Урок русского языка для 2 класса по теме «Виды предложений по цели высказывания»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема урока: Виды предложений по цели высказывания
Цель: дать представление о классификации предложений по цели высказывания
Задачи: 1) научить обучающихся характеризовать предложение (определять принадлежность предложения к определенному виду по цели высказывания); 2) формировать умение более осознанно использовать предложения разных видов в своей речи, вслушиваться в интонацию, строить предложение; 3) воспитывать культуру общения, нравственные качества, интерес к литературе.
Формируемые УУД: Познавательные: делать логические выводы, понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме. Регулятивные: учить действовать по инструкциям учителя и учебника, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат. Коммуникативные: повышать культуру речи, умение вести диалог и понимать точку зрения другого, учить формулировать высказывания.

Личностные: - желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: для учащихся - учебник, тетрадь-задачник, рабочая тетрадь; для учителя - учебник, тетрадь-задачник, иллюстративный материал ( Мальвина, Буратино, портреты авторов - Г.Скребицкий, А.Н.Толстой, В.Ю.Драгунский), заготовки для схемы - предложения по цели высказывания; раздаточный материал - предложения для орфографической работы;





Ход урока



1. Орг. момент. - Сегодня на уроке мы, конечно, будем изучать русский язык; но кроме того встретимся с некоторыми героями сказок и рассказов. 2. Актуализация знаний (1 этап) - А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение. Написала его Е.Благинина, послушайте, о чем оно? (УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХ-Е «ЭХО»).
Я бегу у самого откоса И смешную песенку пою. Эхо звонко и разноголосо Повторяет песенку мою. Я спросила эхо: - Замолчишь ты? - А сама притихла и стою. А оно в ответ мне: - Ишь ты, ишь ты! - Значит, понимает речь мою. Я сказала: - Ты поёшь нескладно! А сама притихла и стою. А оно в ответ мне: - Ладно, ладно! - Значит, понимает речь мою. Я смеюсь - и всё звенит от смеха, Замолчу - и всюду тишина... Иногда гуляю я одна, А не скучно, потому что эхо... - О чем это стих-е? Как бы вы его назвали?

  • А какой первый звук в слове ЭХО?
  • Что вы можете о нем сказать? (гласный, ударный).
  • Какой буквой мы его обозначим? (Э) - вывешивается образец написания буквы Э.
АНАЛОГИЧНО СО ЗВУКОМ (Х)

- Давайте изобразим схему слова ЭХО (НА ДОСКЕ РИСУЕТ УЧЕНИК). Объясните орфограммы в этом слове. Почему в последнем слоге выбор букв? Остальные работают в тетрадях карандашом.


Минутка чистописания. - А теперь потренируемся в красивом аккуратном письме - будем писать буквы Э и Х, но сначала разомнем пальцы. (НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ. ДАЛЕЕ УЧИТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ И КОММЕНТИРУЕТ НА ДОСКЕ). - Оцените свое письмо. Поставьте знак плюс над теми буквами, которые по вашему мнению вы написали особенно красиво и правильно. УЧИТЕЛЬ ТАКЖЕ ОЦЕНИВАЕТ ПИСЬМО БУКВ СВОИМИ ЗНАКАМИ (ПЛЮС ИЛИ МИНУС), ПОДВОДИТ ИТОГИ МИНУТКИ ЧИСТОПИСАНИЯ; ВЫДЕЛИТЬ ЛУЧШИЕ ЗАПИСИ РЕБЯТ. Актуализация знаний (2 этап) - Вспомним, что такое речь? - Из чего состоит речь? - А что такое предложение? - Какие виды речи вы знаете? - А к какому виду речи относится стихотворение, которое я прочитала? - Картинная речь. Почему вы так считаете? -А что такое деловая речь? - Молодцы. 3. Подводящий диалог. - Послушаем сценку, которую нам подготовили ребята. Это разговор мамы с сыном. Послушайте внимательно и догадайтесь, каким словом нужно закончить последнее предложение. - Итак, что же это? (ЭХО). - Верно. Вы прослушали отрывок из рассказа Георгия Скребицкого «Лесное эхо». Г. Скребицкий - писатель, который много писал о природе. Вот его портрет. (ДЕМОНСТРАЦИЯ КНИГИ Г. СКРЕБИЦКОГО). Если вы прочитаете ее, узнаете много интересного. - А как называется разговор двух людей? (диалог).
Упр.202 - Откройте учебники на с. 98, упр. 202. Посмотрите на прослушанный вами отрывок с диалогом. Как оформляется диалог на письме? (ВЫВОД: каждая реплика с новой строки и дефиса)
4.Постановка темы урока - В своей речи мы пользуемся предложениями. Но говорим мы их с разной целью, т.е.для чего-то. А вы можете сказать - с какой целью мы говорим предложения? А какими они бывают? Как бы вы назвали тему урока? - А вот ученые уже давно об этом думали. Давайте и мы, как ученые постараемся это выяснить. 5.Этап открытия нового знания. - А для этого прочитаем еще раз диалог между мамой и сыном. Найдем предложения: - то, которое первым произносит мама (Что ты кричишь?). Прочитайте его с правильной интонацией. - то, которым сын ей отвечает (Там в лесу кто-то дразнится). Прочитайте его с правильной интонацией. - то, в котором он просит ее, побуждает что-то сделать (Вот послушай…) Прочитаем с правильной интонацией. - Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения? ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ. ЗАТЕМ УЧИТЕЛЬ УТОЧНЯЕТ: Вывод: Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим о чем-то сообщить, иногда - спросить, а иногда побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Поэтому предложения бывают разные по цели: если предложении о чем-то сообщает, повествует, то оно называется …( повествовательное); если в предложении о чем-то спрашивают, то оно называется … (вопросительное); если в предложении о чем-то просят, советуют, требуют, предлагают, то оно называется … (побудительное). УЧИТЕЛЬ помещает на доску таблички:

повествовательные

вопросительные

побудительные


- Понятно, почему их так назвали? (Объяснить) Повествовательные - о чем-то повествуют, т.е. сообщают. Побудительные - от слова будить, т.е. помогать проснуться, значит, начать действовать, отсюда слово будильник; побуждение -подталкивание к действию. - Прочитайте и договорите нужные научные слова, с. 91. - Вернемся к трем нашим предложениям и определим, какие они по цели высказывания. - Итак, какие виды предложений вы узнали? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: песня «Буратино»


6. Первичное закрепление.

- Из какой сказки этот отрывок? (ПРОСЛУШИВАНИЕ ОТРЫВКА ИЗ СКАЗКИ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»). - Отгадайте загадки, о ком они? (А. Толстой. Золотой ключик). (УЧИТЕЛЬ помещает на доску иллюстрации героев Мальвины и Буратино).
Ни у кого, ни у кого, Спросите целый свет, Нет носа тоньше моего, Длиннее носа нет! Ношу я длинный, длинный нос, Я мальчик непростой, Сто приключений перенёс, Но вот, в конце концов, Для всех друзей своих принёс Я Ключик Золотой! (Буратино.)
Она Буратино учила писать, И ключ золотой помогала искать. Та девочка-кукла с большими глазами, Как неба лазурного высь, волосами, На милом лице - аккуратненький нос. Как имя её? Отвечай на вопрос.
- А вот эти герои Мальвина и Буратино, они сегодня у нас в гостях. Вы, наверное, знаете из сказки, что Мальвина была очень примерной и умной девочкой и пыталась научить Буратино писать. Еще она учила Буратино правильно вести себя, например, за столом, т. е. правилам этикета. - Откройте упр.204. Прочитаем еще отрывок из этой сказки. Обратите внимание на поля, какой знак вы видите? О чем он нам сообщает? Найдем предложения с опечатками. Напомнить об интонации конца предложения! - Поработаем над этими предложениями на листочках, отметим все орфограммы, а затем запишем их в тетради.
Раздать листочки с предложениями. СНАЧАЛА ДЕТИ работают на индивидуальных карточках, отмечают все орфограммы, двое у доски - отмечают орфограммы.
- Ребята, посмотрите на доску. Согласны ли вы с записями на доске? Все ли орфограммы отмечены? Списывание в тетрадь. Проверка - снизу карандашом по слогам. САМООЦЕНКА ОРФОГРАФИЧЕКОЙ РАБОТЫ: кружок зеленый, красный, желтый. - После предложений в скобках укажем, какие они по цели. - Каких предложений в речи Мальвины больше всего? Что они выражают? Прочитайте их с соответствующей интонацией. А можно ли превратить эти требования в просьбу? Как? Прочитайте их как просьбу, но с нужной интонацией.
Работа в парах: - Найдем три слова с орфограммой: мягкий согласный перед мягким. СЯДЬТЕ, ОПУСТИТЕ, ЕСТЬ. -Выпишите их и отметьте орфограммы. (Дети работают у доски и в тетрадях).
- Вы, наверное, помните рассказ «Заколдованная буква»? Кто его автор? Еще один рассказ В.Драгунского - «Надо иметь чувство юмора».
7. Повторение пройденного с включением нового знания. - Откройте тетради-задачники, упр. 205. Это отрывок из рассказа. - Прочитаем его. Какое задание нужно выполнить? (указать, какие предложения по цели использовали мальчики). - Какую описку допустил Денис? Запишите это слово правильно (или с окошками?) (У ДОСКИ и в тетрадях). Как будем действовать? - Начертим схему слова, разделим на слоги, определим ударный слог, найдем безударный слог, найдем парные согласные - парные перед парными или парные на конце слова. Определим, какие орфограммы можем решить. Куда можем обратиться? (К словарю). Проверим написанное - взамопроверка. Словарная работа: морозы. - Какого предложения по цели нет в разговоре? Придумайте его.
8.Обобщение. - Какие бывают предложения по цели высказывания? 9.Итоги урока. Рефлексия. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Можете ли вы сказать, что после сегодняшнего урока русского языка вы стали знать больше? - Оцените свою работу на листах оценивания. - Что вам понравилось на уроке? А что бы вы еще хотели узнать?
10. Домашнее задание. упр. 206




-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки пред собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки пред собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?

-Сядьте, положите руки перед собой. - Кто вас воспитывает?




- Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я. «А-ма-ма-ма-ма-а-а-а!» - будто передразнил меня кто-то вдали. - Что ты кричишь? Что случилось? - испуганно спросила она. - Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. - Там в лесу кто-то дразнится. - Кто дразнится? - Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай! Ау! Ау! «Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали. - Да ведь это … - сказала мама.



- Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я. «А-ма-ма-ма-ма-а-а-а!» - будто передразнил меня кто-то вдали. - Что ты кричишь? Что случилось? - испуганно спросила она. - Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. - Там в лесу кто-то дразнится. - Кто дразнится? - Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай! Ау! Ау! «Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали. - Да ведь это … - сказала мама.



- Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я. «А-ма-ма-ма-ма-а-а-а!» - будто передразнил меня кто-то вдали. - Что ты кричишь? Что случилось? - испуганно спросила она. - Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. - Там в лесу кто-то дразнится. - Кто дразнится? - Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай! Ау! Ау! «Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали. - Да ведь это … - сказала мама.
- Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я. «А-ма-ма-ма-ма-а-а-а!» - будто передразнил меня кто-то вдали. - Что ты кричишь? Что случилось? - испуганно спросила она. - Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. - Там в лесу кто-то дразнится. - Кто дразнится? - Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай! Ау! Ау! «Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали. - Да ведь это … - сказала мама.

9


© 2010-2022