- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 4б классе (по программе «Начальная школа XXI века» в блоке уроков «Как устроен наш язык»)
Урок русского языка в 4б классе (по программе «Начальная школа XXI века» в блоке уроков «Как устроен наш язык»)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова Л.М. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 4б классе (по программе «Начальная школа XXI века» в блоке уроков «Как устроен наш язык»).
Учитель: Кузнецова Л.М.
Тема: Связь слов в словосочетании. Управление.
Тип урока: открытие нового знания
Цель: знакомить с управлением как видом подчинительной связи слов в словосочетании;
повторить части речи и их грамматические признаки;
учить задавать вопросы от главного слова к зависимому.
Задачи:
-
анализировать различия в способах связи слов в словосочетаниях;
-
развивать интеллектуальные способности учащихся;
-
развивать умение работать в группе, умение оценить свою деятельность на уроке.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями для групп, презентация.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
-
Самоопределе- ние к деятельности.
Начинается урок.
Пусть пойдут все знанья впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Зачитывает эпиграф к уроку:
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
- Как вы понимаете эти слова?
Слайд № 1
Подготовка к работе.
Дети объясняют.
(УУД личностные: самоопределение;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Работа с классом. Записать словарные слова в столбик: забавный, ароматные, решать, сверкает.
Подберите подходящие по смыслу существительные и составьте словосочетания. Докажите, что это словосочетания.
Два ученика делают индивидуальное задание по карточкам.
Проверяют сильные ученики.
Фронтальная работа.
Работа у доски.
Словосочетанием называют такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью.
Индивидуальная работа.
Подчеркни словосочетания с согласованием:
Лесное озеро, быстро считать, первый класс, дорогая вещь, ягоды из леса, стакан воды, молочный коктейль, рисовать мелом.
Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем.
-
Постановка учебной задачи.
Определите тип связи в этих словосочетаниях.
А остальные словосочетания?
Докажите.
- Как вы думаете,
чем мы будем заниматься на уроке? Что нового узнаем?
Слайд 2
Физминутка : Раз и руки вверх взмахнули. И при этом все вздохнули.
Два нагнулись, пол достали.
На четыре прямо встали.
Пять - руками помахали.
Шесть - за парты тихо сели.
В первом и втором - согласование.
-
Существительное - главное слово
-
Прилагательное - зависимое.
-
Зависимое слово стоит в тех же формах, что и главное
-
Если изменять форму главного слова, то изменяется и форма зависимого слова.
Не являются согласованием.
Изменяют форму главного слова и наблюдают за зависимым.
Формулируют (уточняют) тему урока. Ставят цели:
- познакомимся с новым типом связи, будем учиться находить такие
словосочетания, задавать вопросы от главного слова к зависимому.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные:
постановка вопросов
Познавательные:
формирование познавательной цели
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Прочитайте следующую группу слов: подарить сестре
поёт на ветке
слушаю музыку
Слайд 3
-Измените форму главного слова.
(работа по рядам).
-Изменится ли форма зависимого слова? Слайд 4
Как же называется такая связь?
Слайд 5
- Откроем учебник на стр. 114 и сравним наши выводы с выводами учебника.
- С каким типом связи будем работать?
Какую особенность запомнили?
Находить словосочетания с управлением нам поможет алгоритм.
Слайд 6
Работаем по алгоритму.
-
Найдите глагол или существительное с зависимым словом.
-
Задайте вопрос от главного слова к зависимому.
-
Если вопросы косвенных падежей - это управление.
-
Измени форму главного слова, зависимое не должно меняться.
Подаришь сестре, пел на ветке,
слушаем музыку.
Форма зависимого слова не изменилась.
Работа с правилом.
Управлением
Форма зависимого слова не меняется
Пытаются самостоятельно составить последовательность работы.
Совместное чтение.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
-
Первичное
закрепление.
Чтобы справиться со следующим заданием понадобится дружба и старание.
Найди и выпиши словосочетания с управлением. Определи части речи главного и зависимого слова.
Проверка. Слайд 7
Оцените свою работу.
Физминутка для глаз.
- Перед вами модели словосочетаний. Какие модели относятся к управлению?
имя прил. + имя сущ., глаг. + имя сущ.
имя прил. + глаг. глаг. + нареч.
имя сущ. + имя сущ.
- По какой модели не может быть образовано словосочетание?
- Попробуйте составить словосочетания ко всем моделям.
Работа в парах.
Стр. 115 упр.1
Холод (сущ.) осени (сущ.) , дом (сущ.) у дороги (сущ.), построить (гл.) дом (сущ.), ствол (сущ.) берёзы (сущ.), дружить (гл.) с тобой (мест.), спускаться (сущ.) с горы (сущ.), горы (сущ.) Кавказа сущ.).
Рисуют зеленый кружок - не допустил ни одной ошибки, доволен собой;
желтый - допустил неточность;
красный - надо постараться и успех придёт.
сущ. + сущ., гл.+ сущ.
имя прил. + глаг.
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция.
Познавательные:
умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные:
управление поведением партнера
6.Самостоятельная
работа.
Что одному не под силу, то легко
коллективу.
- На листе заданий у вас словосочетания: имя сущ. + имя прил. Замените словосочетаниями: сущ. + сущ. Определите падеж зависимого слова.
- Подумайте, какой тип связи у вас получится?
1 группе: речной берег, меховая шуба, безоблачное небо
Образец: апельсиновый сок - сок из апельсинов.
2 группе: карнавальный костюм, кленовый лист, лесная тропинка
Образец: апельсиновый сок - сок из апельсинов
3 группе: яблочное повидло, берёзовая ветка, лесная полянка
Образец: апельсиновый сок - сок из апельсинов
4 группа: работа по рисунку. Подобрать 3-4 словосочетания с типом связи - управление.
Слайд 8
Проверка.
Выставление отметок.
Работа в группах.
управление
1 группа: берег реки (Р.п.),
шуба из меха (Р.п.),
небо без облаков (Р.п.)
2 группа: костюм для карнавала (Р. п.) , лист клёна (Р. п.), тропинка в лесу (П.п.)
3группа: повидло из яблок (Р.п.),
ветка берёзы (Р.п.),
полянка в лесу (П.п.)
4 группа: переходить дорогу, помочь бабушке, лежит снег, девочка с сумкой.
Регулятивные:
контроль, коррекция
выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения.
Личностные:
самоопределение.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Какова была тема нашего урока?
- Какие задачи мы ставили?
- С какими задачами мы справились?
Слайд 9
- Какие трудности испытывали?
- Что понравилось?
д/з: подобрать 7 словосочетаний
с управлением из учебника
«Литературное чтение».
Управление.
Познакомиться с новым типом связи, учиться находить такие словосочетания, задавать вопросы от главного слова к зависимому.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли.
Познавательные:
рефлексия.