- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему Дидактическая игра-действующий способ познавательной активности учащихся
Доклад на тему Дидактическая игра-действующий способ познавательной активности учащихся
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шабатова У.С. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад на тему «Дидактическая игра-действующий способ познавательной активности учащихся»
Шабатова У.С.
учитель начальных классов
Исходя из проблемы школы, которая перешла на модульную технологию обучения, мой накопленный опыт дал возможности выбрать то, что интересно мне и детям. Я работаю над проблемой «Дидактическая игра - действующий способ познавательной активности учащихся».
Целью, которой является изучение игровой деятельности младшего школьника, как средство познавательной активности учащихся на уроке. Основная задача-ориентация на игру, как способ обучения, развития познавательной деятельности.
Проблема использования игры не новая, но актуальная. Представитель советской педагогики Антон Семёнович Макаренко считал, что дидактически-ролевые игры важны для развития ребёнка так же, как для взрослого настоящий труд. Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что без игры нет, и не может быть полноценного, умственного развития ребёнка.
Процесс игры даёт возможность многогранного раскрытия особенностей и способностей ребёнка. Она очень сближает детей. У детей возникает желание учиться, появляется возможность мобилизировать свой небольшой жизненный опыт, раскрепощает ребёнка, дети всегда чувствуют себя равными в игре, это также готовность на протяжении всего урока активно работать вместе с товарищами.
В процессе обучения игровая деятельность имеет форму дидактической игры, игровых ситуаций, игрового приёма, игровых упражнений. Все эти формы деятельности направлены на решение программных заданий, усвоению конкретно познавательного материала. В игре я стараюсь ненавязчиво развить интеллект ребёнка, что побуждает интерес к обучению. Игровые моменты предназначены не развлекать, а помогать в обучении.
К составным элементам структуры игры относятся:
-дидактическая задача;
-игровой замысел;
-правила игры;
-начало игры;
-игровые действия;
-подведение итогов.
Во время учебного процесса мною использованы игры на уроках русского языка и чтения.
«ПАЗЛЫ»- эта игра проводится в парах. При изучении произведений встречаются названия животных, растений, о которых дети мало знают. Из слов, на которых указан порядковый номер, нужно составить предложение. Задача детей прочитать выразительно и рассказать, что говорится в предложении.
«СТИХИ к КАРТИНКЕ» - этот игровой приём провожу на уроках чтения для речевой разминки (4-5учащихся). Задача детей по выбору вытянуть стихотворение, прочитать его, подобрать картинку и отработать выразительность и осознанность. В это время с остальными учащимися класса заучиваем чистоговорки, скороговорки и т.д. Подготовленн ые учащиеся показывают классу картинку и читают стихотворение, кратко пересказывают его содержание. Оценивают учащиеся класа.
«НАЙДИ СВОЮ ПОЛОВИНКУ» - это индивидуально-парная работа. В 1 классе при изучении темы «Слог. Ударение» детям на парту раздаются половинки симметричных рисунков какого-либо предмета и ребёнок должен найти свою половинку у товарища. Собрав предмет, дети делят слово на слог и выделяют ударный слог.
Существует много игр, которые применяю на уроках по разным темам, например:
- «Кто быстрее сварит борщ» - эстафета по теме «Звуки и буквы»;
-«Помощники библиотекаря» - работа в группах по теме «Алфавит»;
-«Не ошибись» -игра-соревнование, на повторение орфограмм.
Игры на уроках математики
«Помоги пекарю» - по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток»;
«Рукавичка», «Собери снеговика» - работа по теме «Состав числа»;
«Укрась ёлочку», -«Подготовка к решению задач,отработка понятий знаков «+», « - »;
«Вставь пропущенные числа» - при изучении чисел в пределах 10,20 и 100.
Игра всегда создаёт бодрое творческое настроение и никакой другой вид днятельности не даёт ребёнку проявить настойчивость, целеустремлённость и смекалку. В моей работе большое значение имеет дифференцированная подготовка. Этот подход стимулирует учителя, учитывать индивидуальные способности учащихся, в процессе организации учебно-познавательной деятельности по предмету. Игра делает интересным процесс обучения, способствует пониманию и облегчению учебного материала. Через игру я также решаю важные воспитательные задачи: умение заботиться об окружающих, воспитание толерантности, способности чувствовать и дружить, Одновременно с игрой незаметно для детей совершается процесс их саморазвития и самовоспитания.
Сам элемент игры я использую и в воспитательной работе. В классе часто проходят различные
внеклассные мероприятия, в которых участвуют и родители. Они тоже с удовольствием принимают активное участие в наших играх: «Папа, мама, я - спортивная семья», Путешествие по Вселенной знаний», «8 Марта - праздник бабушек и мам», «День Здоровья» и т.д.
Из всего сказанного хочу отметить, что на уроках не бывает места авторитарной формы общения, а присутствует общая коллегиальная деятельность сотрудничества и сотворчества.
Игра дарит ученикам радостные минуты. А там, где ученики желают учиться, стремятся учиться, есть позитивные эмоции, есть и результат.
У каждого своя методика, но как сказал Лев Николаевич Толстой: «Лучшая методика та, которой владеете Вы».