Экологический праздник Берегите планету! (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

« Берегите планету».

( Зал празднично украшен. На стенах плакаты и рисунки о защите природы. Сбоку дерево с прикрепленными цветами.)

Ход мероприятия.

Учитель: - Мы начинаем внеклассное мероприятие, которое называется

« Берегите планету» и является итогом нашей работы за эти годы.

Приветствие гостям.

Эпиграф нашего праздника: Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е.Евтушенко

Учитель: Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир - нашу прекрасную планету по имени Земля.

Слайд 1.

Ученик: Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

- Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей среды. Они жили в пещерах, охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи.

Древние люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте…

У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решил покорить природу. Но все это привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Такое господство человека над природой может погубить всё живое.

Ученик: Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и в стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

Учитель: Итак, вы готовы обсудить эту серьезную тему?

Организационный момент.

Ученики : - Здравствуйте, леса и реки! - Здравствуйте, моря и озёра!

- Здравствуйте, поля и горы! - Здравствуйте, птицы! - Здравствуйте, звери!

Если б вот так каждый раз человек приветствовал всё, что его окружает, то, наверное, были бы живы до сих пор те животные и растения, которые исчезли с лица Земли! Человек уничтожил их! Слышите, слышите! Как жалуются друг другу покровительница растений Флора и покровительница животных Фауна!

Флора. - Как живёшь, сестричка Фауна?

Фауна. - Плохо, очень плохо, милая сестричка Флора! С каждым днём всё больше моих детей уходит с лица Земли! Человек не щадит никого! Сражённые пулей падают сайгаки и джейраны, задыхаются под нефтяной плёнкой, покрывающей водное пространство, тюлени, на поверхностях водоёмов плавают вверх брюхом белуги и осётры, камнем с небес падают сраженные от руки человека птицы, многие пушные звери нещадно истребляются из-за их ценного меха! Кричит и плачет моя душа, моя дорогая Флора!

Флора. - Ох, милая сестрица, как мне понятны твои страдания, потому что мои дети тоже подвергаются жестокости со стороны человека! Безжалостного вырубаются деревья, уничтожаются многие ценные растения, вытаптываются травы и цветы. Черное облако нависло над планетой!

Вместе. Спасите нас! Это страшный и ужасный смог! Просим, развейте над планетой Земля это страшное, чёрное облако!

Фауна и Флора. - Люди, остановитесь! Люди, умоляем, не убивайте! Спасите наши души и себя!

Учитель: - Друзья, вы слышали, как жалуются Флора и Фауна?

- Давайте сегодня на нашем экологическом празднике поговорим о проблемах природы, о том, как нужно относиться к природе, об экологии. Ведь Земля наш общий дом!

- А что же такое Экология?

( Это наука о нашем собственном доме, имя которого Земля и о законах, по которым мы должны в нём жить, «экос» - дом и « логос»- наука. )



- Природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. - Вспомните эти законы. Законы экологии. Первый закон: «Всё в природе взаимосвязано ».

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». (Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди)

Третий закон: «Ничто не даётся даром». (Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За всё приходится платить.)

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». (Человек, желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.)

Учитель: - Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

Экологический рейд - Сейчас мы проведём экологический рейд по уголкам нашей планеты Земля и посмотрим, выполняют ли его жители экологические законы? Слайд: Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. -- Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

(- Эти вещества осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут рыбам, те - на крючок человеку. Человек по закону получит пищевое отравление. - Нарушены 1-ый и 2-ой экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку).

Учитель: Если не принять меры, может возникнуть ситуация как в одной известной сказке. Известной, да не совсем.

Сказка о « нефтяной» рыбке. Слайд:

Учитель. слайды

- Грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радостней. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твёрдый мусор. От этой отравы гибнут рыбы, дельфины; болеют и даже гибнут чайки и другие морские птицы. На многие мили вокруг вода покрывается жирной плёнкой, которая, словно крышка, не дает проникнуть в глубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и нетравленой рыбе погибать- от голода.

- Это только один завод сбросил отходы производства в реку , а сколько таких предприятий по всей планете!.

- К какой экологической проблеме это привело? ( Загрязнение мирового океана)

- А у нас в России есть уникальная чаша с прозрачной чистой водой, которую к сожалению не обошла эта проблема.

- О каком озере идет речь? Что вы о нем знаете?

( ученик рассказывает об озере Байкал)

Учитель Продолжаем наш экологический рейд .

- Мы выехали за город, в дачный посёлок. С одной стороны протекает речушка, за ней лес. В стороне когда-то было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать…

- К каким последствиям это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу? (-Нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт! Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть. - Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.) - Что произойдет с лесом? (лес высох…)..

Учитель : Мы сейчас затронули еще одну проблему…..?

- Проблема вторая «Уничтожение лесов»

Как ещё называются леса? ( Лёгкие планеты)

- А какое значение имеет лес в природе и жизни человека?

( Место отдыха, аптека, источник чистой воды и пищи, источник

древесины, источник топлива, дом для растений, животных, грибов,

защитник воздуха, водоёмов, почв.)

Физминутка. Релаксация.

Известный педагог Сухомлинский сказал:

" Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни"

- Давайте сейчас на минуту ….. окунемся в чудесную музыку жизни , созданную природой. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу…. (Звуки птиц запись)

- Вам понравилось? …. Страшно представить , что всего этого можно лишиться из-за необдуманных человеческих поступков.

Ученик: Рощи, леса человек вырубает!

Сам же от этого

Сильно страдает!

Нужную истину он забывает:

« Сук подрубивши, где ты сидишь,

В яму ужасную сам угодишь!»

Учитель: Одной из причин загрязнения и уничтожения лесов является нарушение людьми правил поведения в лесу..

( В лес без взрослых. Громкая музыка в лесу. Вырывать и сбивать грибы.

Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. Полиэтилен и банки не выбрасываются. Костер не потушен. Не трогать яйца птиц. Не брать домой детенышей зверей . Не рвать цветы.)

Учитель: Еще один пример невежественного поведения в природе…

Сценка « Белая черёмуха».


Девочка. Расцвела черёмуха около ручья,

На апрельском солнышке

Ветками шепча.

Легкая, как облачко,

Чистая, как снег.

Радовался деревцу каждый человек.

Приходили девочки

Посидеть под ней.

И могла цвести она

Много-много дней.

( Любуясь черёмухой, проходят мимо две девочки.)

-Это чья черёмуха?

- Да она ничья.

Белая снегурочка около ручья.

( Идёт группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева).

Прибежали девочки,

А снегурки нет,

Лишь в пыли валяется

Вянущий букет.

А вчера черёмуха,

Чистая, как снег,

Радовался деревцу каждый человек.

Учитель: Да, такое поведение героев нельзя назвать гуманным. Но может быть и хуже… Небрежное обращение с огнём приводит к страшной беде……

Ученик. Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра

Он в лес ушёл, а ветви догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр.

И. сыпля искры впереди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Ученик. Он всю траву с цветами выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл,

Как вспуганная стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Учитель: Лес погиб. Какую эк. проблему влечет за собой гибель леса?

( Исчезающие виды животных и растений)

Ведь лес - это дом для животных и птиц.

Лишившись дома - животные и птицы либо ищут новый, либо погибают. А сколько их гибнет во время перелетов! И зачастую от руки человека.

Берегите природу!

1 - чтец: Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

2-чтец: Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То все равно б взмывали ввысь

Ведь небо - это их стихия!.

Ведь небо - это их свобода!

Ведь небо - это вся их жизнь!

3 -чтец: А в небе стая журавлей .

Так грустно над землей кружится.

Земля… Скажи что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

4 - чтец: Тогда бы мёртвым стало небо.

И - тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи черной саранчи.

5 - чтец: Я не хочу такого мира ,

Где все так серо , все уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

6 - чтец: Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу,

И трелью птиц веселой , звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздьями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав

Песня «Раненная птица» .

Учитель: - Чтобы раненная птица расправила крылья, чтобы не исчезли

на земле редкие виды животных и растений, что делает для этого человек? ( ).

- А что вы знаете о Красной книге?



Ученик: Охраняется «Красною книгой»

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Ученик: И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле -

Исчерпаемы все океаны,

Исчерпаемо всё на земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид.

И себя мы прощаем,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель: А что вы можете сделать на сегодняшний день для спасения природы? Зачитайте строки из своих сочинений ……..



(Строки из сочинений ребят). Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Учитель: Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте еще раз эпиграф к нашему классному часу поэта Евгения Евтушенко . -- О чём говорит здесь поэт? ( Что нужно беречь природу.- Что нельзя убивать зверей.Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.)

Учитель: Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? (- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня. - Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке. - Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.)

Учитель: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

- И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе и себе.

Ученик: Наша планета земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый ребята!
Давайте будем беречь планету,

Развеем над ней и тучи и дым
В обиду её, никому не дадим.
Беречь будем птиц и зверей
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!

Ученик: Силу разума и торжество науки

Без обид, как вечное дитя,

Так покорно приняла на руки

Маленькая, хрупкая Земля.

Только надорвалась. Заболела.

Ну, а людям некогда её лечить.

Знания, друзья, -большое дело,

Но важнее добрым человеку быть.

И тогда не будет злой наука,

Не погибнут реки и поля.

Сохранят планету наши руки.

Не обидим мы тебя, Земля!

Учитель: А сейчас давайте протянем к Земле свои ладошки и украсим планету цветами . (Дети приклеивают цветы и ладошки)



Рефлексия.



- Мы приложили совсем немного усилий .. и наша Земля стала такой красивой… И я думаю вы поняли , что делать добро и творить красоту совсем не сложно.

- Что вы сейчас можете сделать, чтобы наша Земля стала краше?

( ответы детей)



Учитель: - Закончился наш утренник. Вы, наверное, поняли, что человек не хозяин природы, а всего лишь ее маленькая часть. Мы по прежнему множеством нитей связаны с окружающей средой. Погубив ее мы погибнем сами.

И каждый из вас пусть сейчас решит для себя, кем же должен быть человек: сыном природы или ее покорителем, а мне остается только надеяться , что вы сделаете правильный выбор.



Песня « Мир вам, люди!».



Подарки гостям….





© 2010-2022