Конспект урока по русскому языку Суффикс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Суффикс (общее понятие)».

1.ФИО: Черепкова Татьяна Михайловна

2.Место работы: МОУ «Нижне-Бурбукская ООШ»

3.Должность: учитель начальных классов

4.Предмет: русский язык

5.Класс: 3

6.Тип и форма урока: Урок введения нового знания

7.Тема и номер урока в теме: «Суффикс (общее понятие)» (1 урок)

8.УМК: «Школа России»

9.Базовый учебник : Русский язык 3 класс. Автор: В.П.Канакина

10.Цель урока: Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.

11. Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова - суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

12. УУД:

Личностные УУД:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД:

- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

13.Формы организации познавательной деятельности:

групповая, дифференцированная, фронтальная.

14.Методы обучения:

  • проблемно-поисковые;

  • практические;

  • словесные.

15.Оборудование:

  • карточки для групповой работы;

  • наборы суффиксов для групповой работы;

  • оценочные листы;

  • карточки для самооценки и рефлексии;

  • классная доска с оформлением;

  • учебник для третьего класса; авторы В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.

Структура и ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Психологический настрой на работу.

Актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности, создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям!

И садитесь по местам.

- Тихонько сели, приготовились работать.

Какое сегодня число ? Прочитаем и запишем в тетрадь.

Записывают число.

Метапредметные УУД:

регулятивные: самоопределяться к учебной деятельности

2. Минутка чистописания.

-Спишите эти сочетания букв: крнь, прствк, кнчн. Отгадайте что это за слова.(корень, приставка, окончание). Повторить эти сочетания еще по 2 раза.

Применяют знания каллиграфического написания букв

и отгадывают слова «корень». «приставка», «окончание».

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

предметные:

соблюдать единый орфографический режим

3. Актуализация знаний.

Актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания; актуализировать мыслительные операции, необходимые на этом этапе урока.

-Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.

  • Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)

  • Общая часть родственных слов называется…(корнем)

  • Как называется последний месяц осени…(ноябрь)

  • Что находится между городом и селом? (и)

  • Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)

  • Назовите слово, противоположное слову враг…(друг)

  • Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)

  • Сколько гласных букв в алфавите? (10)

Отвечают на вопросы.

Метапредметные УУД:

познавательные:

находить ответы на вопросы,

личностные: оценивать содержание учебного материала;

регулятивные: высказывать свое предположение;

коммуникативные:

слушать и понимать речь учителя.

Предметные:

называть части слова,

знать определения частей слова.

4. Формулирование темы и учебных целей урока

Согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

а) Наблюдение над ролью суффиксов.

- Отгадайте загадку:

  • Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок много, а нитки ни одной. (Ёж)

- А если еще маленький? (Ёжик)

- Мама ежат? (Ежиха)

-Как называются эти слова? (однокоренные)

- Назовите корень.

- Чем различаются эти слова? (частью слова ,стоящей после корня)

- Может быть кто-то знает, как называется эта часть? (суф-с)

б)Формулирование учащимися темы урока

-Кто попробует сформулировать тему урока?

-Часть слова -суффикс.


  • За корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Обозначаю уголком

Называю … (суффиксом

в) Целеполагание.

- Какие цели поставим перед собой на уроке?

- Какие задания хотели бы вы выполнить?

Находят однокоренные слова. Выделяют корень. Предполагают , что такое суффикс и определяют его место в слове.



Определяют тему и цели урока, задания , которые хотели бы выполнить.

Метапредметные(УУД):

регулятивные:определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

познавательные:

находить ответы на вопросы, проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой.

5. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.

Выбрать способ реализации цели. Построить план и определить средства достижения цели

  1. а)Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.

- Суффиксов в русском языке огромное количество.

-Давайте познакомимся с некоторыми из них.

-Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова.

-Запишите в два столбика.

-Выделите корень.

-А теперь выделите суффикс в этих словах.

-Объясните лексическое значение новых слов.

Цвет- цветник, цветок, цветные,

Лес- лесник, лесок, лесные,

-Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня)

б)Обобщение знаний о суффиксе. Формулировка правила. Работа с тестом. (Оценочные листы - оценивают свою работу)

- Давайте с помощью теста подведем первые итоги о том, что узнали о суффиксе.

(слайды 8-12)

-Найди верное утверждение.

1) Суффикс - это маленькое слово.

Суффикс - это часть слова.

2) Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3) Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

- Так что же такое суффикс?

- (Суффикс - это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня)

в) Чтение правила. Учебник с.89

- Сверимся с учебником.

- Совпали ли наши выводы с выводами учебника?

- Давайте оценим свою работу в оценочных листах.(оценивание 1)

О чем мы не сказали? (значимая часть)

-Как понимаете? (несет значение)

Подбирают однокоренные слова,

Выделяют корень, суффикс.

Наблюдают за лексическим значением слова.

Делают вывод, что суффикс влияет на изменение лексического значения слова.

Строят алгоритм нахождения

суффикса в слове.

Делают выводы о том, что такое суффикс, что он стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.

Убеждаются в правильности своих суждений и вывода, сверяясь с учебником.

Оценивают свою работу в оценочных листах.



Находят несоответствие своего вывода и правила в учебнике (значимая часть)

Предметные: знать место суффикса в слове, определять лексическое значение слов и роль суффикса в значении слова.

Метапредметные УУД:

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

уметь работать с информацией,

сопоставлять факты, делать умозаключения

регулятивные: высказывать свое предположение;

коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.





6. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии.

Проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

2. Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений.

а) Работа в парах (оценивают работу друг друга в оценочных листах).

-Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит лексическое значение слова.

- Сейчас вы будете работать в парах. Нужно будет соблюдать правила работы в группе.

Запишите :- как называют маленький зуб (зубик)

- огромные глаза (глазища)

- в лыжном спорте ход, похожий на ход конькобежца (коньковый)

- спортсмен, занимающийся лыжным спортом (лыжник)

- маленькая морковь (морковка)

- вид больного человека (болезненный)

- тонкий слой жира (жирок)

- Выделите суффиксы.

-Какие значения придали словам суффиксы?

Проверка.

(оценивание 2)

ФИЗМИНУТКА

б) Работа в группах по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе. (оценочные листы - оценивают работу каждого в группе, устно дают оценку работе всей группы)

(У каждой группы на парте лежит конверт с набором суффиксов. Выполняя задание , дети выбирают листочки с суффиксами и помещают их на « дерево»)

- Давайте вырастим чудо- дерево и продолжим работу группами.

Задания группе 1.

1) -Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а … . Запишите новые слова.

- Выделите суффиксы. Какое значение они имеют?( увеличительное)

- А с другой стороны….

2) Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы.

Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка.

- Какое значение придали словам суффиксы? ( уменьшительно - ласкательное)

3)- Вы знаете сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» . Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра; братец, а не брат, Аленушка, а не Алена, Иванушка, а не Иван. ( ласково) Какие суффиксы? Запишите слова с суффиксами. Выделите суффиксы.

-Найдите в наборе все суффиксы из заданий, прикрепите на дерево.

Задания группе 2 .

1) -Образуйте от данных слов при помощи суффиксов -н, -ист, -лив, -ск слова по образцу : север -северный …

запад, ветвь, дождь, , октябрь

К какой части речи относятся полученные слова? Сделайте вывод.

(эти суффиксы образуют имена прилагательные, обозначают признаки, принадлежность)

2)- Найдите в словах храбрость , мудрость, хитрость, ловкость суффикс.

- Каково значение суффикса -ость? (слова с этим суффиксом называют черты характера человека)

-С какими суффиксами вы работали? Прикрепите их на дерево.

Задания группе 3.

1)Допиши слова по образцу: водить - водитель, учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - … .

- Найдите суф-ы. Какое значение они придали словам? ( получились слова, обозначающие профессии)

2) -Прочитайте текст Н.Сладкова «Как их зовут?» Вставь пропущенные слова

У нас на земле все просто. У волк - волчонок, у лося - …, у зайца - …, у глухаря - глухарята, у дрозда - …, у гуся - … . Лис…, ут…, ежа…, галч… .

А попробуй-ка под водой! Ну, у щуки -щурята. Это известно. А дальше?

-Прочитайте вставленные слова.

-Выделите суффиксы.

- Назовите значение суффиксов. (получились слова называющие детенышей животных)

3) - А как будет по -коми медвежонок (ошпи), зайчонок (кочпи), лисенок (ручпи), белочка (урпи)? Назовите суффикс. (пи)

- Найдите в конверте суффиксы с которыми вы работали. Прикрепите их на дерево.

в)ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

- Ребята, а как называют мужчину жителя Москвы? (москвич). Женщину? (москвичка), вместе (москвичи)

-Сыктывкара, Ухты, Инты, Воркуты?

В)Подведение итогов работы групп

-Какие значения могут иметь суффиксы?

- Вот такое чудо-дерево у нас выросло.

Работают в малых группах. Подбирают однокоренные слова, выделяют суффиксы, используя алгоритм выделения суффиксов.

Проверяют правильность своей работы по слайдам.

Обращают внимание на значения слов, особенности употребления слов.

Убеждаются в разнообразии значений суффиксов.

Оценивают работу в парах в оценочных листах.





Вовлекаются в практическую деятельность с целью создания «чуда-дерева».

Работают в группах по дифферен-цированным заданиям.



Подбирают слова с заданными суффиксами.

Знакомятся с новыми значениями суффиксов, выполняя задания , в том числе используя название сказки из «Литературного чтения» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (уменьшительно- ласкательными, увеличительными)

Из конверта с набором суффиксов выбирают те, с которыми работали, выполняя задание , и помещают на «чудо-дерево».



Аналогичная работа второй группы с суффиксами имеющими значение принадлежности, образующими имена прилагательные , и суффиксами, образующими существительные называющие черты характера человека.



Аналогичная работа третьей группы с суффиксами, образующими существительные -названия профессий и суффиксами, образующими существительные - названия детенышей животных(на материале текста Н. Сладкова «Как их зовут?»

Называют детенышей животных на коми языке и выделяют суффикс коми языка -пи.

В фронтальной работе подбирают слова с суффиксами, обозначающими принадлежность

по месту жительства (на материале городов Республики Коми).

Подводят итоги по созданию «чудо-дерева. Оценивают работу групп.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: уметь работать в малых группах;

формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, регулятивные: уметь совместно составлять алгоритм действий и использовать алгоритм в действии

регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

овладевать умением прогнозировать;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

личностные:-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

Метапредметные УУД:

коммуникативные:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

регулятивные: :высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя







7. Рефлексия учебной деятельности.

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

-Удалось ли сделать, то что намечали?

а)Рефлексия «Закончи фразу»

б)Итоговая оценка в оценочных листах (итоговое оценивание)

Высказывают свои суждения.

Оценивают свою работу за урок в оценочных листах.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Личностные УУД

Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.



© 2010-2022