Урок русского языка в 4б классе (по программе «Начальная школа XXI века» в блоке уроков «Как устроен наш язык»)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4б классе (по программе «Начальная школа XXI века» в блоке уроков «Как устроен наш язык»).

Учитель: Кузнецова Л.М.

Тема: Связь слов в словосочетании. Управление.

Тип урока: открытие нового знания

Цель: знакомить с управлением как видом подчинительной связи слов в словосочетании;

повторить части речи и их грамматические признаки;

учить задавать вопросы от главного слова к зависимому.

Задачи:

  • анализировать различия в способах связи слов в словосочетаниях;

  • развивать интеллектуальные способности учащихся;

  • развивать умение работать в группе, умение оценить свою деятельность на уроке.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями для групп, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределе- ние к деятельности.


Начинается урок.

Пусть пойдут все знанья впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Зачитывает эпиграф к уроку:

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

- Как вы понимаете эти слова?

Слайд № 1


Подготовка к работе.

Дети объясняют.


(УУД личностные: самоопределение;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;


  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Работа с классом. Записать словарные слова в столбик: забавный, ароматные, решать, сверкает.

Подберите подходящие по смыслу существительные и составьте словосочетания. Докажите, что это словосочетания.

Два ученика делают индивидуальное задание по карточкам.

Проверяют сильные ученики.

Фронтальная работа.

Работа у доски.

Словосочетанием называют такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью.

Индивидуальная работа.

Подчеркни словосочетания с согласованием:

Лесное озеро, быстро считать, первый класс, дорогая вещь, ягоды из леса, стакан воды, молочный коктейль, рисовать мелом.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем.

  1. Постановка учебной задачи.

Определите тип связи в этих словосочетаниях.

А остальные словосочетания?

Докажите.

- Как вы думаете,

чем мы будем заниматься на уроке? Что нового узнаем?

Слайд 2

Физминутка : Раз и руки вверх взмахнули. И при этом все вздохнули.

Два нагнулись, пол достали.

На четыре прямо встали.

Пять - руками помахали.

Шесть - за парты тихо сели.

В первом и втором - согласование.

  1. Существительное - главное слово

  2. Прилагательное - зависимое.

  3. Зависимое слово стоит в тех же формах, что и главное

  4. Если изменять форму главного слова, то изменяется и форма зависимого слова.

Не являются согласованием.

Изменяют форму главного слова и наблюдают за зависимым.

Формулируют (уточняют) тему урока. Ставят цели:

- познакомимся с новым типом связи, будем учиться находить такие

словосочетания, задавать вопросы от главного слова к зависимому.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:

постановка вопросов

Познавательные:

формирование познавательной цели

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Прочитайте следующую группу слов: подарить сестре

поёт на ветке

слушаю музыку

Слайд 3

-Измените форму главного слова.

(работа по рядам).

-Изменится ли форма зависимого слова? Слайд 4

Как же называется такая связь?

Слайд 5

- Откроем учебник на стр. 114 и сравним наши выводы с выводами учебника.

- С каким типом связи будем работать?

Какую особенность запомнили?

Находить словосочетания с управлением нам поможет алгоритм.

Слайд 6

Работаем по алгоритму.

  1. Найдите глагол или существительное с зависимым словом.

  2. Задайте вопрос от главного слова к зависимому.

  3. Если вопросы косвенных падежей - это управление.

  4. Измени форму главного слова, зависимое не должно меняться.

Подаришь сестре, пел на ветке,

слушаем музыку.

Форма зависимого слова не изменилась.

Работа с правилом.

Управлением

Форма зависимого слова не меняется

Пытаются самостоятельно составить последовательность работы.

Совместное чтение.


Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

  1. Первичное

закрепление.

Чтобы справиться со следующим заданием понадобится дружба и старание.

Найди и выпиши словосочетания с управлением. Определи части речи главного и зависимого слова.

Проверка. Слайд 7

Оцените свою работу.

Физминутка для глаз.

- Перед вами модели словосочетаний. Какие модели относятся к управлению?

имя прил. + имя сущ., глаг. + имя сущ.

имя прил. + глаг. глаг. + нареч.

имя сущ. + имя сущ.

- По какой модели не может быть образовано словосочетание?

- Попробуйте составить словосочетания ко всем моделям.

Работа в парах.

Стр. 115 упр.1

Холод (сущ.) осени (сущ.) , дом (сущ.) у дороги (сущ.), построить (гл.) дом (сущ.), ствол (сущ.) берёзы (сущ.), дружить (гл.) с тобой (мест.), спускаться (сущ.) с горы (сущ.), горы (сущ.) Кавказа сущ.).

Рисуют зеленый кружок - не допустил ни одной ошибки, доволен собой;

желтый - допустил неточность;

красный - надо постараться и успех придёт.

сущ. + сущ., гл.+ сущ.

имя прил. + глаг.

Регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция.

Познавательные:

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные:

управление поведением партнера

6.Самостоятельная

работа.

Что одному не под силу, то легко

коллективу.

- На листе заданий у вас словосочетания: имя сущ. + имя прил. Замените словосочетаниями: сущ. + сущ. Определите падеж зависимого слова.

- Подумайте, какой тип связи у вас получится?

1 группе: речной берег, меховая шуба, безоблачное небо

Образец: апельсиновый сок - сок из апельсинов.

2 группе: карнавальный костюм, кленовый лист, лесная тропинка

Образец: апельсиновый сок - сок из апельсинов

3 группе: яблочное повидло, берёзовая ветка, лесная полянка

Образец: апельсиновый сок - сок из апельсинов

4 группа: работа по рисунку. Подобрать 3-4 словосочетания с типом связи - управление.

Слайд 8

Проверка.

Выставление отметок.

Работа в группах.

управление

1 группа: берег реки (Р.п.),

шуба из меха (Р.п.),

небо без облаков (Р.п.)

2 группа: костюм для карнавала (Р. п.) , лист клёна (Р. п.), тропинка в лесу (П.п.)

3группа: повидло из яблок (Р.п.),

ветка берёзы (Р.п.),

полянка в лесу (П.п.)

4 группа: переходить дорогу, помочь бабушке, лежит снег, девочка с сумкой.

Регулятивные:

контроль, коррекция

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание

качества и уровня усвоения.

Личностные:

самоопределение.

7. Итог урока. Рефлексия.

- Какова была тема нашего урока?

- Какие задачи мы ставили?

- С какими задачами мы справились?

Слайд 9

- Какие трудности испытывали?

- Что понравилось?

д/з: подобрать 7 словосочетаний

с управлением из учебника

«Литературное чтение».

Управление.

Познакомиться с новым типом связи, учиться находить такие словосочетания, задавать вопросы от главного слова к зависимому.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли.

Познавательные:

рефлексия.


© 2010-2022