Образовательная программа По дорогам сказок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Никольская ООШ»

«По дорогам сказок»

Образовательная программа



Учитель: Медведева Н.Д.

Информационная карта.

1.Образовательная программа «По дорогам сказок»

2.Ф.И.О. педагога Н.Д. Медведева

3.Этап реализации массовое обучение

4.Вид программы модифицированная

5.Форма организации образовательного процесса образовательная

6. Целевая установка учебная

7.Возраст детей 7 лет

8. Продолжительность реализации 1 год

9. Цель программы: всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

10.Задачи обучения:

- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления;

- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- обогащение активного и пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;

- развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

Воспитание на народных традициях; приобщение к народному творчеству.

Пояснительная записка

Курс « По дорогам сказок» является целенаправленной работой по обучению детей 7-летнего возраста чтению, развитию речи и воспитанию на народных традициях. Богатая традициями русская культура, основанная на народной мудрости- это источник, который необходимо беречь, возрождать. Задача данной программы - повернуть детскую душу лицом к этому источнику как можно раньше, чтобы крепло и развивалось его самосознание.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы ( пословицы, поговорки, считалки, загадки, потешки).

Художественная литература и устное народное творчество - это такие виды искусства, которые сопровождают человека с первых лет жизни. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Художественная система русского фольклора своеобразна, так как он имеет разнообразные жанровые формы ( былины, сказки, легенды, песни, предания), язык которых прост, точен и выразителен.

Одной из задач данного курса является знакомство младших школьников с малыми и жанровыми формами фольклора, так как это влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов, синонимов, антонимов) в любом художественном тексте.

Структура программы « По дорогам сказок» строилась поэтапно, основываясь на основные задачи развития речи:

- воспитание звуковой культуры речи;

-словарная работа;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие образной речи.

У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые призвана решить данная программа на учебных занятиях (уроках).Занятия проходят 1 раз в неделю. Всего 33 часа.

Большинство уроков построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика уроков разнообразна: народные сказки; сказки великих писателей и поэтов; сказки современных писателей; сказки волшебные, бытовые, о животных; потешки, скороговорки, чистоговорки, загадки. На уроках дети учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему сначала в отдельных лексических и грамматических упражнениях, а в дальнейшем в связных высказываниях. И тогда переход от выполнения задания на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становится естественным.

Содержание курса « По дорогам сказок»

  • Воспитание звуковой культуры речи:

- развитие звукового анализа слова, т.е. умение вычленять в словах или фразах определённые звуки, слоги, делать ударение;

- развитие интонационной стороны речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи);

- развитие голосового аппарата ( дикция), совершенствование артикуляции;

- подготовка к восприятию поэтической речи.

Особое внимание на этом этапе работы уделяется развитию творческих способностей учащихся, когда они заканчивают ритмическую фразу, начатую педагогом: «Где ты, заинька, гулял?» ( «Под кусточком ночевал».) « Ты, лисичка, с кем играла?» ( «Я избушку подметала».) «Где ты, Катенька, была?» ( « Я с друзьями в лес ушла»), воспринимая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумываются в звучащее слово, и начинают глубже понимать стихотворную речь.

2.Словарная работа.

- обогащение, закрепление и активизация словаря;

- работа над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов), а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.

- формирование умения выбрать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применить в любом контексте;

- формирование умения выбрать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий день - горячий, жаркий спор - взволнованный);

- развитие понимания переносного значения слов в зависимости от противопоставления и сочетания (ручей мелкий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а клубники крупные);

- работа над пониманием слов, противоположных по смыслу (Что может быть глубоким? Мелким? Лёгким? Тяжёлым?);

- работа с многозначными словами разных частей речи ( бежит река, мальчик, время; растёт цветок, ребёок, дом; острый нож, ум, язык, глаз, слух, суп).

3.Формирования грамматического строя речи:

- обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями

- работа по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже ( "Спроси у белочки, сколько у неё лап? Спроси про уши, хвост,глаза, рот");

- даются сочетания с несклоняемыми существительными (пошёл в новом пальто, играл на пианино);

- предлагается образовать степень прилагательного (умный-умнее; добрый - добрее; тихий-тише);

- задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов ( бежал - перебежал через дорогу, убежал из дома).

4. Развитие связной речи:

- формирование умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные связи между предложениями и частями высказывания;

- формирование умения анализировать структуру любого высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие ( событие, сюжет), как раскрываются микротемы, имеется ли завершение (конец);

- развитие умения связно выстраивать высказывание, формирование знаний о теме высказывания, расположение его структурных частей;

- развитие умений использовать разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах; выстраивать сюжет,

- формирование умения выстраивать сюжет, связывать между собой части текста;

- развитие у учащихся наглядно-образного и логического мышления.

5.Развитие образной речи:

- ознакомление учащихся с разными жанрамихудожественной литературы, в том числе с произведениями малых и жанровых фольклорных форм и с фразеологизмами;

- обращать внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму произведения;

- научить понимать значение образных выражений и целесообразность их использования в тексте;

- развитие поэтического слуха, перенесение разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество;

- формировать умение понять обобщённый смысл малых фольклорных форм ( зарубить на носу - запомнить навсегда; повесить голову - загрустить);

-поощрять творческие проявления учащихся в области слова; давать задания на придумывания сказок, рассказов, загадок.

Большая роль в программе отводится формированию умения понимать образность, так как на этом строится культура речи. Воспитание у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и в словестном творчестве. По тому, как ученик строит своё высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Методическое обеспечение программы.

  1. Формы уроков:

- уроки- инсценировки;

- открытые уроки;

- уроки - конкурсы;

- уроки - викторины.

Уроки строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности - творческое мышление ребёнка.

2.Техническое оснащение уроков.

На уроках может быть использована кино- и видиотехника для демонстрирования наглядных материалов (фильмы, мультфильмы), а также программой предусмотрен просмотр диафильмов с народными сказками.

3.Дидактическое оснащение уроков.

Использование раздаточного материала:

- карточки с изображением известных сказочных героев;

- книги из серии « Мои первые книги»;

- лото «Литературные герои».

Использование демонстрационного материала:

- плакаты к сказкам;

- книги для оформления выставки (по темам);

- иллюстрации, помещенные в книгах, используются для проведения с детьми индивидуальных и коллективных игр.

Тематическое планирование

( из расчёта 1 урок в неделю, всего 33 урока)

Раздел, тема

Кол-во часов

Сроки

«Что за прелесть эти сказки!»

6

1

Устное народное творчество. Общее понятие.

1

2

Знакомство со сказками (волшебные, бытовые, о животных).

1

3

Присказка. Зачин. Концовка.

1

4

Великие сказочники.

1

5

Пословицы, поговорки, считалки.

1

6

Загадки.

1

« И кот учёный свои мне сказки говорил»

10

1

Русские народные сказки о животных.

1

2

« Лиса и тетерев», «Лиса и журавль»

1

3

« Заяц - хвастун». Обработка О.Капицы.

1

4

«Вершки и корешки». Обработка К.Ушинского.

1

5

«Котофей Котофеевич» Обработка И.Карнауховой.

1

6

Сказки великих писателей о животных.

1

7

Л.Н.Толстой. «Котёнок»

1

8

М.Пришвин. «Как поссорились кошка с собакой»

1

9

Н.Сладков. «Белка и медведь»

1

10

«Сивка - бурка» Обработка М.Булатова.

1

« Сказка - ложь, да вней намёк…»

6

1

Бытовые сказки. «Каша из топора»

1

2

Р.н.с. «У страха глаза велики»

1

3

Р.н.с. «Два Мороза»

1

4

Л.Н.Толстой. «Кто страшнее»

1

5

С.Михалков «Сами виноваты». Сказка.

1

6

К.Ушинский « Четыре желания»

1

«Там, на неведомых дорожках…»

7

1

Волшебные сказки. В.Даль. «ДЕВОЧКА Снегурочка»

1

2

П.Ершов. «Конёк - Горбунок» (1 часть)

1

3

Р.н.с. «Гуси - лебеди»

1

4

П.Бажов .«Серебряное копытце»

1

5

А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» ( из поэмы «Руслан и Людмила»

1

6

А.С.Пушкин. « Ель растёт перед дворцом…» (из «Сказки о царе Салтане…»

1

7

Р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

Сказки народов мира.

4

1

«Айога». Нанайская. Перевод Д.Нагишкина.

1

2

«Лёгкий хлеб». Белорусская. Обработка Е.Благининой.

1

3

«Бременские музыканты» Братья Гримм.

1

4

Итоговый урок.

1

Итого:

33

Оценка результативности деятельности программы

К концу года учащиеся должны знать и уметь:

- владеть литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей составлении любого типа высказывания;

- уметь вступать в контекст со взрослыми и сверстниками ( выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять);

- знать нормы и правила речевого этикета, уметь пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- уметь читать;

- заинтересованно слушать знакомые и новые сказки.

Мониторинговая карта.

Ф.И.ребёнка

Оценка результативности после изучения темы.

Умение слушать знакомые и новые сказки.

Умение рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и вопросы учителя.

Умение назвать произведение, прослушав отрывок из него.

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н




Уровни усвоения ЗУНов:

  1. Высокий - выполняет задание правильно, без затруднений. Укладывается в отведённое время, при определённых условиях может работать самостоятельно.

  2. Средний - испытывает затруднение при выполнении задания. Допускает ошибки.

  3. Низкий - не понимает смысла задания, требуется помощь педагога, не видит своих ошибок.

Список используемой литературы.

1.Бахтин В. «От былины до считалки». Ленинград «Детская литература», 1982 г.

2.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». Москва, 1991 г.

3.Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи». Москва, 1961 г.

4.Глинка Г.А. « Буду говорить, читать, писать правильно». С- Пб., 1996 г.

5.Карпенко М.Т. «Сборник загадок». Москва, 1988 г.

6.Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите играя». 2 - издание. Москва, 1983 г.

7.Померанцева Э.В. «О русском фольклоре». Издательство «Наука», Москва, 1977 г.

8.Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Ярославль, 1997 г.



© 2010-2022