- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок «Развитие экологической культуры младших школьников»
Урок «Развитие экологической культуры младших школьников»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Паршина О.А. |
Дата | 07.06.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г. Усть - Лабинска муниципальное образование
Усть - Лабинский район
Тема: Развитие экологической культуры младших школьников.
Начальная школа
Автор: Паршина Олеся Александровна
2013г.
«Человека не может не занимать природа.
Он связан с ней тысячью неразрывных нитей. Он - хозяин её»
И.С.Тургенев. Человек 21 века должен глубоко осмыслить диалектику отношений между обществом и окружающей средой. Сейчас создаётся такая ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без достаточных знаний о возможных последствиях этой деятельности. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Особое место на пути развития экологической культуры принадлежит этапу обучения в начальной школе, когда происходит качественный скачок в мироощущении ребёнка от «Я - природа» до «Я и природа». Это период, когда ребенка легче убедить и объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте он более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться. Я считаю, что значимая роль в экологическом воспитании принадлежит преподавателю начальных классов. Эколого-образовательная деятельность должна носить системный характер. Для формирования экологической культуры младших школьников недостаточно работы на уроках окружающего мира. Здесь необходима интеграция со всеми изучаемыми предметами. Работа по экологическому воспитанию начинается с 1 класса. При обучении русскому языку и литературе я ориентируюсь на интересы учащихся и их способности. Каждый урок сопровождается иллюстративным материалом, фотографиями, цифровыми данными, карточками .Для формирования экологической грамотности с учетом возрастных особенностей детей применяются стихи , загадки , пословицы, поговорки, скороговорки, фразеологические обороты с экологической тематикой . Используются следующие приемы: написание сказок и рассказов , «письма животным», «поселение» животного в домик, «посадка» растения на грядку, чтение и анализ экологических сказок.
Для развития орфографической зоркости используются скороговорки с экологической направленностью.
В начальной школе можно и нужно учить детей понимать экологические тексты, что приводит к прочному усвоению знаний и к повышению познавательной активности младших школьников, их экологической грамотности. Для понимания информации экологического характера на уроках используются тексты, содержащие сведения об объектах живой природы (о воде, воздухе, почве, растениях и животных). На уроках дети составляют рассказы по картинкам или на заданную тему. На уроках математики также формируются основы экологического образования. Использование текстовых задач способствует формированию не только вычислительных, но и экологических знаний об объектах природы. Уже с 1 класса в уроки включаются задачи, знакомящие детей с природой или рассказывающие об охране природы. Перед решением таких задач детям загадываются загадки, а после решения проводится беседа.
Во втором классе дети более активны и сами с удовольствием составляют задачи, используя полученные знания на других уроках, экскурсиях, походах. В помощь детям учителем показываются картинки, по которым составляются задачи, сообщаются сведения о продолжительности жизни отдельных пород деревьев, о высоте деревьев, о длине рек, о скорости некоторых птиц, о роли леса, об экологической роли птиц и другие.
Используются цифровые данные в период изучения многозначных чисел в 4 классе при проведении математических диктантов. Читается задача, а дети записывают только числа (н-р, «Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 12000 кв.м.», «Рыжие муравьи среднего размера уничтожают до 4500 различных насекомых» и т.д.).
С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями используются задачи экологического содержания. Экологическое воспитание на уроках изо, через нетрадиционные формы и приёмы организации урока. Изобразительное искусство является одними из главных инструментов в экологическом воспитании детей, так как одна из главных тем уроков изобразительного искусства - взаимоотношение человека с природой, цель которых показать детям единство, гармонию и красоту мира. Любая тема связана с природой: пейзаж, натюрморт, перспектива, архитектура и дизайн, тематические картины, но наибольший эффект экологического воспитания дают нетрадиционные формы и приёмы организации урока. Например: Интернет - уроки, интегрированные уроки, уроки - сказки, нетрадиционное рисование. Интернет - урок, на сегодняшний день является одним из приоритетных форм организации урока. Чтобы показать красоту природы, её многообразие, проблемы природы не всегда есть возможность сходить в лес, или объяснить словами, а виртуальная экскурсия поможет окунуться в мир природы. Ребёнок, делая собственные выводы понимает, что воспринимать природу как потребитель нельзя, экология сегодня - это нечто большее, чем спиленный лес. Необходимо беречь окружающий мир. Меня всегда интересуют новые или нетрадиционные подходы к образованию. Хочется постоянно совершенствовать свой опыт. Так, в ходе самообразования овладела технологией проектного, исследовательского метода обучения. Заинтересовалась технологией "Педагогических мастерских" и сейчас пытаюсь применять ее на практике. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром. Стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Каждый проект - маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность. Для эффективности урока применяю технологию проблемного-поискового обучения. Это позволяет охватить огромное количество задач. Технология «Педагогическая мастерская» способствовала развитию практических навыков, что помогает справляться с новыми проблемами. Учащимся удаётся интегрировать знания, получаемые из различных источников. Дети работают в группах, приобретая навыки сотрудничества. Нетрадиционные формы проведения уроков, формируют эмоционально позитивный отклик у детей, способствуют решению задач экологического воспитания и образования. К таким урокам можно отнести: урок-проект, урок-исследование, урок-загадка, урок-путешествие, урок-викторина, урок-игра. В начальной школе игровые технологии остаются ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. Подвижные игры стимулируют получение экологических знаний, закаляют тело и душу, воспитывают чувство единения с природой. Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей. Такие игры можно проводить как на природе, так и в помещении. Так, например, на природе была проведена познавательно - экологическая игра «В царстве Берендея». На этапах игры «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Маленькие тайны природы», «Бюро погоды», «Охрана природы» ребята показали прекрасные знания о лекарственных растениях, растениях нашей местности, рассказали о своих наблюдениях за погодой и т.д. Викторины - одна из форм экологического воспитания. Для достижения успеха необходимы знания по экологии, в области естествознания и, конечно, общая эрудиция. Используя всевозможные формы деятельности: общение, игра, совместное творчество, устанавливаю отношения и сотрудничество с детьми, которые позволяют эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры. Большое значение для экологического обучения и воспитания имеют Экологические Недели. Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (практические работы на уроках, экологические акции, разработка и реализация экологических проектов) Для пополнения и закрепления экологических знаний детей устраиваю встречи с работниками заповедника и детского эколого-биологического центра. Такие встречи дают возможность ребятам более углубить знания по краеведению и основам экологии; способствуют раскрытию индивидуальности ребенка. Дети принимают участие в экологических акциях «Мой школьный двор, я в нём хозяин», «День Земли», «Чистые берега», «100 и 1 дерево», «День птиц». Походы и экскурсии в лес. «Экологическая тропа». Результатом моей работы считаю достижения школьников, участвующих в конкурсах различного уровня. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Деятельность по формированию экологической культуры дала определенные результаты: ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиций хорошо - плохо; с желанием участвует в экологически - ориентированной деятельности; эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества; старается не нарушать правила поведения в природе и контролировать свои поступки. Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
На протяжении 4 лет периодически проводила диагностические исследования детей .
Цель: выявить уровень развития экологической культуры школьников.
Вводная диагностика (2010-2011 г.) показала, что у 44, 3% детей недостаточно знаний в вопросах экологической культуры
Критерий «Интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных» составил 50%.
Критерий «Контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинять вреда окружающей среде» - 58%
Критерий «Правила поведения в природе» - 38%
Критерий «Эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств» - 31%.
Промежуточная диагностика (2012г.) показала, что систематическая работа по воспитанию экологической культуры приносит видимый результат. На данном этапе 68% детей справились с предложенными заданиями.
Критерий «Интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных» составил 77%.
Критерий «Контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинять вреда окружающей среде» - 85%
Критерий «Правила поведения в природе» - 81%
Критерий «Эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств» - 46 %.
Критерий «Желание участвовать в экологически ориентированной деятельности» - 53%
Итоговая диагностика (2013-2014г.) показала эффективность выбранных методов и форм работы, способствующих овладению детьми экологическими знаниями, экологической культурой, 85, 2%.
Критерий «Интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных» составил 85%.
Критерий «Контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинять вреда окружающей среде» - 100%
Критерий «Правила поведения в природе» - 100%
Критерий «Эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств» - 92%.
Критерий «Желание участвовать в экологически ориентированной деятельности» - 56 %.