- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока развития речи «Подготовка к изложению о четвероногом друге. По произведению Л. Н. Толстого «Котенок»»
Конспект урока развития речи «Подготовка к изложению о четвероногом друге. По произведению Л. Н. Толстого «Котенок»»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Железнова А.Н. |
Дата | 28.01.2013 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Железнова Алёна Николаевна
учитель начальных классов
I категории
СОШГ -№ 9
г. Павлодара.
Конспект урока развития речи в 3 классе.
Тема: Подготовка к изложению о четвероногом друге.
По произведению Л.Н.Толстого « Котенок»
Цель: совершенствование умения правильно строить предложения, употребляя их в устной и письменной речи, обогащать словарный запас учащихся;
Развитие речи учащихся на основе авторского текста, правильности чтения.
Способствовать формированию ответственного отношения к животным.
Ход урока
1. Мотивационный этап.
-Для чего вы приходите на урок литературного чтения?
Какие знания можно получить?
Операционный этап.
2.Речевая разминка
Ученики (хором):
Чтобы разговаривать, надо выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно
Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно.
Чистоговорки:
Цы - ца - цо - це - цу
Сы - са - со - се - су
(прочитать медленно, быстрее, в темпе скороговорки)
Ла - лэ - лы - лу - ло
Ал - эл - ыл - ул - ол
Кла - клэ - клы - клу - кло
(Шёпотом, тихо, быстро. Затем прочитать с ударением в определённом месте)
Учитель: А для чего мы выполняем речевую разминку?
Ученик: Для того, чтобы правильно говорить и хорошо читать.
3. Подготовка к выводу темы урока.
Прочитайте с интонацией.
Мой четвероногий друг.
Мой четвероногий друг?
Мой четвероногий друг!
- Как вы считаете, кто может быть четвероногим другом?
4. Отгадайте загадки и узнайте, о каком четвероногом друге мы сегодня будем говорить?
Часто умывается, а с водой не знается.
Сообщение темы урока учителем: урок развития речи. Подготовка к изложению о четвероногом друге. По произведению Л.Н.Толстого (« Котенок»)
-Какую цель мы поставим исходя из темы урока.
5. Составьте устный рассказ ( 5 предложений) о четвероногом друге.
Расскажите соседу в паре.
Заслушивание рассказов детей.
6.- Что вы знаете о кошках? Расскажите друг другу.
-Заслушивание ответов детей?
Ребята приготовили дополнительную информацию. Прослушайте.
Ученик 1: Кошки - представители семейства кошачьих, в которое входят: львы, тигры, ягуары, леопарды, рыси, гепарды, барсы.
У кошек 30 зубов, 24 усика. Живут они до 20 лет. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох. Но в то же время может не обратить внимание на громкую музыку. Они бесшумно ходят, хорошо лазают. Лучше, чем человек различают запахи.
У кошек есть свой язык, состоящий из 15 слов. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос. У кошек отличная память.
Ученик 2: Одну кошку хозяин отправил на самолёте к своему другу. Новое место кошке не понравилось, и она 11 дней возвращалась на старое место. Пробежав 400 километров, израненная, исхудавшая она вернулась домой.
Ученик 3: Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Сами часто попадали крысам на обед. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку.
Ученик 4: На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.
-Что нового вы узнали?
7.Прослушайте текст Л.Н.Толстого, подберите подходящую пословицу.
1."Добра желаешь, добро и делай".
2. «Мы в ответе за тех, кого приручили»
3." Нет друга - ищи, а нашёл - береги
( слушание рассказа видеоролик)
-Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?
8.Как вы думаете, какая пословица выражает главную мысль произведения?
9. . Тест на понимание содержания прочитанного.
А) Герои были - брат и сестра?
Б) У кошки родилось 6 котят?
В) Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Г) Дети собирали щавель и не забывали про котёнка.
Д) Две собаки ухватили котёнка и хотели с ним поиграть.
Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них
Ж) Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
10. Проверка.
Да, нет, да, нет, нет, да, да.
11. Физкультминутка.
У кота - коташки
Круглая мордашка
И на каждой лапке
Коготки - царапки.
Все ему б игрушки,
Кубики, катушки.
Котик словно мячик
По дороге скачет.
Дети выполняют упражнения за учителем, подражая котику.
Если кушаешь ты рыбку, делай так: "мур-мур".
Вот поймает мышку киска, делай так: "цап-царап".
Вот поймает мышку киска, дай за это ей сосиску.
Вот поймает мышку киска, делай так: "цап-царап".
Если любят кошку люди, делай так: "мяу-мяу".
Если любят кошку люди, кошка верным другом будет.
Если любят кошку люди, делай так: "мяу-мяу".
12.Беседа по содержанию.
А как вы думаете, любил ли Вася своего маленького котёнка? Можете доказать своё утверждение отрывками из текста?
Ученик читает соответствующий отрывок из рассказа Л. Н. Толстого "Котёнок".
- Ребята, а как вы думаете какие ещё чувства, кроме чувства любви, испытывал мальчик, когда спасал котёнка?
- А я думаю, что Вася испытывал ещё одно чувство - чувство ответственности. Как вы понимаете значение этого слова?
-Чувство ответственности - очень важное чувство. Ответственный человек всегда выполнит своё дело, причём выполнит очень хорошо. Такой человек всегда отвечает за свои поступки.
-В чём проявилось чувство ответственности у Васи?
-Можно ли сказать, что слова "Мы в ответе за тех, кого приручили", выражают главную мысль рассказа Л.Н. Толстого "Котёнок"?
13.Работа по запоминанию текста.
Чтобы лучше запомнить содержание произведения. Прочитайте его, подчеркните непонятные слова и придумайте 3 вопроса по содержанию.
Проверка.
14. Лексическая работа.
Амбар - это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.
-Как ещё можно назвать котенка? Соберите рассыпавшиеся слова.
токко (коток), шкатико (котишка),
нькатеко (котенька), нотёкочек (котёночек), сонькаки (кисонька)
15.Взаимоопрос по придуманным вопросам.
-Какой момент в рассказе, на ваш взгляд, был самым напряжённым, тревожным?
-Написав этот рассказ, Л. Н. Толстой хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?
16. Составление плана.
Читают, называют части, составляют план:
1.Кошка пропала.
2.Кошку нашли.
3.Котята.
4.Забыли котёнка.
5.Собаки.
17. Работа в группах.
Каждый ученик получает карточку. Читает её, пересказывает товарищу, готовится к выразительному чтению.
Карточка №1.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка.
Карточка №2.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: "Назад, назад!" - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Карточка №3.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.
Карточка №4.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле.
18.Выразительное чтение "Диктор".
Заслушивания чтения детей по карточкам.
19.Итог урока.
-Какой четвероногий друг появился сегодня у каждого из вас на уроке?
-Ребята, а как вы думаете, какая кличка подошла бы котёнку, который был у Васи и Кати?
Давайте напишем пятистишие о котенке.
Самостоятельная работа детей.
20. Заслушивание пятистиший детей.
21. Рефлексия.
Лист самооценки.
Да
нет
1.Понравилось ли мне произведение Л.Н.Толстого?
2.Хорошо ли я запомнил содержание произведения?
3.Смогу я написать изложение по этому произведению?
Домашнее задание тоже будет необычное. Вы должны написать сочинение о котёнке, который появился у каждого из вас сегодня! - Спасибо за урок.