- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока русского языка «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс
Технологическая карта урока русского языка «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коломиец С.А. |
Дата | 29.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока русского языка (Школа России)
Составитель: Коломиец С.А., МБОУ СОШ №9, г. Ноябрьск
Табл № 1
Авторы, разработчики:
Коломиец С.А. Предмет Русский язык Класс 3 класс Тип урока Ознакомление с новым материалом Технология построения урока Технология развития критического мышления через чтение и письмо Тема
Непроизносимые согласные в корне слова Цель Образовательная: Создать условия для развития орфографической зоркости учеников; логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль); Развивающая: развивать внимательное отношение к слову, его использование в устной и письменной речи; стимулировать познавательный интерес;
-
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся, интерес к изучению русского языка.
Табл. № 2. Планируемый результат Предметные умения
-
- систематизировать знания об общих закономерностях написания непроизносимых согласных в корнях слова
-
- соблюдать в практике письма основные орфографические нормы правописания корней слов
- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки -объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме
Личностные УУД: - формулировать и аргументировать собственное мнение; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку; - выстраивать логическую цепь рассуждений - анализ объектов с целью выделения признаков; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Табл. № 3
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) и т.п.)
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция
Рабочий блокнот
Технические средства обучения
Компьютер
Медиапроектор
Табл. № 4
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи Вызов Установить тематическую рамку («могу») Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо») Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу») Осмысление Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки Рефлексия Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона Формировать адекватную оценку правильности результатов действия Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности
Табл. № 5. Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
вызов
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД: - выбирать основание для сравнения, - устанавливать причинно-следственные связи, - выстраивать логическую цепь рассуждений - анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию ЛичностныеУУД: - внутренняя позиция школьника.
Предметные результаты:
- актуализация и систематизация знаний написании согласных в корне
Проверка готовности класса и учащихся к уроку.
Минута приятных воспоминаний. Закройте глаза, вспомните о чем-то радостном, улыбнитесь друг другу. Сегодня мы будем открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас прекрасное настроение и вы готовы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний. А для этого нам необходимо повторить то, что мы уже знали.
Предлагает прочитать слова в рабочем блокноте и выделить корень только в однокоренных словах:
пух водолаз
пушок проводник
пуховый подводник
пушка подводный
опух вода
Задает вопросы:
- Что такое корень?
- Какие слова мы называем однокоренными?
- Что наблюдается в корнях?
Предлагает записать слова под диктовку.
Зубки, пьем, том.
- Какими буквами можем обозначить звук [п] в слове зубки - б или п? Какую букву выберем? - Мы знаем, что в слабой позиции парные звонкие согласные звуки чередуются со своими парами. Это позиционное чередование. Здесь действует фонематический принцип написания. - Почему слово зубы - проверочное слово? - Закон русского письма: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которая обозначает звук в том же слове в сильной позиции. - В слове пьет слышим звук [т] на конце слова. Это тоже парный глухой в слабой позиции. Какую букву выбираем - д или т? Почему? - В слове том в какой позиции согласные [т] и [м]? [Т] стоит перед гласным, значит, находится в сильной позиции, [м] - сонорный, тоже всегда стоит в сильной позиции. В слове том произношение совпадает с написанием.
Слайд №1. Учитель включает компьютер, показывает слайд.
Близкий
Ошибка
Пруд
Косьба
Ближний - Предлагает следующее задание: прочитайте эти слова. Какую орфограмму в них увидели? Обозначим корни в этих словах. Почему можно допустить ошибку в написании согласной буквы? В какой части слова находится эта орфограмма? В каких словах происходит оглушение согласного звука? Произнесем вместе. Когда происходит оглушение? В каких словах происходит озвончение глухого согласного звука? Произнесем это слово вместе. Когда происходит такое озвончение? Нужно ли проверять слово ближний? Ведь здесь тоже согласный стоит перед согласным. Сравним произношение и написание этого слова - произнесем его все вместе и посмотрим, как оно пишется. Какой можно сделать вывод? По какому принципу мы подбираем в сомнительных случаях проверочные слова? По какому алгоритму мы проверяем эти согласные? Слайд № 2. Алгоритм проверки согласных:
- Прочитать слово. Вслушаться, есть ли в нем согласный звук в конце или в середине перед согласным.
- Если есть. Подобрать проверочное слово.
- Определить, какую букву надо писать.
- Написать слово, подчеркнуть орфограмму.
Орфограммы-согласные
Проверяемые Непроверяемые
согласные согласные
Утюг-утюги Хоккей
Поездка - ездить Класс
Проверяют готовность к уроку
Выполняют задания в рабочем блокноте, читают слова, выделяют корень в однокоренных словах, отвечают на вопросы.
Выполняют задание, аргументируют ту или иную позиции. Находят отличия.
Учащиеся читают на экране слова, находят орфограммы. Определяют, в какой части слова находится орфограмма.
Произносят хором слова, сравнивают звуки и буквы.
Повторяют алгоритм проверки согласных.
Делают вывод.
Классифицируют орфограммы-согласные в корне.
осмысление
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:
- самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль; - волевая саморегуляция. Познавательные УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков, - определение основной и второстепенной информации - анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, - управление поведение партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД:
- учебно-познавательный интерес, - самоопределение.
Предметные результаты:
- соблюдать в практике письма основные грамматические, орфографические нормы современного русского литературного языка
- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме Слайд № 4. Под сосной в хвоинках рыжих Не ищи зимою рыжик. Рыжий рыжик рыж не зря Рыжик - вестник сентября. - Прочитаем вслух. Какие слова вам не понятны? Можно ли это назвать текстом? Почему? Почему вы решили, что это стихотворение? Как его можно озаглавить? Объясните значение слова вестник. Подберем однокоренные слова к слову вестник. Запишем эти слова в блокнот: вестник, весть, известие, известный, известно. Обозначим в них корень. Еще раз вместе произнесем эти слова по слогам и скажем, все ли согласные звуки в них произносятся. В каких словах? Сколько в слове вестник звуков. Сколько букв? В какой части слова находится звук, который не произносится? Какое название можно дать звуку, который не произносится? Какой вывод мы можем сделать? В некоторых словах звук [т] не произносится, а буква т пишется. Слайд №5. Прочитайте информацию на слайде. Три согласных звука в корне подряд произнести очень трудно, и мы упрощаем, таким образом, их произношение. А написание упрощать нельзя! Предлагает сформулировать вывод по наводящим вопросам. Когда появляются в слове непроизносимые согласные? Непроизносимые согласные - это звуки или буквы? Если звуки, то это правило письма или закон языка?
- Наблюдение над правописанием.
- Постановка проблемного вопроса.
Орфограммы-согласные
Проверяемые Непроверяемые
согласные согласные
Утюг-утюги Хоккей Поездка - ездить Класс Вестник - весть, известие
Слайд № 6. Поздний, поздно, опоздать. Место, местечко, местность, местный. Праздник, праздничный, празден, праздновать. Солнышко, солнце, солнечный. Предлагает выполнить задание в парах: Запишите ряд однокоренных слов. Выделите в них корень. Обозначьте непроизносимый согласный. Подчеркните проверочное слово. Итог. Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в написании с непроизносимым согласным звуком? Вернемся к слайду №3. Что вы заметили? Какие еще орфограммы-согласные мы проверяем по такому же алгоритму? Мы можем объединить эти два алгоритма в один? Давайте вместе составим общий алгоритм для проверки написания согласных букв в корне слова. Слайд №7. Алгоритм проверки согласных в корне:
- Произнеси слово. Определи, есть ли в нем парный звонкий или глухой согласный или стечение согласных в середине слова.
- Подбери однокоренное проверочное слово или измени форму слова.
- Напиши слово, обозначь орфограмму.
Предлагает выполнить самостоятельно разноуровневые задания (рабочий блокнот):
- 1 уровень:
Организует взаимопроверку по предложенному ключу (презентация к уроку).
Читают хором вслух. Называют непонятные слова. Отвечают на вопросы. Придумывают заглавие к стихотворению.
Подбирают однокоренные слова к слову вестник. Записывают их в блокнот, выделяют корень.
Еще раз произносят слова по слогам, анализируют и выполняют поставленную лингвистическую задачу, сравнивают количество звуков и букв в слове вестник, определяют часть слова, в которой находится звук, который не произносится, придумывают ему название. Формулируют вывод.
Зачитывают информацию, убеждаются в правильность названия данной орфограммы.
Формулируют вывод.
Доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме
Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу.
Выполняют фронтально задание. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.
Составляют общий алгоритм проверки согласных в корне.
Выполняют типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (1, 2 уровень), по образцу (3 уровень).
Учащиеся осмысленно применяют орфографические правила правописания корневых орфограмм.
Записывают текст диктанта.
Выполняют взаимопроверку, оценивают работу партнера.
Рефлексия (осмысление) Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности, - рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД: - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. ЛичностныеУУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные результаты:
-соблюдать е основные орфографические нормы
- Организует рефлексию. Предлагает закончить предложение. Если я грамотно пишу согласные в корне слов, то ….
- Предлагает домашнее задание по выбору, проводит инструктаж по его выполнению:
Учащиеся заканчивают предложение, приходят к выводу, что им необходимы знания об общих закономерностях написания согласных в корне слова для соблюдения в практике письма основных орфографических норм современного русского литературного языка.