Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «ЯОШ №6»



Конспект урока окружающего мира в 1-А классе по теме:

«Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»

(с элементами природосообразной биоадекватной методики

УМК «Школа России»)

























Учитель высшей категории

Козко Ю.В.



Ялта, 2016 г.



Тип урока: комбинированный.


Форма урока: урок-путешествие.


Цель: формировать знания о правилах поведения в природе (лесу); учить определять лесных обитателей по звукам, передавать голосом звуки леса; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в лесу и его последствия; содействовать воспитанию чувства ответственности и долга за состояние природы; оценивать свой вклад в ее благосостояние, ценить ее красоту.


Оборудование: Окружающий мир. 1 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. Ч.2./ А.А. Плешаков.- 2-е изд. - м.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил. - (Школа России). аудиозапись «Голоса птиц» (фрагменты, «Дятел», «Кукушка», «Ручей»), видеозапись Чайковский «Адажио», видеозапись «Релаксация. Лес»; иллюстрации: птиц, деревьев, ветра, скрипичный ключ; сюжетные картинки для работы в паре.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе, паре.

В процессе обучения формируются следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

- умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;


Ход урока:

  1. Орг. момент

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех,

Посопутствует успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа

Ребята, сегодня у нас с вами немного необычный урок. Сегодня мы побудем с вами не только на уроке окружающего мира, но и окажемся на УРОКЕ ЭМОЦИЙ, НАСТРОЕНИЙ, где вы будете переживать и радоваться, но не за себя, а за других. Будете сопереживать и сочувствовать. Ну и, конечно, будете ДУМАТЬ и ОТКРЫВАТЬ для себя что-то новое.
Для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие. Угадайте, куда?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Красоту увидишь в нем.(Лес)
В какой зеленый дом мы отправимся? Каким вы представляете себе лес? Кто может сказать, что такое лес?(Дети высказывают свои предложения)
(Владимир Даль написал в своем словаре: «Лес - это пространства, покрытые большими, растущими деревьями».)

Всех богатств лесных не счесть.
Назовем все те, что есть.
Если мы в него пойдем,
То припасов там найдем.
Он излечит и накормит,
Свежестью своей напоит,
Жителей лесных покажет,
Дом для них устроит даже.


III. Сообщение темы и цели урока
1.Проблемная ситуация
Прежде чем мы окажемся в лесу, давайте попробуем услышать друг друга и все звуки, которые нас окружают.
Что для этого нужно сделать?
(Создать тишину)
Предлагаю взять ее в лес. А зачем???

Тишине в лесу и будет посвящена тема нашего урока?


Тема: Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Тишина нужна вокруг,
Мы докажем это сами.
Наш урок не подведёт,
Ответ верный нам найдёт.


IV. Изучение нового материала.
1. Релаксация

Я хочу чтоб вы попробовали как по мановению волшебной палочки оказаться сейчас в лесу….
Для этого закройте глаза, прилягте. Представьте, что вы сейчас оказались в лесу. Ваши ручки, ножки и лицо ощущают приятную лесную прохладу. Вдохните…Вы чувствуете запахи леса, лесной травы, коры деревьев. Вы слышите звуки леса….. (включ. «ЗВУКИ ЛЕСА»)

Тишина в лесу такая,

Что я слышу, как жужжит

Комаров летучих стая,

И как деревце скрипит.

Как кузнечики стрекочут,

Дятел клювиком стучит,

Птички ласково щебечут,

Травка мягкая шуршит…

Как трепещут тихо листья

Как вздыхает ветерок,

Как журчит переливаясь,

Звонкий чудо-ручеек…

Тишина в лесу такая,

Только музыку пиши…

Для сердечного вокала

Птичье пенье для души…..

Откройте глаза….

Потянитесь….

Улыбнитесь друг другу…

2. Беседа
Что вы представили, увидели???

Вам удалосьпредставить и услышать всю красоту природы.

Как вам удалось это сделать?

-Что для этого необходимо?(Нужно соблюдать тишину)

Какие же звуки есть у леса??? ЛЕС

-шелест травы; ШЕЛЕСТИТ

-журчанье ручья;(АУДИОЗАПИСЬ) ЖУРЧИТ

-жужжанье насекомых;(АУДИОЗАПИСЬ) ЖУЖЖИТ

-пение птиц;(АУДИОЗАПИСЬ) ПОЁТ

-завыванье ветра. ВОЕТ

Если лес издает столько звуков, можно ли сказать что лес ЖИВОЙ???

-Когда можно услышать все эти звуки живого леса??? (если соблюдать тишину)

В лес пришёл ты, не шути!
Тихо там себя веди!

3. Работа с учебником
Прочитаем в учебнике выделенный текст на стр. 49 и сравним его с нашими предположениями.
(Дети ищут ответ на вопрос, сравнивают с предположениями, делают вывод).
4. Игра «Птичий хор»
А хотелось ли вам побывать на месте лесных обитателей?
Тогда давайте попробуем воспроизвести звуки леса, которыми он нас радует.

Разделимся на 4группы.

Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
1.ДЯТЕЛ (стучат карандашами)

Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку".(кукушка)

2.КУКУШКИ ( тихо кукуют )

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.(жук)

3.НАСЕКОМЫЕ (жужжат)

Не увидишь меня глазом,
Я способен на проказы.
На бегу, срываю шляпы,
Елок раскачаю лапы.
Унести белье с веревки,
Хватит у меня сноровки.
Пролистать могу газету,
Громко шелестя при этом...
Вот в лесу любой заметит:
Лес шумит, гуляет...
(Ветер)

4.ВЕТЕР (шелестят)
Я, ребята, буду дирижером!

Приготовились, начали.

У нас получился настоящий лесной концерт. Гости невольно оказались в нашем лесу… Скажите, услышали ли они звуки нашего леса??? Почему им это удалось??? (они соблюдали тишину)

5. Беседа

Скажите, ребята, а можно ли, соблюдая тишину, нанести лесу вред???

Для этого есть еще правила посещения леса. И вы сами попробуете мне их назвать.

А для этого вы сейчас попробуете превратиться в семена и луковички лесных цветов!

Где находится семя и луковичка лесного цветка???( в земле)

Погрузитесь и вы туда…..

Слушайте и превращайтесь…. Ощутите себя первыми лесными цветами ….

(включаю музыку «АДАЖИО»)

Глубоко под землей зарождалась жизнь….

Медленно, но упорно жизнь поднималась вверх…

И вот глоток чистого воздуха пронзил зеленый стебелёк!.....

Как прекрасно вокруг!!!!!!....

Как тепло и ласково греет солнышко!.....

Появился первый лепесток!... И еще….. и еще…!

Какая великолепная красота!!!! И я - красота!!!!

Какой приятный ласковый ветерок колышет меня!....

Жизнь прекрасна!...

НО чья-то тень закрыла собой солнце!!!!!!!

Прикосновение руки……и боль!!!!!!!!!!

Как больно!!!! Я не хочу умирать!!!

Я УМИРАЮ!!!!!!!!!


Смогли ли вы ощутить на себе чувства цветка???

Что произошло? О чем предупреждает эта миниатюра???

(Не срывайте цветы и растения!)

А вот правильно ли поступила маленькая посетительница леса…

СТИХОТВОРЕНИЕ (читает ученица)

Я иду тропинкой узкой,

Пробираюсь в лес густой;

Зеленеющие ели

Стелят ветви надо мной.

По бокам трава с цветами,

Песни птиц звенят кругом;

Ручеек звенит в ложбинке,-

Струйки блещут серебром.

Я одна, - и мне не страшно:

Кто обидит здесь, когда

Сюда пришла не обижать я -

Отдохнуть пришла сюда!

Я не трону птички малой

И цветов не стану рвать;

Если жизнь я дать не в силах,

Как могу ее отнять???

Давай пройдемся медленно по лесу
И «здравствуй!»

скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

V. Закрепление изученного материала.
Предлагаю вам увеличить свои знания. Сейчас поработае в парах, и каждая пара придумает еще правила посещения леса. А помогут вам в этом рисунки на парте.

Подумайте, посоветуйтесь, о чем предупреждают рисунки???(Творческая деятельность детей).

Насекомые, животные и птицы.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они.
На планете мы останемся одни.

Итог урока
Надеюсь, что все участники нашего разговора запомнили как нужно вести себя в лесу. И теперь лесные обитатели могут жить спокойно, ведь, придя домой, вы расскажите своим родителям, друзьям о чём?
(В лесу нужно соблюдать тишину)

Ребята, мне хочется вспомнить слова В. А. Сухомлинского

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.


- ПОМНИТЕ об этом, ребята!

VI. Рефлексия

Вот и подошел наш урок к концу.

Кто все понял и кому урок доставил удовольствие - поапплодируйте.

Кто что-то не понял или не уяснил, составьте к следующему уроку вопросы и мы их разберем.

Спасибо всем. Молодцы!

Давайте будем
К тому стремиться
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли
Повсюду нам
Как самым верным
Своим друзьям.
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету: -
Во всей Вселенной
Совсем одна
Что будет делать
Без нас она?



© 2010-2022