Рабочая программа по технологии. 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель руководителя Руководитель ______________/Галиева Г.А. по УВР МБОУ « СОШ с.Тумутук» МБОУ « СОШ с.Тумутук»

____________/Ф.Ф. Кашапова/ ______________/Б.С. Харрасов/

Протокол № от от « » августа 2015 г Приказ № « » августа 2015 г. от « » августа 2015 г.

Рабочая программа


Султановой Фанисы Рашитовны

учителя


муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средней общеобразовательной школы села Тумутук»

Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

по технологии в 2 классе



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №

от «» августа 2015г



Пояснительная записка



Рабочая программа по технологии составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)

  • Примерной программы по учебным предметам. 1-4 классы. Москва: «Просвещение», 2011
  • Рабочие программы. Технология. Н.И.Роговцева.,С.В.Анащенкова М.: «Просвещение». 2011 г.

  • Учебного плана МБОУ «СОШ с.Тумутук»Азнакаевскогомуниципального района РТ на 2013/2014 учебный год

Курс «Технология. Человек, природа, техника», является компонентом учебно-методического комплекта (УМК) для 2 класса общеобразовательных учреждений. Данный УМК продолжает предметную линию «Технология» в рамках серии «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник»). Он состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия. В построении УМК использована та же структура, логика подачи материала и навигационная система (условные обозначения, используемые в УМК), что и в 1 классе

Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся:

- с основными сферами: земным, водным, воздушным и информационным пространствами;

- с особенностями технологического процесса в прошлом и настоящем в России и мире;

- с логикой развития культуры труда;

- с основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека, развитие общества;

- с различными видами народно-прикладного искусства России.

Дети также изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, - от примитивного доисторического каменного топора до современного компьютера и последних новинок техники, используемых на земле, в воде и воздухе.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Программа направлена на решение следующих задач:


  • Развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;

  • Знакомство с видами материалов, их свойствами;

  • Формирование умений выполнения заданий на воспроизведение образа;

  • Формирование умений выстраивать последовательность создания поделки;

  • Знакомство с народными ремеслами, видами декоративно-прикладного творчества;

  • Развитие творческих способностей учащихся, элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей.

  • Развитие способностей ориентироваться в информации разного вида;

  • Овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.

  • Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к окружающему миру, людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Основные содержательные линии

Во 2 классе лейтмотивом содержания курса становится знакомство с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысление их значения для общества. В учебнике представлена информация об основных профессиях и ремеслах, овладение которыми необходимо для жизнеобеспечения человека. Они возникли в прошлых веках и остались актуальными в наше время. Данный материал, по мнению авторов учебника «Технология. Человек, природа, техника», осуществляет предметную связь курса с историей России и изобразительным искусством, а также отражает один из культурологических аспектов обучения технологии во 2 классе. А главное - знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета «Технология» ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии.

Еще одной важной особенностью курса «Технология» для 2 класса является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности.

Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи

проекта, анализ готового изделия, построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т. е. приемов работы от замысла до презентации поделки.

Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия.

Логика подачи материала в УМК опирается на ведущие принципы дидактики, переведенные в технологическую плоскость:

1) постепенный переход от простой поделки до проекта через освоение технологии процесса;

2) обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами, а главное - КАК (последовательность и технология выполнения) делать;

3) обучение планированию всех видов деятельности - от самообслуживания до работы над проектом;

4) знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в сферах:

  • человек и земля;

  • человек и воздух;

  • человек и вода;

  • человек и информация;

5) рассмотрение взаимодействия компонентов в триединстве «человек - природа - техника».

Таким образом, особенностью построения учебного курса «Технология» во 2 классе является то, что основные понятия предмета: наука технология, технологический процесс, инструменты, материалы, виды ресурсов, проект, результат труда, профессии, правила безопасности при работе и т. д. - представлены в комплекте не изолированно,

а в целостной системе. И ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда - поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе.

В курсе «Технология» для 2 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого картона, пластилина или глины, природных материалов, ткани и ниток, упаковочного материала, фольги. Содержание этого предмета имеет практико-ориентированную направленность. Однако практическая деятельность является лишь средством развития социально значимых личностных качеств школьников, формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

При подборе материала для практической работы авторы исходили из следующих положений:

- как можно меньше изобразительной деятельности ребенка, как можно больше конструкторской;

- использование общей конструкции для создания нескольких вариантов изделий с использованием творческих заданий;

- знакомство с природой и возможностями использования ее богатств человеком;

- ознакомление со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

- первичное знакомство с законами природы, на которые опирается человек при работе;

- преимущественно объемные изделия, работа над которыми способствует развитию пространственного видения, восприятия ребенка;

- предлагаемые для изготовления изделия - объекты предметного мира, а не объекты природы (то, что создается человеком; природа же дает сырье и диктует законы);

- в процессе анализа задания знакомство с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

- в ходе практической работы ознакомление с условными линиями чертежа, с технологическими операциями:

  • разметка (на глаз и по шаблону);

  • раскрой (ножницами по прямой линии разметки (бумага, ткань), разрывание пальцами (бумага));

  • сборка (на клею, на пластилине);

  • украшение (аппликация из бумажных деталей и деталей из ткани);

лепка (шара и других форм).

Все эти положения наиболее ярко могут быть отражены в работе над проектом.

Учебник-практикум «Технология. Человек, природа, техника» разделен на четыре основные части, которые выделены цветом:

  • «Земля» - земное пространство;

  • «Вода» - водное пространство;

  • «Воздух» - воздушное пространство;

  • «Информация» - информационное пространство.

В каждой части материал разделен на темы, которые отражены в колонтитулах. Тема разбита на рубрики:

- название темы и постановка задачи;

- краткое введение «Путешествуем во времени»;

- основное содержание «Учимся новому» (упражнения, технологические задания, формы и компоненты обучения);

- практическая работа «Делаем сами» или «Проводим эксперимент»;

- информация к размышлению «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);

- выводы и обобщения «Подведем итоги»;

- итоговый контроль «Проверим себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).

Изучение практически каждой темы урока в учебнике завершается работой над проектом. В учебнике дано название проекта, определена форма работы (индивидуальная, парная, групповая), кратко описан ход реализации проекта.

Проектная деятельность - это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Приступая к работе над проектом, ученик должен прежде всего определить цель всей работы:

зачем нужно создавать это изделие, почему мы делаем его как проект. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки

учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата.

В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей, выработки навыков анализа и планирования работы, поэтому следует обсудить с ними все этапы работы, обратив внимание на те из них, выполнение которых требует от учеников наибольших усилий. После завершения работы следует проанализировать и оценить выполненное изделие. Все это поможет ребенку осознать важность своего труда, осмыслить процесс выполнения работы, допущенные ошибки и достижения. Это послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков учащихся, речи, познавательных способностей и умения учиться. С этой же целью полезно предлагать ребенку рассказать кому-то (брату, сестре, бабушке и др.), как он работал над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось..

Под проектом традиционно понимается единство замысла и реализации. После определения цели требуется составить четкий, конкретный план работы.

В учебнике планы всех изделий представлены в краткой форме под заголовком «План работы», приведен алгоритм его выполнения в фотографиях или рисунках. Это помогает ученику контролировать последовательность действий и распределять деятельность при групповой работе. Обязательно надо определить форму работы. Чаще всего это работа в группе, так как в данном случае она является наиболее продуктивной. Учитель должен не только распределить роли, обозначить, кто и что будет делать при выполнении плана, но и научить детей делать это самостоятельно. Разобрав план работы, можно приступать к его реализации, предварительно выбирая материалы, инструменты, повторить правила и приемы работы с материалами и инструментами.

После реализации плана целесообразно оформить работу и провести ее презентацию. Такая работа способствует развитию речевых навыков учащихся, умений самоанализа и самоконтроля. Это может быть выставка поделок, демонстрация работ учителем или учащимися, оформление работы для папки достижений, но с одним обязательным условием - обсуждением и оценкой результатов работы.

Презентация результатов проекта и его оценка являются обязательными компонентами проектной деятельности. При этом надо учитывать, что оценка является относительным понятием в этом возрасте и должна носить позитивный характер, т. е. указания на ошибки могут быть только в форме предложений по их исправлению.


Работа над проектом включает в себя несколько этапов:

- подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы);

- реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы);

- презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать);

- оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность

каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы).

В процессе презентации изделия школьник учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования. В ходе оценки проекта учащиеся должны научиться отвечать на вопросы: «Что нового вы узнали? Чему научились? Как вы это сделали?», т. е. научиться анализировать и оценивать

свою работу. В данном методическом пособии в рамках отдельных уроков будут представлены конкретные примеры реализации проекта на уроке по такой схеме.

Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребенка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др.

Проектируя, ребенок учится формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями ее достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности внутри своей учебной деятельности.

Обучение ребенка происходит в ходе практической работы. Учитывая это, необходимо предоставлять ребенку максимум самостоятельности, помогая ему при изготовлении

некоторых изделий, а не выполнять вместо него ту часть работы, которая ему по силам. Здесь важен сам процесс изготовления, когда развитие произвольных движений руки

действительно оказывает положительное влияние на развитие внимания, воли, аккуратности и мышления детей. При этом нужно позаботиться о том, чтобы работа вызывала положительные эмоции у детей (хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание, воздерживаться от нелестных замечаний и т. д.).

Выполнение заданий потребует от ребенка определенных умений работы с пластилином, бумагой, тканями, красками, природными материалами и др. Описание уже изученных, а также осваиваемых во 2 классе приемов и правил работы инструментами учитель или родители найдут в приложении к данному пособию в виде памяток.

Для облегчения выполнения заданий в рабочей тетради даны развертки деталей, шаблоны, необходимые для создания поделок, которые ребенок должен вырезать и использовать для изготовления поделки. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с темами учебника. В ней представлены материалы для практических работ, экспериментов, описания проектов, которые помогут сделать работу на уроке интереснее и продуктивнее, значительно разнообразив ее.

В ходе занятий по изготовлению доступных ребенку изделий развивается его глазомер, мелкие мышцы руки, речь и необходимые практические умения и навыки. Кроме того, ребёнок учится подготавливать рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, слушать объяснение, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия, доводить начатое до конца. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения - научить ребенка учиться, а это позволит в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни.

Для занятий на уроках по предмету «Технология» во 2 классе необходимы материалы:

- тонкая цветная бумага;

- тонкий и толстый (гофрированный) картон;

- пластилин, глина;

- масса для моделирования;

- цветные нитки (мулине);

- тальк или крахмал;

- бисер;

- фольга;

- краски акварельные;

- клей ПВА;

- клейкая лента;


инструменты:

- ножницы с закругленными концами лезвий;

- линейка 30 см (деревянная или пластмассовая);

- выдвижной резачок (острый перочинный нож);

- карандаш (М или ТМ);

- кисточки;

- стека (заостренная деревянная или пластмассовая палочка);

- прочная нитка для разрезания пластилина;

- клеенка (или плотная бумага);

- циркуль;

- шило.

Общим материально выраженным итогом обучения во 2 классе станет презентация на последнем уроке папки достижений, которую учащиеся собирают на протяжении всего учебного года и где помещают созданные ими изделия или фотографии изделий, а также дополнительный материал, который находят самостоятельно.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностнымирезультатамиизучения курса «Технология» во2-мклассеявляетсяформированиеследующихумений:

- объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцови предметовдекоративно-прикладного творчества,объ-яснятьсвоё отношениек поступкамодноклассников с позиции общечеловеческих нравственныхценностей,рассуждатьиобсуж- дать их; - самостоятельно определять и высказывать свои чувстваи ощущения,возникающие врезультатенаблюдения,рассуждения, обсуждения наблюдаемыхобъектов, результатов трудовойдея-тельностичеловека-мастера; -впредложенных ситуациях,опираясьнаобщие для всех про-стыеправила поведения, делать выбор, какое мнениепринять (своёили другое,высказанноевходе обсуждения). Средствомдостиженияэтих результатовслужатучебныймате-риали заданияучебника,нацеленныена 2-ю линиюразвития- умениеопределятьсвоё отношениекмиру,событиям,поступкам людей. Метапредметнымирезультатамиизучениякурса «Технология» во2-м классеявляетсяформирование следующихуниверсальных учебныхдействий.

РегулятивныеУУД: -определятьцель деятельностинаурокеспомощьюучителя и самостоятельно; - учиться совместнос учителемвыявлять и формулировать учебнуюпроблему(входе анализапредъявляемыхзаданий,образ-цовизделий);

-учитьсяпланироватьпрактическуюдеятельностьнауроке; -спомощьюучителяотбирать наиболее подходящиедля выполнениязаданияматериалыиинструменты; -учитьсяпредлагать свои конструкторско-технологические приёмыиспособы выполненияотдельныхэтапов изготовления изделий(наоснове продуктивныхзаданийвучебнике); - работая по совместносоставленномуплану, использовать необходимыесредства(рисунки,инструкционныекарты,приспо-собленияиинструменты),осуществлятьконтрольточностивыпол- ненияопераций(спомощьюсложныхпоконфигурациишаблонов, чертёжныхинструментов). Средством формирования этих действийслужитсоблюдение технологиипредметно-практическойтворческойдеятельности; -определятьуспешностьвыполнениясвоего заданиявдиалоге сучителем. Средством формирования этих действийслужитсоблюдение технологииоценкиучебныхуспехов.

ПознавательныеУУД: -ориентироватьсявсвоей системезнанийиумений:понимать, что нужноиспользоватьпробно-поисковые практические упраж-нениядля открытиянового знанияиумения; -добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике,так и в предложенныхучителемсловаряхи энцикло-педиях(в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов); -перерабатыватьполученнуюинформацию:наблюдатьисамостоятельноделатьпростейшиеобобщения ивыводы. Средством формирования этих действийслужатучебныймате риали заданияучебника,нацеленныена 1-ю линиюразвития- чувствоватьмир техническихдостижений.

КоммуникативныеУУД: - донестисвою позициюдо других:оформлятьсвою мысльв устнойи письменной речи (на уровне одного предложения или небольшоготекста);

-слушатьипониматьречь других;

-вступатьвбеседуиобсуждениенаурокеивжизни. Средствомформированияэтих действийслужитсоблюдениетех-

нологиипродуктивнойхудожественно-творческойдеятельности;

-договариватьсясообща;

- учитьсявыполнятьпредлагаемыезаданиявпаре,группеиз 3-4 человек. Средствомформирования этих действийслужит организация работывмалыхгруппах.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 2 класса


К концу второго класса учащиеся должны знать:


  • виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

  • неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный - клейстер (клей) и нитки, подвижный - проволока, нитки, тонкая веревочка);

  • о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.

  • Новые термины, встречающиеся на уроках (коллаж).

  • Свойства новых материалов ( тесто).

  • Новые свойства уже встречавшихся материалов.

  • Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.

  • Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.

  • Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.

  • Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.

  • знать область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;


К концу второго класса учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

  • с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.

  • Лепить способом вытягивания из целого куска.


  • Вырезать из бумаги детали криволинейного контура.

  • Вырезать из бумаги полоски на глаз.

  • Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.

  • Плести разными способами из различных материалов.

  • Вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.

  • Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.

  • Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.

  • Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.

  • Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.

  • Создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения.

  • Владеть простейшими видами народных ремесел;

  • Получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как компьютер

Критерии оценивания:

Оценка «5» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами.

Оценка «4» -выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия

Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.

Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.




Учебно-тематическое планирование

по технологии


Класс 2А Количество часов: всего ___34___час; в неделю__1__ час Рабочая программа по технологии составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)

  • Примерной программы по учебным предметам. 1-4 классы. Москва: «Просвещение», 2011
  • Рабочие программы. Технология. Н.И.Роговцева.,С.В.Анащенкова М.: «Просвещение». 2011 г.

  • Учебного плана МБОУ «СОШ с.Тумутук»Азнакаевскогомуниципального района РТ на 2013/2014 учебный год


Учебник Технология. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова «Просвещение»2012.

Дополнительная литература Технология. Рабочая тетрадь. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова «Просвещение»2011

















Календарно - тематическое планирование уроков технологии


№п/п № по разделу

Тема урока, тип урока

Кол-во часов

Учебная деятельность

учащихся

Планируемые цели и результаты

Формы контроля


Домаш-нее задание

Дата проведения


По плану

Факт

Раздел 1ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ


1.1

Как работать с учебником


1

Вспоминают правила безопасности на уроках , приемы работы

с бумагой, способы соединения деталей в изделии, правила

разметки, правила работы с шаблонами, ножницами, клеем); знакомятся на практическом уровне с понятиями

«цветовая гамма», «сочетание цветов».

Уметьбезопасноработать на уроках с различнымы природными матриалами; оформить (декорировать) папку достижений с использованием разных цветов; уметь применять знания, полученные в 1 классе.

Рассказывают о своей папке достижений, материалах и инструментах, которые они использовали, почему подобрали именно такие цвета для своей папки. Критерии оценивания работ: аккуратность, композиция, оригинальность и т.д.

Принести баночку и луковицу


Раздел 2ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ

2.1

Выращивание лука

1

Знакомятся с технологией выращивания лука; показать, как можно самостоятельно вырастить овощи; формировать знания о значении, применении и пользе лука в жизни человека, о профессиях, связанных с земледелием; на практическом уровне научить проводить наблюдение, учатся бережно относится к результатам своего труда.

Получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; уметь оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений).

Проверить и прокомментировать записи в дневниках наблюдений. Учащиеся отвечают на вопросы: «Как вы думаете, как можно использовать тот лук, который мы вырастим? Люди какой профессии выращивают лук? А о какой еще профессии, связанной с земледелием, вы сегодня узнали?»

Ответить на вопросы



3.2

Посуда. Корзина с цветами.

1

Повторяют материал видах ниток, навыки работы с картоном, клеем, ножницами, рациональные приемы разметки бумаги с помощью шаблонов, приемы наматывания; формировать умение грамотно составлять композицию; воспитывать организованность и аккуратность

в работе при выполнении такого вида творчества, как обмотка шаблона; развивают творческие способности и эстетический вкус через работу по подбору цвета.

Уметь составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; знать различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов.


Анализ полученного изделия и проведение выставки работ, организуемое учителем, с сообщениями учащихся о своих поделках. Критерии для оценивания работ: аккуратность, логичность композиции, цветовое решение, оригинальность, умение представить свою работу. Учащиеся должны рассказать о видах ниток, которые они использовали в работе и о приемах работы, которые помогли им изготовить корзинку.

Собрать и принести природ.материал



4.3

Композиция "Семейка гри-бов на полян-ке".

Работа с плас-тичным мате-риалом (пластилин)


1 Знакомятся с правилами пове-дения в лесу; повторить и закрепить материал о свойствах пластилина; развивать умения и навыки работы с ним; совершенствовать умение работать по плану; развивают фантазию с помощью самостоятельной работы по оформлению изделия. Уметь различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану. Анализ изделия. Выставка работ. Критерии оценивания работ: аккуратность, соблюдение всех технологических операций, оригинальность композиции, способность грамотно рассказать о своей работе и о возможностях ее применения.

Найти кулинар.ре-цепты с грибами,принести магнитик и ёмкость для теста



5.4 Игрушки из теста Работа с плас-тичными материалами (тестопласти-ка)


1 Уточняют свои представления о профессиях (знакомятся с профессиями пекаря, кондитера), о видах пластичных материалов и работе с ними; развивают навыки лепки; учится сравнивать мате-риалы по предложенным критериям; формировать навык самостоятельного анализа изделия; с помощью работы над созданием элемента украшения развивают эстетический вкус, умение сочетать цвета.
Уметь различать основные профессии кулинарного конди-терского искусства, виды пластичных материалов, знать технологию лепки из соленого теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям.
Анализ изделий и выставка изделий с рассказами учащихся о своих работах.

Испечь со взрослыми кул.изделие, написать о своей работе



6.5 Проект "Праздничный стол" Работа с плас-тичными материалами (глина или пластилин)

1

Повторяют материал о свойствах глины; развивать и закрепляют умения и навыки работы с глиной, применения приемов лепки из целого куска глины; совершенствуют умения работать по плану.

Уметь совместно оформлять композицию, работать в группе, осуществлять само-

и взаимоконтроль.

Знать алгоритм работы над групповым проектом.

Уметь осуществлять само- и взаимоконтроль;

Самостоятельно оценить работы и

выступления своих товарищей и организовывают выставку проектов.

Составить сообщение о миске и принести её на урок



7.6 Золотая хох-лама. Украше-ние кастрюля. Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше

1

Знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью, с технологией изготовления изделий из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента; закреплять умения и навыки работы с бумагой и такими инструментами, как карандаш, ножницы, кисть; развивают умение изображ. объекты природы, соблюдая стилевые особен-тихохломс росписи; выявляют особ-сти народного творчества и

народного промыслам.

Знать технологию изготовления изделий из папье-маше; уметь отличают орнамент хохломской росписи от других видов орнаментов и выполнять его.

Учитель оценивает работы учащихся. Дети отвечают на вопрос: «Почему хохломскую посуду называют золотой?»

Доделать поделку дома с росписью хохломы



8.7 Разделочная доска. Горо-децкая рос-пись. Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой.

1

Знакомятся с особенностями

городецкой росписи, ее историей; расширить представления о народном творчестве; анализируют готовое изделие по заданной схеме, учатся экономно расходовать материалы; закрепляют умение работы с шаблонами.

Знать особенности городецкой росписи, научиться составлять композицию на основе аппликации, уметь выполнять орнамент по мотивам городецкой

росписи.

Взаимоанализ и оценка работ учителем. Также учащиеся отвечают на вопросы учебника на с. 26: «Какие основные краски используются в городецкой росписи? Есть ли яркий фон на предметах с росписью?»

Подгото-вить сообщение о примене-нии поделки



9.8 Дымковская игрушка. Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичн. Материалами (пластилин)

1

Знакомятся с основными элементами дымковской росписи; закрепляют навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина; с помощью

практической работы по созданию дымковской игрушки.

Уметь различать хохломскую, городецкую и дымковскую роспись; освоить лепку мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединение деталей из пластилина.

Анализ работ учителем проводится

по следующим критериям: аккуратность, передача характера дымковской игрушки, оригинальность орнамента и т. д.

Принести ткани разных цветов, тесьму, бисер



10.9 Матрешка Народные промыслы. Работа с текс-тильнымима-териалами

1

Вспоминают сведения об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец); знакомятся с историей матрешки; закрепляют навыки работы с тканью и навыки самостоятельного анализа изделия по заданной схеме..


Уметь различать произведения хохломских, дымковских и го-родецких мастеров, виды изо-бражений матрешек; усвоить последовательность изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, знать навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал. Выставка работ учащихся. Анализ работ осуществляется по следу-ющим критериям: вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность. Также учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 32).

Принести изображе-ние деревенской постройки



11.10 Пейжаз «Деревня» Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы

1

Знакомятся с видами рельефа; вспоминают свойства, состав и использование пластилина, способы лепки; умение составления тематической композиции; учится соблюдать пропорции при изображении перспективы, формируют цветовосприятие.

Знать свойства, способы

использования, виды пластилина; уметь выполнять рельеф с использованием пластилина, применять прием смешивания пластилина для получения новых оттенков.

Выставка работ. Ответить на вопросы: «Какой вид изображения вы сегодня использовали в своей работе? (Рельеф.) Чем он отличается от

обычного изображения?»

Ответить письм. на вопрос «Чем жизнь в деревне отличается от город-ской?»



12.11 Лошадка. Работа с кар-тоном. Конструиро-вание

1

Знакомятся со способами использования лошадей; учатся составлять технологическуюкарту; развивают навыки работы с шаблонами, ножницами; учатся самостоятельному анализу предмета; навыкам конструирования.

Уметь конструировать из бумаги; научились заполнять технологическую карту к поделке

Ребята учатся самостоятельно организовывать и проводить выставку, проверяют игрушку в действии.

Принести крупы:гречку,пшено,рис и т.д.



13.12


Курочка, петушок из крупы. Работа с при-роднымиматериаламиМозаика.

1

Знакомятся со значением курицы в жизни человека; расширяют представления о видах природных атериалов; закрепляют умения и навыки работы с природными материалами. Расширяют представления о видах природных материалов; закрепляют умения и навыки работы с природными материалами.

Уметь отбирать необходимые для работы материалы, могут объяснить свой выбор. Знать приёмы работы с пластилином, с природными материалами. Уметь использовать

в аппликации различные виды круп - просо, гречка,

семена ясеня и т. д., отработаны навыки работы клеем

Анализ работ учащихся по следующим критериям:

вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность, завершенность композиции,

придуманный способ применения. Выставка работ учащихся, анализ.

Ответить на вопросы



14.13 Проект «Деревен-ский двор». Работа с бумагой.


1

Выполнять объемные изделия на основе разверток; отрабатывают навыки самостоятельного анализа и планирования; развивают чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности.

Уметь создавать коллективный проект на основе конструирования геометрических фигур из разверток; уметь проводить презентацию

проекта по заданной схеме.

Выставка работ учащихся, в ходе которой дети проводят презентацию своих проектов и сами оценивают свои работы,заполняют графу «Оценивание результата» в таблице на с. 26 рабочей тетради.

Сообщение об уходе за дом.жив.



15.14 Елочные игрушки из яиц. Работа с различными материалами

1

Повторяют правила работы в группе, создание композиции, оформление изделия; учится взаимопомощи с помощью групповой работы над проектом; развивают

творческие навыки; воспитывать художественно-эстетический вкус, осмысление значимости совместного труда.

Уметь работать с новым видом материала - целой яичной скорлупой, научить реализовывать собственные замыслы, декорировать изделия, самостоятельно планировать и выполнять практическую работу.

Выставка и обсуждение работ.

Беседа по вопросам: «В какой последовательности вы выполняли работу над поделкой? Какие сложности возникли? Что понравилось в работе?

Сделать дома другую новогоднюю игрушку из яйца



16.15 Изба. Строительство Работа с бума-гой.

1

Знакомятся со строением избы; отрабатывают навыки создания аппликации из бумаги; учатся способу достижения эффекта объемности в аппликации; работают над созданием композиции.

Уметь различать компоненты строения избы, создавать полуобъемную аппликацию.

Выставка работ учащихся, их анализ и оценивание.

Самопрезентация работ.

Найти материал о музеях деревянного зодчества



17.16 Домовой. Работа с волокнистыми материалами.

1

Знакомятся с поверьем о домовом, со способом изготовления игрушки из помпона; учатся работать циркулем; совершенствовать

умение работать по плану.

Уметь работать с циркулем, научились создавать игрушки на основе помпона, использовать помпон как декоративный элемент.

Выставка работ учащихся, анализ и оценивание.

В ходе выставки учащиеся проводят презентацию своей поделки и придумывают имя своему домовому.

Нарисовать своего домового,



18.17 Композиция «Русская печь»Лепка.

1

Знакомятся с внутренним убран-ством избы и значением русской печи в быту, с приемами констру-ирования из пластичных мате-риалов; повторяют приемы лепки

Знать приемы работы

с глиной, приобрести навык самостоятельного составления

композиции.

Самостоятельно организовать выставку своих работ, провести

презентацию поделки своего друга и оценивают работы друг друга.

Заполнить табл.



19.18 Коврик. Плетение.

1

Знакомятся со структурой

ткани, с новым видом работы - переплетением полосок

бумаги, с основами разметки по линейке; определяют необходимые для такой работы качества: трудолюбие, терпение, усидчивость.

Уметь создавать коврик переплетением полосок бумаги; умеют размечать по линейке.

Составить короткий рассказ о своей поделке. Анализ работ учащихся.

Выполнить задание



20.19 Стол и скамья. Работа с кар-тоном. Конструирование

1

Вспоминают приёмы конструирования из бумаги; соблюдение последовательность технологических операций; развивают техническое и логическое мышление, мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность с помощью практической работы.

Уметь планировать свою работу, конструировать из бумаги, оценивать работы товарищей и свою собственную.

Выставка проектов и анализ. Оцените свою работу. Придумайте рассказ о получившейся у вас

комнате. Чтобы построить дом для такой чудесной комнаты, надо освоить специальную профессию.

Принести полую скорлупу



21.20 Русская краса-вица. Народный костюм. Плетение.

1

Знакомятся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов; учатся приему плетения

в три нитки (косичка); закрепляют навык составления композиции с использованием различных материалов; воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи.

Уметь различать национальные костюмы разных народностей, знают принципы обработки волокон натурального происхождения, освоить прием плетения в три нити, уметь составлять композицию

русской тематики.

Выставка поделок. Ребята определяют, почему у данной поделки такое название, и придумать имя своей красавице. Также можно попробовать описать костюм, который

мог бы ей подойти.

Выполнить задание




22.21 Костюмы для Ани и Вани. Народный костюм. Работа с бумагой.

1

Знакомятся с правилами разметки ткани; изучают приём разметки ткани с помощью шаблона; учатся работать с выкройками; развивают навыки кроя; на практическом уровне воспитывают любовь к народному творчеству.

Уметь изготавливать

выкройки и моделировать народные костюмы.

Выставка работ учащихся, их анализ и оценка.

Принести плотную ткань,пуговицу,цв.нитки,мыло,пяльцы, белую салфетку



23.22 Кошелек. Шитье.

1

Учатся создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу.

Уметь выполнять шов «через край», создавать отделку детали вышивкой; приобрести навыки разметки ткани, изготовления выкройки, с помощью обучения использованию в работе ножниц и иглы.

Выставка работ учащихся:

проанализировать и оценить поделки друг друга.

Вспомнить и выполнить другие виды швов



24.23 Салфетка. Вышивка.

1

Расширить представления учащихся о других видах швов

Уметь выполнять вышивку «тамбурным швом», различать виды обработки ткани

Выставка работ учащихся:

проанализировать и оценить поделки друг друга.

Принести коробку из под обуви




Раздел 3 ЧЕЛОВЕК И ВОДА



25.1


Композиция "Золотая рыбка".

1

Учатся создавать изделия, украшенные изонитью, различают приспособления

для рыболовства.

Знать о роли воды в жизни человека; знакомить различными приспособлениями для рыболовства, с новым видом орнамента - изонитью и техникой его создания; знать о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, экономному расходованию воды.

Анализ и оценка работ учащихся. После этого, выполнить задание на с. 49 рабочей тетради.

Найти материал о рыбках, как за ними ухаживают



26.2 Проект"Аквариум" Работа с природными материалами Конструирование.

1

Учатся создавать изделия, украшенные природными материалами, различают приспособления

для рыболовства.

Уметь конструировать

из природ.материалов рыбок, закрепить навык составл. композиции, сочет-я в поделках разн.прир-х мат-лов, уметь замечать красоту и разно-зие форм в природе.

Анализ и оценка работ учащихся.

Делать рыбку для аквариума и подарить другу



27.3 На море. Работа с бумагой.работы.

1

Знакомятся с алгоритмом выполнения резаной и обрывной аппликации, учатся составлению композиции на определенную тему; повторяют приемы работы над созданием аппликации.

Уметь составлять композицию из деталей, заготовленных способом обрывания по контуру рисунка.

Самостоятельно проводят выставку своих работ, в ходе которой стараются оценить работы друг друга.

Найти или выполнить рисунок о водяных жителях



28.4 Русалка.Работа с бумагой и волокн.мат.

1

Знакомятся с алгоритмом выполнения резаной и обрывной аппликации, учатся составлению композиции на определенную тему; повторяют приемы работы над созданием аппликации.

Уметь выполнять полуобъёмную аппликацию, использовать различные материалы в аппликации, планировать свою работу

Анализ и оценка работ учащихся.

Выполнить задание



Раздел 4ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ

29.1 Оригами «Птица счастья»Работа с бумагой.

1

Знакомство со значением символа птицы в культуре русского народа, с такими способами обработки бумаги, как сгибание, складывание; изучают приёмы складывания изделий оригами; воспитывают терпеливость в процессе кропотливой пошаговой деят-ти по созданию оригами.

Уметь складывать изделия техникой оригами; приобрести навыки работы с бумагой, самостоятельного планирования работы.

Оценить свою работу или работу своего товарища и внести необходимые коррективы. Также учащиеся отвечают на вопрос Вани в учебнике на с. 81.

Найти и выполнить другую птицу в технике оригами



30.2


"Ветряная мельница" Моделирование.

1

Знакомятся с использованием

ветра человеком; отрабатывают умение выполнять изделия

на основе развертки; совершенствуют умение работать по плану.

Уметь конструировать

объемное изделие на основе развертки, уметь самостоятельно составлять композицию и оформлять поделку, соотносить свои действия с планом.

Выставка изделий учащихся и беседа о том, что оказалось

наиболее сложным в работе над поделкой.

Принести фольгу



31.3 "Флюгер" Работа с фольгой.









1

Знакомятся с возможностями использования ветра; знакомятся с новым видом бумаги (металлизированная); учатся формировать изделия из металлизированной бумаги; развивают навыки самооценки и самоконтроля, мелкую моторику пальцев; воспитывают аккуратность и усидчивость посредством работы с хрупким материалом.

Знать свойства фольги и особенности использования.

Беседа по всему изученному разделу учебника «Человек и воздух». Вспоминают, зачем

человеку нужен воздух, для чего он использует ветер.

Вып. зад.



Раздел 5. Человек и информация

32.1 Книжка-ширма. Работа с бумагой и картоном.

1

Знакомятся с процессом изготовления книги; развивают чертежные навыки, умение

выполнять разметку по линейке.

Уметь создавать книжку-ширму, выполнять разметку по линейке.

Проводится выставка работ уча-щихся для закрепления навыка монологического

высказывания - учащиеся проводят презентацию своих

поделок и рассказывают о том, что будет находиться на страницах их книжек.

Принести свою папку достижений


33.2 Поиск информа-ции в интернете

1

Знакомятся с поиском информации и правилами набора текста

Уметь рабатать с компьютером


34.3 Мои достиже-ния

1

Подводят итоги года; проверяют усвоение

знаний, овладение ими основных навыков и универсальных учебных действий.

Уметь проводить презентацию своей работы; помнить правила и приемы работы с различными материалами и инструментами; самостоятельно анализировать и оценивать свою работу; слушать и оценивать своих товарищей. Каждый из детей выступает с презентацией своей папки достижений. Остальные ребята задают заранее подготовленные вопросы и оценивают выступления своих товарищей, пробуют их анализировать.






© 2010-2022