Рабочая программа по внеурочной деятельности «РОСТ» для обучающихся 1 «В» класса на 2014 -2015учебный год

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Сальска




Рассмотрена на заседании МО

учителей начальных классов

(Протокол № 1 от 28.08.2014г)

Руководитель МО

Светличная С.М._____________

Утверждена приказом

от 01.09.2014 № 142

на основании решения педсовета

(Протокол №1 от 28.08.2014г)

Директор школы

Мазниченко Е. Н.______________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«РОСТ»

для обучающихся 1«В» класса

на 2014 -2015учебный год.

Составитель программы: Светличная С.М. - учитель

I квалификационной категории.

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе примерной программы Рост: развитие, общение, самооценка, творчество. Курс внеурочной деятельности (ФГОС). 1класс. Рабочая образовательная программа. Поурочные методические материалы. Пособие для учителей и родителей. Е.Г. Коннова. - Ростов н/Д: Легион, 2013. Цели курса • создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время; • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности. Задачи курса 1. Формировать у обучающихся первого класса умения ориентироваться в новой социальной среде. 2. Формировать положительную «Я - концепцию». 3. Формировать коммуникативную культуру, умения общаться и сотрудничать. 4. Развивать навыки рефлексивных действий. 5. Знакомить обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества. 6. Развивать творческие способности личности ребёнка, фантазии и воображения. Направленность программы - научно-познавательная и худо­жественно-эстетическая. Основные виды деятельности - игровая и познавательная.
Рабочая программа рассчитана на 32 часа. Примерная программа рассчитана на 33 часа, 1час в неделю. Нереализованный час приходится на праздничный день (9 мая). Темы «Конструирование. Изготовление простейших многогранников» и «Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур» объединены.

Содержание курса внеурочной деятельности: В первом классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности. Основные виды заданий:

  • динамические - развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
  • познавательно-логические;
  • коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка. Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка. Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов. В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов - язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие. Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях. Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности. Формы занятий могут быть разнообразными - групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная. Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.

Универсальные учебные действия.

Занятия курса предполагают развитие надпредметных универсальных учебных действий (УУД).

Для формирования личностных УУД предлагаются такие виды заданий, как творческие задания, подведение итогов занятия (самооценка).

Для формирования познавательных УУД предлагаются следующие виды заданий: поиск лишнего, лабиринты, упорядочивание, «цепочки», работа с таблицами, сравнение, хитроумные решения, отгадывание загадок.

Для формирования регулятивных УУД предлагаются такие виды заданий: «преднамеренные ошибки», рисунки на сетке и клетчатой бумаге, упражнения на развитие моторики, на решение проблем творческого характера («изобрази», «разрежь фигуру так, чтобы...»)

Для формирования коммуникативных УУД предлагаются такие виды заданий: «объясни...», «аргументируй своё мнение...», задания и загадки с неоднозначным ответом (учёт разных мнений), игровые задания и работа в парах и группах.

Ожидаемые результаты:

  • улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;

  • развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;

  • укрепление здоровья школьников.

Планируемые личностные результаты

Самоопределение:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

  • принятие образа «хорошего ученика»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

  • мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению;

  • навыки сотрудничества в разных ситуаций;

  • эстетические потребности, ценности и чувства.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Кол - во часов

Содержание деятельности

Учебно- методические средства обучения

Результат занятия (средства контроля)

теоретическая

практическая

1 четверть

9

1

02.09

Вводный урок. Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления.

1

Знать на память скороговорки.

Знать техники выполнения аппликаций из рваной бумаги.

Толковать значение слов.

Приемы и правила пользования простейшими инструментами ручного труда.

Выполнять упражнения для ладоней и пальцев, развивающие мелкую моторику рук и воображение.

Оценивать свою работу.

Выполнять упражнения на развитие способности к мобилизации сил, внимания, памяти, коммуникативных способностей.

Составлять изображения из рваной бумаги.

Выполнять упражнения на развитие воображения, творческих способностей, самовыражение.

Пользоваться умением встать на позицию другого, то есть «войти в образ».

Овладевать приемами выполнения упражнений для развития лицевой мускулатуры и произнесения скороговорок и чистоговорок на определённый звук.

Подводить итоги работы.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Выполнять действия по алгоритму.

Создавать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Моделировать ситуацию.

Ориентироваться в пространстве.

Действовать, соблюдая правила.

Составлять рассказ по рисунку.

Планировать свои действия.

Вступать во взаимодействие учениками.

Действовать в условиях конфликта.

Рассуждать и анализировать.

Отгадывать загадки, рассчитанные на кругозор, сообразительность, быстроту реакции.

Решать задачи, развивающие логику.

Устанавливать закономерности.

Е.Г. Коннова Рабочая тетрадь для ученика. Рост: развитие, общение, самооценка, творчество. Индивидуальная тетрадь школьника. (ФГОС) 1класс. Е.Г. Коннова. - Ростов н/Д: Легион, 2013.

самооценка

2

09.09

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

самооценка

3

16.09

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

4

23.09

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

самооценка

5

30.09

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

6

07.10

Изготовление работ в технике рваной аппликации.

1

7

14.10

Творческая работа в технике рваной аппликации.

1

выставка

8

21.10

Совершенствование воображения.

1

9

28.10

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

самооценка

Итого 1 четверть - 9 занятий

самооценка

2 четверть

7

самооценка

10

11.11

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

самооценка

11

18.11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

12

25.11

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

13

02.12

Изготовление объёмных поделок из бумаги.

1

14

09.12

Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги.

1

выставка

15

16.12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

16

23.12

Совершенствование воображения.

1

Итого 2 четверть -7 занятий

3 четверть

9

17

13.01

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

самооценка

18

20.01

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

самооценка

19

27.01

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

самооценка

20

03.02

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

Знать необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования /резание ножницами, владение чертежными и другими инструментами

самооценка

21

17.02

Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток.

1

выставка

22

24.02

Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги.

1

выставка

23

03.03

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

24

10.03

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

25

17.03

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

Итого 3 четверть - 9 занятий

4 четверть

7

26

07.04

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

самооценка

27

14.04

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

самооценка

28

21.04

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Совершенствование воображения.

1

самооценка

29

28.04

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

самооценка

30

05.05

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

31

12.05

Конструирование. Изготовление простейших многогранников.

Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур - многогранников.

1

выставка

32

19.05

Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года.

1

портфолио


Итого за 4 четверть - 7 занятий

Итого за год - 32 занятия

Количество занятий

1 четверть

9

2 четверть

7

3 четверть

9

4 четверть

7

Год

32



Список литературы

  1. Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. - М.: Речь, 2011.

  2. Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. - М.: Ридерз Дайджест, 2006.

  3. Надеждина В. Танграм. 1000 + 1 фигура. - Минск: Харвест, 2007.

  4. Перельман Я. И. Веселые задачки и головоломки. - М.: АСТ, 2010.

  5. Тюлле Эрве. Каляки-маляки. - М., 2012.

  6. Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. - М.: Ридерз Дайджест, 2008.

  7. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.



© 2010-2022