Конспект урока развития речи «Подготовка к изложению о четвероногом друге. По произведению Л. Н. Толстого «Котенок»»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Железнова Алёна Николаевна

учитель начальных классов

I категории

СОШГ -№ 9

г. Павлодара.

Конспект урока развития речи в 3 классе.

Тема: Подготовка к изложению о четвероногом друге.

По произведению Л.Н.Толстого « Котенок»

Цель: совершенствование умения правильно строить предложения, употребляя их в устной и письменной речи, обогащать словарный запас учащихся;

Развитие речи учащихся на основе авторского текста, правильности чтения.

Способствовать формированию ответственного отношения к животным.

Ход урока

1. Мотивационный этап.

-Для чего вы приходите на урок литературного чтения?

Какие знания можно получить?

Операционный этап.

2.Речевая разминка

Ученики (хором):

Чтобы разговаривать, надо выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно

Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно.

Чистоговорки:

Цы - ца - цо - це - цу

Сы - са - со - се - су

(прочитать медленно, быстрее, в темпе скороговорки)

Ла - лэ - лы - лу - ло

Ал - эл - ыл - ул - ол

Кла - клэ - клы - клу - кло

(Шёпотом, тихо, быстро. Затем прочитать с ударением в определённом месте)

Учитель: А для чего мы выполняем речевую разминку?

Ученик: Для того, чтобы правильно говорить и хорошо читать.

3. Подготовка к выводу темы урока.

Прочитайте с интонацией.

Мой четвероногий друг.

Мой четвероногий друг?

Мой четвероногий друг!

- Как вы считаете, кто может быть четвероногим другом?

4. Отгадайте загадки и узнайте, о каком четвероногом друге мы сегодня будем говорить?

Часто умывается, а с водой не знается.

Сообщение темы урока учителем: урок развития речи. Подготовка к изложению о четвероногом друге. По произведению Л.Н.Толстого (« Котенок»)

-Какую цель мы поставим исходя из темы урока.

5. Составьте устный рассказ ( 5 предложений) о четвероногом друге.

Расскажите соседу в паре.

Заслушивание рассказов детей.

6.- Что вы знаете о кошках? Расскажите друг другу.

-Заслушивание ответов детей?

Ребята приготовили дополнительную информацию. Прослушайте.

Ученик 1: Кошки - представители семейства кошачьих, в которое входят: львы, тигры, ягуары, леопарды, рыси, гепарды, барсы.

У кошек 30 зубов, 24 усика. Живут они до 20 лет. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох. Но в то же время может не обратить внимание на громкую музыку. Они бесшумно ходят, хорошо лазают. Лучше, чем человек различают запахи.

У кошек есть свой язык, состоящий из 15 слов. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос. У кошек отличная память.

Ученик 2: Одну кошку хозяин отправил на самолёте к своему другу. Новое место кошке не понравилось, и она 11 дней возвращалась на старое место. Пробежав 400 километров, израненная, исхудавшая она вернулась домой.

Ученик 3: Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Сами часто попадали крысам на обед. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку.

Ученик 4: На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.

-Что нового вы узнали?

7.Прослушайте текст Л.Н.Толстого, подберите подходящую пословицу.

1."Добра желаешь, добро и делай".

2. «Мы в ответе за тех, кого приручили»

3." Нет друга - ищи, а нашёл - береги

( слушание рассказа видеоролик)

-Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?

8.Как вы думаете, какая пословица выражает главную мысль произведения?

9. . Тест на понимание содержания прочитанного.

А) Герои были - брат и сестра?

Б) У кошки родилось 6 котят?

В) Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Г) Дети собирали щавель и не забывали про котёнка.

Д) Две собаки ухватили котёнка и хотели с ним поиграть.

Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них

Ж) Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

10. Проверка.

Да, нет, да, нет, нет, да, да.

11. Физкультминутка.

У кота - коташки

Круглая мордашка

И на каждой лапке

Коготки - царапки.

Все ему б игрушки,

Кубики, катушки.

Котик словно мячик

По дороге скачет.

Дети выполняют упражнения за учителем, подражая котику.

Если кушаешь ты рыбку, делай так: "мур-мур".

Вот поймает мышку киска, делай так: "цап-царап".

Вот поймает мышку киска, дай за это ей сосиску.

Вот поймает мышку киска, делай так: "цап-царап".

Если любят кошку люди, делай так: "мяу-мяу".

Если любят кошку люди, кошка верным другом будет.

Если любят кошку люди, делай так: "мяу-мяу".

12.Беседа по содержанию.

А как вы думаете, любил ли Вася своего маленького котёнка? Можете доказать своё утверждение отрывками из текста?

Ученик читает соответствующий отрывок из рассказа Л. Н. Толстого "Котёнок".

- Ребята, а как вы думаете какие ещё чувства, кроме чувства любви, испытывал мальчик, когда спасал котёнка?

- А я думаю, что Вася испытывал ещё одно чувство - чувство ответственности. Как вы понимаете значение этого слова?

-Чувство ответственности - очень важное чувство. Ответственный человек всегда выполнит своё дело, причём выполнит очень хорошо. Такой человек всегда отвечает за свои поступки.

-В чём проявилось чувство ответственности у Васи?

-Можно ли сказать, что слова "Мы в ответе за тех, кого приручили", выражают главную мысль рассказа Л.Н. Толстого "Котёнок"?

13.Работа по запоминанию текста.

Чтобы лучше запомнить содержание произведения. Прочитайте его, подчеркните непонятные слова и придумайте 3 вопроса по содержанию.

Проверка.

14. Лексическая работа.

Амбар - это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

-Как ещё можно назвать котенка? Соберите рассыпавшиеся слова.

токко (коток), шкатико (котишка),

нькатеко (котенька), нотёкочек (котёночек), сонькаки (кисонька)

15.Взаимоопрос по придуманным вопросам.

-Какой момент в рассказе, на ваш взгляд, был самым напряжённым, тревожным?

-Написав этот рассказ, Л. Н. Толстой хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

16. Составление плана.

Читают, называют части, составляют план:

1.Кошка пропала.

2.Кошку нашли.

3.Котята.

4.Забыли котёнка.

5.Собаки.

17. Работа в группах.

Каждый ученик получает карточку. Читает её, пересказывает товарищу, готовится к выразительному чтению.

Карточка №1.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка.

Карточка №2.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: "Назад, назад!" - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Карточка №3.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.

Карточка №4.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле.

18.Выразительное чтение "Диктор".

Заслушивания чтения детей по карточкам.

19.Итог урока.

-Какой четвероногий друг появился сегодня у каждого из вас на уроке?

-Ребята, а как вы думаете, какая кличка подошла бы котёнку, который был у Васи и Кати?

Давайте напишем пятистишие о котенке.

Самостоятельная работа детей.

20. Заслушивание пятистиший детей.

21. Рефлексия.

Лист самооценки.

Да

нет

1.Понравилось ли мне произведение Л.Н.Толстого?

2.Хорошо ли я запомнил содержание произведения?

3.Смогу я написать изложение по этому произведению?

Домашнее задание тоже будет необычное. Вы должны написать сочинение о котёнке, который появился у каждого из вас сегодня! - Спасибо за урок.

© 2010-2022