- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект и презентация по русскому языку на тему Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. (2 класс)
Конспект и презентация по русскому языку на тему Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жаркова С.В. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
МБОУ «СОШ № 5»
Урок русского языка
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.
Выполнила:
Губина В.Н
Жаркова С.В.
Тема: Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.
Цели:
Предметные:
-
понимать, почему парные по звонкости-глухости согласные в конце слова - это орфограмма;
-
объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами;
-
находить и проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова.
Метапредметные:
-
сравнивать звучание и написание слова;
-
уметь с помощью учителя составлять алгоритм проверки орфограммы;
-
понимать важность орфографически-правильного написания слов для понимания письменной речи;
-
активизировать словарный запас при подборе проверочных слов.
Личностные:
-
формировать потребность грамотного письма;
Ход урока
Ι. Орг. момент
Слайд №1. (русский язык.)
- Сегодня на уроке нас ждут интересные открытия, новые знания.
-Что необходимо для успешной работы? (Внимательно слушать учителя. Думать и правильно отвечать на вопросы.)
- Я желаю вам удачи.
Слайд №2. (девиз)
- Девиз урока:
И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому - активным будь!
II.Актуализация знаний
-
Словарно - орфографическая работа. Выборочное письмо.
- Прочитайте предложение орфографически.
Слайд №3.
В лесную школу пришли учиться: к…рова, м…две…ь, за…ц, с…бака, л…сица.
- Что объединяет учащихся лесной школы? ( Они все животные.)
- На какие группы можно распределить животных? ( На дикие и домашние.)
- Запишите названия животных, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, подчеркните известные орфограммы.
Слайд № 4. (Проверка)
Корова, медведь, заяц, собака, лисица.
- Оцените работу. ( ! + - )
- Что такое орфограмма? ( Опасное место в слове.)
- Какая орфограмма объединяет данные слова? (Буква безударного гласного.)
- На какую ещё орфограмму есть слово? ( Орфограмма - парный согласный на конце слова.)
Слайд №5 (картинки медведя)
- Назовите признаки этого животного. ( Медведь - крупное хищное животное. В сказках его изображают неуклюжим, косолапым. На самом деле медведь - это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь.)
- Когда так говорят?
Медвежья услуга. (Когда неумелая помощь приносит неприятность, ущерб.)
- Мы можем оказать друг другу медвежью услугу?
-В каких случаях? (Когда пытаемся друг другу подсказывать.)
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы урока.
Слайд №6. (транскрипция слова)
- Вернёмся к слову медведь.
Медведь - Какой звук слышим в конце слова « медведь»? ( [т`] ). - А какую букву напишем? ( д )
- Почему мы можем назвать парный согласный в конце слова орфограммой?
( Такие слова надо проверять, потому что их произношение и написание могут не совпадать. Часто не ясно, какой буквой обозначать парный по звонкости-глухости согласный звук.)
- Как вы считаете, какова будет тема нашего урока?
Слайд №7. (тема урока)
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.
- Для чего надо изучать эту тему? ( Чтобы грамотно писать.)
- Какие задачи поставим перед собой? Продолжите предложения:
Слайд № 8. ( задачи урока)
Будем учиться находить …
Будем учиться подбирать… - На уроке мы будем учиться находить буквы парных звонких и глухих согласных в конце слова, подбирать проверочные слова. IV. Фиксация затруднений в деятельности.
Проблемная ситуация. Вывод правила проверки написания парных звонких и глухих согласных. ( Работа в паре)
Слайд № 9.(стихотворение) Вот верблю[т], ено[т], удо[т], Леопар[т], медве[т`] и кро [т]. Что же делать? Помоги! Пропуск букв восстанови. Ребята, название какого животного вам не знакомо, и вы не видели его в зоопарке? (Удод.)
Слайд №10. ( звуки) - Какие звуки слышатся в конце слов? ( Звуки [т] и [т`]). - Как узнать писать какую - Эту букву иль другую? - Кто испытывает затруднение?
Мы решим проблему эту?
Предстоит сегодня нам
Все расставить по местам. - Кто сможет объяснить, какую букву нужно вставить? Слайд № 11. (Выходят буквы) (Дети подбирают проверочные слова.) - Эти слова называются проверочными.
V. Поиск решения и открытие нового знания - Попытаемся сами вывести правило проверки написания парных согласных. Слайд № 12 (правило) - Сделаем вывод. Работа по учебнику - Сверьте свой вывод с сообщением знатока русского языка профессора Самоварова Ивана Ивановича в учебнике на стр. 108. - А Ваня придумал для этого правила стишок. (стр.109) - Прочитаем все вместе.
VI. Физкультминутка мишка Гумми бер. VII. Выведение алгоритма проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова - Мы сами вывели правило проверки парного согласного на конце слова. - Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать букву согласного на конце слова? Восстановим последовательность наших действий.(На доске вразброс алгоритм действий.)
Слышу звук…
Читаю слово…
Пишу букву…
Проверяю - изменяю…
Слайд № 13 (Проверка алгоритма) Алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных в конце слова
1. Читаю слово…
2. Слышу звук…
3. Проверяю - изменяю… 4. Пишу букву… VIII. Первичное применение знаний. Работа заданий в ТПО - Потренируемся. Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 53, упр. 94. Работаем с комментированием по алгоритму. IX. Закрепление и совершенствование умений. Работа в паре.
Слайд № 14. (Карточка для работы в паре) - Работаем (Показ сигнала работы в парах.) - Ознакомьтесь с содержанием карточки. - В каком столбике записаны проверяемые слова, а в каком - проверочные? Объясните свой выбор. - Прочитайте задание. Вставьте буквы. Соедините пары слов. жирафы ле_ львёнок носоро_ ёжик дикобра_ еноты ено_ дикобразы жира_ носороги ё_
-Проверим работу в паре по документ-камере.
- Оцените работу.
X. Рефлексия. Самостоятельная работа. - А сейчас будем работать самостоятельно. Проверим, как вы поняли тему урока. 1. Ваша задача - выбрать нужную букву, подбирая проверочное слово. Мор(ш,ж) - моржи, кро(т,д) -_____________, жира(в,ф) - _______________ , жу(г,к) - __________, верблю(д,т) - ______________, страу(з,с) -
____________, кар(п,б) - __________ , уда(ф,в) - ____________, много ко(з,с) - ___________. 1. Ваша задача - вставить нужную букву, подбирая проверочное слово. Морж - моржи, кро… -_____________, жира… - _______________ , жу… - __________, верблю… - _____________, страу…- ____________, кар… - __________, уда… - ______ . много ко…- ___________. Слайд № 15 (Проверка с/р) -Поменяйтесь карточками. Проверьте работу соседа по эталону. Оцените работу. ( ! + - ) XI. Подведение итога. Слайд № 16 -Вернёмся к задачам урока. - Кто научился хорошо находить буквы опасных парных согласных звуков? - У кого получилось подбирать проверочные слова? - А кто ещё испытывает затруднения? XII. Домашнее задание - Я дарю вам памятку. Она вам поможет при подготовке домашнего задания.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово, друг мой, изменяй:
Зуб - на зубы, лёд - на льды
-Будешь грамотным и ты!
1. ТПО: Упр.94, стр.53 (оставшиеся примеры)
2. Составить 4 - 5 предложений со словами, содержащими парные звонкие и глухие согласные.
3. Выписать из дополнительной литературы (учебник по литературному чтению и др.) 7 слов с парными звонкими и глухими согласными, выполнить проверку
XIII. Рефлексия деятельности учащихся.
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
- Кто за все задания поставил себе !
Интересный урок Моё участие
10