- Преподавателю
- Начальные классы
- Экологический праздник Берегите планету! (4 класс)
Экологический праздник Берегите планету! (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Комарова А.Н. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие
« Берегите планету».
( Зал празднично украшен. На стенах плакаты и рисунки о защите природы. Сбоку дерево с прикрепленными цветами.)
Ход мероприятия.
Учитель: - Мы начинаем внеклассное мероприятие, которое называется
« Берегите планету» и является итогом нашей работы за эти годы.
Приветствие гостям.
Эпиграф нашего праздника: Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е.Евтушенко
Учитель: Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир - нашу прекрасную планету по имени Земля.
Слайд 1.
Ученик: Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
- Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей среды. Они жили в пещерах, охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи.
Древние люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте…
У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решил покорить природу. Но все это привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Такое господство человека над природой может погубить всё живое.
Ученик: Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и в стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Учитель: Итак, вы готовы обсудить эту серьезную тему?
Организационный момент.
Ученики : - Здравствуйте, леса и реки! - Здравствуйте, моря и озёра!
- Здравствуйте, поля и горы! - Здравствуйте, птицы! - Здравствуйте, звери!
Если б вот так каждый раз человек приветствовал всё, что его окружает, то, наверное, были бы живы до сих пор те животные и растения, которые исчезли с лица Земли! Человек уничтожил их! Слышите, слышите! Как жалуются друг другу покровительница растений Флора и покровительница животных Фауна!
Флора. - Как живёшь, сестричка Фауна?
Фауна. - Плохо, очень плохо, милая сестричка Флора! С каждым днём всё больше моих детей уходит с лица Земли! Человек не щадит никого! Сражённые пулей падают сайгаки и джейраны, задыхаются под нефтяной плёнкой, покрывающей водное пространство, тюлени, на поверхностях водоёмов плавают вверх брюхом белуги и осётры, камнем с небес падают сраженные от руки человека птицы, многие пушные звери нещадно истребляются из-за их ценного меха! Кричит и плачет моя душа, моя дорогая Флора!
Флора. - Ох, милая сестрица, как мне понятны твои страдания, потому что мои дети тоже подвергаются жестокости со стороны человека! Безжалостного вырубаются деревья, уничтожаются многие ценные растения, вытаптываются травы и цветы. Черное облако нависло над планетой!
Вместе. Спасите нас! Это страшный и ужасный смог! Просим, развейте над планетой Земля это страшное, чёрное облако!
Фауна и Флора. - Люди, остановитесь! Люди, умоляем, не убивайте! Спасите наши души и себя!
Учитель: - Друзья, вы слышали, как жалуются Флора и Фауна?
- Давайте сегодня на нашем экологическом празднике поговорим о проблемах природы, о том, как нужно относиться к природе, об экологии. Ведь Земля наш общий дом!
- А что же такое Экология?
( Это наука о нашем собственном доме, имя которого Земля и о законах, по которым мы должны в нём жить, «экос» - дом и « логос»- наука. )
- Природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. - Вспомните эти законы. Законы экологии. Первый закон: «Всё в природе взаимосвязано ».
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». (Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди)
Третий закон: «Ничто не даётся даром». (Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За всё приходится платить.)
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». (Человек, желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.)
Учитель: - Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
Экологический рейд - Сейчас мы проведём экологический рейд по уголкам нашей планеты Земля и посмотрим, выполняют ли его жители экологические законы? Слайд: Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. -- Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?
(- Эти вещества осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут рыбам, те - на крючок человеку. Человек по закону получит пищевое отравление. - Нарушены 1-ый и 2-ой экологические законы.
- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку).
Учитель: Если не принять меры, может возникнуть ситуация как в одной известной сказке. Известной, да не совсем.
Сказка о « нефтяной» рыбке. Слайд:
Учитель. слайды
- Грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радостней. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твёрдый мусор. От этой отравы гибнут рыбы, дельфины; болеют и даже гибнут чайки и другие морские птицы. На многие мили вокруг вода покрывается жирной плёнкой, которая, словно крышка, не дает проникнуть в глубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и нетравленой рыбе погибать- от голода.
- Это только один завод сбросил отходы производства в реку , а сколько таких предприятий по всей планете!.
- К какой экологической проблеме это привело? ( Загрязнение мирового океана)
- А у нас в России есть уникальная чаша с прозрачной чистой водой, которую к сожалению не обошла эта проблема.
- О каком озере идет речь? Что вы о нем знаете?
( ученик рассказывает об озере Байкал)
Учитель Продолжаем наш экологический рейд .
- Мы выехали за город, в дачный посёлок. С одной стороны протекает речушка, за ней лес. В стороне когда-то было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать…
- К каким последствиям это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу? (-Нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт! Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть. - Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.) - Что произойдет с лесом? (лес высох…)..
Учитель : Мы сейчас затронули еще одну проблему…..?
- Проблема вторая «Уничтожение лесов»
Как ещё называются леса? ( Лёгкие планеты)
- А какое значение имеет лес в природе и жизни человека?
( Место отдыха, аптека, источник чистой воды и пищи, источник
древесины, источник топлива, дом для растений, животных, грибов,
защитник воздуха, водоёмов, почв.)
Физминутка. Релаксация.
Известный педагог Сухомлинский сказал:
" Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни"
- Давайте сейчас на минуту ….. окунемся в чудесную музыку жизни , созданную природой. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу…. (Звуки птиц запись)
- Вам понравилось? …. Страшно представить , что всего этого можно лишиться из-за необдуманных человеческих поступков.
Ученик: Рощи, леса человек вырубает!
Сам же от этого
Сильно страдает!
Нужную истину он забывает:
« Сук подрубивши, где ты сидишь,
В яму ужасную сам угодишь!»
Учитель: Одной из причин загрязнения и уничтожения лесов является нарушение людьми правил поведения в лесу..
( В лес без взрослых. Громкая музыка в лесу. Вырывать и сбивать грибы.
Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. Полиэтилен и банки не выбрасываются. Костер не потушен. Не трогать яйца птиц. Не брать домой детенышей зверей . Не рвать цветы.)
Учитель: Еще один пример невежественного поведения в природе…
Сценка « Белая черёмуха».
Девочка. Расцвела черёмуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней.
И могла цвести она
Много-много дней.
( Любуясь черёмухой, проходят мимо две девочки.)
-Это чья черёмуха?
- Да она ничья.
Белая снегурочка около ручья.
( Идёт группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева).
Прибежали девочки,
А снегурки нет,
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А вчера черёмуха,
Чистая, как снег,
Радовался деревцу каждый человек.
Учитель: Да, такое поведение героев нельзя назвать гуманным. Но может быть и хуже… Небрежное обращение с огнём приводит к страшной беде……
Ученик. Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра
Он в лес ушёл, а ветви догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И. сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Ученик. Он всю траву с цветами выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Учитель: Лес погиб. Какую эк. проблему влечет за собой гибель леса?
( Исчезающие виды животных и растений)
Ведь лес - это дом для животных и птиц.
Лишившись дома - животные и птицы либо ищут новый, либо погибают. А сколько их гибнет во время перелетов! И зачастую от руки человека.
Берегите природу!
1 - чтец: Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
2-чтец: Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То все равно б взмывали ввысь
Ведь небо - это их стихия!.
Ведь небо - это их свобода!
Ведь небо - это вся их жизнь!
3 -чтец: А в небе стая журавлей .
Так грустно над землей кружится.
Земля… Скажи что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
4 - чтец: Тогда бы мёртвым стало небо.
И - тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи черной саранчи.
5 - чтец: Я не хочу такого мира ,
Где все так серо , все уныло…
Опомнись, вздрогни, человек.
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
6 - чтец: Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу,
И трелью птиц веселой , звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав
Песня «Раненная птица» .
Учитель: - Чтобы раненная птица расправила крылья, чтобы не исчезли
на земле редкие виды животных и растений, что делает для этого человек? ( ).
- А что вы знаете о Красной книге?
Ученик: Охраняется «Красною книгой»
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Ученик: И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле -
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо всё на земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Учитель: А что вы можете сделать на сегодняшний день для спасения природы? Зачитайте строки из своих сочинений ……..
(Строки из сочинений ребят). Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».
Учитель: Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте еще раз эпиграф к нашему классному часу поэта Евгения Евтушенко . -- О чём говорит здесь поэт? ( Что нужно беречь природу.- Что нельзя убивать зверей.Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.)
Учитель: Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? (- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня. - Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке. - Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.)
Учитель: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.
- И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе и себе.
Ученик: Наша планета земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый ребята!
Давайте будем беречь планету,
Развеем над ней и тучи и дым
В обиду её, никому не дадим.
Беречь будем птиц и зверей
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Ученик: Силу разума и торжество науки
Без обид, как вечное дитя,
Так покорно приняла на руки
Маленькая, хрупкая Земля.
Только надорвалась. Заболела.
Ну, а людям некогда её лечить.
Знания, друзья, -большое дело,
Но важнее добрым человеку быть.
И тогда не будет злой наука,
Не погибнут реки и поля.
Сохранят планету наши руки.
Не обидим мы тебя, Земля!
Учитель: А сейчас давайте протянем к Земле свои ладошки и украсим планету цветами . (Дети приклеивают цветы и ладошки)
Рефлексия.
- Мы приложили совсем немного усилий .. и наша Земля стала такой красивой… И я думаю вы поняли , что делать добро и творить красоту совсем не сложно.
- Что вы сейчас можете сделать, чтобы наша Земля стала краше?
( ответы детей)
Учитель: - Закончился наш утренник. Вы, наверное, поняли, что человек не хозяин природы, а всего лишь ее маленькая часть. Мы по прежнему множеством нитей связаны с окружающей средой. Погубив ее мы погибнем сами.
И каждый из вас пусть сейчас решит для себя, кем же должен быть человек: сыном природы или ее покорителем, а мне остается только надеяться , что вы сделаете правильный выбор.
Песня « Мир вам, люди!».
Подарки гостям….