- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Праздники и ремёсла
Рабочая программа по внеурочной деятельности Праздники и ремёсла
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Стафеева Н.И. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32»
г. Подольска
УТВЕРЖДАЮ
Директор С.И.Тухватулина
Приказ № ______ от « » ______ 2014 г
Рабочая программа кружка
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
внеурочная деятельность
духовно-нравственное направление
3 В класс
(34 часа, 1 час в неделю).
Составитель:
Стафеева Наталья Ивановна,
учитель начальных классов
первой категории
2015 - 2016 учебный год
содержание
Пояснительная записка 3
Содержание программы 6
Календарно-тематическое планирование 7
Планируемые результаты 13 Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности....................................15
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 16
пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Праздники, традиции и ремёсла народов России» в 3 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009) М, Просвещение
- приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373»;
- «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10
- основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 32
- Развитие у обучающихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
- Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.).
- Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
- Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
- Формирование интереса к народному творчеству.
- Воспитание патриотизма и гражданственности.
- Развитие эстетического вкуса.
Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи программы: Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I); Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.; Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности; Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса; Формирование чувства национального достоинства.
Место кружка в учебном плане. Программа рассчитана на 34 ч при 1 ч. в неделю (34 учебные недели). Сроки реализации программы - 1 год. Возраст обучающихся 9-10 лет.
Описание ценностных ориентиров содержания В основу реализации программы положены ценностные ориентиры: Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности содержания программы Содержание данной программы внеурочной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
- личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
- природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
- педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
- культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).
Формы и режим занятий внеурочной деятельности Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Данный курс имеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Литературное чтение», «Окружающий мир». Он имеет не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием.
Содержание программы
№
Тема
Количество часов
1
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр
11 ч
2
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
10 ч
3
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
5 ч
4
Семейные праздники, игры и забавы детей.
5 ч
5
Учёба. Школа
3 ч
Итого:
34 ч
Формы обучения: беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.
содержание программы
-
Старинный русский быт.
- Новый русский быт (со времён Петра I)
- Русские народные праздники.
- Русские народные промыслы.
- Русские народные игры.
- Русские народные песни для детей.
- Народные танцы.
Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.
календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр (11 ч) | ||||
1 | Знакомство с общим содержанием курса | Принимать и осваивать традиции, ценности, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны; Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей; Проявлять индивидуальные творческие способности. этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов; |
|
|
2 | Функциональный характер одежды в старину. | Формировать представления о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию; Уметь проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; |
|
|
3 | Рубашка, сарафан у женщин. | Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей; Осмыслять мотивы своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа; |
|
|
4 | Роль орнамента-оберега (вышивка). | Уметь активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей; Уметь проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; |
|
|
5 | Солнце, дерево, конь, вода - источники жизни, символы добра и счастья. | Принимать и осваивать традиции, ценности, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны; Уметь доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми; Проводить сравнение и классификацию объектов; |
|
|
6 | Особое значение пояса (кушака). | Проявлять индивидуальные творческие способности. Уметь проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; |
|
|
7 | Головные уборы девушек, женщин. Украшения. | Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей; Проводить сравнение и классификацию объектов; |
|
|
8 | Мужская одежда у крестьян. | Формировать нравственные ценности, толерантность, правильную оценку событий, происходящих в окружающем мире; Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; |
|
|
9 | Крестьянская обувь | Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. Уметь оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. |
|
|
10 | Одежда и обувь у бояр | Уметь проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; Проводить сравнение и классификацию объектов; |
|
|
11 | Одежда боярынь и барышень | Проявлять индивидуальные творческие способности. осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме; |
|
|
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем (10 ч) | ||||
12 | Русская изба. Хозяйственный двор, постройки. | Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны; Уметь активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей; |
|
|
13 | Русская изба. Хозяйственный двор, постройки. | Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей; Умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. |
|
|
14 | Элементы избы. | Проявлять индивидуальные творческие способности; Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме; Уметь проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; |
|
|
15 | Особая роль печки. Курная изба. | Формировать нравственные ценности, толерантность, правильную оценку событий, происходящих в окружающем мире; Формировать представления о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию; |
|
|
16 | Освещение в крестьянских избах. | Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей; Уметь оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. |
|
|
17 | Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. | Проводить сравнение и классификацию объектов; Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме; |
|
|
18 | Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками | Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; Уметь активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания |
|
|
19 | Красный угол | Формировать нравственные ценности, толерантность, правильную оценку событий, происходящих в окружающем мире; Уметь активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей; |
|
|
20 | Иконы | Уметь доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Осмысливать мотивы своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа; |
|
|
21 | Боярский терем и боярские палаты | Проводить сравнение и классификацию объектов; Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. |
|
|
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания (5 ч) | ||||
22 | Хлеб - главный продукт питания, «дар Божий» | Принимать и осваивать традиции, ценности, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны; Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей; Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; Уметь активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания |
|
|
23 | Пословицы и поговорки о хлебе | Уметь активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа; Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме; |
|
|
24 | Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. | Проводить сравнение и классификацию объектов; Уметь оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. |
|
|
25 | Что такое блины? Пироги. | Принимать и осваивать традиции, ценности, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны. Уметь доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. |
|
|
26 | Взвары, варенья, соленья, мёд. | Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме; |
|
|
Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды (5 ч) | ||||
27 | Быт крестьянской семьи | Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей; Формировать представление о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию; |
|
|
28 | Быт городской семьи | Овладевать умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа. Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме; |
|
|
29 | Зимние забавы | Уметь доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Уметь активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания |
|
|
30 | Летние забавы | Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме; Осмысливать мотивы своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа; |
|
|
31 | Именины | Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Уметь активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания |
|
|
Учёба. Школа (3 ч) | ||||
32 | Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага. | Умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей; Формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию; |
|
|
33 | Школы при церквях и монастырях. | Формировать нравственные ценности, толерантность, правильную оценку событий, происходящих в окружающем мире; Формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию; Уметь выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме; |
|
|
34 | Учебные предметы и учебные книги. Итоговое занятие | Проводить сравнение и классификацию объектов; Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; |
|
|
| Итого | 34 часа |
|
|
планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов: - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; - о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию; -о правилах конструктивной групповой работы; - об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; - о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов: - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов: - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты. У обучающихся будут сформированы: -этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов; -умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме; - умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; -осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа; - умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД: Обучающийся научиться: - проводить сравнение и классификацию объектов; - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД: -умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей; -умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты: - формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию; - овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности предусматривает оценку достижений обучающихся в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется в представлении коллективного результата деятельности группы обучающихся и индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио. Представление коллективного результата деятельности группы обучающихся происходит на общешкольном или общеклассном мероприятии-празднике в различных формах творческой презентации. Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося проводится на основании положения «О портфолио обучающегося начальной школы» Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
- Текущий:
- Итоговый контроль в формах
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя: - классная доска; - персональный компьютер с принтером; - DVD- проигрыватель; - телевизор; - мультимедийный проектор; - интерактивная доска;
Оборудование класса - ученические столы двухместные с комплектом стульев; - стол учительский с тумбой; - шкаф для хранения дидактических материалов; - стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Учебные и методические пособия:
1. Артёмова Т. Православный народный календарь. М., 2012 г.
2. Афанасьев А.Н. Народные праздники // Древо жизни - М., 1982 г.
4. Брайковская В.И. Праздники, народные обряды, гулянья. Иваново, 1996.
5. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининград, 1995 г.
6. Воронина Т. Из опыта работы по возрождению народной культуры // Воспитание школьников. 1994 г., №1.
7. Виноградов Г.С. Русский народный календарь // Этнографический сборник.
Интернет-ресурсы
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания МО учителей начальных классов от «__»_______________ 2015 г. №____
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ____________ Н.В. Петрова «__»_______________ 2015 г.