Авторская программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста Компьютерный мир

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Новоаксубаевская начальная общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района РТ

.



Авторская программа

дополнительного образования детей младшего школьного возраста

«Компьютерный мир»



Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации программы:

2 года

Автор программы:

Гурьянова Татьяна Николаевна




2013 год


Пояснительная записка
Компьютер - неотъемлемая часть современной жизни, однако не каждый ребенок знает, как с помощью компьютера решить некоторые учебные задачи: написать реферат, подготовить иллюстративный материал, найти информацию в Интернет, подготовить компьютерную презентацию. Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения (компьютерных игр) использование компьютера как помощника в обучении потеряло свое значение. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, использование компьютера в учебных целях связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы. Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах. Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Дети, приходя в школу в 1 класс и занимаясь в компьютерном кружке все 2 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах, но между тем, если ребенок начнет заниматься позже, со 2 или 3 класса, он свободно сможет влиться в коллектив кружка. Программа курса состоит из разделов: 1 год обучения - 128 часов: - «Юный компьютерный художник», - «Мастер печатных дел» 2 год обучения - 128 часов: - «Мастер презентации», - «Школьная газета» Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии. Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах. Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме. Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах. Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств. Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера. В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др. В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру. Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:

  1. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
  2. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
  3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
  4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
  5. РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ - Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Занятия кружка информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества. При построении курса поставлены следующие задачи:
  1. знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;
  2. умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
  3. формирование операционного стиля мышления;
  4. умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
  5. формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;

Программное обеспечение:
  • Операционная система Windows 2007
  • Графический редактор Paint
  • Текстовый редактор Word 2010
  • Компьютерная программа МИР ИНФОРМАТИКИ
  • Редактор Power Point 2010

Прогнозируемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь: • знать правила поведения в компьютерном классе; • уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать); • называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.); • уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе); • уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки; • иметь элементарные навыки работы на компьютере.


Тематическое планирование раздела кружка

«Юный компьютерный художник»

(64 часа) ВВЕДЕНИЕ
Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм - эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.
Цели программы Целью создания настоящего курса является формирования художественной культуры младшего школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной графики, промграфики и т.п.). Задачи программы

  1. Эстетическое воспитание учащихся.
  2. Развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.
  3. Привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.
Первый год обучения (128 часов) Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час) Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке. Компьютер и его устройства (8 часов ) Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Компьютерный мир » Графический редактор Paint (55 часов) Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.

№ пп

Тема

Часы

1 Правила техники безопасности. 1

2 Компьютер и его составляющие. Программы. 8

3 Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы 2

4 Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы 4

5 Функция раскрашивания в графическом редакторе. 2

6 Раскрашивание готовых рисунков. 4

7 Декоративное рисование. (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет) 4

8 Проба пера. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на тему: «Моя дом», «Моя школа») 6

9 Функция копирования. Составление рисунков. 2

10 Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи 6

11 Проект. Книжная графика (книжная обложка, календарь, поздравительная открытка) 8

12 Театральная графика (Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов) 4

13 Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер) 2

14 Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов 4

15 Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков. 7




Тематическое планирование раздела кружка

«Мастер печатных дел»
ВВЕДЕНИЕ
Введение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей младшего школьного возраста. Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом. Цели программы Содействовать развитию умения редактированию, набору текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи, а так же составление рисунков, грамот, похвальных листов, буклетов. Задачи программы

  • Развитие навыков работы в текстовом редакторе
  • Овладение навыков набора компьютерного текста
  • Вызывать, развивать и поддерживать мотивацию маленьких школьников к совершенствованию своей письменной речи;
  • Приучать ребенка редактировать текст многократно, но при этом последовательно, выбирая порядок действий с учетом индивидуальных потребностей ученика;
  • Научить ребят использовать полученные знания, умения, навыки в жизни.
В конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока: оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.).
Содержание: Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке. Компьютер и его устройства (4 часа) Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики» (4 часа). Текстовый редактор Word (56 часов). Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков - схем.
№ пп Тема Часы

1 Правила техники безопасности

1

2 Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.

4

3 Текстовый редактор Word . Первое знакомство. Вызов программы.

4

4 Клавиатура. Основные клавиши Работа с клавиатурным тренажёром

10

5 Инструментарий программы. Меню «Файл»

2

6 Редактирование текста. Меню «Главная»

2

7 Набор текста.

6

8 Меню «Вставка». Создание грамоты.

4

9 Меню «Вставка». Составляем поздравительную открытку.

4

10 Оформление сочинения.

8

11 Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления рефератов.

4

12 Оформление буклетов

5

13 Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы.

2

14 Брошюра. Оформление.

2

15 Творческий проект. Оформить брошюру

6


Второй год обучения (128 часов)

Тематическое планирование раздела кружка

«Мастер презентации» Введение В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации . Презентация - это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрибельной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства. Цели программы Целью создания курса является формирование эстетического чувства, привития навыков работы на компьютере, использование полученных знаний на других предметах Задачи программы

  • помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности
  • помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
  • изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
  • помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
  • Начальное формирование навыков работы на компьютере в редакторе PowerPoint (мастер составления презентаций);
  • Начальное формирование работы в сети Internet
  • творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
  • Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
  • Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;
  • обучение детей младшего школьного возраста работе за компьютером, а также подготовка их к старшему звену

Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час) Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке. Компьютер и его устройства (2 часа) Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики » (1 час). Редактор Power Point (60 часов) Знакомство с редактором Power Point, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гиперссылки.
№ пп Тема Часы 1 Техника безопасности 1 2 Компьютер и его составляющие. Программы. 1 3 Знакомство с программой PowerPoint 4 4 Основные возможности программы PowerPoint 4 5 Составление простейшей презентации 6 6 Творческий Проект. «Это я» 6 7 Добавление в презентацию картинок, арт текстов. 6 8 Творческий проект. «Мой класс» 8 9 Добавление эффектов анимации в презентацию 6 10 Творческий Проект. «Моя семья» 8 11 Составление презентации с вложениями. Гиперссылки. 2 12 Поиск информации для презентации в Интернет 6 13 Творческий проект «Мое село» 6

Тематическое планирование раздела кружка

«Школьная газета»
Цели: оградить ребят от влияния улицы; воспитать творческую личность, умеющую общаться с людьми разного возраста и социального положения, умеющую излагать свою точку зрения; дать возможность реализовать свои способности; может быть, даже дать некоторую профориентацию; воспитать патриота. Задачи:  научиться каждому работе на компьютере, уметь делать необходимую для создания газеты работу: правильно набирать текст, уметь правильно фотографировать, сканировать рисунки и фотографии, делать верстку;  повысить орфографические и пунктуационные навыки;  уметь корректировать и редактировать тексты;  распределять материал в номере;  повысить навыки речевой культуры и общий культурный уровень учащихся;  научиться видеть и уметь выбирать главное, значимое, из множества событий;  уметь анализировать и делать выводы. № Тема Часы 1 Техника безопасности 1 2 Обсуждение статей номера 3 3 Подбор материала 4 4 Набор материала (Работа в текстовом редакторе). 6 5 Составление газеты 6 6 Выпуск номера 6 7 Обсуждение статей номера 2 8 Подбор материала 4 9 Набор материала (Работа в текстовом редакторе) 4 10 Составление газеты 6 11 Выпуск номера 2 12 Обсуждение статей номера 2 13 Подбор материала 4 14 Набор материала (Работа в текстовом редакторе) 4 15 Составление газеты 4 16 Выпуск номера 4 17 Обсуждение статей номера 2 После изучения всего курса учащиеся должны знать:

  • правила поведения в компьютерном классе;
  • как работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;
  • основные функции редакторов;
  • основы работы в сети Internet
должны уметь:
  • работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;
  • составлять рисунки с применением всех изученных функций графического редактора;
  • составлять поздравительные открытки;
  • составлять презентации с использованием арт текстов, картинок, эффектов анимации, гиперссылок ;
  • составлять газетные статьи с добавлением картинок, арт. текстов;
  • сканировать изображения;
  • работать в сети Internet т. д.

Список литературы

  1. Горячев А.В. Информатика и ИКТ», 2-4 кл.
  2. Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.: АСТ, 2006
  3. Тесты для детей. Сборник тестов и развивающих упражнений / Составители М.Н.Ильина, Н.Я. Головнёва. - СП, Дельта
  4. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год
  5. В.П. Леонтьев «Первые шаги в Word.-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
  6. В.П. Леонтьев «Первые шаги в PowerPoint».-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
  7. В.П. Леонтьев «Интернет».-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.


18


© 2010-2022