, например блюдце со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки становится влажной. Почему?
- При столкновении тёплого водяного пара с холодной тарелкой капельки воды начинают притягиваться друг к другу, соединяться в крупные капли. Этот процесс называется «конденсация».
- Через некоторое время капли воды начинают капать вниз. Получается круговорот воды (понятия «испарение» и «конденсация» записывают в словарь)
На доске появляется схема круговорота воды в природе. Слайд №5.
- Такой круговорот происходит и в природе.
Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты. Вода испаряется с поверхности земли, рек, морей, океанов. Воду испаряют все растения, пары воды выдыхают животные и человек.
Вода превращается в пар в любое время года. Водяные пары поднимаются вверх. Высоко над землёй образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда - они образуют облака. Ветер разносит облака над землёй. Накопившаяся в них влага выпадает на землю в виде дождя или снега.
Капли воды попадают в реки, озёра, моря или почву и со временем снова испаряются в воздух. Это явление и называют круговоротом воды в природе.
-
Моделирование круговорота воды в природе (слайд 48)
Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.
Де Сент-Экзюпери
VII. Домашнее задание слайд 50 с. 55- 58 пересказывать
^ VIII. Рефлексия слайд 51-52
Слайд №53
Прозвенел опять звонок
и закончился урок!
Много нового узнали,
чуть мудрей, добрее стали.
Это нужно детворе
для учёбы, при игре.
Будем басни впредь читать,
а может, и свои писать.
Всем спасибо за урок!
Накопили знаний впрок!
Итак, сегодня мы ещё раз убедились, что вода - очень удивительное вещество. Воду нужно беречь! Почему важно беречь воду? И как это делать? На эти вопросы мы постараемся найти ответы на следующем уроке.
Резерв
Игра «Состояния воды»: учитель предлагает детям представить себя частичками воды. «Жидкость» - дети движутся на близком расстоянии друг от друга; «Лёд» - становятся в круг; «Пар» - разбегаются дальше друг от друга.
Стихотворение
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает - и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница -
Чудо - ВОДА!
Беседа «Бережное отношение к воде.»
Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?
Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река "болеет", ее воды не могут быть использованы человеком.
Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.
А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).
"Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан".
"Экономно воду лей, дорожить водой умей".