Рабочая программа по внеурочной деятельности Праздники и ремёсла

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32»

г. Подольска





УТВЕРЖДАЮ

Директор С.И.Тухватулина

Приказ № ______ от « » ______ 2014 г







Рабочая программа кружка

«Праздники, традиции и ремёсла народов России»


внеурочная деятельность

духовно-нравственное направление

3 В класс

(34 часа, 1 час в неделю).







Составитель:

Стафеева Наталья Ивановна,

учитель начальных классов

первой категории







2015 - 2016 учебный год


содержание

Пояснительная записка 3

Содержание программы 6

Календарно-тематическое планирование 7

Планируемые результаты 13 Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности....................................15

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 16




пояснительная записка


Рабочая программа кружка «Праздники, традиции и ремёсла народов России» в 3 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-03, статья 11 (п.1,2,3) «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; статья 12 (п.1, 3,5) «Образовательные программы»;
  • концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009) М, Просвещение
  • приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373»;
  • «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10
  • основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 32
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" (автор Л.Н. Михеева) разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 - 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год. Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании. Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство - это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть». Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление. Актуальность программы В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые - первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии - всё это являют нам творения народных умельцев. Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции - святая обязанность учителей, деятелей искусства. Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель - «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Кружок «Праздники, традиции и ремесла народов России» (Виноградова Н.В.) раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа. Организация данной деятельности направлена на:
  1. Развитие у обучающихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
  2. Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.).
  3. Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
  4. Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
  5. Формирование интереса к народному творчеству.
  6. Воспитание патриотизма и гражданственности.
  7. Развитие эстетического вкуса.


Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Задачи программы:  Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I);  Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;  Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;  Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;  Формирование чувства национального достоинства.
Место кружка в учебном плане. Программа рассчитана на 34 ч при 1 ч. в неделю (34 учебные недели). Сроки реализации программы - 1 год. Возраст обучающихся 9-10 лет.
Описание ценностных ориентиров содержания В основу реализации программы положены ценностные ориентиры: Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Особенности содержания программы Содержание данной программы внеурочной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
  1. личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
  2. природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
  3. педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
  4. культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

Формы и режим занятий внеурочной деятельности Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Данный курс имеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Литературное чтение», «Окружающий мир». Он имеет не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием.

Содержание программы

Тема

Количество часов

1

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

11 ч

2

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

10 ч

3

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

5 ч

4

Семейные праздники, игры и забавы детей.

5 ч

5

Учёба. Школа

3 ч

Итого:

34 ч
Формы обучения: беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.

содержание программы




  1. Старинный русский быт.

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.
  1. Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.
  1. Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
  1. Русские народные промыслы.
Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.
  1. Русские народные игры.
  2. Русские народные песни для детей.
  3. Народные танцы.
Примерное планирование тем по классам 1 класс Русские народные праздники. 2класс Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы. 3 класс Старинный русский быт. 4 класс Новый русский быт (со времён Петра I).
Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.

календарно- тематическое планирование





№ п/п

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр (11 ч)

1

Знакомство с общим содержанием курса

Принимать и осваивать традиции, ценности, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

Проявлять индивидуальные творческие способности.

этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;



2

Функциональный характер одежды в старину.

Формировать представления о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

Уметь проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;



3

Рубашка, сарафан у женщин.

Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

Осмыслять мотивы своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;



4

Роль орнамента-оберега (вышивка).

Уметь активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

Уметь проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;



5

Солнце, дерево, конь, вода - источники жизни, символы добра и счастья.

Принимать и осваивать традиции, ценности, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

Уметь доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

Проводить сравнение и классификацию объектов;



6

Особое значение пояса (кушака).

Проявлять индивидуальные творческие способности.

Уметь проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;



7

Головные уборы девушек, женщин. Украшения.

Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

Проводить сравнение и классификацию объектов;



8

Мужская одежда у крестьян.

Формировать нравственные ценности, толерантность, правильную оценку событий, происходящих в окружающем мире;

Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;



9

Крестьянская обувь

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Уметь оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.



10

Одежда и обувь у бояр

Уметь проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Проводить сравнение и классификацию объектов;



11

Одежда боярынь и барышень

Проявлять индивидуальные творческие способности.

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;



Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем (10 ч)

12

Русская изба. Хозяйственный двор, постройки.

Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

Уметь активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;



13

Русская изба. Хозяйственный двор, постройки.

Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

Умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.



14

Элементы избы.

Проявлять индивидуальные творческие способности;

Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

Уметь проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;



15

Особая роль печки. Курная изба.

Формировать нравственные ценности, толерантность, правильную оценку событий, происходящих в окружающем мире;

Формировать представления о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;



16

Освещение в крестьянских избах.

Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

Уметь оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.



17

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.

Проводить сравнение и классификацию объектов;

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;



18

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками

Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

Уметь активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания



19

Красный угол

Формировать нравственные ценности, толерантность, правильную оценку событий, происходящих в окружающем мире;

Уметь активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;



20

Иконы

Уметь доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Осмысливать мотивы своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;



21

Боярский терем и боярские палаты

Проводить сравнение и классификацию объектов;

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.



Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания (5 ч)

22

Хлеб - главный продукт питания, «дар Божий»

Принимать и осваивать традиции, ценности, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

Уметь активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания



23

Пословицы и поговорки о хлебе

Уметь активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;

Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;



24

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки.

Проводить сравнение и классификацию объектов;

Уметь оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.



25

Что такое блины? Пироги.

Принимать и осваивать традиции, ценности, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.

Уметь доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.



26

Взвары, варенья, соленья, мёд.

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;



Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды (5 ч)

27

Быт крестьянской семьи

Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

Формировать представление о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;



28

Быт городской семьи

Овладевать умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;



29

Зимние забавы

Уметь доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Уметь активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания



30

Летние забавы

Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

Осмысливать мотивы своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;



31

Именины

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Уметь активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания



Учёба. Школа (3 ч)

32

Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага.

Умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей; Формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;



33

Школы при церквях и монастырях.

Формировать нравственные ценности, толерантность, правильную оценку событий, происходящих в окружающем мире; Формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию; Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;



34

Учебные предметы и учебные книги. Итоговое занятие

Проводить сравнение и классификацию объектов;

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;




Итого

34 часа



планируемые результаты


Ожидаемые результаты:

Первый уровень результатов: - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; - о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию; -о правилах конструктивной групповой работы; - об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; - о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов: - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов: - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты. У обучающихся будут сформированы: -этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов; -умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме; - умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; -осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа; - умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД: Обучающийся научиться: - проводить сравнение и классификацию объектов; - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД: -умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей; -умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты: - формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию; - овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности предусматривает оценку достижений обучающихся в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется в представлении коллективного результата деятельности группы обучающихся и индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио. Представление коллективного результата деятельности группы обучающихся происходит на общешкольном или общеклассном мероприятии-празднике в различных формах творческой презентации. Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося проводится на основании положения «О портфолио обучающегося начальной школы» Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
  • Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций действия до начала его ре ального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль в формах
- практические работы; - творческие работы учащихся; - самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания- незна ния»; - отчетные праздники и т.д.

































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя: - классная доска; - персональный компьютер с принтером; - DVD- проигрыватель; - телевизор; - мультимедийный проектор; - интерактивная доска;
Оборудование класса - ученические столы двухместные с комплектом стульев; - стол учительский с тумбой; - шкаф для хранения дидактических материалов; - стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Учебные и методические пособия:

1. Артёмова Т. Православный народный календарь. М., 2012 г.
2. Афанасьев А.Н. Народные праздники // Древо жизни - М., 1982 г.
4. Брайковская В.И. Праздники, народные обряды, гулянья. Иваново, 1996.
5. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининград, 1995 г.
6. Воронина Т. Из опыта работы по возрождению народной культуры // Воспитание школьников. 1994 г., №1.
7. Виноградов Г.С. Русский народный календарь // Этнографический сборник.

Интернет-ресурсы















СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания МО учителей начальных классов от «__»_______________ 2015 г. №____

СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ____________ Н.В. Петрова «__»_______________ 2015 г.



© 2010-2022